Картотека коммуникативных игр для дошкольного возраста
картотека

Игры, которые формируют у детей умение вступать в контакт друг с другом, развивают чувство сплоченности, интереса друг к другу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_.docx52.9 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА КОММУНИКАТИВНЫХ ИГР ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

З – 4 ГОДА

АУ! 

Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.

Возраст: 3-4 года.

Количество играющих: 5-6 человек.

Описание игры: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» — и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.
Комментарий: игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.

РАЗДУВАЙСЯ, ПУЗЫРЬ

Цель: развитие чувства сплоченности, развитие внимания.

Возраст: 3-4 года

Описание игры: дети стоят в кругу очень тесно — это «сдутый пузырь». Потом они его надувают: дуют в кулачки, поставленные один на другой, как в дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад — «пузырь» увеличивается, сделав несколько вдохов, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой! Оставайся такой, да не лопайся!» Получается большой круг. Затем воспитатель (или кто-то из детей, выбранный ведущим) говорит: «Хлоп» — «пузырь» лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдулся) или разбегаются по комнате (разлетелись пузырьки).

ЛАСКОВОЕ ИМЯ

Цель: развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.

Возраст: 3-4 года.

Описание игры Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, “волшебную палочку”). При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Алёнушка, Димуля и т.д.) Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию.

КТО К НАМ В ГОСТИ ПРИШЕЛ?

Цель: учить детей переключать свое внимание с себя на окружающих, брать на себя роль и действовать в соответствии с ней.

Возраст: 3-4 года

Описание игры: В начале игры ведущий объясняет детям, что сейчас они будут встречать гостей. Задача детей - угадать, кто именно пришел к ним в гости. Из числа детей ведущий выбирает игроков, каждому из которых дает определенное задание - изобразить животное. Делать это можно посредством жестов, мимики, звукоподражаний. (Игрок, изображающий собаку, может "помахивать хвостиком"- махать сзади рукой и лаять и т.д.). Игроки, изображающие животных, выходят к детям-зрителям по очереди. Зрители должны догадаться, кто именно пришел к ним в гости, приветливо встретить каждого гостя и усадить его рядом.

НАЗОВИ СЕБЯ

Цель: учить представлять себя коллективу сверстников.

Возраст: 3-4 года

Описание игры: ребёнку предлагают представить себя, назвав своё имя так, как ему больше нравится, как называют дома или как он хотел бы, чтобы его называли в группе.

НАЗОВИ ЛАСКОВО

Цель: воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

Возраст: 3-5 лет

Описание игры: Ребенку предлагают бросить мяч или передать игрушку любимому сверстнику (по желанию) ласково называя его по имени.

ВОЛШЕБНЫЙ СТУЛ

Цель: воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.

Возраст: 3-5 лет. 

Описание игры: Один ребенок садится в центр на «волшебный стул», а остальные говорят о нем добрые, ласковые слова.

ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА

Цель: продолжать воспитывать умение быть ласковыми.  

Возраст: 3-5 лет.

Описание игры: Дети встают в круг. Один ребенок передает палочку рядом стоящему и ласково его называет.

МАГАЗИН ВЕЖЛИВЫХ СЛОВ

Цель: воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, умение общаться. 

Возраст: 3-5 лет.

Описание игры: Воспитатель: у меня в магазине на полке лежат вежливые слова: приветствия (здравствуйте, доброе утро, добрый день и т.д.); ласковые обращения (дорогая мамочка, милая мамочка и т.д.). Я буду предлагать вам различные ситуации, а вы покупаете у меня нужные слова. Ситуация. Мама принесла из магазина яблоки. Тебе очень хочется, но мама сказала, что нужно дождаться обеда.  Как ты ее попросишь, чтобы она все-таки дала тебе яблоко?

ВОТ КАКАЯ БАБУШКА

Цель: воспитывать уважение к старшим, закреплять ласковые слова.

Возраст: 3-5 лет.

Описание игры: Каждый ребенок по очереди рассказывает, как зовут бабушку, как ласково ее можно назвать.  

  

4 – 5 ЛЕТ

ДОБРЫЕ СЛОВА

Цель: развивать умение употреблять в речи добрые слова.   

Возраст: 4-5 лет.

