Сравнительный анализ программы А.Д.Шатовой «Зкономическое воспитание дошкольников» и парциальной ОП ДО для детей 5-7 лет (Банк России и Министерство образования и науки РФ)
презентация

Бурова Ирина Владимировна

Одной из важнейших задач дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО  является социализация личности ребенка, то есть усвоение им норм и ценностей, которые позволят ему стать полноценным членом общества. Одним из компонентов позитивной социализации дошкольников является формирование основ экономической и финансовой  грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_slaydy.docx21.03 КБ
Файл prezentatsiya_sravnitelnyy_analiz.pptx932.39 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Одной из важнейших задач дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО  является социализация личности ребенка, то есть усвоение им норм и ценностей, которые позволят ему стать полноценным членом общества. Одним из компонентов позитивной социализации дошкольников является формирование основ экономической и финансовой  грамотности.

2 слайд

Необходимость правильного формирования основ экономического образования детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жизнь семьи, а именно: ходят с родителями за покупками, сталкиваются с финансами, рекламой, оплачивают счета в банке, получая при этом первичное экономическое представление о финансовой грамотности.

3 слайд

Как показывает практика, в дошкольном образовательном учреждении ознакомление с экономической грамотностью проводят крайне редко.  К сожалению, реализация задач в этом направлении  происходит спонтанно, отсутствует целенаправленная систематическая образовательная работа. Одной из причин является несформированность компетенций педагогов в области основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста.

Из вышесказанного следует, что данная проблема на первом уровне общего образования (дошкольном) является объективной и решаемой задачей современной дошкольной образовательной организации при условии наличия в ней необходимого ресурсного обеспечения (кадрового, методического, материально-технического и т.д.) и взаимодействия всех субъектов образовательных отношений.

4 слайд

На сегодняшний день разработаны, апробированы и рекомендованы   несколько программ и методических пособий  для ознакомления детей с экономикой.  Все они разработаны в соответствии с требованиями современных нормативно-правовых и инструктивно-методических документов в области дошкольного образования. Сравним авторскую программу А.Д.Шатовой «Экономическое воспитание дошкольников» и парциальную программу «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности», разработанную  совместно Банком России и Минобрнауки России.

5 слайд

Обе программы разработаны  для детей 5-7 лет с целью помощи ребенку постепенно начать осознавать, почему нельзя все сразу купить, откуда берутся деньги, что такое семейный бюджет который ограничен, почему одним что-то доступно, а другим нет. В отдаленной же перспективе стоит цель — воспитать человека, умеющего и желающего много и активно трудиться, честно зарабатывать деньги и любящего свою страну

6 слайд

Экономическое воспитание старших дошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов. Оно ставит задачи, близкие и нужные каждому человеку, его семье, окружению. Для экономического образования на ступени дошкольного детства на первом месте, конечно, стоит индивидуально-семейная экономическая грамотность и формирование элементарных экономических навыков.

7 слайд

Программы предполагают  комплексный подход к развитию личности дошкольника. Чем младше возраст детей, тем глубже и разносторонней должна быть  связь между этическим, трудовым и экономическим воспитанием. Знакомство детей с финансовой азбукой проходит в игровой форме. Занятия проводятся в различных формах: соревнования, путешествия, экскурсии, викторины и т. д. Материал представлен в 4 блоках. В каждом блоке раскрываются педагогические задачи, содержание работы, основные понятия, методические рекомендации по созданию игровой и предметной среды. Рекомендуется последовательное освоение каждого блока, но возможно автономное изучение одного из них в виде мини-программы.

8 слайд

По решению педагогических коллективов парциальная  программа Банка России может стать составной частью образовательной программы дошкольного образования. Пополнить такие образовательные области, как «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие».

В программе даны методические подходы, как познакомить детей с  финансово-экономическими терминами.  Отдельный блок программы посвящен рекламе — для того, чтобы дети научились объективно ее оценивать и отличать свои реальные потребности от навязанных.

Программа включает теоретические материалы и учебную литературу, а также примеры игр и конкурсов, детские сказки, пословицы и поговорки по каждой теме. 

9 слайд

Предлагаемые на сегодня программы формирования экономической грамотности для дошкольников имеют много общего в отношении содержательного аспекта. Отличие состоит в  стремление увязать чисто финансовые вопросы с морально-этическими аспектами. К сожалению, системность подхода отличает далеко не все программы. В данном случае, под системностью в первую очередь, понимается включение в программу в качестве обязательного компонента пособия или хотя бы комплекта папок-передвижек для родителей. Ибо финансовая грамотность для дошкольников – это не столько детская, сколько семейная проблема.

