Проект "Цветы"
проект (старшая группа)

Гридчина Татьяна Васильевна

Знакомство дошкольников с миром природы является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения зависят друг от друга и от среды обитания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx259.56 КБ

Предварительный просмотр:

D:\МАМИНО\Проект Цветы\рамка.jpg

Встреча с человека с природой происходит в самом раннем возрасте. Красота природы – это первые впечатления человека в жизни. Игры на открытом воздухе, прогулки являются важнейшим источником радостных переживаний и открытий для ребёнка. В период до школы родителям и педагогам важно направить естественный интерес детей в конструктивном направлении.

Основные задачи в ознакомлении с природой – это формирование у детей знаний о неживой природе, животных, растениях. Выполнение этих задач самым тесным образом связано с развитием процессов познания, сенсорного восприятия, внимания.

Знакомство с природой и её исследование играет важную роль и в нравственном развитии. Так, посильный труд на участках детского сада, выращивание комнатных растений в группе, рассматривание животных на слайдах, содержание животных в семье, стимулирование желания жалеть, поливать, кормить, ухаживать, делать лучше способствует воспитанию заботливого отношения к природе в целом. Как видим, процесс нравственного воспитания взаимосвязан с трудовым воспитанием. Пребывание на участке и труд на природе в свою очередь благотворно влияет на физическое развитие и здоровье детей.

Кроме перечисленных областей природа является неисчерпаемым источником для художественно-эстетического развития. Знакомя детей с природой, педагог, да и вообще взрослый, несомненно, обращает внимание на шум леса, пение птиц, палитру красок у цветов и листьев. Воспитатель формирует умение чувствовать красоту окружающего мира, восхищаться ею. Понимая огромные возможности, которые даёт познание природного мира, можно сказать, что и сам педагог должен обладать большим запасом знаний и умений, желанием поделиться своим опытом в общении с природой.

Таким образом, можно сказать, что роль воспитания через познание природного мира огромна. Природа – это источник знаний, опыта, чувств. Задача воспитателя – грамотно построить свою работу, используя современные методы и формы.

D:\МАМИНО\Проект Цветы\картина цветы.jpg

Паспорт проекта

Цветы, как люди, на добро щедры
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры...
Ким Жанэ

Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий

Продолжительность: краткосрочный

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Срок реализации: июль-август

Актуальность проекта:

Знакомство дошкольников с миром природы является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения зависят друг от друга и от среды обитания.

Познание мира природы – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.

Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят всё, иногда даже не замечают главного. А если рядом педагог, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше. Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, об условиях, необходимых для их роста. Проект направлен на расширение и обобщение знаний о некоторых цветах (комнатных цветах и цветах, растущих на клумбах). Научившись понимать состояние растений, ребенок будет видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет.

Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь, охранять и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства.

Цветы – сама жизнь.

Насколько бедны оказались бы мы, не будь на земле цветов. При ознакомлении детей с природой мы, взрослые, стремимся дать образец гуманного отношения ко всему живому, чтобы ребенок понимал, что у каждого объекта есть свое место в природе и свое назначение. Сорвать цветок может каждый, а вот сказать, какой цветок сорвал, далеко не все.

Учитывая то, что детям необходимо «живое» общение с природой, наблюдения и практическая деятельность в природе, был разработан познавательно-исследовательский- творческий проект «Цветы вокруг нас».

Цель:

  • Активизация познавательной и творческой деятельности детей, развитие исследовательского потенциала воспитанников и педагогов, активное вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
  • Познакомить дошкольников с разнообразием цветущих растений, их связью со средой обитания, формирование осознанно-правильного отношения к представителям растительного мира, изучить особенности строения цветов и условия для их роста, развитие экологического и эстетического воспитания детей, их творческих способностей.
  • Поддерживать детское любопытство и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию (через наблюдения за цветами).

       

    Задачи:

  • углублять знания детей о мире растений (комнатных, луговых, садовых цветах), условиях их роста и развития (почва, вода, солнечный свет и тепло); учить детей классифицировать цветы по месту их произрастания (луг, сад, поле, дом).
  • развивать умение сравнивать и анализировать;
  • развивать воображение, мышление в процессе наблюдения за цветами, исследования их свойств;
  • формировать навыки исследовательской деятельности;
  • развивать наблюдательность, устойчивый познавательный интерес к миру цветов, его красоте и многообразию;
  • формировать трудовые навыки по уходу за цветами в ходе элементарной совместной трудовой деятельности, учить детей правильно сажать и выращивать цветы;
  • закреплять навыки правильного поведения в природе: эмоционально откликаться, сопереживать всему живому, переживать радость, удивление, восхищение от общения с цветами, не причиняя им вред;
  • развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках, пополнять и обогащать словарный запас детей и их знания о цветах луговых, садовых, комнатных;
  • воспитывать бережное отношение к цветам, желание ухаживать за ними.

Формы работы с детьми:

  • наблюдения;
  • беседы;
  • экспериментальная деятельность;
  • наглядная информация;
  • выставка рисунков;
  • чтение рассказов, сказок, стихов о цветах;
  • игры: подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, пальчиковые;
  • самостоятельная деятельность детей;
  • трудовая деятельность детей: посадка семян цветов, полив посадок, высадка в открытый грунт рассады цветов; полив комнатных растений.