Описание игры: Дети подбирают добрые слова. Показать детям картинку, где дети трудятся.  Как можно назвать детей, которые трудятся? (Трудолюбивые, активные, добрые, благородные и т.д.)

ВОТ КАКОЙ ПАПА

Цель: воспитывать уважение к папе, закреплять ласковые слова.

Возраст: 4-5 лет.  

Описание игры: Ребенок рассказывает, как зовут папу, как он с ним играет, как он его ласково называет.    

ВОТ КАКАЯ МАМА

Цель: воспитывать любовь к маме, закреплять ласковые слова.

Возраст: 4-5 лет.

Описание игры:  Каждый ребенок по очереди рассказывает, как зовут его маму, как она заботится о нем, как ее можно ласково назвать.

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?

Цель: развивать внимательность и наблюдательности, необходимых для эффективного общения.

Возраст:4-5 лет.

Описание игры:  Водящий выходит из группы. За время его отсутствия в группе производится несколько изменений (в прическе детей, в одежде, можно пересесть на другое место) но не больше двух – трех изменений.  

ПОДАРОК НА ВСЕХ

Цель: развивать чувство коллектива, умение дружить,    делать правильный выбор сотрудничать со сверстниками.

Возраст: 4-5 лет.

Описание игры: Детям дается задание: «Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?».

ДАВАЙТЕ ПОЗДОРОВАЕМСЯ

Цель: создавать в группе психологически непринужденную обстановку. 

Возраст:4-5 лет.

Описание игры: Воспитатель и дети говорят о разных способах приветствия, реально существующих и шуточных. Детям предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой и придумать свой собственный способ приветствия.

ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА

Цель: создать условия для развития уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Возраст:4-5 лет.

Описание игрыИгра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия, благодарности, извинения, прощания.

ЗЕРКАЛА

Цель: развитие наблюдательности и коммуникативных навыков.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: группа детей.

Описание игры: выбирается ведущий. Он становится в центре, дети обступают его полукругом. Ведущий может показывать любые движения, играющие должны повторить их. Если ребенок ошибается, он выбывает. Победивший ребенок становится ведущим.

Комментарий: необходимо напомнить детям, что они — «зеркало» ведущего, т. е. должны выполнять движения той же рукой (ногой), что и он.

ЗЕВАКА

Цель: Развивать произвольное внимание, быстроту реакции, формировать умение управлять своим телом и выполнять инструкции.

Возраст: 4-5 лет

Описание игры: Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (звук колокольчика, погремушки, хлопок руками, какое-нибудь слово) останавливаются, хлопают четыре раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры. Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное (оговоренное заранее) слово песни.

ДОТРОНЬСЯ...

Цель: развитие навыков общения, умения просить, снятие телесных зажимов.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: 6-8 человек.

Необходимые приспособления: игрушки.

Описание игры: дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит: «Дотронься до ... (глаза, колеса, правой ноги, хвоста и т. д.)». Кто не нашел необходимого предмета, водит.

Комментарий: игрушек должно быть меньше, чем детей. Если у детей коммуникативные навыки развиты плохо, на начальных этапах игры могут развиваться конфликты. Но в дальнейшем, при систематическом проведении бесед и обсуждении проблемных ситуаций с нравственным содержанием с включением этой и подобных игр, дети научатся делиться, находить общий язык.

САПОЖОК

Цель: развивать у детей собранность, самостоятельность, воспитывать внимание к окружающим, умение считаться с ними.

Возраст: 4 – 5 лет

Ход игры. В начале игры дети выстраиваются в линию на стартовой черте. Ведущий предлагает совершить небольшое путешествие. Дети повторяют за ним движения, одновременно произнося слова:

Наши ножки, наши ножки

Побежали по дорожке. (дети бегут по направлению к финишу)

А бежали мы лесочком,

Прыгали через пенечки. (дети выполняют четыре прыжка вперед)

Прыг-скок! Прыг - скок!

Потеряли сапожок! (дети садятся на корточки и, приставив ладонь ко лбу, смотрят вправо и влево, ища "потерянный сапожок"). После этого ведущий говорит:

"Нашли сапожки!

Бегите домой!". Дети бегут к стартовой черте, игра повторяется.

