Современные технологии организации игровой деятельности детей старшей группы (из опыта работы воспитателя).
статья (старшая группа)

Яковлева О.Ю.

Современные технологии организации игровой деятельности детей старшей группы (из опыта работы воспитателя).

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, в которой ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, то есть не только воспроизводить и повторять, созданное другими, но и сам выступать в роли творца. Использование игры позволяет развивать коммуникативные навыки, лидерские качества, формировать компетенции и учить ребенка учиться в эмоционально комфортных для него условиях и сообразно задачам возраста.

Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным - педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач; наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов. Педагогическая технология в дошкольном образовании представляет совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих содержание дошкольного образования, комплекс форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, реализующих воспитательно-образовательный процесс. Современные педагогические технологии, используемые в дошкольном учреждении направлены на реализацию федеральных государственных стандартов дошкольного образования.

В моей профессиональной деятельности присутствует совместная деятельность детей со взрослым (воспитателем), самостоятельная деятельность детей и взаимодействие с семьей. В своей практике я могу организовать игру на основании заранее продуманного общего направления сюжета и подготовленных предметно-игровых материалов, или присоединиться к уже играющим детям. Я участвую с детьми в игре на равных или могу влиять на содержание и общий ход игры теми же способами, что используют другие играющие. В сюжетно-ролевой игре могу придумать сюжет игры, выступить с интересными предложениями о ее сюжетном продолжении, ввести в игру новый персонаж, создать проблемную ситуацию. Сюжетно-ролевая игра - одна из творческих игр. В сюжетно-ролевой игре дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка.

Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре - одна из ее характерных черт. Дети сами определяют тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнёров, сами устанавливают игровые правила, следят за выполнением, регулируют взаимоотношения. Но самое главное в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является - сюжет, который представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия (готовит обед, крутит руль машины и др.) - одно из основных средств реализации сюжета.

Так же в своей практике использую ИКТ для более наглядной демонстрации того или иного материала. Мы просматриваем презентации, короткие видеоролики на различные темы (пожарная безопасность, ПДД, оказание первой помощи и т.д.), затем проигрываем с детьми, с использованием атрибутов (сюжетно-ролевые, театрализованные игры).

В театрализованных играх (играх-драматизациях) актерами являются сами дети, которые берут на себя роли литературных или сказочных персонажей. Сценарий и сюжет такой игры дети не придумывают сами, а заимствуют из сказок, рассказов, фильмов или спектаклей. Задача такой игры состоит в том, чтобы, как можно точнее воспроизвести роль взятого на себя персонажа. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни- сюжетом игры.

Особенность театрализованных игр в том, что они имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Творческое обыгрывание ролей в театрализованной игре значительно отличается от творчества в сюжетно-ролевой игре. В сюжетно-ролевой игре ребенок свободен в передаче изображения ролевого поведения. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы его осуществить, мы сначала читаем художественное произведение, обсуждаем с детьми, каков персонаж, почему так поступает, его состояние, чувства. Нашим детям очень нравится такой вид театрализованной деятельности, как спектакль, где дети - как актеры выполняют каждый свою роль.

Помимо творческих игр существуют и другие виды игр. В жизни детей нашей группы постоянно (каждый день) присутствуют подвижные игры, которые можно разделить на несколько видов по степени подвижности (малой, средней, большой подвижности), по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками и др.), по предметам (с мячом, лентами, обручами, флажками, кубиками и др.).

 А также, дидактические игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка.

Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая заложена в ней, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть.  Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактического материала используются  игрушки, реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др. ), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи : расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация), совершенствовать речь. В нашей группе широко представлены настольно-печатные игры. Они разнообразны по содержанию, обучающими задачами, оформлению и помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, учатся отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы, так что игра оказывает большое влияние на развитие общения детей.

Огромное значение игры для развития всех психических процессов и личности ребенка в целом дает основание считать, что именно этой деятельности принадлежит ведущая роль в дошкольном возрасте.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Яковлева Ольга Юрьевна

воспитатель

Современные технологии организации игровой деятельности детей старшей группы (из опыта работы воспитателя).

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, в которой ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, то есть не только воспроизводить и повторять, созданное другими, но и сам выступать в роли творца. Использование игры позволяет развивать коммуникативные навыки, лидерские качества, формировать компетенции и учить ребенка учиться в эмоционально комфортных для него условиях и сообразно задачам возраста.

Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным - педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач; наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов. Педагогическая технология в дошкольном образовании представляет совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих содержание дошкольного образования, комплекс форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, реализующих воспитательно-образовательный процесс. Современные педагогические технологии, используемые в дошкольном учреждении направлены на реализацию федеральных государственных стандартов дошкольного образования.

