Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста
статья (младшая группа)

Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Дошкольный возраст – уникальный период интенсивного, всестороннего развития ребёнка

Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Целью моей работы является создание педагогических условий, для развития речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

Для решения данной цели я поставила перед собой следующие задачи:

Создать условия для:

  • Формирования устойчивого интереса к театрально-игровой деятельности;
  • Расширения словаря детей, его активизации;
  • Совершенствования диалогической речи;
  • Формирования желания перевоплощаться в изображаемые образы, используя различные средства выразительности (поза, движение, жест, мимика);
  • Проявления самостоятельности, активности в игре с игрушками и театральными куклами.

Практическая значимость

В младшем дошкольном возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребёнка. И только при благоприятных условиях, ребёнок успешно пройдёт все стадии речевого развития, которые позволят ему понимать речь, самому свободно общаться со сверстниками и взрослыми.

Разработала перспективный план работы с детьми, определила формы, содержание театрализованной деятельности, выделила эффективные методы и приёмы развития речи детей. В содержание занятий по театрализованной деятельности включила:

Игры - имитации образов животных, людей;игры - импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки; игры в кукольный театр; инсценировки произведений; театрализованные действия (праздники, досуги, развлечения);самостоятельная театрально-игровая деятельность.

Театрализованная деятельность (в разных формах), где все участники (дети и взрослые) имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;

учет возрастных особенностей в выборе средств, методов, приёмов содержания.

Методы и приёмы обучения

Оборудование расположила так, чтобы малыши могли свободно пользоваться им, не прибегая к помощи взрослого, в любое время, чтобы с его помощью ребёнок легко включался в игровую ситуацию. Гибкому зонированию группы способствует ширма, магнитная доска, фланелеграф, которые позволяют детям играть в театр на магнитах, двигать фигурки на фленелеграфе, использовать перчаточные куклы. Материалы театральной зоны периодически обновляю. В своей работе для развития активной речи детей использую следующие методы и приёмы:

Игровые:
Использование элементов подвижной игры, сюрпризные моменты

  • Имитационные движения с элементами звукоподражания
  • Обыгрывание текста

Словесные:

  • Повторение речевого материала,вопросы
  • спользование текстов с повторяющимися элементами
  • Чтение произведений со звукоподражаниями
  • Договаривание слов, фраз,похвала.

Наглядные:

  • Использование иллюстраций к текстам
  • Ритмическое сочетание текста с движениями (потешки, стихотворения), с мелодией (пение детских песенок)
  • Использование игрушек, персонажей кукольного театра

В группе была создана предметно - пространственная развивающая среда по театрализованным играм. Оборудование располагается так, чтобы дети могли свободно пользоваться им, не прибегая к помощи взрослого, в любое время, чтобы с его помощью ребенок легко включался в игровую ситуацию. Материалы театральной зоны периодически обновляются, ориентированы на интересы разных детей Были подобраны художественные литературные произведения в соответствии с возрастом детей (малые фольклорные формы, сказки, стихи, рассказы.)литературные персонажи, в соответствии с возрастом персонажи должны меняться, усложняться их поведенческие характеристики. Далее отобранные произведения подвергались дидактической обработке:подбирались вопросы и задания от персонажей, направленных на активизацию речевой деятельности младших дошкольников в соответствии с программным содержанием; подбирались физкультминутки, подвижные игры, загадки так, чтобы они были объединены общим сюжетом;

- подбиралось иллюстрации, игрушки, демонстрационный раздаточный материал. Впоследствии театрализованные игры творчески применялись на практике. На занятиях дети с удовольствием превращались в актеров и воплощали литературные образы, имитировали характерные движения героев произведений, работали над интонациями, учились работать за ширмой. Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Читала и обсуждала с детьми сказки: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Три медведя».С целью закрепления русских народных сказок использовала дидактические игры: «Кто за кем», «Найди героев сказки», «Выкладывание пазлов по сказке», «Собери из кубиков сказку», «Найди тень», «Сколько яиц», «Теремок», «Сказки», «Разложи по порядку» .

