Статья: СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ПОДБОРУ ИГРУШЕК В СЕМЬЕ ИГРУШКА ОПАСНАЯ И ПОЛЕЗНАЯ
статья

Зотова Анна Николаевна

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ПОДБОРУ ИГРУШЕК В СЕМЬЕ

 

ИГРУШКА ОПАСНАЯ И ПОЛЕЗНАЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovety_roditelyam_po_podboru_igrushek_v_seme.docx18.21 КБ

Предварительный просмотр:

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ПОДБОРУ ИГРУШЕК В СЕМЬЕ

ИГРУШКА ОПАСНАЯ И ПОЛЕЗНАЯ

   

     Если спросить родителей, встречали ли они игрушки, опасные для детской психики, то многие наверняка согласятся с тем, что большое количество игрушек с элементами насилия - это плохо. Но можно ли представить, например, обычного мальчишку без солдатиков, пистолетиков, военной техники? Разве плохо, когда такие игрушки способствуют нормальному выплеску природной агрессии или накопившихся негативных эмоций в игру, а не на конкретных живых людей? Каково же мнение детских психологов? Предлагаем точку зрение психологов Психологического института Российской Академии образования «Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба?».
 – Я считаю, что любое проигранное ребенком действие способно воспроизводить самое себя в реальности. Если ребенок в игре ведет себя гуманно, милосердно, то у него есть некий пример того, как это нужно делать. И наоборот, если ребенок в игре вынужден быть агрессивным, грубым, это само себя воспроизведет в той или иной ситуации. Вы никогда не задумывались, почему в театрах никогда не было детей-актеров? Их щадили, потому что в любой игре ты не просто надеваешь маску, но и впускаешь в себя эту роль.
    Но что тогда делать с агрессивными инстинктами? Подавлять, выплескивать?
– Должен быть культурный канал, который дает возможность выхода. Существуют культурные игрушки, которые дают возможность отреагировать на нападение, защитить себя. Ведь есть оружие нападения и оружие защиты, не правда ли?

Какая игрушка защищает?

– Меч, лук. Это самые старые игрушки, как и ножи для резки (а не для нападения) в древних культурах. У якутов в начале XX века были экспедиции, которые обнаружили, что 3-летний ребенок прекрасно орудует большим ножом, и взрослые не боялись давать ему этот острый нож. А современный ребенок, берущий в руку пистолет или автомат, сразу направляет его на другого человека! Вы никогда не обращали внимания, что при этом детское лицо сразу принимает злое выражение? И эта злоба обязательно прилипнет к нему, останется при нем.
 Но ведь игрушечные пистолеты наверняка появились сразу же вслед за настоящими пистолетами? Это же закономерный, взаимосвязанный процесс...
– В прошлом году была выставка «На детской половине. Игры и игрушки детей царской семьи». И там действительно были маленькие револьверчики, сабельки для царевича Алексея... Но детям никогда не позволялось стрелять в людей! Надо находить такие игрушки, которые не будут вызывать ощущение злобы. Например, прекрасная игрушка – водный пистолет, или пугач. Но не такой пистолет, который невозможно отличить от настоящего. Сейчас продаются игрушки даже с именами соответствующими: кукла «киллер», например, с полным набором всевозможного оружия.
Выбирая игрушку, родители должны исходить из того, что игрушка – это орудие культуры, которое способно передать тот или иной культурный пласт. Если говорить о вещах позитивных, то можно, например, купить игрушку, которая имитирует лук: натягивается тетива, и стрела летит в круг на стене: эта игрушка тренирует глазомер, рождает спортивный азарт. Или, если позволяет пространство, можно подарить ребенку игрушечные кегли. Или тот же меч, который помогает ребенку чувствовать себя воином, защитником. Мой сын, когда был маленьким, очень боялся темноты и никогда один не заходил в темную комнату. Я купила для него, скорее интуитивно, чем осознанно, пластмассовый желтый меч и шлем – как у богатырей русских. И сын, словно всегда знал, что с ним надо делать, тотчас выставил его перед собой и пошел в темную комнату. Через какое-то время вышел оттуда со счастливыми глазами: «Мама, он убежал!» «Кто?» – «Бармалей!»

А солдатики, машинки?

– Это замечательно. С ними можно устраивать бои, постигать основы военного искусства. Но мое глубокое убеждение, у американских и разных других импортных солдатиков искаженная мимика, зверское выражение лица. Это не просто солдат, а изверг, убийца. А мимика, человеческое лицо – это очень важный фактор, ребенок реагирует на него особым образом.

Какие игрушки предпочтительны для девочек-дошкольниц?

– Четыре года – это возраст грации, когда ребенок осваивает свое тело. И игрушки должны предоставлять возможности для движения: шары, спортивные ленты на палочках. В девочках очень силен инстинкт материнства, он проявляется в кукле. Поэтому в этом возрасте лучше не покупать Барби. Потому что она- это не «дочка» в понимании ребенка. Это девушка, женщина. Ее можно одевать, раздевать – и все. Это не то маленькое беззащитное существо, которое хочется нянчить, кормить, укладывать... По отношению к этой кукле девочка почувствует себя, скорее, горничной, прислугой, в лучшем случае – подругой, а не мамой. Хорошо, когда игрушка ставит мальчика в положение защитника, а девочку – в положение мамы. Кукла должна акцентировать внимание ребенка не на красоте в первую очередь, а на чувствах.