ДОБРЫЕ ЭЛЬФЫ

Возраст: 4-5 лет

Описание игры: Воспитатель садится на ковёр, рассаживая детей вокруг себя.

Воспитатель. Когда-то давным-давно люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днём и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы. С наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежно поглаживая их, ласково убаюкивать добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу.

 Сейчас мы с вами разыграем роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнят роли этих тружеников, а те, кто по левую, - эльфов. Потом мы поменяемся ролями. Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их…

МАГАЗИН

Цель: развивать умение излагать свои мысли точно и лаконично

Возраст: 4-5 лет

Описание игры: Один ребёнок – «продавец», остальные дети – «покупатели». На прилавке «магазина» разложены различные предметы. Покупатель не показывает предмет, который хочет купить, а описывает его или рассказывает, для чего он может пригодиться, что из него можно сделать.

Продавец должен понять, какой именно товар нужен покупателю.

ЧЕЙ ПРЕДМЕТ?

Цель игры: научить детей проявлять внимание к другим людям.

Возраст: от 4 лет.

Ход игры: педагог заранее подготавливает несколько предметов, принадлежащих разным детям. Дети закрывают глаза. Педагог выжидает некоторое время, давая возможность детям успокоиться и сосредоточиться, затем предлагает открыть глаза и показывает предмет, принадлежащий одному из детей. Дети должны вспомнить, кому принадлежит эта вещь. Хозяин предмета не должен подсказывать. В игре могут участвовать такие предметы, как заколка для волос, значок и т. д.

5 – 7 ЛЕТ

КЛЕЕВОЙ РУЧЕЁК

Цель: создать условия для развития у детей умения действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.

Возраст: 5-7 лет.

Описание игры: Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия.

Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.

Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.

ВОЛШЕБНЫЕ ВОДОРОСЛИ

Цель: создать условия для снятия телесных барьеров, развить умения добиваться цели приемлемыми способами общения.

Возраст: 5-7 лет.

Описание игры: Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в круг, образованный детьми. Водоросли понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить в круг, а могут и не пропустить его, если их плохо попросят.

ОПИШИ ДРУГА

Цель: развивать внимательность.

Возраст: 5-7 лет.

Описание игры: Дети встают спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду, лицо своего партнера. Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребенок был точен.

РУКИ ЗНАКОМЯТСЯ, РУКИ ССОРЯТСЯ, РУКИ МИРЯТСЯ

Цель: создать условия для развития у детей умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.

Возраст:5-7 лет.

Описание игрыИгра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.

Воспитатель даёт задания:

- Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки;

- снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки;

- ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.

КОВРИК ПРИМИРЕНИЯ

Цель: создать условия для развития у детей коммуникативных навыков и умения разрешать конфликты.

Возраст: 5-7 лет.

Описание игры: Придя с прогулки, воспитатель сообщает  детям, что два мальчика сегодня поссорились на улице. Приглашает противников  присесть  друг против друга на «Коврик примирения», чтобы выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Эта игра используется и при обсуждении  «Как поделить игрушку».

ИГРЫ-СИТУАЦИИ

Цель: создать условия для развития у детей умения вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Возраст: 5-7 лет

Описание игры: Детям предлагается разыграть ряд ситуаций:

1. Два мальчика поссорились – помири их.

2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.

3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.

4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.

5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.

6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.

7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря.

8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?

9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.

10. Ребёнок плачет – успокой его.

11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.

12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.

ЕСЛИ «ДА» — ПОХЛОПАЙ, ЕСЛИ «НЕТ» — ПОТОПАЙ

Цель: создать условия для развития у детей коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.

Возраст: 5-7 лет.

Описание игры:

Количество играющих: 2 или более человек.

Взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.

«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».

«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним ».

«Лене очень нравился Сережа, поэтому она его побила».

ЛАДОНЬ В ЛАДОНЬ

Цель: создать условия для развития у детей коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.

Возраст: 5-7 лет

Описание игры:

Количество играющих: 2 или больше человек.

Необходимые приспособления: стол, стулья и т. д.

Дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.

Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста

Комментарий: в этой игре пару могут составлять взрослый и ребенок. Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т. д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя. Игра будет полезна детям, испытывающим трудности в процессе общения.

