Статья «Развитие представлений о цвете форме величине по средствам развивающих игр»
статья (младшая группа)

Ирина Николаевна Орехова

Статья «Развитие представлений о цвете форме величине по средствам развивающих игр»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья «Развитие представлений о цвете форме величине по средствам развивающих игр»

Детство - пора удивительных открытий.

Мир предстает притягивающим разнообразием форм, цветов, запахов, вкусов, звуков. Окружающее обладает множеством явных и скрытых свойств, которые ребенок учится открывать для себя.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине. Значение сенсорного развития в дошкольном возрасте очень велико.  Этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире. Для дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игры-занятия на величину, форму, цвет воспитывают сосредоточенность, умение спокойно, не отвлекаясь заниматься в течение времени одним каким-то делом. Развивается устойчивость внимания, особенно тогда, когда ребенок подражает взрослым. Действия детей с дидактическими игрушками, пособиями всегда ставят перед ребенком умственную задачу: он старается добиться результата - собрать башенку, сложить матрешку, подобрать красивые перышки для хвоста петуха и т.д. В младшем дошкольном возрасте дети могут различать до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине. В младшем дошкольном возрасте ребёнок учится сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров. При сравнении предметов, соизмеряет один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом), пользуясь приемами наложения и приложения. Ребёнок может сравнить результат такими словами, как длинный — короткий, одинаковые по длине, широкий — узкий, одинаковые (равные) по ширине, высокий — низкий, одинаковые (равные) по высоте, большой — маленький, одинаковые (равные) по величине).

Подборка игр:

Большие и маленькие

Цель: Обучение чередовать предметы по величине.

Материал: Шесть больших бусин (приблизительно 2 см.) и шесть маленьких бусин (приблизительно 1см.). Бусинки одинаковой формы и цвета. Тонкие шнуры. Кукла и корзиночка.

Ход игры: Взрослый показывает ребенку красивую куклу, рассказывает, что она пришла в гости и что-то принесла в корзиночке. Взрослый усаживает куклу на стул и, из корзиночки достает коробочку, показывает ребенку, что там лежат большие и маленькие бусы и шнурок. У куклы рассыпались бусы. Она просит сделать для нее красивые бусы, взрослый обращает внимание ребенка на то, что бусы можно нанизывать по-разному, чередуя бусы (большая, маленькая или маленькая, большая).

Взрослый следит за тем, как ребенок нанизывает бусы, помогает ему, если затрудняется продеть нитку в отверстие бусинки, напоминает в чередовании разных бусин: «Сначала большая бусинка, потом маленькая, снова большая и маленькая. Не торопись, смотри внимательнее!» Затем, показывают кукле, какие получились бусы.

Какой это формы

Цель: Учить чередовать предметы по форме.

Материал: По пять круглых и квадратных бусин одинакового цвета, шнур или толстая нить для нанизывания.

Ход игры: Взрослый показывает шкатулку и рассматривают с ребенком, что в ней лежит. Рассматривают бусы, они разные по форме: похожие на шарики и кубики. Взяв пару бусин, взрослый рассказывает, как нужно их нанизывать: вначале шарик, потом кубик. Внимание ребенка фиксируется на том, что оказалось надето на нитке: шарик, кубик, шарик, кубик…В конце игры ребенок показывает, какие красивые бусы он сделал.

Поручения

Цель: Обучение ребенка выделять основные качества игрушек (цвет и размер); развитие слухового восприятия, развития речи.

Материал: Большая и маленькая собачки, машинка, красный и синий мячи, большая и маленькая чашки, матрешка.

Ход игры: Взрослый с ребенком рассматривают предметы, ребенок называет их, рассказывает, какого они цвета, размера. Взрослый дает ребенку задания:

-большую собачку напои чаем из большой чашки (если ребенок ошибается, собачка «рычит» или отворачивается, показывая свое неудовольствие. Так же при ошибках ведут себя другие игрушки);

-поставь матрешку рядом с красным мячиком;

-маленькой собачке подари синий мячик;

-попляши вместе с куклой;

-возьми маленькую собачку и посади ее на ковер;

-большую собачку посади рядом с маленькой.

В конце игры взрослый просит ребенка помочь ему убрать игрушки и предметы. Необходимо следить за правильным использованием в речи глаголов посадить, поставить, положить.

Курочка и цыплята

Цель: Обратить внимание детей на то, что цвет является признаком разных предметов и может служить для их обозначения.

Материал: Коробка с мозаикой, где помещены шесть элементов желтого цвета и один белого.

Ход игры: Взрослый читает потешку:

-Курочка- рябушечка, куда пошла?

-На речку,

- Курочка- рябушечка, за чем ты пошла?

-За водичкой.

