проект «Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям чувашского национального искусства посредством участия в чувашских фольклорных праздниках»
проект (старшая группа)


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 9»

города Канаш Чувашской Республики

ПРОЕКТ

«Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям чувашского национального искусства посредством участия в чувашских фольклорных  праздниках»

Выполнила:

Музыкальный руководитель

Григорьева Елена Геннадьевна

Канаш

2019г.

Содержание

Введение

1. Анализ ситуации

1.1 Анализ внешней ситуации.

1.2. Анализ внутренней ситуации.

1.3. Проблема проекта

2. Целеполагание

2.1. Цель проекта

2.2. Задачи проекта

2.3. Ожидаемый результат

3. Реализация проекта.

3.1 Концептуализация

3.2. Этапы реализации проекта

Заключение.

Программно – методическое обеспечение.

Приложение.

Введение

Чуваши — самобытный древний народ с богатой монолитной этнической культурой. Они являются прямыми наследниками Великой Болгарии и позже — Волжской Болгарии. Геополитическое расположение чувашского края таково, что по нему текут многие духовные реки востока и запада. В чувашской культуре есть черты, схожие и с западной, и с восточной культурами, присутствует шумерская, хетто-аккадская, согдо-манихейская, гуннская, хазарская, булгаро-суварская, тюркская, финно-угорская, славянская, русская и другие традиции, но при этом она не тождественна ни одной из них. Эти особенности находят отражение и в этническом менталитете чувашей. Чувашский народ, впитав культуру и традиции разных народов, «переработал» их, синтезировал положительные, подходящие для условий своего существования обычаи, обряды и ритуалы, идеи, нормы и правила поведения, способы хозяйствования и бытового строя, сохранил особое миропонимание, сформировался своеобразный национальный характер. Бесспорно, чувашский народ обладает своей самостью — «чавашлах» («чувашскость»), которая является стержнем его уникальности. Задача исследователей «извлечь» его из недр народного сознания, проанализировать и выявить его сущность, зафиксировать в научных работах.

Дневниковые записи иностранца Товия Кенигсфельда, посетившего чувашей в 1740 г. в числе участников путешествия астронома Н. И. Делиля, подтверждают эти представления (цит. по: Никитина, 2012: 104)

Многие путешественники прошлых веков отмечали, что характером и повадками чуваши заметно отличались от других народов. Есть немало лестных отзывов как о людях трудолюбивых, скромных, аккуратных, пригожих, смекалистых. Чуваши от природы народ настолько же доверчивый, насколько честный… Чуваши нередко в полной чистоте души… почти не понимают даже существования лжи, у которых простое пожатие руки заменяет и обещание, и поруку, и присягу» (А. Лукошкова) (там же: 163, 169).

В настоящее время в чувашской нации сохранились некоторые положительные качества. При заметной скудости жизненных условий чуваши крепки приверженностью к традициям, не потеряли своего завидного качества терпимости,  несгибаемость, выживаемость, неунываемость и трудолюбие, патриархальность, традиционность, терпение, терпеливость, чинопочитание, высокая дистанция власти, законопослушность; зависть; престиж образования, коллективизм, миролюбие, добрососедство, толерантность; упорство в достижении цели; заниженная самооценка; обидчивость, злопамятность; упрямство; скромность, стремление «не высовываться»; уважительное отношение к богатству, скупость. исключительного уважения к другим народам

Испокон веков славилось особое отношение чувашей к военной службе. О боевых качествах чувашских предков-ратников времен полководцев Модэ и Аттилы сложены легенды. «В народном характере чувашей есть прекрасные свойства, особенно важные для общества: чуваш усердно исполняет раз принятую обязанность. Не было примеров, чтобы солдат чуваш бежал или в чувашской деревне скрывались беглые с ведома жителей» (Отечествоведение…, 1869: 388).

1. Анализ ситуации

1.1 Анализ внешней ситуации.

Каждый народ из поколения в поколение передает свой общественный и социальный опыт, духовное богатство как наследство старшего поколения к младшему. Народ всегда выступает в роли воспитателя молодого поколения, а воспитание при этом приобретает народный характер. Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития, такое воспитание приобретает необычайно влиятельную силу на формирование национального характера, национальной психологии человека, на его нравственное становление.

Вопросами воспитания детей на народных праздниках занимались и занимаются многие ученые и педагоги (Г. Н. Волков, К. Д. Ушинский). В неразрывной связи с нравственным воспитанием, с традициями находятся народные праздники. Приобщение детей к участию в праздниках родного народа даёт возможность на практике познать его культурно- исторический опыт.

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе педагогического опыта, накопленного предшествующими поколениями. Сила народной педагогики, народных традиций заключается в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.

Многочисленные обычаи и традиции можно отнести к комплексным формам воздействия на воспитание подрастающего поколения. Народные праздники были настоящим кодексом написанных норм и обязанностей, но только в художественно - эмоциональной форме. Обряды, отражающие нравственные устои Чувашского народа, закрепляющие чувства верности друзьям, развивающие эстетические чувства детей и содержащие в себе многие другие педагогические элементы, ярко представлены в таких праздниках, как Масленица и др. ,

В народной педагогике народные праздники считаются средствами выражения настроения, убеждений, мировоззрения индивида. Значения народных праздников заключается в том, что они дают возможность проявить свои чувства и мысли, пробуждают эмоциональные чувства и переживания, стимулирует оптимистическое настроение.

