Таблица: дидактические игры по экологии для детей первой младшей группы (кратко)
методическая разработка (младшая группа)

Федина Мария Николаевна

Таблица: дидактические игры по экологии для детей 

первой младшей группы (кратко)

 

Название игры

Дидактическая задача

Времена года и сезонные явления

«Подарки осени (зимы, весны)»

Учить детей выбирать из предметных картинок (изображений отдельных объектов и явлений природы) ту, которая соответствует определённому времени года на большой сюжетной картинке.

«Что наденет кукла Даша на прогулку в летний (зимний, осенний, весенний) день?»

Закрепить умение выбирать определённые предметы одежды в зависимости от изображённого на картине сезона.

«Деревья, поиграйте с малышами»

  • Учить отгадывать время года по макету или изображению дерева (без листьев и в снегу — зима, в жёлтых листьях — осень, в белых цветах — весна, зелёное — лето);
  • воспитывать бережное отношение к деревьям.

Игры с водой и песком

«Тёплая — холодная»

Учить детей определять температуру воды на ощупь, описывать её; развивать представления о свойствах воды.

«Что умеет водичка?» (словарная игра на основе опытов с водой)

  • Расширять представления о свойствах воды (течёт, льётся, капает, переливается и т. д.);
  • обогатить словарь детей соответствующими глаголами;
  • учить применять эти глаголы в предложениях для описания действий.

«Плавает или тонет?»

  • Ознакомить с тем, что вода может удерживать на себе некоторые предметы и материалы;
  • раскрыть смысл понятий «плывёт», «тонет», учить разделять предметы на две группы по свойству плавучести.

«Песочек влажный и сухой»

  • Дать детям представление о разных свойствах сухого и влажного песка (сухой пересыпается, влажный держит форму);
  • учить использовать эти свойства в игре.

«Песочная мельница»

  • Развивать представления о свойствах сухого песка;
  • учить играть с песочной мельницей;
  • способствовать развитию мышления;
  • поощрять желание устанавливать причины явлений в природе.

«Следы на песке»

  • Ознакомить со свойством влажного песка сохранять отпечаток на поверхности;
  • развивать навыки печатания узоров с помощью штампов;
  • формировать исследовательское поведение.

«Что спрятала кукла в песке?»

  • Развивать любознательность;
  • вызвать радость:
    • от решения исследовательской задачи,
    • от игр с песком.

Растения

«Чудесный мешочек»

Формировать умение:

  • доставать предметы (овощи, фрукты) из мешочка по одному,
  • внимательно рассматривать их и называть.

«Угадай на вкус»

  • Учить определять на вкус овощи и фрукты;
  • развивать внимание, сосредоточенность;
  • прививать желание питаться здоровой пищей (овощами, фруктами).

«На огороде и в саду»

  • Расширить представление детей о месте произрастания овощей (огород) и фруктов (сад);
  • учить простой классификации предметов;
  • развивать логическое мышление, память.

«Куда села бабочка?» (упрощённый вариант)

  • Закрепить умение различать дерево, траву, цветок;
  • воспитывать бережное отношение к бабочкам.

«Найди овощ (фрукт)»

  • Развивать умение находить овощи и фрукты по описанию;
  • учить выделять в описании главные признаки (цвет, форма).

«Нарядные корзинки»

Учить отыскивать овощи и фрукты по цвету (в соответствии с бантом на ручке корзинки).

«Что скушал Зайка?»

  • Учить замечать, какого предмета (овоща, фрукта) не стало в группе;
  • развивать внимание, наблюдательность.

«Покажи такое же»

  • Учить соотносить овощи, фрукты, листья, плоды по виду, форме, цвету, замечать сходства и различия;
  • развивать сообразительность;
  • закрепить знание сенсорных эталонов.

«Букет для мамы»

Учить узнавать на изображении некоторые цветы (ромашка, тюльпан), описывать их цвет.

Животные

«Отгадай и покажи»

  • Учить узнавать животное по характерным особенностям, описанными простым текстом или загадкой;
  • учить находить животное среди прочих и называть его.

«Кто спрятался?»

  • Учить отгадывать животное по крупным частям (голова, туловище);
  • развивать смекалку,
  • развивать интерес к занимательным заданиям.

«Угадай, чья песенка?»

  • Совершенствовать навыки звукоподражания;
  • развивать силу голоса и умение управлять ею.

«Кто где живёт?»

  • Дать знания о местах обитания диких и домашних животных (рядом с человеком, в лесу);
  • воспитывать любовь и бережное отношение к братьям нашим меньшим.

«Малыш потерялся»

  • Учить находить и называть детёнышей определённых животных среди нескольких;
  • воспитывать сочувствие, доброту, ласковость.

«Найди маму детёнышу»

  • Учить определять взрослое животное по его детёнышу;
  • воспитывать любовь к животным;
  • активизировать словарь по теме «Животные и их детёныши».

«Угостим зверят»

  • Закрепить знание о способе питания некоторых животных (зайца, белки, кошки, коровы);
  • воспитывать щедрость, доброту.

«Где чей домик?»

Учить различать и называть жилища диких зверей и птиц (нора, берлога, гнездо).

«Назови правильно»

  • Отрабатывать навыки правильного употребления слов — названий животных;
  • развивать связную речь;
  • прививать интерес к представителям животного мира.

«Летает, плавает, бегает»

Формировать представление о способах передвижения основных групп (классов) животных: зверей, рыб, птиц.

Во второй младшей группе к вышеназванным играм можно добавить игры на развитие логического мышления, сообразительности, смекалки.