10 слайд

Таким образом, современный дошкольник – это будущий школьник, затем студент, и, конечно же, работник.   Именно поэтому знания, умения и навыки, сформировавшиеся в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущей успешной экономической деятельности. Поэтому столь важным является организация работы с детьми по формированию экономической опытности.

11 слайд

 А.Д. Шатова полагает, что «смысл работы по экономическому воспитанию состоит в том, чтобы привить детям правильное отношение к тому, что сделали и делают для них взрослые, уважение к труду людей, благодаря которому создан предметный мир, облагораживающий жизнь».

12 слайд

И наша задача, как педагогов, помочь детям правильно осмыслить экономические явления, факты, понятия: научить детей понимать и ценить окружающий материальный мир как результат труда, уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги.

13 слайд

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Сравнительный анализ программы А.Д.Шатовой « Зкономическое воспитание дошкольников» и парциальной ОП ДО для детей 5-7 лет (Банк России и Министерство образования и науки РФ)» Подготовила: Бурова И.В. воспитатель ВКК МКДОУ БГО Детского сада №7 комбинированного вид

Слайд 2

Экономика и дошкольник Реклама по телевизору Различные профессии Бюджет семьи Покупка товара в магазине

Слайд 3

Причины несформированности компетенций педагогов недостаточная информированность аудитории связанной с дошкольным детством о значимости и необходимости освоения детьми дошкольного возраста основ финансовой грамотности отсутствия данного направления во ФГОС ДО, пособий и методик отсутствие научно-методического руководства новым направлением в деятельности дошкольных образовательных организаций

Слайд 5

Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности для детей 5-7 лет Программа ориентирована на принцип тесной взаимосвязи нравственно-трудового и экономического воспитания. Чем младше ребенок, тем теснее и глубже должна быть эта взаимосвязь Данная Программа разработана на основе ФГОС ДО, примерной основной образовательной программы дошкольного образования , а также материалов книги А.Д. Шатовой «Тропинка в экономику» (2015) Дошкольник и экономика Новизна методики заключается в самой постановке вопроса — преподавать экономику детям с пятилетнего возраста. Экономика и дошкольник на самом деле тесно связаны. Детей, точно также, как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Малыши так или иначе сталкиваются с миром финансов, обсуждают ли дома мама с папой повышение цен или прибавку к зарплате, или же в магазине игрушек, когда игрушка слишком дорогая и ее купить не могут, или же когда получают в подарок на день рождения конверт с купюрами Авторская программа

Слайд 6

Цели программ Познакомить детей со сложным миром предметов и вещей, человеческих взаимоотношений Научить бережному отношению с деньгами. Сформировать экономическое мышление. Рассказать про взаимосвязь между этическими и экономическими категориями: деньги, труд, товар, цена, с одной стороны, и честность, щедрость, экономность — с другой. Рассказать про способы зарабатывания денег и разумной их трате. помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста

Слайд 7

Задачи программ формировать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата) ; знакомить детей с профессиями связанными с экономикой; учить воспринимать и ценить окружающий мир, как результат труда людей; раскрыть сущность понятия «доход» (заработная плата, пенсия). Познакомить детей с ведением хозяйства; дать представление о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран; формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд- продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от качества. понимать и ценить окружающий предметный мир ( мир вещей как результат труда людей); уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги; осознавать взаимосвязь понятий «труд - продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения; признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем - щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.); рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации.

Слайд 9

Отличительные особенности программ Программы предполагают комплексный подход к развитию личности дошкольника, предусматривая тесную связь этического, трудового и экономического воспитания реализуется по нескольким направлениям. Одно из ее преимуществ — игровая составляющая . Материал программы представлен в четырех разделах-блоках: «Труд-продукт», «Деньги, цена, стоимость», «Реклама», «Полезные навыки и привычки в быту»

Слайд 10

Организованная деятельность детей Занятия, экскурсии, дидактические игры

Слайд 11

Задачи экономического воспитания: Экономическое сознание детей Денежные знаки

Слайд 12

Экономические понятия «Дорого-дешево» «Выгодно-невыгодно» « Хочу-надо »

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

Презентация " Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)  от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государств...

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкол...

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

Опубликовано: 25 ноября 2013 г. в  "РГ" - Федеральный выпуск №6241Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный N 30384 В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 Федеральн...