Содержанием нравственного воспитания детей является воспитание любви к родной земле, народу, его культуре и языку. Воспитание гуманных чувств, доброжелательного отношения к людям, потребности оказывать им бескорыстную помощь. Формирование умственных потребностей, осознанной дисциплины ответственного отношения к своим обязанностям, коллективному и общественному труду. Воспитание честности и правдивости, скромности, чувства чести, стыда и собственного достоинства.

1.2. Анализ внутренней ситуации.

Основной программой воспитательно-образовательной работы в ДОУ является «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е. Актуальное направление воспитания в настоящее время - это формирование у ребенка начал национального самосознания, уважительного и доброжелательного отношения к людям других национальностей, интереса к национальной культуре и традициям. Их решение обеспечивается за счет обучения ребенка языкам использования краеведческого материала в содержании воспитания и произведений национальной культуры.

Тема моего проекта вытекает из проблемы  ДОУ: «Становление личности ребенка средствами чувашской культуры». В наше время приобщение детей к народному творчеству искусству непосредственное участие в национальных праздниках воспитывают в них нравственные чувства, развивают художественное мировоззрение, наполняют эмоциональную сферу ребенка радостью, поднимают настроение, формируют эстетический вкус.

Ценность праздников, досугов и развлечений во многом зависит и определяется успешным проведением подготовительных мероприятий. Но, к сожалению, проведенная мною диагностика, опрос родителей показал, что у детей и родителей недостаточное знание и представление о национальной культуре традиции, искусстве чувашского народа. Все эти наблюдения и размышления побудили меня к использованию в работе чувашских фольклорных праздников и развлечений, так как они способствуют лучшему запоминанию детьми материала, воспитывают любовь и уважение к людям всех национальностей. И в конечном итоге обусловило выбор темы моего проекта: « Чувашские народные праздники как средство приобщения дошкольников к национальной культуре чувашского народа».

1.3. Проблема проекта

Анализ внешней и внутренней ситуации позволил выявить проблему для педагогического проекта.

Недостаточное знание, представление детей о национальной культуре, традиций и искусстве чувашского народа.

2. Целеполагание

Для успешного решения данной проблемы наиболее целесообразно использовать метод проекта: определить цель, задачи, пути реализации и этапы работы, наметить ожидаемый результат.

2.1. Цель проекта

Введение ребенка в родную культуру, приобщение его к ценностям чувашского национального искусства посредством участия в чувашском фольклорном  празднике «Акатуй».

2.2. Задачи проекта

  1. Повысить интерес дошкольников к чувашским народным праздникам.
  2. Сформировать представление педагогов о значении чувашских народных праздниках в нравственном воспитании дошкольников.
  3. Пополнить предметно-развивающую среду группе детского сада в соответствии с выбранной темой (картотека чувашских народных праздников, сценарии, презентации)
  4. Повысить педагогическую компетентность родителей по ознакомлению детей с чувашскими народными праздниками.

2.3. Ожидаемый результат

У детей формируется:

- уважительное отношение к истории и культуре чувашского народа;

- представление, что у чувашского народа есть свой особенный праздник «Акатуй»;

- уважительное и доброе отношение к людям других национальностей;

- чувство гордости за национальную культуру и искусство. Непосредственное участие детей в праздниках

- воспитывает в них нравственные чувства;

- развивает художественное мировоззрение, наполняет эмоциональную сферу ребенка радостью, поднимает настроение;

- формирует эстетический вкус.

У педагога:

-повышение собственной профессиональной компетентности по данной теме.

У родителей:

- появление интереса к истории и культуре чувашского народа;

- желание приобщать детей к истокам чувашской народной культуры;

- расширение представление о традициях и обычаях чувашского народа;

- желание оказать помощь в создании предметно - развивающей среды, в изготовлении наглядных пособий.

3. Реализация проекта.

3.1 Концептуализация

В настоящее время, когда происходит интенсивный процесс гуманизации нашего многонационального общества, необычайно важное значение приобретает воспитание и образование подрастающего поколения на традициях национальной культуры.

Ребенок с раннего детства должен впитывать культуру своего народа и проникнуться уважением к самобытной культуре чуваш, с которыми он общается в непосредственном окружении в быту, детском саду. Это особенно важно для дружеского общения и постоянного взаимодействия друг с другом.

Во все времена усвоение социального опыта своих предков оказывало особое влияние на человека, преобразовывало его внутренний мир. Поэтому особенно важно начинать воспитание эмоционально-ценностного отношения ребенка к традиционной культуре своего народа и её освоение с малых лет.

Важность общения в работе с детьми к народному искусству определяется не только социальной значительностью, но и его национальной обусловленностью. Через приобщение детей к устному, музыкальному фольклору народ продлевает себя, генерирует свой дух, характер, психологию. Поэтому естественно стремление каждого народа сохранить и возродить свою исконную чувашскую культуру.

