Родительское собрание "Сензитивный период развития детей"
методическая разработка (младшая группа)

Сенситивные периоды это возрастные интервалы индивидуального развития способность ребенка к овладению или развитию определенных навыков и умений. Что же нужно знать, чтобы сенситивные периоды ребенка были оптимальными для его развития?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelkoe_sobranie_senzitivnyy_period.docx18.38 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Сензитивный период» во второй младшей группе

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы с вами хотели поговорить о сенситивном развитии ребенка 1,5-3 лет.

Вы наверняка не раз замечали: ребенку никак не удавалось овладеть каким-то уменьем, но вот, проходит месяц, другой, вы снова возвращаетесь к этой теме и вдруг обнаруживаете, что кроха схватывает все, буквально, на лету.

Бывает и наоборот, ребенок начинает проявлять интерес к какому-то виду деятельности, но через некоторое время этот интерес пропадает, если малыш не получает должную поддержку от взрослых.

Оказывается, в разные периоды жизни ребенок бывает особенно восприимчив к определенным влияниям окружающего мира.

Такие периоды называются «сенситивными В эти возрастные интервалы индивидуального развития способность ребенка к овладению или развитию определенных навыков и умений наиболее высокая, тогда как в другое время эта способность существенно ниже.

Что же нужно знать, чтобы сенситивные периоды ребенка были оптимальными для его развития?

для этого необходимо знать и понимать общие характеристики сенситивных периодов.

1. Все дети проходят в своём развитии одни и те же сенситивные периоды. Поэтому, чтобы не идти против естественной природы ребенка и быть готовыми к наступлению следующего периода, нам с Вами необходимо знать, какой сенситивный период за каким следует.

2. У каждого ребенка время возникновения сенситивных периодов и его длительность – индивидуальны. Одни дети в своем развитии опережают свой календарный возраст, другие - наоборот. И никто и ничто не может повлиять на сроки и длительность этих периодов.


3. Если ребенок не смог развить определенные способности во время очередного сенситивного периода, в дальнейшем ему будет сложно наверстать упущенное.

4. Необходимо внимательно следить за характерными проявлениями наступления определенного сенситивного периода, чтобы вовремя создать благоприятную развивающую среду для реализации внутренних импульсов ребенка.
В этот период идёт активное познание ребенком окружающего мира. Малыш впитывает в себя эмоциональное отношение окружающих его людей, в основном мамы, к самому себе, к другим людям и происходящим событиям.

Хотелось бы рассказать Вам о сенситивных периодах.

СЕНЗИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ

Естественные стремления, тенденции человечества:

- общение,

- стремление к социализации,

- имитация,

- желание исследовать,

- точность,

- склонность к движению,

- концентрация,

- повторение,

- порядок,

- самостоятельность,

- совершенствование, улучшение работы,

- самоконтроль,

- стремление к труду/работе  

У детей есть способность впитывать окружающий мир, просто существуя в нем. Все, что доступно для чувственного исследования сразу же отпечатывается в несформированном сознании малыша. Этот феномен первых шести лет жизни – способность впитывать окружающую среду подобно тому, как губка поглощает влагу из среды, Монтессори назвала "впитывающим разумом". Когда приходит время, впитывающий разум (так же как и сензитивные периоды) исчезает, и появляется новый способ обучения. Первые шесть лет жизни, благодаря которым ребенок получает естественное развитие и уникальную способность использовать впитывающий разум и сензитивные периоды, Монтессори считала первым и главным периодом взросления человека. Таким образом, для успешного развития ребенка взрослый должен создать необходимые для этого условия – подготовленную среду, которая будет отвечать всем потребностям ребенка. Материал и свобода выбора не могут эффективно работать друг без друга. Они взаимодополняющие и только вместе ведут к развитию

Период порядка (от 2 до 4 лет)

Ребёнок стремиться к постоянству и повторениям. У него имеется страстная приверженность к установленному распорядку. Он глубоко страдает от беспорядка.

Среда должна быть тщательно упорядочена, с определённым местом для каждой вещи и чётко установленными правилами.

Период движения (от рождения до 1,5 лет)

Беспорядочные движения ребенка становятся координированными и контролируемыми: хватание, прикосновение, откручивание, ползание, ходьба.

Период маленьких предметов (от 1,5 до 4 лет)

У ребёнка появляется интерес к мелким предметам и деталям.

Период вежливости и этикета (от 2,5 до 6 лет)

Сначала ребёнок подражает правилам вежливого поведения, а затем вежливость становится свойством личности.

Период утончения чувств (от 2,5 до 6 лет)

Притягательность сенсорных впечатлений (вкус, звук, прикосновение, вес, запах) приводит к тому, что ребёнок учится наблюдать и дифференцировать ощущения.

Период письма (от 3,5 до 4,5 лет)
У ребенка появляется стремление воспроизводить буквы и цифры карандашом или ручкой на бумаге.

Период музыки (от 2 до 6 лет)

Возникновение у ребенка спонтанного интереса к звучащей музыке и развитие музыкального слуха, чувства ритма и мелодии.

Сенситивный период развития речи (длится от рождения до 6 лет)

С самого рождения ребенок начинает проявлять интерес к речи.

В возрасте 2.5 - 3 лет кроха часто разговаривает сам с собой. Это возможность подслушать его мысли, увидеть в них логику или нелогичность мышления.

В возрасте 3.5 - 4 лет: ребенок активно пополняет словарный запас, с удовольствием разговаривает, сочиняет и рассказывает истории.

Дети этого возраста живо интересуются символическим обозначением звуков - буквами, увлечённо обводят буквы из шершавой бумаги и т. д.

Поэтому в возрасте 4.5 - 5 лет выглядит совершенно естественным, что ребенок начинает по собственной воле писать отдельные слова и цифры, старается написать своё имя.

Наконец, в возрасте около 6 лет ребенок готов и хочет учиться читать.

Если ребенку приходится делать что-либо вне рамок соответствующего сензитивного периода, то есть под принуждением (учиться читать, писать и проч.), то к результату он приходит позже или не приходит вовсе.

Рекомендация:

С ребенком не надо сюсюкать и упрощать язык до «детского». Напротив, его нужно знакомить с богатством родного языка, его разнообразием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Влияние родительских установок на развитие детей»

Одним из важнейших условий в жизни человека является реализация себя в семье, детях. Часто свое будущее благополучие родители связывают с будущим своих детей, строят далеко идущие планы. Их реальност...

Сензитивные периоды развития детей от 0 до 6 лет

Консультация для воспитателей и родителей...

Статья для любознательных родителей "Периоды развития детей"

За основу взята классификация возрастных периодов развития Н.П. Гундобина....

Родительское собрание «Влияние родительских установок на развитие детей»

Родительское собрание«Влияние родительских установок на развитие детей»...

Родительское собрание на тему: «Влияние родительских установок на развитие детей»

Материалы к родительскому собранию, консультации, круглому столу и др.форме работы с родителями на тему : "Родительские установи и их последствия". В публикации представлены: текст выступлен...