Практикум: «Эффективное общение педагогов с родителями в ДОУ».
методическая разработка

Иванова Людмила Викторовна мбдоу 316

Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников и преодолению трудностей в общении.

Задачи:

1.                 актуализировать существующие проблемы во взаимодействии педагогов с родителями;

2.                 содействовать повышению у педагогов уверенности в себе;

3.                 развивать и закреплять практические навыки построения педагогами эффективного общения с родителями.

4.                 Упражнения на развитие  коммуникативной  компетентности педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 316»

Практикум:

«Эффективное общение педагогов

с родителями в ДОУ».

Подготовила:

Педагог-психолог

Иванова Л.В.

Ростов-на-Дону

2021 г.

Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников и преодолению трудностей в общении.

Задачи:

  1. актуализировать существующие проблемы во взаимодействии педагогов с родителями;
  2. содействовать повышению у педагогов уверенности в себе;
  3. развивать и закреплять практические навыки построения педагогами эффективного общения с родителями.
  4. Упражнения на развитие  коммуникативной  компетентности педагогов.

Ход семинара

Все мы знаем, что полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения.

Поэтому, наша основная задача сделать так, чтобы родители стали нашими активными помощниками и единомышленниками. В детском саду педагогам иродителям важно быть партнерами, союзниками в деле образования и воспитания, понимать друг друга, говорить на одном языке, идти в одном направлении. Иначе невозможно гармоничное развитие ребенка, его полноценная социализация, а также успешный переход к новой ступени – обучению в школе.

Мы часто сетуем на то, что родителям безразличны наши усилия, что они нехотят идти на контакт, что неинтересуются жизнью своих детей. А задумывались ли вы когда-нибудь о том, что, возможно, это мы не можем расположить людей к общению, заинтересовать, сделать так, чтобы в нашем саду было тепло и уютно не только детям, но и их родителям?

Почему одним педагогам удается наладитьс родителями контакт так, что те по первому зову готовы, что называется, «горы свернуть», а другие, как ни бьются, не могут дозваться родителей ни на одно мероприятие?

Одной из причин, является непонимание педагогами своей роли в отношениях с родителями, неуверенность и неспособность вести диалог, а порой и нехватка навыков общения. Отсюда следует вывод: над профессиональной компетентностью в общении с родителями нужно постоянно работать.

Сегодняшний семинар-практикум как раз мы и посвятим этому вопросу.

Правила построения эффективного общения

Цель: познакомить педагогов с правилами эффективного общения с родителями.

-Сейчас я предлагаю Вам познакомиться с правилами эффективного общения. Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса).

Самые универсальные – это:Улыбка.Имя собеседника.Комплимент.

- Улыбка. Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

- Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.

- В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.

Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником:

1.Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.

2.Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!

3.Необходимо убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).

4.Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.

5.Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).

6.Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей

Упражнение Тренировка интонации.

Цель: осознание значения интонации для достижения цели воздействия воспитателя в общении с родителями.( произнесите с различной интонацией) 

КАРТОЧКИ С РАЗЛИЧНЫМИ ИНТОНАЦИЯМИ

Произнести фразу:

Мне не безразличны успехи Вашего ребенка.

(с иронией)

Произнести фразу:

Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре.

(с иронией)

Произнести фразу:

Мне не безразличны успехи Вашего ребенка.

(с упреком)

Произнести фразу:

Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре.

(доброжелательно)

Произнести фразу:

Мне не безразличны успехи Вашего ребенка.

(с безразличием)

Произнести фразу:

Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре.

(с упреком)

Произнести фразу:

Мне не безразличны успехи Вашего ребенка.

(требовательно)

Произнести фразу:

Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре.

(с безразличием)

Произнести фразу:

Мне не безразличны успехи Вашего ребенка.

(доброжелательно)

Произнести фразу:

Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре.

(требовательно)

 

Упражнения на овладение практическими элементами педагогической компетентности в общения с родителями.

Упражнение  Выбери фразу

Психолог: «Воспитатель несет ответственность за последствия того, что он говорит. Чтобы речь положительно воздействовала на родителей, нужно выбирать фразы, исключающие срабатывание психологической защиты у родителей».

Воспитателям предлагается найти в предложенном перечне:

1) пять «неудачных» фраз, которые не следует употреблять;

2) «нежелательные» фразы и смысловые («желательные») пары к ним.

Инструкция: Выделите, на ваш взгляд, «неудачные» фразы красным цветом. Укажите стрелочкой «нежелательные» фразы в паре с «желательными» так, чтобы стрелка шла от «нежелательной» фразы к «желательной».