Вместе с детьми мы рассматривали иллюстрации к сказкам и пытались воспроизвести сказку рассказывая по картинке. Постепенно у детей накапливались знания и речевое развитие по театрализованным играм и рассказыванию сказок по иллюстрациям. Что способствует речевому развитию.Вместе с детьми были разучены физ.минутки и подвижные игры. Что позволило закрепить знания о сказках, а также помогла развить память, речь и внимание. Это вызвало положительные эмоции у детей .

Считаю, что содержание театрализованных занятий должно включать в себя:

- упражнения по формированию выразительности исполнения.

- игры-превращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения;

- упражнения на развитие детской пластики;ритмические минутки;

- пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимой для свободного кукловождения;театральные этюды, знакомство не только с текстом сказки, но и средствами ее драматизации - жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями (реквизит),

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи детей средствами театрализованной деятельности ребята научились с легкостью рассказывать сказки по иллюстрациям и использовать различные виды театров и участвовать в театрализации. Дети могут определять положительных и отрицательных героев. Научились сопереживать слабому герою.Хочется закончить словами известного всем нам писателя

Джанни Родари:«Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».

Список литературы:

1.Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Книга для воспитателя детского сада - М., КНОРУС, 2014. – 144 с.

2.Бочкарева, Л.П. Воздействие книг и картин на игровые образы. Воспитание детей в игре. - М.: КНОРУС, 2017. – 112 с.

3. Гербова, В.В. Учусь говорить: метод.рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 98 с.4. Горбушина, Л.А., Николичева А.П. Выразительное чтение и рассказывание с детьми дошкольного возраста: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2014. – 156 с

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.09 КБ

Предварительный просмотр:

 Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста

                                                                                               Ахмадова Г.К
                                                                                                ГБДОУ№39

                                                                                        Адмиралтейский район
                                                                                         г.Санкт-Петербурга
                                                                                                         
Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Дошкольный возраст – уникальный период интенсивного, всестороннего развития ребёнка

Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Целью моей работы является создание педагогических условий, для развития речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

Для решения данной цели я поставила перед собой следующие задачи:

Создать условия для:

  • Формирования устойчивого интереса к театрально-игровой деятельности;
  • Расширения словаря детей, его активизации;
  • Совершенствования диалогической речи;
  • Формирования желания перевоплощаться в изображаемые образы, используя различные средства выразительности (поза, движение, жест, мимика);
  • Проявления самостоятельности, активности в игре с игрушками и театральными куклами.

Практическая значимость

В младшем дошкольном возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребёнка. И только при благоприятных условиях, ребёнок успешно пройдёт все стадии речевого развития, которые позволят ему понимать речь, самому свободно общаться со сверстниками и взрослыми.

Разработала перспективный план работы с детьми, определила формы, содержание театрализованной деятельности, выделила эффективные методы и приёмы развития речи детей. В содержание занятий по театрализованной деятельности включила:

Игры - имитации образов животных, людей;игры - импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки; игры в кукольный театр; инсценировки произведений; театрализованные действия (праздники, досуги, развлечения);самостоятельная театрально-игровая деятельность.

Театрализованная деятельность (в разных формах), где все участники (дети и взрослые) имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;

учет возрастных особенностей в выборе средств, методов, приёмов содержания.

Методы и приёмы обучения

Оборудование расположила так, чтобы малыши могли свободно пользоваться им, не прибегая к помощи взрослого, в любое время, чтобы с его помощью ребёнок легко включался в игровую ситуацию. Гибкому зонированию группы способствует ширма, магнитная доска, фланелеграф, которые позволяют детям играть в театр на магнитах, двигать фигурки на фленелеграфе, использовать перчаточные куклы. Материалы театральной зоны периодически обновляю. В своей работе для развития активной речи детей использую следующие методы и приёмы:

Игровые:
Использование элементов подвижной игры, сюрпризные моменты

  • Имитационные движения с элементами звукоподражания
  • Обыгрывание текста

Словесные:

  • Повторение речевого материала,вопросы
  • спользование текстов с повторяющимися элементами
  • Чтение произведений со звукоподражаниями
  • Договаривание слов, фраз,похвала.

