«Знакомство с абакусом»
план-конспект занятия (старшая группа)

Карлагина Евгения Александровна

Мотивирование детей к занятиям ментальной арифметики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_abakusom.odt28.92 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад «Рябинка» МОУ «Сейкинская СОШ»  Карлагина Е.А.,

«Знакомство с абакусом»

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе.

Направление: познавательное развитие

Цель: Мотивирование детей к занятиям ментальной арифметики.

Задачи:

Обучающая: 

Познакомить с абакусом, его устройством и правилами работы на нем;

Содействовать развитию интеллектуальных способностей ребенка;

Формировать стойкий интерес к ментальной арифметике.

Развивающая: 

Развивать мелкую моторику и межполушарные связи.

Развивать мыслительные операции, зрительную память и внимание детей.

Развивать воображение, внимательность, наблюдательность.

Воспитательная: 

Воспитывать умение понимать учебную задачу;

Воспитывать усидчивость, аккуратность, целеустремлённость;

Воспитывать интерес к получению математических знаний;

Воспитывать интерес к новым методам решения арифметических вычислений при помощи абакуса;

Воспитывать навыки сотрудничества, отзывчивости, ответственности;

Интеграция образовательных областей:  речевое развитие, физическое развитие.

Используемые технологии: личностно — ориентированная, здоровьесберегающая, развивающая.

Методы и приемы: наглядный, словесный, практический, игровой, беседа.

Оборудование и раздаточный материал: демонстрационный абакус, демонстрационные флеш карты с числами от 1 до 9, ученические абакусы,

Ход  организованной образовательной деятельности

1. Вводная часть. Организационный момент:

Воспитатель: По десятку на шесточке

Сели умные кружочки

И считают громко в слух,

Только слышно : тук да тук.

Ребята, как вы думаете о чем это стихотворение. (ответы детей) Правильно это счеты. Сегодня я хочу вас познакомить с очень интересными счетами, но не простыми, а японскими которые называются «Абакус».

(История возникновения абакуса видеоролик)

2. Основная часть.

Воспитатель: Ребята, посмотрите пожалуйста на абакус(Работаем на демонстрационном абакусе). Он состоит из прямоугольной рамки, разделительной перекладины, спиц и косточек. Косточки бывают небесные и земные. Легко запомнить – небесные находятся наверху - над перекладиной; земные на земле – под перекладиной.

Ребята с Абакусом очень интересно работать. Используется только 2 пальца.

Поиграйте косточками – передвигайте их вверх и вниз. В крайнем правом ряду находятся единички (показываю), считаем 1 2 3 4, а в верху косточка обозначает цифру 5.  Все упражнения необходимо выполнять быстро, соблюдая технику пальцев. Тремя пальцами левой руки держим абакус (мизинец, безымянный, большой). Большим пальцем правой руки поднимаем косточки (складываем), указательным опускаем (отнимаем). Верхнюю косточку, то есть 5 и поднимаем, и опускаем указательным пальцем. На абакусе считаем пальцами правой руки (не зависимо левша или правша). Обязательно следим за посадкой. Сейчас я вам покажу как работать на абакусе. Чтобы показать на абакусе цифру 1 – большим пальцем правой руки поднимаем одну земную косточку наверх к перекладине. Чтобы отнять один – указательным пальцем правой руки опускаем косточку вниз. Считаем мы только то, что находится рядом с перекладиной.  Если около перекладины нет ни одной косточки, то это значит что мы показали цифру 0. Чтобы показать цифру 2 - большим пальцем поднимаем 2 косточки, чтобы отнять 2 – указательным пальцем опускаем две земные косточки вниз. Чтобы показать на абакусе цифру 3 – большим пальцем правой руки поднимаем 3 земные косточки наверх к перекладине. Теперь отнимаем. Что нужно сделать? Правильно указательным пальцем опускаем три косточки. Соответственно, чтобы показать на абакусе цифру 4 – большим пальцем правой руки поднимаем 4 земные косточки наверх к перекладине. Теперь отнимаем – опускаем указательным пальцем 4 косточки. И как я говорила, что все небесные косточки имеют значение 5. Чтобы показать 5 – опускаем указательным пальцем небесную косточку вниз к перекладине. Отнимаем небесную косточку также указательным пальцем – поднимаем небесную косточку. Чтобы показать 6. Шесть – это 5 и 1. Необходимо указательным пальцем опустить небесную косточку вниз и поднимаем большим пальцем одну земную косточку. Чтобы отнять 6 – необходимо убрать все косточки обратно на свое место. А теперь покажите на абакусе цифру 7. Отнимите цифру 7. Цифру – 8. 8 – это 5 + 3. Отнимаем 8. Покажите на абакусе цифру 9. Отнимите цифру 9. Девять – это максимальное число, которое мы можем показать на одной спице. А теперь я буду поднимать косточки, а вы называть цифру, которую показывает нам абакус(откладываю на абакусе числа, а дети их называют). Замечательно. Попробуйте сами. Я буду называть число от 1 до 9, а вы поиграйте с абакусом. Молодцы!

