Краткосрочный проект: "Волшебная соль"
проект (старшая группа)

Власенко Ольга Алексеевна

Краткосрочный проект: "Волшебная соль"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sol.docx346.53 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад комбинированного вида №103»

Заводского района г. Саратова

Краткосрочный проект в общеобразовательной группе

 старшего дошкольного возраста «Рябинка»

«Волшебная соль»

Авторы проекта:

Власенко О.А.

 Шадрина О.Н.

Саратов 2021 г.

Вид проекта: краткосрочный

Тема: «Волшебная соль»

Тип проект: познавательно - исследовательский 

Участники проекта: воспитатели, родители, воспитанники общеобразовательной группы старшего дошкольного возраста «Рябинка»

Сроки: с 1 февраля 2021 г. по 26 февраля 2021 г.

Актуальность проекта:

Ребенок по своей натуре – исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисковой деятельности. Исследовательская, поисковая  деятельность - естественная детская деятельность, дети настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать. Этот проект позволяет интегрировать сведения из разных областей для решения одной проблемы и применять их на практике. Создание условий для детского экспериментирования позволяет педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребёнок может найти себе дело по силам, интересам и способностям. В ходе исследовательской работы дети выяснят, что такое соль и каким образом она попадает на наш стол. Узнают много нового об особенности соли, её свойствах и качествах, разнообразии.

Цель проекта: Узнать как можно больше о соли и её свойствах. И доказать, что соль – не только необходимый продукт, но и интересный материал для проведения опытов и творчества.

Задачи проекта:

Воспитательные.

Воспитывать интерес к окружающему миру.

Развивающие.

Развивать мышление, любознательность, наблюдательность, познавательные способности детей.

Развивать умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации.

Образовательные.

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли.

Обогащать устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.

Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Методы проекта:

беседа;

просмотр презентации;

знакомство с художественными произведениями, в которых говорится о соли;

лепка из соленого теста;

рисование с помощью соли.

Ожидаемые результаты:

расширение кругозора о пользе и вреде соли;

использование соли в  рисование, лепке, художественной литературе;

умение организовать сюжетно-ролевые игры.

Мероприятие

                          Задачи

Сроки

Источники

    Подготовительный этап

 Для педагога

      Для детей

Для родителей

с 01.02.2021 г.

по 05.02.2021 г.

https://tvorcheskie-proekty.ru/node/3153 

Разработка проекта.

Осознание проблемы, формулирование цели и задач.

Планирование совместной и самостоятельной деятельности в рамках проекта.

Привлечение родителей в организации проведения проекта

Этапы реализации

Беседа по ОО «Познавательное развитие» на тему: «Знакомство с солью»

Познакомить детей с солью, по средствам экспериментальной деятельности.

08.02.2021 г.

Приложение № 1

ПХЛ поговорили и пословицы о соли

Цель: развивать память, выразительность речи; речь, умение понимать значение поговорок и пословиц.

09.02.2021 г.

См. картотеку поговорки и половицы

Консультация «Соль друг или враг»

Распространение педагогического опыта среди родителей.

10.02.2021 г.

Презентация «Где живет соль?»

Цель: развивать слух, внимание, усидчивость, умение отвечать на вопросы воспитателя.

11.02.2021 г.

https://infourok.ru/polza-i-vred-soli-3125792.html 

Наблюдение опыта соль + снег

Цель:  развивать наблюдательность, внимание, умение рассуждать после проведения опыта.

12.02.2021 г.

См. картотеку экспериментирования

Опыты с солью

Цель: развивать наблюдательность, внимание, умение рассуждать после проведения опыта.

15.02.2021 г.

См. картотеку экспериментирования

Просмотр мультфильма

«Как казаки соль покупали»

Цель: развивать слух, внимание, усидчивость, умение отвечать на вопросы воспитателя.

16.02.2021 г.

https://www.youtube.com/watch?v=7sb5mcH4aCM

Полезные советы для родителей  «Соль – много, что умеет»

Распространение педагогического опыта среди родителей.

17.02.2021 г.

Конспект НОД  ОО «Художественно – эстетическое развитие» на тему:

«Волшебная снежинка»

 

Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования; развития художественных способностей детей старшего дошкольного возраста. Развить интерес к изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, развивать творчество, инициативу и умение работать в коллективе, развивать мелкую моторику рук.

18.02.2021 г.

Приложение № 2

СРИ «Кафе»

Цель: продолжать формировать умение играть в сюжетно-ролевые игры, поддерживать комфортное пребывание детей в группе.

19.02.2021 г.

См. картотеку сюжетно – ролевых игр

Просмотр видео о добычи соли

Цель: развивать слух, внимание, усидчивость, умение отвечать на вопросы воспитателя.

