Анализ современных детских игрушек и игр детей дошкольного возраста
материал

Екатерина Бродская

Ассортимент, предоставляемый современной индустрией игрушек, весьма многообразен. Отметим наиболее важные с психологической точки зрения особенности игровой продукции, появившейся буквально в последнее десятилетие. Во-первых, большинство игрушек стало максимально детализировано и приближено в своем изображении к реальным предметам. Во-вторых, появилось очень много игрушек, имитирующих предметы быта, использующихся в обиходе взрослыми. В-третьих, появилось множество игровых предметов, которые скорее подавляют, чем разворачивают собственную активность ребенка. Так, например, в различных наборах, где нужно что-то склеить, слепить, сконструировать и т.п. – содержатся уже готовые формы, с которыми ребенку остается сделать только одно или пару действий. Надо сказать, что изобилие таких товаров ограничивает развитие ребенка. Ребенок, используя их, лишается возможности в полной мере проявить свои способности, проявить фантазию. Изготовление игрушек собственными руками при участии взрослых – одно из самых перспективных направлений. Наводнение же игровой продукции предметами – копиями реального мира, приводит к тому, что у детей отпадает необходимость использовать в своих играх предметы-заместители.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_igr_i_igrushek.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ современных детских игрушек и игр

детей дошкольного возраста.

Ассортимент, предоставляемый современной индустрией игрушек, весьма многообразен. Отметим наиболее важные с психологической точки зрения особенности игровой продукции, появившейся буквально в последнее десятилетие. Во-первых, большинство игрушек стало максимально детализировано и приближено в своем изображении к реальным предметам. Во-вторых, появилось очень много игрушек, имитирующих предметы быта, использующихся в обиходе взрослыми. В-третьих, появилось множество игровых предметов, которые скорее подавляют, чем разворачивают собственную активность ребенка. Так, например, в различных наборах, где нужно что-то склеить, слепить, сконструировать и т.п. – содержатся уже готовые формы, с которыми ребенку остается сделать только одно или пару действий. Надо сказать, что изобилие таких товаров ограничивает развитие ребенка. Ребенок, используя их, лишается возможности в полной мере проявить свои способности, проявить фантазию. Изготовление игрушек собственными руками при участии взрослых – одно из самых перспективных направлений. Наводнение же игровой продукции предметами – копиями реального мира, приводит к тому, что у детей отпадает необходимость использовать в своих играх предметы-заместители.

Метод исследования

Этапы исследования и методики сбора данных

Первый этап: анализ и описание тех игр и игрушек, которые на сегодняшний день востребованы в обществе. Сбор данных об игровом материале современных дошкольников проводился посредством беседы с родителями и детьми. В выборку вошли 54 дошкольника (28 девочек, 26 мальчиков), и их родители. Средний возраст детей составил 5 лет. Дети посещают детский сад г. Протвино. Среди опрошенных родителей преимущественно были мамы (44 женщины, 10 мужчин). Детям задавались в основном два вопроса: «В какие игрушки ты больше всего любишь играть?»;  «Любишь ли ты играть в компьютерные игры? Какие?». В беседе с родителями затрагивались следующие вопросы: «В какие игры предпочитает играть Ваш ребенок?»; «Есть ли у ребенка любимые игры»; «Любит ли ребенок играть в компьютерные игры?»; «Любит ли ребенок рисовать, лепить, конструировать?»

Второй этап. Для проверки и уточнения результатов опроса родителей мы провели серию наблюдений, целью которых было выяснить то, какие игрушки родители покупают своим детям. Второй этап исследования также включал в себя анализ игрушек и игровых пособий, имеющих место на полках современных магазинов.

Третий этап исследования проходил на базе детского сада № 2  «Искорка», где осуществлялось наблюдение за деятельностью дошкольников в условиях детского сада. В выборку вошли 30 детей дошкольного возраста, посещающих среднюю группу группу и 24 ребенка, посещающих старшую группу. Наблюдение проводилось в течении 1 месяца.

Результаты и обсуждение исследования

На первом этапе осуществлялся анализ и описание тех игр и игрушек, которые на сегодняшний день востребованы в обществе.  

Полученные данные показывают, что у родителей есть популярные игрушки (куклы Барби и все, что им сопутствует, техника и конструкторы). Лидирующие позиции также занимают творческие наборы и развивающие игры, что подтверждает существующую в обществе, ориентацию на умственное развитие ребенка.

Данные, полученные в ходе наблюдения за покупательским поведением родителей (второй этап), принципиально не отличались от результатов опроса родителей. Опрос детей позволил выявить гендерные предпочтения игрушек. Девочки отдают предпочтение образным игрушкам – куклам, животным, персонажам из мультфильмов, ориентированных на девочек и т.п.

