Формирование средств невербальной коммуникации в различных видах деятельности.
статья

В данной статье рассказывается о невербальных средствах общения. А так же о том, как использовать эти средства в различных видах деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование средств невербальной коммуникации в различных видах деятельности.

Коммуникация- сложный процесс взаимодействия людей, в котором участвуют речь, мимика, пантомимика, жесты, интонация.

ФГОС дошкольного образования в образовательной области « Социально- коммуникативное развитие» ставит задачи: на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и коммуникативного интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Общение может осуществляться с помощью вербальных ( словесных) и невербальных ( неречевых) средств.

Невербальное общение – это общение без помощи слов. Общаясь, мы слушаем не только словесную информацию, но и смотрим в глаза друг другу, воспринимаем тембр голоса,  интонацию.

Невербальные средства могут либо дополнять и усиливать информацию, либо противоречить ей и ослаблять ее.

Невербальные средства общения чрезвычайно разнообразны- мимика, пантомимика, жесты, поза, голосовые, интонационные модуляции, эмоциональные проявления и т.д.

Формирование невербальных умений у детей создает дополнительные возможности для установления контактов, выбора правильной линии поведения, усиливает эффективность социального взаимодействия дошкольников.

Формирование у детей с РАС коммуникативных навыков путем средств невербальной коммуникации требует особо большого внимания.

РАС- это не только медицинская , но и очень серьезная социальная проблема. Основным недостатком при аутизме является нарушение общения ребенка с окружающим миром.

В рабочей программе « Коррекционно- развивающей деятельности учителя- дефектолога, воспитателей с детьми с РАС»  обозначена цель:

- интеграция детей с РАС в общество, чтобы они имели равные права вместе с другими детьми;

- коррекционная помощь детям с РАС;

-исправление или ослабление имеющихся проявлений  аутизма и вызванных им нарушений;

-стимуляция дальнейшего продвижения ребенка посредством совершенствования приобретаемых в дошкольном возрасте умений  и содействие всестороннему максимально возможному его развитию.

Формированию средств невербальной коммуникации в различных видах деятельности способствуют, а мы впоследствии активно используем это:

  1. Предметно-развивающую среду, которая обслуживает все режимные моменты пребывания ребенка в детском саду, приближаем к детям, а именно, дополнительные визуальные поддержки:

Визуальные расписания:

Алгоритм режима дня;

 Алгоритм одевания и раздевания( дневной сон, прогулка)

Алгоритм выполнения культурно-гигиенических навыков в умывальной комнате

Алгоритм меню

Алгоритм проведения утренней гимнастики

Алгоритм проведения занятий, игровой деятельности, наблюдений

Алгоритм проведения праздничных  утренников( досугов, развлечений).

2.Много наглядного дидактического материала при расширении словарного запаса( показ картинок по теме).

Использование картинок – это опосредованный способ вызывания речи, общения, больше подходит ребенку с РАС, так как позволяет взаимодействовать не напрямую, не устанавливать долгий зрительный контакт.

- предметные картинки, карточки « PECS». Они подобраны по тематико- лексическому признаку( игрушки, овощи, фрукты, одежда, обувь, животные, посуда, времена года и др.)

- картинки и  карточки « PECS», изображающие движения, действия, качества, свойства, состояния предметов, материалов, обозначающих цвет, форму, величину, температуру и т.д.

Так, во время проведения зарядки, дублируем движения показом картинки выполняемого движения, инструкции « сядь», « иди», « прыгай», « слушай» и т.д. повторяем жестом и картинкой- символом. При выполнении артикуляционной гимнастики, каждое упражнение иллюстрируется образцом выполнения и картинкой- символом. При выполнении дыхательной гимнастики каждое упражнение иллюстрируется образцом выполнения и картинкой- символом.

3.При формировании навыков выражения эмоций, движений , используем пиктограммы. Пиктограммы- карточка схематического вида, в которой содержится важнейшие узнаваемые черты предметов, действий, явлений, состояний.  

4. Различные игры, создающие особую « терапевтическую среду», помогающую поддерживать эмоциональный контакт с ребенком, стимулирующие развитие его личности ,способствующие формированию его речевых и коммуникативных навыков. Игровой материал должен соответствовать эмоциональному возрасту ребенка, движения и сюжет игр должен соответствовать их возможностям: а)настольные дидактические игры, пазлы;

б) коммуникативные игры для детей любой группы РАС;

в) пальчиковые игры и речедвигательные упражнения с небольшим сюжетом, несколькими сменяющимися действиями;

г) куклотерапия. С аутичными детьми лучше использовать мягкие куклы рукавички. Они помогают детям приобретать важные социальные навыки: здороваться и прощаться, оказывать помощь и поддержку. Также  с куклой дети учатся танцевать, выполнять различные физические упражнения, изучать пространственные направления. Дети с большим удовольствием выполняют различные задания педагогов от имени куклы и для нее.

5. Чтение художественной литературы ( потешки, стихи, четверостишья, сказки, рассказы) для установления контакта и поддержания взаимодействия с аутичными детьми, в ходе которого хорошо строится совместное рассказывание с опорой на картинки в книжках, расширяются речевые и коммуникативные возможности детей.

6.   Конструирование- один из любимых  видов  деятельности аутичных детей для формирования общения. Играм ребенка с конструктором мы придаем сюжетный смысл, учим детей строить дом, машину, стол, стул, кровать, самолет и т.д. и обыгрываем постройку « иди спать», « садись кушать» и т.д.

7. Рисование. Во время рисования последовательность тоже может быть пошагово проиллюстрирована на схеме.

Даже у детей 2 ой группы аутизма формируются коммуникативные возможности за счет слов «да», « нет», а также за счет невербальных средств коммуникации- утвердительного и отрицательного движения головой.

Исходя из вышесказанного, необходима специально организованная , целенаправленная, последовательная и систематическая коррекционно- развивающая работа с детьми с РАС.

Невербальная коммуникация поможет овладеть детям навыками общения, приспособиться к  условиям окружающего мира, поможет адаптироваться в нем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование связной речи дошкольников в различных видах деятельности».

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных пот...

Мастер - класс "Формирование познавательных интересов и познавательной деятельности ребенка в различных видах деятельности""

Мастер- класс "Формирование познавательных интересов и познавательной деятельности ребенка в различных видах деятельности"...

Методические подходы к формированию зрительно-моторных функций у детей с различными отклонениями в развитии в различных видах деятельности.

Одним из основных компонентов зрительного восприятия, без которого невозможно нормальное развитие ребенка в процессе различных видов деятельности (познавательной, практической, игровой, учебной)...

«Игра как средство формирования познавательного интереса и инициативности ребенка через различные виды деятельности»

   Игра – одно из замечательнейших явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра о...

Формирование основ безопасного поведения через различные виды деятельности

Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ).В дошкольной образовательной организации обязательная и первоочередная ...

Методическая разработка на тему: «Формирование элементарных математических представлений посредством различных видов деятельности, представленных в виде игры, в старшей группе детского сада»

Вашему вниманию предлагается методическая разработка на тему: "Формирование элементарных математических представлений посредством различных видов деятельности, представленных в виде игры, в старш...

«Методы, средства и приемы организации различных видов деятельности при формировании основ безопасного поведения дошкольников»

laquo;Методы, средства и приемы организации различных видов деятельности при формировании основ безопасного поведения дошкольников»...