20.02.2021 г.

https://www.youtube.com/watch?v=EBi7ck-jsEI

https://www.youtube.com/watch?v=UaMvipgQ75k 

ПХЛ сказка про соль

Цель: развивать память, выразительность речи; речь, умение понимать значение поговорок и пословиц.

24.02.2021 г.

Приложение № 3

Итоговый этап

Итоговое мероприятие

проекта

Лепка из соленого теста

20.02.2021 г. –26.02.2021 г.

Приложение № 3

Соль

В некоем городе жил-был купец, у него было три сына: первый — Федор, другой — Василий, а третий — Иван. Жил тот купец богато, на своих кораблях ходил в чужие земли и торговал всякими товарами.

В одно время нагрузил он два корабля дорогими товарами и отправил их за море с двумя старшими сыновьями. А меньшому сыну ничего не доверял по торговле.

Вот как узнал меньшой сын, что его братья за море посланы, тотчас явился к отцу и стал у него проситься в иные земли — себя показать, людей посмотреть.

Купец долго не соглашался:

— Ты и головы домой не привезешь! — но все же и ему дал корабль с самым дешевым грузом: с бревнами, тесом и досками.

Собрался Иван в путь-дорогу, отвалил от берега и скоро нагнал своих братьев.

Плывут они вместе по синему морю день, другой и третий, а на четвертый поднялись сильные ветры и забросили Иванов корабль в дальнее место, к одному неведомому острову.

— Ну, ребята, — закричал Иван корабельным работникам, — приворачивайте к берегу!

Пристали к берегу, он вылез на остров, приказал себя дожидаться, а сам пошел по тропинке; шел, шел и добрался до превеликой горы, смотрит — в той горе не песок, не камень, а чистая русская соль.

Вернулся назад к берегу, приказал работникам все бревна и доски в воду покидать, а корабль нагрузить солью.

Как скоро это сделано было, отвалил Иван от острова и поплыл дальше.

Долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли — приплыл корабль к большому богатому городу, остановился у пристани и якорь бросил.

Иван — купеческий сын сошел в город и отправился к тамошнему царю бить челом, чтобы позволил ему торговать по вольной цене; а для показу понес узелок своего товару — русской соли.

Тотчас доложили про его приход государю; царь его позвал и спрашивает:

— Говори, в чем дело — какая нужда?

— Так и этак, ваше величество! Позволь мне торговать в твоем городе по вольной цене.

— А каким товаром торги ведешь?

— Русской солью, ваше величество!

А царь про соль и не слыхивал: во всем его царстве без соли ели. Удивился он, что такой за новый, небывалый товар?

— А ну, — говорит, — покажь!

Иван — купеческий сын развернул платок; царь взглянул и подумал про себя: «Да это просто-напросто белый песок!» И говорит Ивану с усмешкою:

— Ну, брат, этого добра у нас и без денег дают!

Вышел Иван из царских палат весьма печален, и вздумалось ему: «Дай пойду в царскую кухню да посмотрю, как там повара кушанья готовят — какую они соль кладут?»

Пришел на кухню, попросился отдохнуть маленько, сел на стул и приглядывается. Повара то и дело взад-вперед бегают: кто варит, кто жарит, кто льет, а кто на сковороде яйца бьет.

Видит Иван — купеческий сын, что повара и не думают солить кушанья; улучил минутку, как они все из кухни повыбрались, взял да и всыпал соли, сколько надобно, во все яства и приправы.

Наступило время обед подавать; принесли первое кушанье. Царь отведал, и оно ему так вкусно показалось, как никогда прежде; подали другое кушанье — это еще больше понравилось.

Призвал царь поваров и говорит им:

— Сколько лет я царствую, а никогда так вкусно вы не готовили. Как вы это сделали?

Отвечают повара:

— Ваше величество! Мы готовили по-старому, ничего нового не прибавляли; а сидит на кухне тот купец, что приходил вольного торгу просить, уж не он ли подложил чего?

— Позвать его сюда!

Привели Ивана — купеческого сына к царю.

— Виноват, царь-государь! Я русскою солью все яства и приправы сдобрил; так в нашей стороне водится.

— А почем соль продаешь?

Иван смекнул, что дело на лад идет, и отвечал:

— Да не очень дорого: за две меры соли — мера серебра да мера золота.

Царь согласился на эту цену и купил у него весь товар.

Иван насыпал полон корабль серебром да золотом и стал дожидаться попутного ветра; а у того царя была дочь — прекрасная царевна, захотелось ей посмотреть на русский корабль, и просится она у своего родителя на корабельную пристань. Царь отпустил ее.