В течение многих десятилетий под знаменем коммунистической идеологии произошло отчуждение различных народов от своей культуры, её традиций. И сейчас приходиться заново открывать для себя собственные потерянные ценности, обретать новое осмысление культуры и культурные

ориентации, соизмерять уровень национальной культуры и национального самосознания с общечеловеческими ценностями, осуществлять более тесную связь между культурой, языком и образованием.

Б. Неменский говорил: «. необходимо привязать ребенка всеми чувствами к древу культуры,» он рождается носителем этой культуры и готовым к ее присвоению. Семья, педагоги, окружающие взрослые должны создать благоприятные условия для приобщения детей к богатствам национальной куль-туры, окружающей среды и природы. Как утверждал К. Д. Ушинский, воспитание ребенка с самого раннего возраста необходимо осуществлять в особой «национальной среде», на родном языке, с применением народных обычаев, традиций, с «погружением в культуру народа» посредством разных форм общения, видов деятельности и творчества.

Важность осуществления этой проблемы еще в дошкольном детстве, прежде всего, исходит из необходимости восстановления утраченного баланса системы природа-человек, как главного инструмента культуры.

Народное искусство таит в себе огромные воспитательные возможности. Он учит искренности и бескорыстию, заинтересованности и красоте человеческого отношения к окружающей жизни, любви к родному краю и уважения к прошлому, помогает нам обрести новые жизненные силы, чтобы передать их подрастающему поколению.

     Г.Н. Волков, впервые в науке применивший термин «этнопедагогика», отмечал: «… без традиций нет культуры, без культуры нет воспитания, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа».

     Первой ступенью в механизме духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения являются дошкольные образовательные учреждения.

    Дошкольный возраст – важнейший период становления личности. Именно в дошкольном возрасте, как отмечает  Б.И.Неменский, - «Необходимо привязать ребёнка всеми чувствами, эмоциями к дереву культуры своего народа».

    В ФГОС дошкольного образования в качестве основополагающих принципов дошкольного образования определены принципы приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учёта этнокультурной ситуации развития ребёнка, что предполагает введение этнокультурной составляющей в содержание образования.

3.2. Этапы реализации проекта

Этапы проекта

Наименование мероприятия

Подгото-вительный

1.Изучение и анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы, отражающей состояние исследуемой проблемы.

2.Разработка сценария праздника «Акатуй»  

3.Беседа с целью выявления уровня знакомства детей с чувашскими народными праздниками.

4.Проведение анкетирования среди родителей с целью изучения готовности принятия участия в проекте.

Основной

1.Подготовка музыкального песенного и танцевального материала  чувашского народного праздника «Акатуй»  

2.Показ праздника «Акатуй»  на городском методическом объединении музыкальных руководителей города.

3.Показ праздника «Акатуй»  на городском семинаре практикуме «Использование национально-культурных традиций народов проживающих на территории Чувашской Республики в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста».

Заключи-тельный

1.Проведение повторной беседы с детьми с целью выявления уровня знакомства с чувашскими народными праздниками.

2.Общее родительское собрание (подведение итогов)

Заключение

Я могу с уверенностью сказать, что участие детей в фольклорных  праздниках и развлечениях  открывает перед ними большую возможность в познании основ национальной культуры.

 А участие в подготовке праздников совместно со взрослыми вызывает у дошколят яркие положительные эмоции, оставляют глубокий след на всю жизнь, приобщая дошкольников к национальной культуре как чувашского народа так и народов проживающих на территории Чувашской Республики, и воспитывает в них нравственные чувства.

Состязания не только дарят радость детям, но и дают возможность продемонстрировать свою ловкость, быстроту, смекалку.

Программно – методическое обеспечение.

1. Программа: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М., 2015. – 354 с.

2. «Программа образования ребенка-дошкольника». Науч. Рук. Л.В.Кузнецова. – Чебоксары. Чувашский республиканский институт образования, 2006. («Моя республика»)

3. Богатеева Е. А. Приобщение детей к традиционной культуре народов среднего Поволжья. - Чебоксары: Изд-во ЧРИО, 2015. -123с.

4. Воспитание здорового ребёнка на традициях чувашского народа: метод. пособие / под ред.И. В. Михайловой, Е. И. Николаевой. – Чебоксары, 2013.–255с.

5. Праздники на земле Улыпа: методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений/ под ред. Р.Б. Кузьминой. – Чебоксары: Изд-во Л.А. Наумова, 2006. – 204 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ –"Вернемся к истокам нашим"

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени....

программа по самообразованию «Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям здорового образа жизни посредством здоровьесберегающих технологий»

laquo;Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям здорового образа жизни посредством здоровьесберегающих технологий»...

Консультация для родителей "Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры, народного искусства, народным обрядам и традициям" - март 2022 г.

quot;Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры, народного искусства, народным обрядам и традициям"...

Доклад "Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям здорового образа жизни посредством здоровьесберегающих технологий".

Детский сад должен стать фундаментом, на котором мы будем приобщать детей к здоровому образу жизни и спорту....

Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством мини-музея «Русская изба»

  «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством мини-музея «Русская изба»...