В моей профессиональной деятельности присутствует совместная деятельность детей со взрослым (воспитателем), самостоятельная деятельность детей и взаимодействие с семьей. В своей практике я могу организовать игру на основании заранее продуманного общего направления сюжета и подготовленных предметно-игровых материалов, или присоединиться к уже играющим детям. Я участвую с детьми в игре на равных или могу влиять на содержание и общий ход игры теми же способами, что используют другие играющие. В сюжетно-ролевой игре могу придумать сюжет игры, выступить с интересными предложениями о ее сюжетном продолжении, ввести в игру новый персонаж, создать проблемную ситуацию. Сюжетно-ролевая игра - одна из творческих игр. В сюжетно-ролевой игре дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка.

Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре - одна из ее характерных черт. Дети сами определяют тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнёров, сами устанавливают игровые правила, следят за выполнением, регулируют взаимоотношения. Но самое главное в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является - сюжет, который представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия (готовит обед, крутит руль машины и др.) - одно из основных средств реализации сюжета.

Так же в своей практике использую ИКТ для более наглядной демонстрации того или иного материала. Мы просматриваем презентации, короткие видеоролики на различные темы (пожарная безопасность, ПДД, оказание первой помощи и т.д.), затем проигрываем с детьми, с использованием атрибутов (сюжетно-ролевые, театрализованные игры).

В театрализованных играх (играх-драматизациях) актерами являются сами дети, которые берут на себя роли литературных или сказочных персонажей. Сценарий и сюжет такой игры дети не придумывают сами, а заимствуют из сказок, рассказов, фильмов или спектаклей. Задача такой игры состоит в том, чтобы, как можно точнее воспроизвести роль взятого на себя персонажа. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни- сюжетом игры.

Особенность театрализованных игр в том, что они имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Творческое обыгрывание ролей в театрализованной игре значительно отличается от творчества в сюжетно-ролевой игре. В сюжетно-ролевой игре ребенок свободен в передаче изображения ролевого поведения. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы его осуществить, мы сначала читаем художественное произведение, обсуждаем с детьми, каков персонаж, почему так поступает, его состояние, чувства. Нашим детям очень нравится такой вид театрализованной деятельности, как спектакль, где дети - как актеры выполняют каждый свою роль.

Помимо творческих игр существуют и другие виды игр. В жизни детей нашей группы постоянно (каждый день) присутствуют подвижные игры, которые можно разделить на несколько видов по степени подвижности (малой, средней, большой подвижности), по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками и др.), по предметам (с мячом, лентами, обручами, флажками, кубиками и др.).

 А также, дидактические игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка.

Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая заложена в ней, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть.  Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактического материала используютсяimage игрушки, реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др.image), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачиimage: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация), совершенствовать речь. В нашей группе широко представлены настольно-печатные игры. Они разнообразны по содержанию, обучающими задачами, оформлению и помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, учатся отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы, так что игра оказывает большое влияние на развитие общения детей.

Огромное значение игры для развития всех психических процессов и личности ребенка в целом дает основание считать, что именно этой деятельности принадлежит ведущая роль в дошкольном возрасте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии организации игровой деятельности детей старшей группы (из опыта работы воспитателя).

Педагогическая технология в дошкольном образовании представляет совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих содержание дошкольного образования, комплекс форм, методов, способов,...

Современные технологии организации игровой деятельности детей старшей группы (из опыта работы воспитателя).

Современные технологии организации игровой деятельности детей старшей группы (из опыта работы воспитателя)....

Современные технологии организации игровой деятельности детей старшей группы (из опыта работы воспитателя).

Современные технологии организации игровой деятельности детей старшей группы (из опыта работы воспитателя)....

Современные технологии организации игровой деятельности детей старшей группы (из опыта работы воспитателя).

Современные технологии организации игровой деятельности детей старшей группы (из опыта работы воспитателя)....

Современные технологии организации игровой деятельности детей старшей группы (из опыта работы воспитателя).

СовремеСовременные технологии организации игровой деятельности детей старшей группы (из опыта работы воспитателя).нные технологии организации игровой деятельности детей старшей гру...

Современные технологии организации игровой деятельности детей старшей группы (из опыта работы воспитателя).

Современные технологии организации игровой деятельности детей старшей группы (из опыта работы воспитателя)....

Современные технологии организации игровой деятельности детей старшей группы (из опыта работы воспитателя).

Современные технологии организации игровой деятельности детей старшей группы (из опыта работы воспитателя)....