Вот она взяла с собой нянюшек, мамушек и красных девушек и поехала русский корабль смотреть. Иван — купеческий сын стал ей показывать, как и что называется: где паруса, где снасти, где нос, где корма, и завел ее в каюту; а работникам приказал — живо якоря отсечь, паруса поднять и в море выходить. И как было им большое поветрие, то они скоро ушли от того города на далекое расстояние.

Царевна вышла на палубу, глянула — кругом море. Иван — купеческий сын начал ее утешать, уговаривать. Царевна скоро улыбнулась и перестала печалиться.

Долго ли, коротко ли плыл Иван с царевною по морю, нагоняют его старшие братья; узнали про его удаль и счастье и крепко позавидовали; пришли к нему на корабль, схватили его за руки и бросили в море, а после кинули промеж себя жребий, и большой брат взял царевну, а средний — корабль с серебром и золотом.

И случись на ту пору, как сбросили Ивана с корабля, плавало вблизи одно из тех бревен, которые он сам же покидал в море. Иван ухватился за то бревно и долго носился с ним по морским глубинам; наконец прибило его к неведомому острову.

Вышел он на землю и пошел по берегу. Попадается ему навстречу великан с огромными усами, на усах рукавицы — вачеги — висят: после дождя сушит.

— Что тебе здесь надобно? — спрашивает великан.

Иван рассказал ему все, что случилось.

— Хочешь, я тебя домой отнесу? Завтра твой старший брат на царевне женится; садись-ка ко мне на спину.

Взял его, посадил на спину и побежал через море; тут у Ивана с головы шапка упала.

— Ах, — говорит, — ведь я шапку сронил!

— Ну, брат, далеко твоя шапка — верст с пятьсот назади осталась, — отвечал великан.

Принес он его на родину, спустил наземь и говорит:

— Смотри же, никому не хвались, что ты на мне верхом ездил; а похвалишься — худо тебе будет.

Иван — купеческий сын обещал не хвалиться, поблагодарил великана и пошел домой.

Приходит, а уж там все за свадебным столом сидят. Как увидала его прекрасная царевна, тотчас выскочила из-за стола, бросилась на шею.

— Вот, — говорит, — мой жених, а не тот, что за столом сидит!

— Что такое? — спрашивает отец.

Иван ему рассказал про все, как он солью торговал, как царевну увез и как старшие братья его в море спихнули.

Отец рассердился на больших сыновей, согнал их со двора долой, а Ивана женил на царевне.

Начался у них веселый пир; на пиру гости подпили и стали хвастаться: кто силою, кто богатством, кто молодой женой. А Иван сидел, сидел да спьяна и сам похвастался:

— Это что за похвальбы! Вот я так могу похвалиться: на великане через море верхом проехал!

Только вымолвил — в ту же минуту является у ворот великан:

— А, Иван — купеческий сын, я тебе приказывал не хвалиться мною, а ты что сделал?

— Прости меня! — говорит Иван купеческий сын. — То не я хвалился, то хмель хвалился.

— А ну покажи: какой-такой хмель?

Иван приказал привезть сороковую бочку вина да сороковую бочку пива; великан выпил и вино и пиво, опьянел и пошел все, что ни попалось под руку, ломать и крушить. Много недоброго натворил: сады повалял, хоромы разметал! После и сам свалился и спал без просыпу трое суток.

А как пробудился он, стали ему показывать, сколько он бед наделал; великан страх как удивился и говорит:

— Ну, Иван — купеческий сын, узнал я, каков хмель; не пей, не хвались же ты мною отныне и до веку.

Конспект занятия по рисованию

                                 Тема: «Северное сияние»

Программное содержание:

1. Закреплять знания детей об особенностях климата в районах Крайнего севера.

2. Учить создавать изображение северного сияния

3. Развивать творческое воображение, фантазию.

Материал и оборудование:  Фотографии, иллюстрации с изображением северного сияния. Бумага формата А4.  Восковые карандаши. Гуашь. Силуэты  белых медведей из белой бумаги

Ход занятия

Что за чудо –чудеса загорелись небеса

Ой! Горит !пылает пламя над сверкающими льдами!

Кто зажег огонь чудесный ?золотой костер небесный?

Никого за тучей нет!  Это с неба льется свет (северное сияние)

Воспитатель: Ребята, такое явление неживой природы на территории нашей страны можно наблюдать только на крайнем севере, в Арктике. Скажите, правда похоже на радугу? Показать изображение Северного сияния (ответы детей).

Хотели бы вы изобразить северное сияние ?