Воспитатель: Я предлагаю поиграть с абакусами за столами. Но сначала мы с вами проведем физкультминутку.

Дружно с вами мы считали

И про числа рассуждали.

А теперь мы дружно встали

Свои косточки размяли.

На счет «раз» кулак сожмем.

На счет «два» в локтях сожмем.

На счет «три» – прижмем к плечам.

На четыре – к небесам.

Хорошо прогнулись

И друг другу улыбнулись.

Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь пройдите за столы, сядьте ровно. Выпрямите спины, положите обе руки перед собой.

Существуют правила работы на абакусе. Сегодня мы с ними познакомимся.

Абакус должен лежать на плоской поверхности. Держим его левой рукой.

Чтобы приготовить абакус к работе или обнулить его, необходимо сложить на правой руке указательный и большой палец клювиком и плавно провести по перекладине. Пробуем.

А чтобы перебирать косточки на абакусе, мы сделаем с вами упражнение.

Держим в правой руке карандаш тремя пальцами (средним, безымянным и мизинцем, а двумя свободными пальцами (большой и указательный) перебираем косточки на абакусе. Давайте потренируемся. Возьмите карандаш в правую руку (зажать в кулаке) и освободить два пальца.

Верхнюю косточку двигаем только указательным пальцем.

Большим пальцем мы поднимаем бусины вверх, указательным опускаем вниз. (показываю упражнение крабик). Какие вы молодцы. У вас все получилось.

Ребята, покажите цифру 1 на абакусе, а теперь покажите цифру 2, хорошо. А кто запомнил цифру 5? Давайте проверим. Молодцы!

Ребята, перед вами лежат карточки, переверните одну. У каждого из вас написана своя цифра. Покажите ее на абакусе. Проверим друг у друга. Поменяйтесь карточками. Хорошо, молодцы.

3. Заключительная часть. Рефлексия.

Вы прекрасно справились со всеми заданиями.

Вы запомнили, как называется эти счеты? (абакус).А для чего нужен абакус(чтобы научиться быстро считать)Молодцы!

Что было сложно? А что вам понравилось?

Мне сегодня тоже очень понравилось с вами играть. Понравилось, как вы выполняли задания, как отвечали на вопросы.

И я хочу подарить вам маленьких сов. Сова - это символ мудрости и знаний. Я желаю вам маленькими шажочками двигаться вперед к новым успехам и победам и стать настоящими гениями.

Муниципальное общеобразовательное   учреждение

«Сейкинская средняя общеобразовательная школа»
«Детский сад «Рябинка»

«Знакомство с абакусом»

Конспект организованной образовательной

деятельности в старшей группе.

Воспитатель:

 Е.А. Карлагина

с. Сейка,

2020 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ментальная арифметика "Абакус"

Абак - счётная доска, применявшаяся для  арифметических вычислений. Абакус (или абак) – приспособление для арифметических вычислений, состоящее из прямоугольной рамы с закрепленными вну...

Знакомство с абакусом

Конспект занятия по ментальной арифметике...

Ментальная карта Абакуса

Дополнительное образование. Ментальная карта Абакуса...

Консультация "Что такое абакус.Введение в ментальную арифметику

Изучаем месте ,что такое ментальная арифметика и знакомимся с абакусом....

НОД Конспект "Знакомство с абакусом"

Цель: познакомить детей с основным инструментом ментальной арифметики – абакусом....

Ментальная арифметика-знакомство с абакусом.

Занятие для детей 3-4 лет, знакомство с абакусом. Привлечение детей к образовательной деятельности. ...