Консультация "Роль игры в умственном воспитании детей."
консультация (старшая группа)

Тараканова Любовь Степановна

консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_igry_v_umstvennom_vospitanii_detey.docx14.93 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Роль игры в умственном воспитании детей»

Роль игры в умственном воспитании детей

Игры играют большую роль в умственном воспитании детей. Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, Усваивает предшествующий социальный опыт.

Говоря об игре, как о ведущей деятельности дошкольника, Мы имеем в виду преимущественно совместную сюжетно - ролевую игру. Другие виды игр подвижные, дидактические, игры со строительным материалом, хотя и широко используются в дошкольном воспитании, служат для реализации частных воспитательных задач. Сюжетно-ролевая игра в её типичной форме – это свободный вид совместной деятельности детей. Дети объединяются между собой по собственной инициативе, сами определяют сюжет игры, берут на себя соответствующие роли, распределяют игровой материал, намечают и развивают содержание игры, выполняя те или иные игровые действия. Важно, что сюжет и содержание игры они берут из окружающей жизни, отражают те её моменты, которые привлекли внимание, вызвали интерес, произвели особое впечатление.

Что даёт такая игра участвующему в ней ребенка?

Какие способности она развивает?

Развивающее значение игры многообразно. В игре ребёнок познаёт окружающий мир, развивается его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания. Но мы ограничимся рассмотрением лишь того значения, которое игра имеет для умственного развития. С этой точки зрения наиболее важны формирующиеся в ней представления детей в мире взрослых и складывающиеся под влиянием её умственные способности. Для того, что бы отобразить в игре какие-либо стороны в жизни взрослых, дети должны предварительно с ними познакомиться, разумеется, с помощью старших. То, что пропущено через игру, дети воспринимают не так, как то, о чём они только слышали от взрослых или даже наблюдали сами. И происходит это потому, что игра не просто отображает, а моделирует социальные ситуации.

В процессе игры, дети берут на себя роли различные, как бы замещают людей, находящихся между собой в определённых социальных взаимоотношениях, и их действия. Они постигают суть отношений между людьми, которое в условия остаётся от них скрытой, заслоненной массой деталей. Ещё более важно происходящее при этом овладение самим процессом моделирования способностью строить и применять игровые модели, в которых выделяются и отображаются известные отношения.

Исследования показали, что способность к наглядному пространственному моделированию является одной из важнейших умственных способностей, складывающихся в дошкольном детстве. Уровень её развития в значительной степени определяет общий уровень умственного развития ребёнка.

Ещё одно приобретения в умственном развитии, непосредственно связано с игрой, - формирование способности становиться на точку зрения другого человека, смотреть на вещи его глазами. Замещение моделирования явлений действительности, формирующиеся в игре, носят непассивный характер, а активный. Так, необходимо использовать в игре не те предметы, которые употребляются в деятельности взрослых, а другие лишь напоминающие их и позволяющие выполнять мировые действия, толкает детей на путь поиска подходящих заместителей; Один и тот же заместитель начинает использоваться для обозначения разных предметов и наоборот. А это уже элементы воображения, творчества. За собственными игровыми действиями и действиями партнеров ребёнок начинает видеть второй, воображаемый план.

Таким образом, развитие мышления в игре неразрывно связано с развитием воображения. А для этого требуется систематическое и умелое руководства её со стороны взрослых. Да и наличие такого руководства, те умственные качества, которые несёт в себе игра, развивается не у всех детей в одинаковой форме: это зависит от того места, которое занимает ребёнок в совместных играх, от ряда других причин. Но важно подчеркнуть, эти качества имеют не приходящее значение, составляют золотой фонд личности. Так, способность к наглядному моделированию, развитое воображение, необходимо в различных видах труда и, если они не будут сформированы в дошкольном детстве, наверстать это потом чрезвычайно трудно. В игре развиваются, как сказано выше, необходимые умственные способности.

Игра имеет преимущества перед другими видами детской деятельности и занимает особое положение в педагогическом процессе, так как дает возможность детям проявить активность и самостоятельность, воображения, реализовать свои представления об окружающем. В игре всё условно, всё понарошку – действия, роли, место. В игре ребенок может полететь на луну, стать моряком, лечить больных.

Таким образом, игра, с одной стороны, позволяет детям, реализовать свои желания, интересы; а с другой стороны помогает приобщиться к самым разнообразным сферам жизни взрослых, играя, ребенок получает возможность лучше понять и усвоить смыл человеческих действий и отношений, ориентироваться в предметных условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физическое и умственное воспитание детей с умственной отсталостью

Физическое и умственное воспитание детей с умственной отсталостью...

Умственное воспитание детей в игре

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок ...

"Дидактическая игра как умственное воспитание дошкольников"

Проблема умственного воспитания чрезвычайно важна для современной образовательной системы. Согласно прогнозам ученых третье тысячелетие, на пороге которого стоит человечество, будет ознаменовано инфор...

Умственное воспитание детей раннего возраста в игре

Умственное воспитание  детей раннего возраста в игре...

«Умственное воспитание детей в игре» (Консультация для воспитателей МДОУ)

В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармонической личнос...

«Дидактическая игра как средство умственного воспитания детей среднего дошкольного возраста»

Игра — своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ освоения впечатлений жизни. Ведущие зарубежные и отечественные педагоги рассматривают игру как одно из наиболее эффективны...

Статья "Умственное воспитание детей через творческие игры."

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность,...