Пригласить детей к столу  

Показать детям, каким образом можно нарисовать северное сияние

Рисование

1 Закрасить лист бумаги восковыми мелками

2 Закрасить лист бумаги акварелью (синий, фиолетовый и др . )

3 Нарисовать сугробы, льдину белой гуашью.

          Сделать набрызг щёткой ( снег)

          Усложение (для подготовительной группы )

          нарисовать белых медведей.

Воспитатель: В Арктике очень холодно, я замёрзла, а вы? Предлагаю погреться. (Проводится физкультурная минутка)

Физкультурная минутка «Кто на севере живет»

По ледяной пустыне (идут по кругу вперевалочку, медленно)

Медведица идет.За нею медвежата (убыстряют шаг)Торопятся вперед.

Трещит мороз жестокий (останавливаются и обнимают себя руками)

Повсюду снег и лед. (повороты с вытянутой рукой вправо-влево)

По полынье холодной за нерпой морж плывет. (делают гребки руками)

Бегут, спешат олени. (руки скрестить над головой )

Им виден путь едва (высоко поднимают колени)

Над ними тихо кружит (поднимают и машут руками )полярная сова

Молодцы ! Согрелись!

Давайте теперь с вами полюбуемся нашими работами ( дети рассматривают рисунки)

Приложение № 1

Беседа по ОО «Познавательное развитие» на тему: «Знакомство с солью»

Цель: Познакомить детей с солью, по средствам экспериментальной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • Уточнить знания детей о свойствах соли.
  • Систематизировать знания детей о том, что соль минеральное вещество, о происхождении этого минерала, формах существования в природе.
  • Научить использовать соль, как средство для творчества.
  • Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление.

Развивающие:

  • Развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления.
  • Воспитывать любознательность, потребность вполучении информацию о соли и соблюдения правил поведения припроведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые мерыбезопасности.

Словарь: каменная, поваренная, морская, кристаллы, минеральное вещество, соляная шахта, ученый, микроскоп, лупа, пробирка.

 Ход:

Воспитатель: Ребята! Посмотрите сколько сегодня у нас гостей. Давайте поздороваемся с нашими гостями и подарим им свои улыбки. А теперь посмотрите все на меня и подарите мне свои улыбки.

А сейчас, я загадаю вам загадку:  

Рассказать обо мне хоть немножко позволь.

У меня на Земле очень важная роль:

Отдельно я не так вкусна,

Но в пище каждому нужна

Без меня суп - не суп, и салат - не салат,

Нет меня - и невкусно, и повар не рад.

В рану, глаз попаду - будет едкая боль.

Как назвали меня, догадался ты?

Дети: Соль.

Воспитатель: Правильно, это соль.

Соль, один из главных минералов на земле. Минерал – это природный камень, образующееся в недрах (глубоко в земле) или на поверхности Земли.

Мёртвое море – самое солёное в мире.

Озеро Эльтон– самое большое по площади минеральное озеро Европы.

Озеро заполнено насыщенным солевым раствором.

Самый соленый океан в мире – Атлантический океан.

Соль добывают под землей, где образуются соляные горы.

Шахтеры выпиливают блоки, которые потом разбивают на куски, грузят в вагоны и на специальных поездах вывозят наверх.

Воспитатель: Где люди ещё используют соль?

Где, чаще всего применяют соль?

Дети: Соль добавляют в еду.

Воспитатель: С помощью соли консервируют овощи для длительного хранения.

Ещё соль применяют в медицине. С ее помощью люди лечат различные заболевания.

Существуют огромные соляные пещеры, куда ходят люди дышать соленым воздухом, чтобы вылечить органы дыхания. Посмотрите, как красиво в этой пещере, она вся сверкает и переливается

На улице для безопасности человека, посыпают солью лёд.

Соль используется для подкормки животных. Оказывается, животным тоже нужна соль, и они ее очень любят облизывать.

По старинному русскому обычаю принято встречать дорогих гостей «Хлебом-солью». « Хлеб да соль!» - говорит русский человек, приветствуя гостей.  Соль – это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде.

Соль не только приносит пользу, она может и нанести вред человеку.

Воспитатель: игра «Соленый-несоленый»

Дети приседают, услышав продукт, который можно солить

(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, мандарин, рыба, яйцо,)

Заключительная часть:

Воспитатель: Что узнали о соли?

Дети: Соль белого цвета, состоит из кристалликов,  она твердая, сыпучая и растворяется в воде, не имеет запаха.

Соль растворяет лёд быстрее.

Приложение № 2

Конспект по ОО «Художественно – эстетическое развитие»

на тему: «Волшебная снежинка» (нетрадиционная техника рисования солью).

Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования.