Ресурсное обеспечение проекта:

  • уголок природы в группе, цветник на участке детского сада;
  • методический инструментарий.

Материально-техническое обеспечение проекта:

  • компьютер;
  • фотоаппарат;
  • лупа;
  • садово-огородный инвентарь;
  • художественные произведения о цветах;
  • дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, пальчиковые игры;
  • наглядная информация (иллюстрации, рисунки, слайды, фотографии);
  • изобразительный материал для продуктивной деятельности;
  • цветы живые, на иллюстрациях, сделанные из разных материалов;
  • подборка загадок, стихов о цветах.

Ожидаемый результат:

  •  развит познавательный интерес детей, расширены представления о цветах, в том числе об их лекарственных свойствах;
  • сформировано положительное эмоциональное и осознанное отношение к природе, к цветам, которые окружают ребенка;
  • готовность участвовать в мероприятиях по улучшению природной среды (посадка, уход за цветами сбор семян);
  • сформированы навыки культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней;
  • расширены знания детей о цветах, особенностях их жизнедеятельности, условий их роста;
  • обогащен активный и пассивный словарь детей (нектар, стебли, корень, листья, цветы, семена, полевые цветы, луговые цветы, садовые цветы, комнатные цветы);
  • развито умение самостоятельно наблюдать за изменениями, которые происходят с цветами.

Продукт проектной деятельности:

  • выставка творческих работ «Этот волшебный мир цветов»;
  • выставка рисунков на тему «Мой любимый цветок»;
  • фотовыставка «Такие разные цветы нашего участка»;
  • беседа с детьми на тему «Цветы»;
  • консультация для родителей на тему «Лекарственные растения»;
  • подборка «Стихи о цветах»;
  • подборка «Загадки о цветах»;
  • раскраски «Комнатные растения»;
  • картотека опытов с растениями;
  • акция «Пусть прогулка станет ярче».

Для реализации данного проекта использована интеграция образовательных областей, согласно требованиям ФГОС ДО, использование информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включенность. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру.

                                           

Этапы реализации проекта

Период

Мероприятия:

Ответственные

I. Подготовительный этап

Июль

4 неделя

  • изучение интереса детей для определения целей проекта;
  • сбор и анализ литературы по данной теме;
  • разработка плана реализации проекта;
  • подбор стихов, загадок, песенок, сказок, рассказов о цветах;
  • пополнение развивающей предметно-пространственной среды новыми материалами, атрибутами.
  • подборка дидактических, подвижных игр о цветах;
  • подборка иллюстративного материала.

Воспитатель, родители

II. Основной этап

Август 1-2 неделя

  • Беседа с детьми: «Цветы»;
  • Загадывание загадок, заучивание и чтение стихотворений, чтение художественной, познавательной литературы (П. А. Синявский «Сказка про лекарственные растения», В. Катаев «Цветик семицветик», Г. Х. Андерсон «Дюймовочка», С. Аксаков «Аленький цветочек»);
  • Рассматривание иллюстраций с изображением цветов: полевых, комнатных, садовых; цветников, цветочных клумб, альпийских горок;
  • Дидактические игры: «Найди пару», «Собери букет», «Четвертый лишний»;
  • Дидактическая игра «Цветочный магазин» (закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других; научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты);
  • Дидактическая игра «Сложи цветок» (уточнение знаний о строении цветка – стебель, листья цветок);
  • Подвижные игры: «Раз, два, три – к цветочку беги!», «Живая клумба», «Собери букет», «Незабудка», «Кузнечики, травы, бабочки, цветы», «Догони цветок», «На лужайке»;
  • Пальчиковые игры: «Цветы», «Цветок», «Мак», «Пчелки и жуки»;
  • Словесные игры: «Я садовником родился», «Опиши цветок», «Загадай, мы отгадаем»;
  • Прослушивание аудиозаписей из цикла «Звуки природы», П.И. Чайковского «Вальс цветов»;

Опытно-исследовательская и трудовая деятельность:

  • ежедневные наблюдения за ростом цветов; высадка рассады цветов на клумбы участка;
  • наблюдение за трудом взрослого и элементарная помощь при посадке семян цветов; уход за комнатными цветами: полив, рыхление земли;
  • проведение опытов с растениями.

Художественно-творческая деятельность:

  • Изготовление цветов из бумаги, пластилина, теста;
  • Рисование цветов красками, карандашами, мелками, используя разные приемы;
  • Аппликация: «Цветы».

Воспитатель

Август 3 неделя

Работа с родителями:

  • Консультация для родителей «Лекарственные растения»;
  • Участие в выставках и сборе иллюстративного материала по данной теме.

Воспитатель, родители

III. Заключительный этап

Август 4 неделя

  • Выставка творческих работ «Этот волшебный мир цветов»;
  • Выставка рисунков «Мой любимый цветок»;
  • Фотовыставка «Такие разные цветы нашего участка».

Воспитатель