Консультация для педагогов " Использование загадок при ознакомлении детей с окружающей природой"
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Якимова Вера Фёдоровна

Консультация для педагогов " Использование загадок при ознакомлении детей с окружающей природой"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование загадок при ознакомлении детей с окружающей природой

Загадки занимают особое место при ознакомлении детей с природой. Они побуждают детей к наблюдениям, размышлению, познанию. Разгадывание загадок требует активной работы мысли, поиска, что является обязательным условием успешной познавательной деятельности.

Особенности содержания и структуры загадки как литературного жанра позволяют развивать логическое мышление и формировать у детей навыки речи-рассуждения, речи-доказательства. Чтобы побудить ребёнка к доказательству, взрослому стоит выяснить, каким путём шёл ребёнок, отгадывая загадку: « Как догадался? Почему так решил? Объясни, как ты думал.» Такие вопросы учат его рассуждать, объяснять, доказывать.

Существуют два различных способа доказательства отгадок.

Первый способ: доказательство начинается с объявления отгадки, после чего следует подтверждение её признаками.

Второй способ: доказательство начинается с рассмотрения признаков  и установления связей между ними, то есть с рассуждения, доводов. А отгадка является логическим выводом, итогом рассуждения.

К первому способу доказательств обращаются обычно в тех случаях, когда загадка заканчивается вопросом:

Снег на полях, лёд на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?

Дети отгадывают и предлагают доказательства: « Это бывает зимой, потому что зимой на полях снег, на реках лёд и вьюга завывает».        

Ко второму способу доказательств прибегают при отгадывании загадок, в которых перечисляется ряд признаков и нет прямого вопроса. В этом случае отгадывающий ребёнок рассуждает, сопоставляет признаки между собой, устанавливает связи и приходит к выводу-отгадке:

Длинное ухо, комочек пуха,

Прыгает ловко, любит морковку.

Дети рассуждают: « Длинные уши бывают у зайчика и кролика; зайчик и кролик ловко прыгают, только зайчику негде взять морковку, а кролику морковку дают. Значит это кролик.»

К этому способу доказательств дети обращаются при отгадывании загадок, построенных на отрицательном сравнении:

Круглая, да не мяч,

 Жёлтая, да не масло,

Сладкая, да не сахар,

С хвостиком, да не мышь.

Способ доказательства загадки зависит от количества признаков и полноты связей, представленных в загадке, то есть от сложности логической задачи, которую приходится решать.

Чтобы вызвать у детей потребность в доказательстве, надо при отгадывании загадок ставить перед детьми конкретную цель: не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильна.

Следует вызвать у детей интерес к процессу доказательств, к рассуждению. К подбору фактов и доводов. Для этого можно организовать соревнование: « Кто правильнее докажет? Кто полнее и точнее докажет? Кто интереснее докажет?»

Надо учить детей воспринимать предметы и явления окружающего мира во всей полноте и глубине связей и отношений, заранее знакомить с теми предметами и явлениями, о которых будут предлагаться загадки. Тогда доказательства будут более обоснованными и полными.

Загадывая загадки, надо повторять их по нескольку раз, чтобы дети их лучше запоминали и полнее выделяли признаки.

Разнообразны цели применения загадок. Они широко используются в педагогической работе во всех возрастных группах как приём, активизирующий мыслительную деятельность детей, обостряющий их наблюдательность, повышающий интерес, дающий толчок к приобретению знаний.

Так, во время наблюдения на прогулке, можно использовать игру «Отгадайте, что за растение?», «Загадай, мы отгадаем.», «Почтальон принёс посылку». У детей

формируется умение описывать предмет и узнавать его по описанию. Во время загадывания загадок, дети могут пользоваться  как уже знакомыми рифмованными загадками, так и придумывать свои собственные, что способствует развитию словотворчества.

Загадки используют не только в начале и в процессе наблюдения или в другой деятельности, но  они могут быть и завершением этих процессов.

Так, например, после цикла наблюдений за деревьями и кустарниками на участке, после экскурсии в парке, дети получают почту от Лесовичка. Это открытки с изображением деревьев и по очереди загадывают загадки о том ,что нарисовано на их открытках.

Разгадывание и загадывание загадок является для детей своеобразной гимнасткой, мобилизующей их умственные силы. Чтобы загадать и отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать за природой, припоминать увиденное, сравнивать, сопоставлять явления , мысленно их расчленять, выделяя каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, развивает умственную активность, самостоятельность, привычку глубже осмысливать мир.

При отборе загадок следует анализировать их содержание, учитывать полноту, конкретность, точность характеристик, сложность художественного образа. Язык загадки, а также опыт ребёнка, его знания.

Детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс, и результат этого своеобразного умственного состязания.

                                                                                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов " Экскурсия как средство ознакомления детей с природой"

Консультация " Экскурсия как средство ознакомления детей с природой"...

Консультация для родителей по ознакомлению детей с окружающей природой на тему : «О чем говорят растения?»

Отзвенели капели, отбурлили весенние ручьи, и открылась взору мокрая, черная земля. Вот тут-то и нужно начинать к ней приглядываться: что-то скажут нам просыпающиеся растения? Наверняка растет за огра...

Консультация для педагогов «Использование загадок в работе с детьми дошкольного возраста»

Загадки являются эффективным педагогическим средством воспитания и первоначального обучения детей. Они очень хорошо входят в тот период детства, когда ребенок познает окружающий мир, со...

Консультация для педагогов "Методы и формы ознакомления детей с природой"

Всесторонее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них- ознакомление с природой....

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Ознакомление детей дошкольного возраста с осенними явлениями природы»

Данная консультация предназначена для педагогов ДОО, а также для студентов педагогических вузов и колледжей....

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Ознакомление детей дошкольного возраста с природой зимой»

Данная консультация предназначена для педагогов ДОО, а также для студентов педагогических вузов и колледжей....

Консультация для педагогов «Использование ИКТ при ознакомлении детей с произведения композиторов классиков».

1.Сетевые электронные ресурсы 2.Мультимедиа презентации3. Восприятие  слушание музыки  осуществляется с помощью ИКТ...