Задачи:

Образовательные:

развития художественных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Развивающие:

Развить интерес к изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, развивать творчество, инициативу и умение работать в коллективе, развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

Воспитывать осознанное бережное отношение к миру природы, дать элементарные представления о свойствах соли; помочь детям поверить в свои силы, побуждать детей к творческим поискам и решениям.

Материал: Клей ПВА в тюбиках, листы картона голубого цвета, соль, акварельные краски, разведенные водой; пипетки, салфетки, подносы, простые карандаши.

Ход совместной деятельности воспитателя с детьми:

Нежные, добрые девочки!

Сильные, смелые мальчики!

Встанем в круг, за руки все возьмемся

И радостно друг другу улыбнемся!

Ребята, а вы знаете какое сейчас время года? Вы уверенны, что зима? А прямо в окошко нам светит солнышко, на улице тепло. И я очень сильно переживаю, как же Дед Мороз доберётся к нам на праздник? Кто укажет ему дорогу? (ветер, метель, снежинки).

Вот беда, снежинок же нет. Почему? (тепло)

А что же делать, без снежинок Дедушка Мороз нас не найдёт!

Вы думаете, что надо нарисовать снежинки? Можно, но только гость у нас необычный, поэтому и снежинки должны быть волшебными.

Вы хотели бы нарисовать такие волшебные снежинки?

Тогда скорее приступаем к работе, ведь до праздника осталось совсем мало времени.

Выбираем цветной листок картона, рисуем на нём карандашом большие снежинки.

А теперь мы превращаемся в волшебников: берем тюбик с клеем ПВА и рисуем клеем силуэт снежинки. Клея не жалеем, выдавливаем много.

Располагаем рисунок на подносе и щедро посыпаем солью.

А пока клей немного подсохнет, мы поиграем:

(пальчиковая игра)

Сыплет белый, снежный пух. (Плавно опускаем кисти рук сверху вниз)

Устилает все вокруг. (Разводим руки в разные стороны).

Пух на шапках (Показываем на названные вещи,

Пух на шубках, (или поочередно загибаем пальцы)

Пух на бровках,

Пух на губках.

Как щекотно — ух! (Щекочем себя и встряхиваемся)

Кто щекочет — пух! (Ладошки перед собой, дуем на них)

Аккуратно стряхиваем остатки соли, которые не приклеились на поднос.

Теперь можно добавить яркие цвета. Набираем в пипетку, разведенную водой акварель и по капле нанесём на рисунок.

Соленый клей быстро впитает краску. Видите, как капли растекаются по кристалликам соли и получаются яркие узоры.

Посмотрите какие необычные снежинки у нас получились.

А если мы соберем все снежинки, что получится? (настоящая метелица)

Как вы думаете мы смогли помочь Деду Морозу?

Что вам больше всего понравилось делать?

А вы можете дома показать родителям, как вы сегодня рисовали?

Мы сегодня постарались на славу и теперь Дед Мороз точно доберётся к нам на праздник!

Опыт № 1

«Соль - волшебница».

С чего начались наши исследования? Сначала мы изучили свойства и качества соли.

Вывод: выяснили, что соль на вкус соленая, белого цвета, не имеет запаха, сыпучая.

Опыт №2

«Соль хрустит»

Дети насыпали в блюдечко соль и стали надавливать на неё сухой ложкой, после чего они услышали хрустящие звуки. Они сравнили их с ходьбой по снегу в морозный день.

Выводсоль, как и снег, состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.

Опыт №3

«Соль растворяется в воде»

Для опыта мы взяли прозрачный стакан с водой, насыпали соль в воду и стали наблюдать.

Вывод: при взаимодействии с водой соль растворяется.

Опыт №4

«Соль в холодной и горячей воде»

Мы взяли два стакана с холодной и горячей водой. И положили в каждый из них по одной столовой ложке соли «с горкой».

Вода в стаканах помутнела. Но вот в стакане с горячей водой соль растворилась быстрее, и вода была почти прозрачной. А в стакане с холодной водой соль упала на дно, сама же вода долго оставалась мутной.

Вывод: мы увидели, что в стакане с горячей водой, соль растворилась быстрее. Чем выше температура воды, тем быстрее растворяется соль.

Опытно – экспериментальная деятельность №8 «Кристаллизация соли».

«Выращивание кристаллов»

Чтобы вырастить кристаллы соли, мы налили в чашку тёплой воды, насыпали соли. В чашку опустили ниточку. Через несколько дней мы заметили, что вода из чашки стала испаряться, а ниточка и дно чашечки покрылись кубиками соли. Это кристаллы.

Вывод: при испарении воды соль кристаллизуется.

https://mbdouds35.ru/volchenko-galina-aleksandrovna-vospitatel/proektnaya-deyatelnost/konsultatsiya-dlya-roditeley-o-soli 

Опыт № 1: «Из чего состоит соль».