  • Извините, если я помешала.
  • Я бы хотела.
  • Вероятно, вы об этом еще не слышали.
  • Вам будет интересно узнать.
  • Я бы хотела еще раз услышать.
  • Мне представляется интересным то, что.
  • Я пришла к такому выводу, что.
  • Вы хотите.
  • Думается, ваша проблема заключается в том, что.
  • Давайте с вами быстро обсудим.
  • Как вы знаете.
  • Хотя вам это и неизвестно.
  • Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать.
  • Вы, конечно, об этом еще не знаете.
  • А у меня на этот счет другое мнение.
  • Конечно, вам уже известно.
  • Вы, наверное, об этом слышали.

После выполнения упражнения проходит обсуждение и соотнесение с верными ответами:

"Неудачные" фразы:

  • "Извините, если я помешала… ",
  • "Я бы хотела еще раз услышать… ",
  • "Давайте с вами быстренько обсудим… ",
  • "Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать… ",
  • "А у меня на этот счет другое мнение… ".

"Нежелательные" фразы в паре с "желательными":

  • "Я бы хотела… " – "Вы хотите… ";
  • "Вероятно, вы об этом еще не слышали… " – "Вы, наверное, уже об этом слышали… ";
  • "Мне представляется интересным то, что… " – "Вам будет интересно узнать… ";
  • "Я пришла к такому выводу, что… " – "Думается, ваша проблема заключается в том, что… ";
  • "Хотя вам это и неизвестно… " – "Конечно, вам уже известно… ";
  • "Вы, конечно, об этом еще не знаете. " – "Как вы знаете ".

Проведение беседы с родителями по инициативе воспитателя.

1. Постановка психологической цели.

– Что я хочу от родителей? (Вылить свое раздражение на ребенка? Наказать ребенка руками родителей? Показать родителям их педагогическую несостоятельность?)

При всех указанных вариантах не стоит вызывать родителей, т. к. такие психологические цели свидетельствуют о профессиональной беспомощности педагога и отрицательно повлияют на общение воспитателя и семьи.

Проводить беседу с родителями стоит, если воспитатель хочет лучше узнать ребенка, понять причины его поведения, подобрать индивидуальный подход к нему, поделиться положительными фактами относительно ребенка и т. д., т. е. психологическая цель должна быть стимулом для дальнейшего общения с родителями.

2. Организация начала диалога.

Церемония приветствия.

Приветствуя родителей, необходимо оставить свои дела, встать навстречу, улыбнуться, доброжелательно сказать слова приветствия, представиться (если встречаетесь впервые), обратиться к ним по имени–отчеству.

3. Установление согласия на контакт. Это означает, что воспитатель обязательно обговаривает время диалога, особенно если он видит, что родитель торопится, необходимо уточнить, каким запасом времени тот располагает. Лучше перенести разговор, чем проводить его в спешке, т. к. он все равно не будет усвоен.

4. Создание обстановки диалога заключается в том, что  воспитатель продумывает , где и как будет проходить диалог. Недопустимо, чтобы воспитатель сидел, а родитель стоял, или чтобы педагог сидел за своим столом, а родитель – на детском стульчике.

Усадив родителя, необходимо поинтересоваться, удобно ли ему, обратить внимание на его и свои жесты и позы.

Жесты и позы должны демонстрировать открытость и доброжелательность (недопустимы скрещенные на груди руки, руки на поясе – «руки в боки», запрокинутая назад голова и т. д.).

Для снятия напряжения родителя и перехода к проблеме следует корректно и конкретно сообщить цель вызова, например: «Мне хотелось получше узнать (имя ребенка), чтобы подобрать к нему подход», «Нам нужно получше с вами познакомиться, чтобы действовать сообща», «Я еще не очень хорошо знаю (имя ребенка), вижу в нем и положительные черты и не очень, мне нужна Ваша помощь, чтобы лучше понять его» и т. д.

Вызывая родителя для беседы, воспитатель не должен забывать, что беседа подразумевает диалог, следовательно, ему нужно продумать не только свое сообщение, но и то, что он хочет услышать от родителя, поэтому ему необходимо сформулировать свои вопросы к родителям дошкольника и дать возможность высказаться им.

Проведение диалога. Начало разговора должно содержать положительную информацию о ребенке, причем это не оценочные суждения: «У Вас хороший мальчик, но… (дальше идет отрицательная информация на 10 минут»), а сообщение о конкретных фактах, характеризующих ребенка с положительной стороны. Такое начало свидетельствует о педагоге как о наблюдательном и доброжелательном, т. е. профессионале.

Факты о поведении, вызывающие беспокойство у педагога, должны подаваться очень корректно, без оценочных суждений, начинающих на «не»: «Он у Вас непослушный, неорганизованный, невоспитанный и т. д.».