Таблица 1. Предпочитаемые игры и игрушки (мальчики и девочки)

Виды игр и игрушек

Девочки

Мальчики

Образные игрушки

20

7

Игрушки технического характера (машины, самолеты, роботы)

8

22

Компьютерные игры

12

20

Конструкторы

10

25

Дидактические игры

9

2

Мальчики же предпочитают технические игрушки, конструкторы и компьютерные игры (см. таблицу 1).

Малый интерес у мальчиков и девочек вызывают дидактические игры. По-видимому, это связано с тем, что они являются составной частью занятий, которые регулярно проводятся в ДОУ.  

Анализ тем и содержания игр, зафиксированных в период наблюдения, показал, что есть наиболее популярные темы игр дошкольников, и они непосредственно связаны с мультфильмами, которые смотрят дети: «Трансформеры», “Winks” и “My little pony”. Дети часто заимствовали сюжет из мультиков и переносили его в свои игры.

Отмечено редкое использование детьми в своих играх неоформленных предметов. Эта особенность обусловлена тем, что сегодня ребенку в большом количестве предоставляются всевозможные копии предметов, существующих в мире взрослых. Таким образом, у детей отпадает необходимость их чем-либо замещать. Количественный анализ данных показал, что число оформленных предметов, используемых детьми в своих играх, существенно превышает число неоформленных. Выявлена гендерная дифференциация сюжетов игр, происходящая в том числе и под влиянием просмотра мультфильмов (см. рис. 3). Оказалось, что наибольшую популярность среди девочек занимают «Феи Winks» и «Моя маленькая пони»; у мальчиков – «Бентен» и «Трансформеры». Но, несмотря на то, что существует такое разделение, были зафиксированы игры, которые пользуются популярностью, как у мальчиков, так и у девочек. В данном случае это была игра в «Фей Winks». Вероятно, такое положение дел связано с тем, что в данном мультфильме присутствуют персонажи обоих полов (роли которых дети на себя и берут), и, кроме того, они обладают так называемыми сверхспособностями, которые привлекают детей.

Рис. 1. Количество случаев игр по выделенным темам (мальчики, девочки)

Вывод

Игра современного дошкольника действительно испытывает на себе влияние современных мультфильмов, рекламных роликов, компьютерных игр и других источников массовой информации. Из всех игр, зафиксированных в течение периода наблюдения, число тех, что возникли под влиянием просмотра мультфильмов самое большое. Было отмечено, что даже с переходом от игры к другим видам деятельности, протекающим в свободной форме, некоторые дети продолжают общаться друг с другом, исходя из роли персонажа мультфильма, принятой на себя в игре. В таких случаях дети редко пытались организовать совместную игру.

Было выявлено, что дети редко в игре прибегают к замещению одних предметов другими. Число оформленных предметов превышает неоформленные. В играх детей была обнаружена относительная дифференциация игр мальчиков и девочек, обусловленная просмотром разных мультфильмов. Исследование показало, что игра сохраняется в жизни современных дошкольников, несмотря на ряд неблагоприятных обстоятельств, связанных с режимными моментами в детском саду и интенсивной подготовкой к школе, индустрией игрушек и отсутствием в распоряжении детей неоформленных предметов, доступностью средств массовой информации и привлекательностью зарубежных мультфильмов и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для воспитателей и родителей по использованию игрушек в воспитании детей дошкольного возраста.

Методические рекомендации для воспитателей и родителей по использованию игрушек детьми дошкольного возраста....

Значение игрушек -заместителей для детей дошкольного возраста.

Анализируя особенности игровой деятельности дошкольника, необходимо помнить, что её развитию способствует освоение знаковой функции сознания, которая состоит в возможности использовать один объект в к...

Детское экспериментирование, как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста

Цель: создание условий для формирования основ целостной картины мира дошкольника средствами экспериментальной деятельности.Задачи:·...

Использование игрушек в воспитании детей дошкольного возраста

Использование игрушек в воспитании детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей и воспитателей Методические рекомендации для воспитателей и родителей по использованию игрушек в воспитании детей дошкольного возраста.

Методические рекомендации для воспитателей и родителей по использованию игрушек в воспитании детей дошкольного возраста....

Сообщение для воспитателей «Роль мультимедийных технологий и игрушек в развитии детей дошкольного возраста»

Сообщение для воспитателей «Роль мультимедийных технологий  и игрушек в развитии детей дошкольного возраста»...