Взяли тарелочку с солью. Что можно сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок). Рассмотрим соль в увеличительное стекло. Что можем увидеть? (соль состоит из белых кристаллов)

Вывод: соль состоит из маленьких кристаллов.

Опыт №2 «Соль хрустит»

Дети насыпали в блюдечко соль и стали надавливать на неё сухой ложкой, после чего они услышали хрустящие звуки. Они сравнили их с ходьбой по снегу в морозный день.

Вывод: Соль как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.

Опыт №3 «Соль растворяется в воде»

Для опыта мы взяли прозрачный стакан с водой, насыпали соль в воду и стали наблюдать.

Вывод: При взаимодействии с водой соль растворяется

Опыт №4 «Соль в холодной и горячей воде»

Взяли два прозрачных стакана: один с холодной водой, другой с горячей. Насыпали в оба стакана по три ложки соли и хорошо размешали.

Вывод: Мы увидели, что в стакане с горячей водой, соль растворилась быстрее. Чем выше температура воды, тем быстрее растворяется соль.


Опыт №5 «Плавающая картошка и яйцо»

Для опыта взяли 2 сырых яйца (картошки) и две кружки (стакана) с водой. Налили воду в кружки, в одну кружку насыпали 3 ложки соли и хорошо перемешали, а в другую нет. Положили в обе кружки яйца (картошку), там где была солёная вода, яйцо (картошка) всплыло, а где нет – утонуло. А когда смешали оба раствора – яйцо (картошка) оказалось примерно посередине кружки.

Вывод: Солёная вода помогает держаться предметам на поверхности (Эффект «Мёртвого моря»)

Опыт № 6 «Влияние соли на сосуды человека»

Взяли 3 баночки и налили в них одинаковое количество воды.

В первую баночку опустили  кусочек шерстяной нитки.

Во вторую баночку добавили соли и опустили такую же ниточку, как и в первую баночку.

А в третьей баночке сделали насыщенный раствор соли и так же опустила нитку. Представим, что нитка – сосуд человека.

Через несколько дней я заметили:

1 баночка – нитка без изменений

2баночка – нитка стала мокрой и слегка покрылась белым налётом

3 баночка – нитка стала мокрой, покрылась белым налетом, и стенки баночки стали немного белыми

Это наглядный пример отрицательного воздействия большого количества соли на сосуды человека.

Опыт № 7 «Незамерзающая вода»

Для проведения опыта понадобится: 2 контейнера, вода, соль, морозильная камера.

В один контейнер добавили соль. Оба контейнера поставили в холодильник. Через 8 часов обнаружили, что пресная вода превратилась в лед, а соленая - стала холодной, но не замерзла.

Оставили воду в морозильной камере и проверили ее через 2 дня. Соленая вода стала напоминать кашу.

Вывод: соль понижает температуру замерзания воды.

Опыт № 8  «Металл и соль»

Понадобится: гвоздь, стакан, вода и соль.

1. Приготовить соляной раствор.

2. Опустить гвоздь в соляной раствор, затем достать, не вытирая воду. После того, как вода высохла, на гвозде стали заметны белые пятна, которые через сутки превратились в следы ржавчины, а она и разрушает металл.

Вывод: соль оставляет следы на металле, вызывая появление ржавчины, которая служит началом коррозии металлических поверхностей.

Опыт № 9 «Наблюдение за кожаным ботинком»

Понадобится: старый кожаный ботинок, емкость, вода и соль.

1. Приготовить соляной раствор.

2. Поместить в него кожаный ботинок.

3. Ботинок пропитался соляной водой и уже через 2 часа на верхней части ботинка образовались кристаллы соли. Кожа приобрела некрасивый вид. Белый налет не счищался – соль глубоко въелась в кожу ботинка.

Вывод: соль, действительно, разрушительно влияет на нашу обувь, поэтому необходимо каждый день мыть и начищать обувь кремом, что поможет нашей обуви сохранить красивый вид.

Опыт № 10  «Действие соли на растения»

Можно использовать рассаду перца, воду и соль.

1. Приготовить соляной раствор

2. Перец поливать соляным раствором 1 неделю.

3. На 2 день после полива в нижней части стебля перца появились кристаллы соли.

4. Через неделю растение погибло.

Вывод: соль отрицательно влияет на рост растений в комнатных условиях. В природе соль накапливается с почве и губит все живое.

Опыт №11 «Снежная ветка сосны»

Мы для опыта взяли ветку сосны, налили в тазик горячей воды, положили туда ветку сосны и насыпали соли.

