Статья "Адаптация детей в детском саду"
статья

Любина Ирина Петровна

     Адаптация – это не только процесс привыкания ребенка к дошкольному учреждению, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни. Поэтому в этот период приучаю  ребенка к приему пищи в детском саду, формирую у малыша навыки самообслуживания, побуждаю  к выполнению гигиенических процедур с помощью взрослого, учу слышать свой голос, откликаться на его призыв и просьбу.

     Основные цели во время адаптационного периода детей – это:

1.Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе

2. Формирование чувства уверенности в окружающем

3. Обучение навыкам общения со сверстниками.

     Сгладить адаптационный период у детей мне  помогают игры, направленные на эмоциональное взаимодействие ребенка со взрослым. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

     Основная задача игр с детьми в адаптационный период – наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить минуты радости малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.74 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация детей в  детскому саду.

С поступлением ребенка 2-3 летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т.д. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения.

      Ребенок должен приспособиться к новым условиям, т.е. адаптироваться. Термин "адаптация" означает приспособление. От того, как проходит привыкание ребенка к новому режиму, к незнакомым людям зависит физическое и психическое развитие ребенка, а также дальнейшее благополучие, существование в детском саду и в семье. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. Контакты с родителями я устанавливала за 2 месяца до поступления ребенка в дошкольное учреждение.  Организовала  первичное знакомство с родителями малышей, в ходе которого проводилась беседа и анкетирование, направленные на изучение специфики семьи: условий жизни, состава семьи, возраста родителей, уровня их подготовленности в вопросах воспитания. Затем родителей знакомила  с группой, проводила экскурсию по групповым помещениям, чтобы как можно подробно ознакомить родителей с условиями и режимом группы. Обязательно демонстрировала, где дети спят, играют, умываются, какие культурные и гигиенические навыки прививаются малышам, что важно учесть родителям для правильной организации жизни детей дома. С этой целью я  подготовила  для родителей консультации и рекомендации: «Адаптация детей к дошкольному учреждению», «Значение режима дня для воспитания», «Воспитание культурно-гигиенических навыков в раннем возрасте». Также подсказывала  родителям какие игрушки и пособия следует приобрести для детей, особое внимание обратила на их соответствие возрасту ребенка.

     С каждым родителем заранее было обговорена очередность поступления детей в детский сад. Для того, чтобы помочь ребенку безболезненно пережить поступление в детский сад – вхождение ребенка в коллектив должно быть постепенным. Сначала я принимала  ребенка на 2 часа, в неделю не более трех малышей. В этот период каждое утро  проводила  экскурсию по группе, подробно знакомила с индивидуальными предметами гигиены, правилами поведения, старалась установить индивидуальный эмоциональный контакт с ребенком, учитывая его домашние привычки. Это позволяет формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения.

     На следующем этапе ребенок посещает ДОУ в первую половину дня. В этот период продолжаю  устанавливать эмоциональный контакт с малышом (он уже сам идет на руки, на колени, принимает  ласку); закладываю основы доброжелательного отношения к сверстникам, способствую  развитию игры «рядом»; побуждаю  к самостоятельным действиям в группе.

     К концу недели малыш по желанию остается на дневной сон, и только после этого дети посещают детский сад в течение дня.

     Адаптация – это не только процесс привыкания ребенка к дошкольному учреждению, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни. Поэтому в этот период приучаю  ребенка к приему пищи в детском саду, формирую у малыша навыки самообслуживания, побуждаю  к выполнению гигиенических процедур с помощью взрослого, учу слышать свой голос, откликаться на его призыв и просьбу.

     Основные цели во время адаптационного периода детей – это:

1.Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе

2. Формирование чувства уверенности в окружающем

3. Обучение навыкам общения со сверстниками.

     Сгладить адаптационный период у детей мне  помогают игры, направленные на эмоциональное взаимодействие ребенка со взрослым. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

     Основная задача игр с детьми в адаптационный период – наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить минуты радости малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду. Я сделала  картотеку игр, которые можно использовать в адаптационный период.

     Очень люблю  заниматься с детьми пальчиковыми играми и пальчиковой гимнастикой. Пальчиковая игра замечательна по своей сути, она развивает мелкую моторику и речь, знакомит с окружающим, развивает звукоподражание, тренирует память и умение соотносить движения с текстом. Поэтому пальчиковые и ритмические игры со словами я  провожу с детьми каждый день.

     Также в период адаптации каждый день провожу  игры на звукоподражание, силу голоса, обыгрывание игрушек для лучшего ознакомления малыша с находящимися в группе игрушками. Игрушки выкладываю  постепенно, чтобы не было перенасыщения среды, которая вредит малышу.

     Детям каждодневно читаю и рассказываю  русские народные потешки, прибаутки, шутки, сказки. Они вовлекают детей в свой ритм, переключая их на дружное топанье ногами и хлопанье в ладоши; объединяют детей, задают положительный настрой, даже стеснительные дети идут на контакт.

     Занятия провожу  в игровой форме. Провожу  занятия по развитию речи, сенсорному воспитанию, по изобразительной деятельности (лепка, рисование), по физкультуре и музыке. Широко использую на занятиях  игровые методы и сюрпризные моменты.

     Адаптация ребенка к дошкольному учреждению контролируется с помощью «листа адаптации», где отмечаются  сон ребенка, его аппетит, настроение.

    Благодаря этим формам и методам моей работы, проводимой при адаптации, дети успешно преодолевают все трудности с поступлением в дошкольное учреждение и охотно идут на контакт со взрослыми, которые работают в этом учреждении.