Наглядные:

  • Использование иллюстраций к текстам
  • Ритмическое сочетание текста с движениями (потешки, стихотворения), с мелодией (пение детских песенок)
  • Использование игрушек, персонажей кукольного театра

В группе была создана предметно - пространственная развивающая среда по театрализованным играм. Оборудование располагается так, чтобы дети могли свободно пользоваться им, не прибегая к помощи взрослого, в любое время, чтобы с его помощью ребенок легко включался в игровую ситуацию. Материалы театральной зоны периодически обновляются, ориентированы на интересы разных детей Были подобраны художественные литературные произведения в соответствии с возрастом детей (малые фольклорные формы, сказки, стихи, рассказы.)литературные персонажи, в соответствии с возрастом персонажи должны меняться, усложняться их поведенческие характеристики. Далее отобранные произведения подвергались дидактической обработке:подбирались вопросы и задания от персонажей, направленных на активизацию речевой деятельности младших дошкольников в соответствии с программным содержанием; подбирались физкультминутки, подвижные игры, загадки так, чтобы они были объединены общим сюжетом;

- подбиралось иллюстрации, игрушки, демонстрационный раздаточный материал. Впоследствии театрализованные игры творчески применялись на практике. На занятиях дети с удовольствием превращались в актеров и воплощали литературные образы, имитировали характерные движения героев произведений, работали над интонациями, учились работать за ширмой. Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Читала и обсуждала с детьми сказки: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Три медведя».С целью закрепления русских народных сказок использовала дидактические игры: «Кто за кем», «Найди героев сказки», «Выкладывание пазлов по сказке», «Собери из кубиков сказку», «Найди тень», «Сколько яиц», «Теремок», «Сказки», «Разложи по порядку» .

Вместе с детьми мы рассматривали иллюстрации к сказкам и пытались воспроизвести сказку рассказывая по картинке. Постепенно у детей накапливались знания и речевое развитие по театрализованным играм и рассказыванию сказок по иллюстрациям. Что способствует речевому развитию.Вместе с детьми были разучены физ.минутки и подвижные игры. Что позволило закрепить знания о сказках, а также помогла развить память, речь и внимание. Это вызвало положительные эмоции у детей .

Считаю, что содержание театрализованных занятий должно включать в себя:

- упражнения по формированию выразительности исполнения.

- игры-превращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения;

- упражнения на развитие детской пластики;ритмические минутки;

- пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимой для свободного кукловождения;театральные этюды, знакомство не только с текстом сказки, но и средствами ее драматизации - жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями (реквизит),

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи детей средствами театрализованной деятельности ребята научились с легкостью рассказывать сказки по иллюстрациям и использовать различные виды театров и участвовать в театрализации. Дети могут определять положительных и отрицательных героев. Научились сопереживать слабому герою.Хочется закончить словами известного всем нам писателя

Джанни Родари:«Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».

Список литературы:

1.Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Книга для воспитателя детского сада - М., КНОРУС, 2014. – 144 с.

2.Бочкарева, Л.П. Воздействие книг и картин на игровые образы. Воспитание детей в игре. - М.: КНОРУС, 2017. – 112 с.

3. Гербова, В.В. Учусь говорить: метод.рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 98 с.4. Горбушина, Л.А., Николичева А.П. Выразительное чтение и рассказывание с детьми дошкольного возраста: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2014. – 156 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья на тему: " Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

В этой статье раскрывается значение театрализованной деятельности в жизни дошкольников....

Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста

В статье раскрыто значение  театрализованной деятельности в развитии дошкольников  в соответствии с образовательными областями ФГОС ДО....

РОЛЬ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Аннотация. В статье раскрывается значение театрализованной деятельности в жизни дошкольников. Она является самым распространенным видом детского творчества и должна занимать важное мест...

Консультация для родителей «Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»

В данной публикации вы найдете материал о значении театрализованной деятельности  в развитии детей дошкольного возраста. Как и для чего необходимо использовать именно театрализованную деятельност...

Статья на тему: «Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста».

Статья на тему:«Роль театрализованной деятельности вразвитии детей дошкольного возраста».ГБДОУ № 95 Красногвардейского районаСанкт-ПетербургСоставила: Маллаева Альбина К.В статье раскрывае...

"Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

quot;Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"...