На следующий день мы вытащили ветку и положили её сохнуть у батарее.

Ещё через 2-3 дня мы увидели, что наша веточка стала серебристая, как после мороза.

Опыт №12 «Выращивание кристаллов»

Кристалл - это твердая порода, состоящая из меленьких трехмерных фигур.

Для опыта нам понадобились стакан соленой воды, нить, привязанная к карандашу. Поместили нить в стакан и стали наблюдать.

Через 5 дней образовались кристаллы соли на нитке и карандаше.

А что произойдет, если к одной нити привязать скрепку, а к другой – деревянную щепку?

Вывод: На нитке, к которой была привязана щепка, кристаллов образовалось больше. Это говорит о том, что чем более шероховатая поверхность, тем лучше на ней будут удерживаться, а значит и быстрее образовываться кристаллы

Опыт №13 Лавовая лампа

Нужны: Соль, вода, стакан растительного масла, несколько пищевых красителей, большой прозрачный стакан или стеклянная банка.

Опыт: Стакан на 2/3 наполнить водой, вылить в воду растительное масло. Масло будет плавать по поверхности. Добавьте пищевой краситель к воде и маслу. Потом медленно всыпьте 1 чайную ложку соли.

Объяснение: Масло легче воды, поэтому плавает по поверхности, но соль тяжелее масла, поэтому, когда добавляете соль в стакан, масло вместе с солью начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность. Пищевой краситель поможет сделать опыт более наглядным и зрелищным.

Сюжетно-ролевая игра «Кафе».

Цель: Продолжать формировать умение играть в сюжетно-ролевые игры, поддерживать комфортное пребывание детей в группе.

Программные задачи:

Образовательные:

Знакомить с профессиями администратора, охранника, повара, официанта, кассира.

Формировать умение детей готовить обстановку для проведения игры, подбирать предметы –заместители и атрибуты для игры.

Закреплять умение правильно и последовательно выполнять игровые действия и манипулировать ими.

Развивающие

Развивать диалогическую речь детей, умение отображать в игре знания об окружающей жизни.

Развивать внимание и память, логическое мышление и воображение.

Стимулировать творческую активность детей.

Формировать умение играть по собственному замыслу.

Воспитательные :

Формировать доброжелательные взаимоотношения в коллективе.

Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.

Продолжать воспитывать культуру поведения в общественных местах.

Активизация словарякафе, повар, заказ, меню, администратор, посетитель, сервировка.

Роли:

Администратор, официант, шеф- повар, повар, охранник, кассир, уборщица, посетители.

Оборудование:

Столики для посетителей,

скатерти для столиков, салфетки, посуда для сервировки, вазочки с цветами,

папки-меню, блокнот и карандаш для официантов, фартуки для официантов,

одежда для поваров,

фуражка и рация для охранника,

рабочее место для администратора кафе,

атрибуты для уборщицы- ведерко и щетка,

касса для кассира,

разносы, игрушечные угощения

кошельки, деньги для персонала и посетителей.

Предварительная работа:

Методические приемы:

- Беседы с детьми: Что такое кафе? Что там делают? Что едят, пьют? Кто работает в кафе? Что такое меню

- Беседа о труде работников столовых, кафе.

- Чтение художественной литературы (К. И. Чуковский «Федорино горе»«Муха-Цокотуха»; В. Маяковский «Кем быть?»«День рождения кота Леопольда»).

- Дидактические игры«Кто есть кто»«Кто что делает»«Мамины помощники»«Профессии»«Валеология»«Вежливые слова».

- Разучивание поговорок; стихотворений.

- Отгадывание загадок.

- Рисование денег своей группы.

- Ручной труд: изготовление муляжей пирожных, рисование денег (игрушечных, меню.

- Работа с родителями: беседа о семейных традициях, консультации для родителей «Рекомендации родителям по развитию сюжетно ролевой игры у детей дошкольного возраста», «Правила питания дошкольника».

- Экскурсия на кухню детского сада наблюдение за работой повара, помощника воспитателя.

- Экскурсия родителей с детьми в кафе.

Ход игры:

Организационный:

Ребята, вы любите бывать в кафе?

Да, мы ходим в кафе когда у кого-то день рождения, или просто так.

А кто знает как устроено кафе?

Там есть зал для посетителей и кухня для приготовления еды.

(составляем план-схему помещения кафе на доске).

Кто работает в зале?

Официанты

Сколько будет официантов?

Двое (на плане -схеме обозначаем фишками двух официантов)

Что делают официанты? (ответы детей)

Лера и Ваня, вы больше остальных рассказали о работе официанта, я предлагаю вам эти роли.

Кто еще работает в кафе?

Шеф-повар и повар

Где их рабочее место?

