Кризис трех лет, его следствия и фазы
статья

В данной статье указаны следствия протекания кризиса трех лет и его фазы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krizis_treh_let_chast_2.docx19.19 КБ

Предварительный просмотр:

Кризис трех лет, его следствия и фазы

Кризис трех лет-один из самых сложных моментов в жизни ребенка. Он основывается на усложнении отношений между родителями и ребенком (Выготский, Л.С., 1997). К концу раннего возраста разрыв тесных отношений вызван тем, что ребенок стремится к большей автономности. Теперь родители-не просто люди, оберегающие своего ребенка, но и его источники новых знаний.

Фраза «я сам», которую ребенок будет часто повторять в этом возрасте, говорит не только о попытках проявления независимости, но и об отделении ребенка от взрослых, его осознании себя как личности, что чаще всего не нравится родителям. Они не готовы к тому, чтобы позволить ребенку самому выполнять даже простейшие действия (налить воду, самостоятельно принять пищу, подвинуть стул), так как видят в них опасность для еще маленького ребенка, ведь он может ненароком упасть или обжечься кипятком. Поэтому здесь возникает противоречие между «я хочу сделать сам» и «я могу сделать сам». Однако согласно Выготскому Л.С. и Эльконину Д.Б. именно эти внутренние противоречия помогают ребенку пройти через кризис и перейти на следующую ступень развития (Выготский, Л.С., 1997, Элькони, Д.Б., 1997).

Также стоит напомнить о 7 признаках, свидетельствующих о начале кризиса, которые были описаны в прошлой статье: негативизм, упрямство, деспотизм, обесценивание, строптивость, бунт и автономность.

Однако признаки начала кризиса проявляются в поведении не сразу. Они, как и другие психические процессы, должны созреть, что происходит последовательно и постепенно, и с учетом той среды, в которой ребенок растет. Выготский Л.С. выделили фазы проявления кризисов, которые также можно рассматривать относительно кризиса трех лет:

  1. Предкритический этап. Эта фаза состоит в том, что ребенку открывается неполнота той реальной формы, в которой он живет. Такое представление возможно лишь на основе возникновения представлений об иной (новой) идеальной форме.
  2. Критический этап. Эта фаза характеризуется нарастающими противоречиями, которая распадается на три подфазы.
  • На первом этапе собственно критической фазы, который называется мифологизация, происходит попытка непосредственно реализовать наиболее общие представления об идеальной форме (идеализированные и наивные) в реальных жизненных ситуациях. Ребенок делает попытку материализовать идеальную форму. Открыв новое, иное, отсутствующее у него, он сразу же пытается «попасть» в это другое измерение. Специфика данного этапа связана с особенностями самой идеальной формы, а именно с тем, что идеальная форма существует в культуре не обособленно, не сама по себе, а в разнообразных воплощениях.
  • На втором этапе-этапе конфликта-конфликт рассматривается как необходимое условие нормального развития в кризисе, он позволяет ребенку и окружающим его взрослым предельно обнажить собственные позиции. Позитивный смысл конфликта состоит в том, что на этом этапе сам ребенок раскрывает свои собственные возможности, понимает невозможность прямого воплощения идеальной (идеализированной) формы в реальную жизнь. До конфликта единственной преградой для материализации идеальной (идеализированной) формы были внешние ограничители - «старые» формы жизни, формы взаимоотношений. Конфликт создает условия для дифференциации этих ограничителей. Посредством конфликта обнаруживается, что часть из них, действительно, была связана с теряющими свою актуальность табу (которые затем убираются), но какая-то часть обусловливалась недостаточностью, неумением, неспособностью самого ребенка. Классическим примером здесь может служить известная всем родителям подростков ситуация возникновения нового требования.

