Рекомендуемые советы родителям для облегчения протекания кризиса трех лет
статья

В китайском языке слово кризис- 危机 -состоит из двух иероглифов. Первый означает «опасное время», второй-«время возможностей, шанс». Кризис трех лет-важный период в формировании личности ребенка, поэтому родители должны наблюдать за поведением малыша и обеспечить ему гармоничное развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл wei_ji_.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендуемые советы родителям для облегчения протекания кризиса трех лет

Впервые знаменитый «кризис трёх лет» был описан Эльзой Келер в работе «О личности трёхлетнего ребёнка». Что же это такое? Кризис трёх лет, возникающий при переходе от раннего возраста к дошкольному, характеризуется резкой и кардинальной перестройкой сложившихся личностных механизмов и становлением новых черт сознания и личности ребёнка, а также переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими. Кризис трёх лет не имеет чётких границ. Первые симптомы неповиновения иногда отмечаются уже в 18-20 месяцев, однако наибольшей интенсивности они достигают в период с 2,5 до 3,5 лет. Кризис нарастает постепенно, достигает своего пика, а затем затихает (Кураев Г.А., Пожарская Е.Н.).

Кризис трех лет является трудным периодом как в жизни ребенка, так и в жизни самого родителя. Однако родители могут существенно смягчить его протекание, если будут придерживаться определенной модели поведения.

Что могут сделать родители:  

— Одна из причин кризиса в потребности делать так, как взрослые. Ее легко удовлетворить в совместных играх и продуктивной деятельности. Когда новые потребности будут удовлетворены, то негативные симптомы кризиса будут наблюдаться меньше. Таким образом, в период кризиса взрослый должен взаимодействовать с ребенком: вместе играть, рисовать, лепить и т. д.

—  Постараться выработать правильную линию своего поведения, стать более гибкими, расширьте права и обязанности, самостоятельность ребенка.

—  Установить четкие запреты (нельзя убегать на улице от мамы, трогать горячую плиту и т.д.), но их не должно быть слишком много.

—  Когда ребенок злится, у него истерика, то бесполезно что-то объяснять, следует отложить это до тех пор, когда малыш успокоится.

 —  Для благополучного развития ребенка желательно подчеркивать, какой он уже большой, не «сюсюкаться», не стараться все сделать за малыша.

—  Разговаривать с ним, как с равным, как с человеком, мнение которого Вам интересно.

— Играть словами. Например, когда малыш не хочет надевать штаны, спросите: «Не хочешь надевать синие или черные?».

— Проявлять креатив. В ситуации, когда малыш норовит сделать то, что не по силам, выдумывайте. Дочка «помогает» мыть посуду? Заведите будильник: что успеет вымыть до сигнала - ее, а дальше - Ваше.

— Позвольте ребенку ошибаться. Не вмешивайтесь в личные дела малыша, пока он сам вас не позовет. Пусть набьет пару-тройку шишек — это его ошибки.

— Следует дать разумную свободу. Позвольте ребенку действовать. Там, где возможно, расширяйте свободу и делите с ним радость от познания нового. Когда же запреты и наказания неизбежны, не нужно зацикливать на этом внимание. Зато любые успехи подчеркнуто нужно поощрять, а впечатления от «свободных» действий живо обсуждать.

— Любите. Даже когда ребенок неправ, следует сохранять доброе отношение. Элементарно просто побудьте рядом: «И в сложные моменты я тоже люблю тебя».

— Развлекайтесь вместе. Сейчас кроха осваивает ролевые игры, помогите ему. Именно через игру в маленьком человеке можно ненавязчиво развивать хорошие качества. Любой кризис обязательно сменяется периодом стабильности. Успешно преодолев его, Ваш малыш станет более самостоятельным, поднимется на новый уровень определения себя как личности. Поддерживайте ребёнка, будьте к нему внимательны. Можно сказать, что это время - залог ваших будущих отношений с ребёнком и фундамент для них Вы закладываете сами (Выготский Л.С.).

Что родителям не стоит делать:

— Не следует сравнивать с другими. Другие дети не должны служить примером для вашего малыша. Сравнивая его со сверстниками, Вы бьете по самооценке. Лучше строить сравнение на достигнутых ранее успехах самого ребенка.

—  Избегать срывов на скандал или наказание. Спокойствие и терпение — Ваш козырь. Малыш сейчас будто проверяет вас на прочность. Отсутствие бурной реакции притупит его интерес к таким экспериментам.

— Не нужно «залюбливать», подавлять, требовать от ребенка беспрекословного послушания — такая авторитарность подавляет волю, самооценку, тормозит развитие. Но и не стоит делать из ребенка «царя-батюшку», исполняя любые желания. Чрезмерная забота и опека тоже вредна: малыш просто не будет знать, как обходится без посторонней помощи.

—  Не следует считать ребенка «избалованным» или «испорченным», помните, что это естественный этап его развития.

— Не нужно заставлять — предлагайте и просите. Например, не тяните ребенка силой с площадки, а попросите «проводить маму, которая так устала, домой».

Постоянно ругать и наказывать ребенка за все проявления его самостоятельности.

Не говорить "да", когда необходимо твердое "нет".

Не пытаться любыми путями сгладить кризис, помня, что в дальнейшем у ребенка может повыситься чувство ответственности.

Не приучать малыша к легким победам, давая повод для самовосхваления, потому что потом любое поражение для него станет трагедией.

Не подчеркивать свою силу и превосходство над ним, противодействуя ему во всем – это приведёт чуть позже или к безразличию, или к разным видам завуалированного мщение исподтишка.

Таким образом, любой кризис обязательно сменяется периодом стабильности. Успешно преодолев его, Ваш малыш станет более самостоятельным, поднимется на новый уровень определения себя как личности. Поддерживайте ребёнка, будьте к нему внимательны. Можно сказать, что это время - залог ваших будущих отношений с ребёнком и фундамент для них Вы закладываете сами (Гиппенрейтер Ю. А).

Список литературы

(1) Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 160 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-06998-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/437739 (дата обращения: 25.06.2021)

(2) Гиппенрейтер Ю. А., «Общаться с ребенком. Как?» // АСТ, Астрель, Харвест; Москва, 2008. — 214 с.

(3) Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Возрастная психология / курс лекций, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей 2 младшей группы "Кризис трех лет"

Уважаемые родители!Здесь вы можете найти ответ на  вопрос:"Почему трехлетний ребенок капризничает?" и позакомиться с тактикой вашего поведения в этот период....

Сценарий занятия с родителями тема: «Как преодолеть кризис трех лет»

Сценарий занятия с родителями тема: «Как преодолеть кризис трех лет»...

Консультация для родителей на тему: «Особенности кризиса трех лет»

Только ещё вчера ваш малыш был ласковым и послушным, а сегодня внезапно превратился в упрямого и непослушного капризулю. Этот период, через который проходят все дети и оч...

Как надо вести себя родителям ребенка в период кризиса трех лет

Памятка для родителей Как надо вести себя родителям ребенка в период кризиса трех лет...

"Правила поведения взрослых в период протекания кризиса трех лет"

Кризис - это важный этап в психологическом развитии ребенка. Возраст с 2, 5 до 3 лет в психологии называют кризисом 3 лет или кризисом «Я сам»....

Конспект семинара для родителей воспитанников младшей группы "Кризис трех лет"

Конспект образовательно-развивающего семинара для родителей по теме "Кризис трех лет"...

Клуб успешного родителя: «Этот сложный возраст (кризис трех лет)

Клуб успешного родителя:«Этот сложный возраст (кризис трех лет)...