- Курочка- рябушечка, зачем тебе водичка?

Цыпляток поить!

- Курочка- рябушечка, как твои детки просят пить?

-Пи-пи-пи- пи-пи!

Взрослый показывает белый элемент мозаики и говорит: «Курочка будет белого цвета». «Желтого цвета мозаика будут цыплята». Ребенок вставляет белую мозаику-это курочка, а за ней идут цыплята - мозаика желтого цвета. После того как ребенок выполнит задание вместе со взрослым, выполняет самостоятельно

Елочки и грибочки

Цель: Обучение чередованию предметов по цвету.

Материал: Мозаика: десять элементов зеленого цвета, десять красного и по пять штук белого, желтого и синего цвета.

Ход игры: Взрослый, показывая детям мозаику, поясняет, что елочки бывают зеленого цвета, и размещает у себя на панели елочку (элемент зеленого цвета). Показывая элемент красной мозаики, поясняет, что такого красного цвета бывают грибочки. Разместив у себя на панели елочку, грибочек, елочку, грибочек, взрослый читает:

Елочки нарядные стали все в рядок,

И за каждой елочкой красненький грибок!

затем ребенок продолжает выкладывать ряд елочек и грибочков и работает с мозаикой самостоятельно.

Если ребенок ошибается, взрослый спрашивает «Проверь, у тебя все правильно? Посмотри внимательно!» Некоторые дети могут разместить правильно 2-3 пары элементов и начинают ошибаться. взрослый спрашивает: «Почему у тебя два грибка вместе? У тебя все правильно?»

Если ребенку трудно выполнять задание самостоятельно, взрослый диктует ему последовательность элементов: «Елочка , грибочек, елочка, грибочек…» Ребенок выкладывает соответствующие элементы.

Сделаем матрешке бусы

Цель: Закрепление с детьми цветов спектра.

Материал: Бусинки восьми цветов по шесть штук каждого цвета. Рисунок с матрешками, одетыми в однотонные платья этих цветов, шнуры для нанизывания.

Ход игры: Взрослый показывает матрешек и говорит, что матрешки пришли в гости и принесли с собой бусинки и шнурки разного цвета. Сначала предлагают ребенку выбрать бусины одного цвета и нанизать их. Затем ребенку предлагается найти матрешку, для которой он сделал бусы, платье и бусы должны быть одного цвета.

Помоги матрешке найти свои игрушки

Цель: Закрепление умения группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету.

Материал: Матрешки, бусинки и палочки разных цветов.

Ход игры: Взрослый поочередно, в соответствии с последовательностью цветовых тонов спектра, показывает ребенку матрешек, одетых в платья разных цветов (красное, оранжевое, желтое, зеленое, голубое, синее, фиолетовое). Вместе с ребенком он любуется красивыми платьями матрешек. Матрешек в черном и белом платьях рассматривают после цветных.

Взрослый поясняет ребенку, что у каждой матрешки красивое платье, и когда они все вместе, кажется, будто светит яркое солнышко и сияет радуга.

Затем взрослый говорит ребенку, что у каждой матрешки есть свои игрушки: мячики(бусинки) и палочки, но они все перепутались, и надо помочь матрешкам найти свои игрушки. Взрослый показывает одну из матрешек и предлагает выбрать бусинки такого же цвета, как у нее платье, После того как ребенок выберет все бусинки и положит их рядом с матрешкой, ему предлагается также выбрать палочки. В ходе игры взрослый следит за тем, чтобы ребенок не торопился, не хватал руками все игрушки подряд, а сначала внимательно посмотрел на них, нашел глазами нужные игрушки, а потом брал их для матрешки. В конце игры взрослый с ребенком еще раз называют цвета матрешек, бус и палочек.

Бусинки и палочки можно заменить мозаикой, колечками от пирамидок, цветными карандашами и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЦВЕТЕ, ФОРМЕ, ВЕЛИЧИНЕ СРЕДСТВАМИ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЦВЕТЕ, ФОРМЕ, ВЕЛИЧИНЕ СРЕДСТВАМИ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме...

Консультация для родителей "Развитие представлений о цвете, форме, величине средствами развивающих игр".

quot;Развитие представлений о цвете, форме, величине средствами развивающих игр".«Формирование у детей чувства любви к Родине через нравственно-патриотическое воспитание»....

Консультация для родителей "Развитие представлений о цвете, форме, величине средствами развивающих игр".

Консультация для родителейРазвитие представлений о цвете, форме, величине средствами развивающих игр.Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешн...

Консультация для родителей «Развитие представлений о цвете, форме, величине средствами развивающих игр»

Консультация для родителей «Развитие представлений о цвете, форме, величине средствами развивающих игр»...