Статья «Виды здоровьесберегающих педагогических технологий и особенности методики проведения»
статья (старшая группа)

Кадрова Наталья Федоровна

Название статьи «Виды здоровьесберегающих педагогических технологий и особенности методики проведения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx28.27 КБ

Предварительный просмотр:

Кадрова Наталья Федоровна, воспитатель

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №72» Энгельсского муниципального района Саратовской области

 

Название статьи

«Виды здоровьесберегающих педагогических технологий и особенности методики проведения»

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Комплекс этих мер получил  в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения, профессиональной компетенции педагогов, а также показаний заболеваемости детей.

Главным критерием результативности здоровьесберегающих педагогических технологий мы считаем их влияние на развитие ребенка, увеличение резервов его здоровья и, как частный вариант, готовность ребенка легко адаптироваться к  школьным нагрузкам [Вайнер 2010].

Важно, чтобы каждая из технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Некоторые методики оздоровления долгие годы использовались сугубо в коррекционных целях и предназначались для детей  образовательных учреждений «специального образования» компенсирующего вида. В последнее время большинство методик используется в обычных образовательных учреждениях для обычных детей в профилактических либо оздоровительных целях.

По мнениюБобрицкиоговсе здоровьесберегающие педагогические технологии условно можно разделить на три категории:

  • Технологии сохранения и стимулирования здоровья,
  • Технологии обучения здоровому образу жизни,
  • Коррекционные технологии.[Бобрицкий 2008]

  Подробнее данные технологии описаны в приложении А.

  Если в прошлом, двадцатом веке основные надежды по сохранению здоровья связывались с деятельностью медицинского персонала и выполнением требований санитарных правил и норм (СанПин), то в разработке новой стратегии здоровья идет смещение акцента  с лечебной медицины на педагогические методы сохранения здоровья детей.

 Стало очевидно, что сложная проблема обеспечения здоровья подрастающего поколения не может быть решена в системе образования ни только медицинскими, ни только педагогическими  или психологическими средствами.  Не случайно в 80-е годы двадцатого столетия возникла потребность в создании новой науки – валеологии[Ахутина 2012].

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников детских садов, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей.

На сегодняшний день ведущими психологами, педагогами и работниками медицинской сферы было создано множество различных здоровьесберегающих методик, которые можно классифицировать по нескольким отдельным группам. Это медико-профилактические и физкультурно-оздоровительные технологии, технологии здоровьесбережения педагогов дошкольного образования, технологии, направленные на обеспечение социально-психологического благополучия воспитанников, валеологического просвещения детей и родителей. Все эти технологии направлены в первую очередь на воспитание здоровых физически и психологически детей [Вайнер 2010].

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы: приобщение детей к физической культуре и использование развивающих форм оздоровительной работы.

Принципы здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

  1. Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
  2. Применительно ко взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой. Это касается и детского здоровья. Именно в детском саду, под "присмотром" воспитателей дети проводят значительную часть времени, и не помогать им сохранить здоровье было бы проявлением бездушия и непрофессионализма.

Для реализации этих принципов необходим комплекс эффективных лечебно-профилактических мер, система надежных средств коррекции психофизического развития на протяжении всего дошкольного детства [Дыхан 2009].

С точки зрения современных подходов к педагогике, совместная творческая деятельность детей и педагога является внутренним основанием единства телесного и духовного в жизни ребенка.

Принципы, лежащие в формировании единства:

  • принцип развития творческого воображения – внутреннее условие оздоровительной работы, здесь ребенок условно предстает объектом тех или иных педагогических и медицинских воздействий. И, как показала статистика, благодаря включению ребенком воображения, можно добиться существенных результатов в профилактике и лечении ряда заболеваний: ОРЗ, диатеза, ануреза, отдельных нарушений сердечнососудистой системы и ЖКТ;
  • принцип формирования осмысленной моторики – движение может стать произвольным и управляемым только тогда, когда оно будет осмысленным и ощущаемым. Ребенку предстоит научиться слушать, понимать, уважать и любить свое тело;
  • принцип создания и закрепления целостного позитивного психосоматического состояния при различных видах деятельности, который реализуется благодаря многофункциональным развивающим формам здоровьесберегающей работы;
  • принцип формирования у детей способности к сопереживанию и содействию.