На кухне (также фишками обозначаем на плане- схеме место работы поваров)

Что делают повара? (ответы детей)

Мне, София и Кирилл. Очень понравилось ваши рассказы о работе поваров. Давайте вы будете поварами?

Аналогично распределяю роли администратора, охранника, уборщицы и кассира.

Вот и хорошо, роли выбраны, теперь каждый готовит свое рабочее место, берет все, что ему нужно для игры и не забывайте, что вы должны вести себя культурно и вежливо.

Диалог администратора и посетителей.

Дети(Посетитель) Здравствуйте!

Администратор: Добрый день, проходите, пожалуйста, добро пожаловать в кафе «Крепыш»». Усаживайтесь по удобней. К вам сейчас подойдет наш официант.

(Посетители усаживаются. Важно, чтобы мальчик пропускал девочку вперед, пододвигал стул и т. д.).

Посетители: - Спасибо (мальчики сажают девочек за стол).

Диалог официанта и посетителей:

Официант: Добрый день, меню, пожалуйста.

Посетитель: Здравствуйте! Добрый день!

Официант: Что будете заказывать? (Подает меню). У нас есть очень вкусный кофе и очень вкусные пирожные.

Посетитель: Кофе и пирожное.

Официант: Отдыхайте, ваш заказ будет скоро готов.

(Далее дети играют по собственному замыслу: официант принимает заказ, передает повару и т. д.).

(Повар готовит кофе. Наливает кофе в чашку. Официант ставит все заказанное на поднос, аккуратно подает посетителю, красиво расставляет на столе).

Официант: Приятного аппетита!

Посетитель: Большое спасибо. (Посетители едят, пьют кофе, между собой общаются. Официант в это время подсчитывает сумму заказа)

Посетитель: Пожалуйста посчитайте нам.

Официант: С вас 5 рублей за кофе, 10 рублей за пирожное.

Посетитель: Спасибо, все было вкусно.

Официант: Приходите к нам еще.

Подходит Администратор.

Администратор: Вам у нас понравилось?

Посетитель: Да все было замечательно.

Администратор: Приходите к нам еще, вы попробуете разные сорта чая, получите заряд бодрости и удовольствие от общения с друзьями! Приводите своих друзей.

Посетитель: До свидания!

Администратор: До свидания!

Игра дальше продолжается, дети стараются самостоятельно вести диалоги. Одновременно могут работать два официанта. Официант приносит посетителям меню. Принимает заказы, обслуживает. Желает приятного аппетита.

В кафе можно общаться, рассказать друг другу интересную историю, послушать музыку.

В конце игры посетители - дети просят счет. Официант просит оплатить заказ, приглашает еще раз посетить кафе. Посетители расплачиваются и благодарят персонал кафе. Официант убирает посуду со стола.

Игра продолжается самостоятельно.

Итог сюжетно-ролевой игры.

В конце игры можно провести анализ.

Воспитатель: - Что мы сегодня делали? Как играли? Хорошо играли? Как вы справились со своей ролью? Понравилось ли вам наше кафе? - Что больше всего понравилось, а что не очень?

Можно похвалить детей, которые отличились. Сказать детям, что все постарались, молодцы. Если были какие-либо недочеты – указать ребенку, в чем ему следует потренироваться. Попросить убрать все атрибуты для игры на свои места.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад комбинированного вида №103»

Заводского района г. Саратова

Полезные советы для родителей

«Соль -  много, что умеет»

Саратов 2021


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект «Волшебная соль»

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педаго...

Краткосрочный проект «Волшебная соль»

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педаго...

Краткосрочный проект "Волшебная вода"

ull;В среднем дошкольном возрасте дети проявляют большой интерес к исследовательской деятельности ,,задают огромное количество вопросов.. Дети экспериментируют с различными предметами и веществами,,...

Проект «Волшебные свойства соли» в подготовительной группе

В детском саду создаются условия для поисково-исследовательской деятельности детей, что способствует формированию у детей познавательной активности, творчества и воображения. В работе с детьми активно...

Краткосрочный проект "Волшебная водичка" в младшей группе "Звёздочки"

Вид проекта: краткосрочный, познавательно-поисковый.Актуальность проекта:В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад я...

Краткосрочный проект «Волшебные звуки вокруг нас» в рамках проекта «Инструменты детского оркестра»

Краткосрочный проект «Волшебные звуки вокруг нас»в рамках проекта  «Инструменты детского оркестра»...

Краткосрочный проект "Волшебная соль"

В проекте ""Волшебная соль" мы с детьми выяснили что такое соль, откуда она берется, исследовали свойства соли опытным путем, а также развили творческие и коммуникативные навыки детей....