Также не следует после положительной информации об ученике продолжать рассказ о негативных фактах через союз «но»: «Ваш сын аккуратный, опрятный, но неорганизованный».

Переходить к нелицеприятным фактам лучше всего в форме обращения за советом: «Я еще не очень хорошо знаю Петю, не могли бы Вы мне помочь разобраться (далее идет описание факта) или «Я не могу понять…», «Меня беспокоит…», «Я хочу понять, что стоит за этим…».

При сообщении негативных фактов рекомендуется делать акцент не на них, а на пути преодоления нежелательных проявлений.

Воспитатель должен постоянно подчеркивать общую цель его и родителей относительно будущего ребенка, поэтому не следует употреблять выражение «Ваш сын», т. е. противопоставлять себя и родителей.

Рекомендуется чаще говорить «мы», «вместе», обращаться по имени–отчеству к родителю как можно чаще.

Самым главным в беседе является высказывание родителя, поскольку именно оно делает разговор беседой, диалогом.

От воспитателя требуется умение слушать.

После того как воспитатель закончит свое сообщение вопросом к родителю относительно данной проблемы, он, используя приемы активного слушания, может узнать много важного и необходимого о воспитаннике и его семье. Для этого педагогу нужно всем своим видом показать, что он внимательно слушает родителя.

 Что такое активное слушание?

Термин "активное слушанье" долгое время был известен только психологам и  специалистам,  тесно связанным  с работой с персоналом. Однако сегодня умение "активно слушать" требуется   любому человеку, желающему быть успешным в сфере общения.

Подавляющее большинство людей, с которыми мы  общаемся, чувствительно к активному слушанию. Почему? Активный слушатель, принципиально отличается от пассивного, он демонстрирует собеседнику искреннюю заинтересованность, личное участие в разговоре, создавая тем самым позитивный эмоциональный фон беседы. Тогда как пассивный слушатель, способен посвятить вам все свое внимание, не слушая ни слова из того, что вы говорите.

Активное слушание - это процесс, который обладает несколькими ключевыми характеристиками.

Во-первых, важна собственная настройка "слушающего".  Иными словами, ему должно быть по-настоящему интересно все то, что ему говорит собеседник. Без личного, искреннего интереса "затевать процесс слушания" бессмысленно, поскольку обман чувствуется мгновенно.

Слушание активное, в отличие от пассивного, отличается также физической включенностью в разговор с собеседником. Увлеченные беседой и информацией люди располагаются лицом к собеседнику, регулярно смотрят в глаза, достаточно часто кивают головой в процессе беседы.

Задача активного слушания именно услышать, т.е. максимально правильно понять собеседника. А адекватное понимание возможно только в том случае, если у нас есть возможность уточнить правильность воспринятой информации.

Кроме того, любая беседа - это активный и главное взаимный процесс, проходящий, как правило (в нормальном, естественном своем проявлении) в диалоговом режиме. Поэтому активное слушание включает в себя еще и реакцию на речь собеседника, просто кивания часто бывает недостаточно.

Итак, активное слушание — способ ведения беседы в личных или деловых отношениях, когда слушающий активно демонстрирует, что он слышит и понимает, в первую очередь, чувства говорящего.

Активно слушать собеседника — означает:

  1. Дать понять собеседнику о том, что вы услышали из того, что он вам рассказал;
  2. Сообщать партнеру о его чувствах и переживаниях, связанных с рассказом.

Результаты применения активного слушания:

  • Собеседник начинает относиться к вам с большим доверием.
  • Партнер по общению рассказывает вам гораздо больше, чем стал бы рассказывать в обычной ситуации.
  • Вы получаете возможность понять собеседника и его чувства.
  • Если партнер по общению чем-то взволнован или рассержен, то активное слушание помогает безболезненно «выпустить пар».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей " Способы построения эффективного общения педагогов с родителями"

В консультации приводятся  способы  и примеры эффективного общения педагогов и родителей....

Семинар-практикум «Эффективное общение воспитателя с родителями»

Цель: способствовать преодолению педагогами трудностей в общении и взаимодей­ствии с родителями.Задачи:1)   актуализировать существующие проблемы во взаимодействии педагогов с родите­лями;2)...

Построение эффективного общения педагога с родителями.

У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные...

Семинар-практикум Эффективное общение педагогов с родителями

Цель семинара: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников и преодолению трудностей в общении...

Конспект семинара – практикума «Эффективное общение педагогов с родителями».

Построение взаимоотношений педагогов с родителями на основе сотрудничества....

Тренинг для педагогов детского сада: «Эффективное общение педагогов и родителей»

Цель: формирование коммуникативной компетентности педагогов ДОУ при взаимодействии с родителями воспитанников.Задачи:- ознакомить педагогов с основами психологии общения; - развивать умение ...