Если ребенок получает желаемое сразу же, без возражений, то требования увеличиваются, доходя до абсурда. Если же родители отвечают отказом (как правило, разрешить нечто ранее запрещавшееся), то возникает конфликт. При этом возникает стойкое впечатление, что суть конфликта не в отказе, а в конфликте самом по себе. (Аналогичное по внешней форме поведение обнаружено и у трехлетних детей.) Характерно, что если отказа не возникает, это также может привести к бурной эмоциональной реакции. Ребенок как бы ищет конфликта, ищет ситуации отказа.

  • Фаза рефлексии. Прежде чем кризисный этап закончится, должна произойти рефлексия собственных способностей, должно возникнуть новообразование кризиса (подчеркнем, что интеллектуальная рефлексия может быть лишь одной из форм рефлексивного отношения к собственным возможностям). Здесь мы рассматриваем рефлексию как этап кризиса, интериоризацию конфликта между желаемым и реальным.
  1. Кризис завершается посткритической фазой, представляющей собой создание новой социальной ситуации развития. В этот период завершается переход реальное - идеальное и свое - иное (Б. Д. Эльконин) принимаются новые формы культурной трансляции идеальной формы (новая ведущая деятельность), происходит поиск нового «значимого другого». Реализуется новая идеальная, а не идеализированная форма, не формальная, а полноценная.

При патологическом течении кризиса может произойти искажение его нормальной динамики, «застревание» на каком-то этапе кризиса и, как следствие, - ущербность новообразования кризиса. Могут развиться и компенсаторные механизмы, деформирующие дальнейшее нормальное развитие в стабильном периоде (Марцинсковская, Т.Д., 2007)

Список литературы:

1. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] : научное издание / СПб. : Союз, 1997. - 222 с.

2. Марцинковская, Т.Д., Марютина, Т.М., Стефаненко,Т. Г.  и др.. Психология развития : учебник для студ. высш. психол. учеб. заведений / под ред. Т. Д. Марцинковской. - 3-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия». - 528 с.. 2007.

3. Эльконин,Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах : избранные психологические труды /  Издание 2-е, стереотипное. – Москва : Институт практической психологии ; Воронеж : НПО МОДЭК, 1997. – 416 с.

4. Yashkova, A.N. Development of a Child during the Third-Year Crisis and Ways to Preserve his Psychological Health in the Family // Mediterranean Journal of Social Sciences 6(3) / May 2015

DOI:10.5901/mjss.2015.v6n3s2p333


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Маленький тиран" или кризис трех лет. Презентация для родителей.

Данная презентация помогает родителям понять, что происходит с их ребенком в возрасте трех лет. С какими трудностями в поведении ребенка они могут столкнуться и как с ними справиться....

Статья для родителей " Кризис трех лет. Кризис - это важный этап в психологическом развитии ребенка

Кризис трех лет. Кризис — это важный этап в психологическом развитии ребенкаКризис - это важный этап в психологическом развитии ребенка.Возраст с 2, 5 до 3 лет в психологии называют кризисом 3 ле...

Кризис 3-х лет у детей. Как помочь ребенку преодолеть кризис трех лет?

Под кризисом 3 лет у детей понимается - резкая, кардинальная перестройка сложившихся механизмов личности и становление новых черт личности и сознания ребёнка, а также новый переход к новому ...

Консультация для родителей. Тема: «Кризис 3х лет». Основные проявления кризиса трех лет

Консультация для родителей. Тема: «Кризис 3х лет».Основные проявления кризиса трех лет...

Консультация для родителей. Тема: «Кризис 3х лет». Основные проявления кризиса трех лет

Консультация для родителей. Тема: «Кризис 3х лет».Основные проявления кризиса трех лет...

Кризис трех лет. Рекомендации родителям как взаимодействовать с ребенком в период кризиса.

Кризис трех лет. Рекомендации родителям как взаимодействовать с ребенком в период кризиса....

консультация для родителей "Особенности развития детей 3-4 лет. Кризис трех лет."Особенности развития детей 3-4 лет. Кризис 3х лет.

Консультация для родителей "Особенности развития детей 3-4 лет. Кризис трех лет"Особенности развития детей  3-4 лет. Кризис 3х лет. Это очень важный период в жизни ребенка. Именно ...