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника. Вот почему применение в работе ДОУ здоровьесберегающих технологий может повысить результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей [Лисина 2010].

Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось с 23 до 15 % и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания, с 16 до 17, 3 %.

В среднем по России на каждого дошкольника приходится не менее двух заболеваний в год. Приблизительно 20-27 % детей относится к категории часто и длительно болеющих. Почти 90 % детей дошкольного возраста имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата - нарушение осанки, плоскостопие, неравновесный мышечный тонус, слабость мышц брюшного пресса, неоптимальность соотношения статических и динамических движений. У 20-30 % детей старшего дошкольного возраста наблюдаются невротические проявления.

По данным прогнозов, 85 % этих детей - потенциальные больные сердечно-сосудистыми заболеваниями. Около 50 % детей нуждаются в психокоррекции и характеризуются серьезным психологическим неблагополучием. В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом. Их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: у детей практически нет возможности играть в подвижные игры во время прогулки, да и некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей (компьютерные игры, посещение разнообразных кружков) [Пензулаева2012].по моложе издание

Неоспоримо, что основная задача детского сада - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый ответственный человек спокойно относится к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот вопрос и стала востребованность педагогами образовательного учреждения здоровьесберегающих образовательных технологий [Назаренко2011].

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей [Комаровский 2013].

Задачами здоровьесберегающих технологий являются:

1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.

2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.

3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.

Мониторинг за состоянием здоровья и физическим развитием детей осуществляется медицинскими работниками детского сада. Вся работа по физическому воспитанию детей в ДОУ строится с учётом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Для этого на основании индивидуальных медицинских карт врач дошкольного учреждения составляет по каждой возрастной группе сводную схему, которая помогает воспитателям и медицинским работникам иметь чёткую картину о состоянии здоровья детей всей группы и каждого ребёнка в отдельности. Эта схема-анализ и конкретные рекомендации заносятся в групповой «Журнал здоровья» - «Индивидуальный маршрут ребёнка», - чтобы каждый воспитатель планировал физкультурно–оздоровительную работу в соответствии с особенностями здоровья детей [Чубарова 2009].

Таким образом, систематическое использование таких разнообразных здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении позволит сохранить и укрепить как физическое, так и психическое здоровье ребенка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие  технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход. Валеологическое воспитание. - М.: Изд-ко ТЦ Сфера. - 2012.
  2. Вайнер Э.Н. Роль здоровьесберегающей среды в работе современного ДОУ // Валеология М.-2010. -№7
  3. Здоровье – всему голова. МДОУ «Детский сад №6 «Малышка» ЗАТО Комаровский. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ou-dou6malyshka.ucoz.ru (дата обращения 22.01.2015)
  4. Лисина, Е.А. Актуальность интеграции медицинских технологий в педагогическую практику[Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.proroditelstvo.ru/testimonials/item/52-lisina-ea-detskiy-psiholog(дата обращения 22.01.2015)
  5. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений//Валеология. - 2011. - №6.
  6. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей: [гендер. подход в обучении и воспитании: психол. аспект]/ С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.-№2.
  7. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). – М.: ВЛАДОС, 2012.  
  8. Валеология. Учеб пособие для студ. высших педагогических учебных заведений / Под ред. В И Бобрицкого - Полтава: ПДУ, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды здоровьесберегающих педагогических технологий и особенности методики проведения.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Комплекс этих мер получил  в настоящее время общее название «здоровь...

"Виды здоровьесберегающих педагогических технологий и особенности методики проведения"

«Здоровьесберегающие технологии» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения...

Виды здоровьесберегающих педагогических технологий и особенности методики проведения

Виды здоровьесберегающих педагогических технологий и особенности методики проведения...

Консультация «Виды нетрадиционных методов рисования и особенности методики проведения»

Консультация «Виды нетрадиционных методов рисования и особенности методики проведения»«Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского ...

Консультация «Виды нетрадиционных методов рисования и особенности методики проведения»

      Все мы, родители и педагоги, хотели бы видеть своих детей счастливыми, эмоционально благополучными, успешными в делах, учебе, разносторонне развитыми, словом, хотели б...