Разве кукла не должна быть красивой?

– Самая лучшая кукла – это кукла без лица. Это классическая национальная кукла. Она развивает воображение ребенка. Она может смеяться, плакать, быть похожа на маму или соседку. И ребенок может додумать те или иные эмоции, качества... У тех же великих княжон были куклы – фарфоровые, немецкие, дорогие. Но они доставались только по великим праздникам, а в обычные дни в такие куклы не играли. Княжны вышивали, учились рукодельничать. И вообще, любое «рукомесло» и для девочек, и для мальчиков – это замечательное приобретение: наборы для вышивания, столярные, слесарные наборы... Развивается мелкая моторика, воображение. Самые дорогие игрушки – те, которые изготавливаются своими руками или вместе с родителями из подручных материалов.

Мягкие игрушки могут навредить психике?

– Покупая мягкую игрушку, надо обращать особое внимание на цвет, фактуру, пропорции, лицо и особенно на глаза. Это очень серьезный социальный раздражитель. Встречаются игрушки с глазами больного человека – с близко поставленными глазами или с полузакрытыми веками, а это архитипическая форма либо грусти, либо болезни. Ребенок будет ориентирован не на здоровье, радость, а на болезнь или грусть. Разве это не опасно? Выражение лица у игрушки не должно быть злобным, негативным, тогда игрушка будет развивать позитивно.
  А как быть с игрушками, лица у которых настолько бесстрастны, что не несут вообще никакой информации, например те же телепузики, фиксики, смешарики?
– Это человекообразные существа, в чем-то их можно сравнить с Чебурашкой, да? Но если Чебурашка – существо живое, взгляд у него осмысленный, добрый, то у этих персонажей нет никаких человеческих эмоций. Большой животик, огромный рот. Какое-то бесполое существо. Здесь есть роботоподобность, механистичность, что, на мой взгляд, не способствует гуманистичному развитию ребенка. Вы ведь хотите, чтобы ребенок был отзывчивым, сердечным, понимал чувства других людей, а у роботов ничего подобного нет.
  То есть каким ты хочешь видеть своего ребенка, такую игрушку ему и покупай?
– Именно так. Ведь игрушка – это средство информации об окружающем мире.

ВЫБИРАТЬ ИГРУШКУ ДЛЯ СВОЕГО КРОХИ, НУЖНО УЧИТЫВАЯ СЛЕДУЮЩЕЕ:

    Игрушек не должно быть очень много. Ими не нужно заполнять всю комнату. При их большом количестве идет такое перенасыщение сенсорными раздражителями, что ребенок может перевозбудиться, даже заболеть. Ведь малыш идентифицирует себя с любой игрушкой. С солдатиком – на смелость, храбрость, с машинкой – на скорость и так далее. Ребенок по-настоящему погружается в данное игровое пространство. И когда игрушек слишком много, утрачивается их ценность как культурного орудия, принадлежащего человеку, они подавляют личность ребенка;

  хороши игрушки полифункциональные. Если это машина, то такая, которую можно разбирать, нагружать, разгружать и так далее.

  выбирая игрушку, подумайте, каких качеств не хватает вашему ребенку: смелости, или сдержанности, или он чересчур застенчив. Какая игрушка могла бы помочь вашему ребенку справиться с его недостатками? То есть игрушка должна отвечать педагогическим установкам: чему она может научить, какие качества развить;

  должны быть психологически-нравственные требования, о которых мы уже говорили. Игрушка может научить ребенка счету, но нести при этом отрицательный нравственный заряд, быть вне нравственности. И наоборот, может развивать его нежность, заботливость, милосердие;

  Игрушка должна быть красивой, эстетичной, художественной. Посмотрите, какое сейчас количество темных, черных игрушек или фиолетовых – чего вообще не должно быть, потому что фиолетовый цвет – это цвет печали, депрессии. Не стоит покупать игрушки неестественных ярких, кричащих расцветок, ядовитых тонов;

  помните, что никакие самые роскошные, дорогие игрушки не заменят вашего насыщенного, живого, любовного общения с ребенком. Можно сделать самолетик из листа бумаги и просто поиграть пальцами, без всяких кукол – это детям во сто крат полезнее, важнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям при покупке игрушек

Советы родителям детей 2-3 лет в выборе игрушек...

Буклет "Рекомендации родителям по подбору игрушек для детей"

Буклет "Рекомендации родителям по подбору игрушек для детей"...

Помощь родителям в подборе игрушек

Советы и рекомендации психолога родителям по подбору игрушек для ребенка...

Советы родителям по подбору игрушек

Игрушки! Какое же детство без них? У каждого из нас были любимые игрушки, которым мы поверяли свои тайны, делились переживаниями. Именно они помогали нам не бояться одиночества, если вдруг мы ост...

«Советы родителям по подбору игрушек в семье»

Подобрать игрушку для ребёнка, которая будет одновременно практичной, качественной, безопасной и интересной долго время, не так легко. Детские магазины, как расположенные в обычных торговых центрах, т...

Советы родителям по подбору игрушек в семье.

Советы родителям по подбору игрушек в семье....