ИНТЕРВЬЮ

Цель: развитие коммуникативных навыков, активного словаря, умения вступать в диалог.

Возраст: 5-7 лет

Количество играющих: 3 и более человек.

Необходимые приспособления: стул.

Описание игры: дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они — взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ребенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения.

Комментарий: на первых этапах игры дети часто затрудняются подборе вопросов. В этом случае взрослый роль ведущего берет на себя, предлагая детям образец диалога. Вопросы могут касаться чего угодно, но необходимо помнить, что разговор должен быть «взрослым».

Эта игра помогает познакомиться с детьми, которые только что пришли в группу, а также вовлечь в общение стеснительных детей. Если же дети еще совсем плохо знакомы, правило можно немного изменить: ребенок, поймавший мяч, называет имя предыдущего игрока, затем свое, а далее (если знает) имя ребенка, которому будет кидать мяч.

ДАВАЙ ПОГОВОРИМ (автор — Е. Лютова)

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Возраст: 5-7 лет

Количество играющих: 2 или больше человек.

Описание игры: играют взрослый и ребенок (или дети). Взрослый начинает игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать ... (волшебником, волком, маленьким). Как ты думаешь, почему?». Ребенок высказывает предположение и завязывается беседа. В конце можно спросить, кем бы хотел стать ребенок, но нельзя давать оценок его желанию и нельзя настаивать на ответе, если он не хочет по каким-либо причинам признаться.

Комментарий: эта игра полезна для замкнутых и застенчивых, так как в игровой форме учит ребенка не бояться общения, ставит в ситуацию необходимости вступления в контакт.

ЗООПАРК

Цель: развитие коммуникативных способностей, умение распознавать язык мимики и жестов, снятие телесных зажимов.

Возраст: 5-7 лет.

Количество играющих: две команды.

Описание игры: интереснее играть командами. Одна команда изображает разных животных, копируя их повадки, позы, походку. Вторая команда — зрители — они гуляют по «зверинцу», «фотографируют» животных, хвалят их и угадывают название. Когда все животные будут угаданы, команды меняются ролями.

КЛУБОЧЕК

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Возраст: 5-7лет.

Количество играющих: группа детей.

Необходимые приспособления: клубок ниток.

Описание игры: дети садятся в полукруг. Взрослый становится в центре и, намотав на палец нитку, бросает ребенку клубочек, спрашивая при этом о чем-нибудь (как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишься). Ребенок ловит клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задает вопрос, передавая клубок следующему игроку. Если ребенок затрудняется с ответом, он возвращает лубок ведущему.

Комментарий: эта игра помогает детям увидеть общие связи между ними, а взрослому помогает определить, у кого из детей есть трудности в общении. Она будет полезна малообщительным детям, также ее можно использовать в группах малознакомых участников.

Ведущим может быть выбран и ребенок.

Когда все участники соединились ниточкой, взрослый должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем-то похожи и это сходство найти достаточно легко. И всегда веселее, когда есть друзья.

ТРОПИНКА

Цель: развитие умения действовать сообща, в команде.

Возраст: 5-7 лет.

Количество играющих: четное.

Необходимые приспособления: аудиозапись с русской народной песней «Кума».

Описание игры: дети делятся на две команды, число игроков в которых равно. Дети каждой команды берутся за руки, образуя круги, и под музыку идут вправо. Как только музыка смолкает, они останавливаются и выполняют задания, которые дает ведущий:

«Тропинка!» — дети кладут руки на плечи впереди стоящему, приседают и наклоняют головы вниз;

«Копна!» — дети соединяют руки в центре своего круга;

«Кочки!» — все приседают, обхватив руками голову.

Ведущий дает команды в любом порядке, как ему захочется. Команда, все игроки которой первыми справились с заданием, получает очко. Выигрывает команда, у которой наберется наибольшее количество очков.

Комментарий: игра направлена на развитие у детей способности действовать совместно друг с другом, умения добиваться результата, согласовывая свои действия в соответствии с правилами. Она будет полезна как конфликтным детям, так и замкнутым.

НЕБОСКРЕБ

Цель: развитие умения договариваться, работать в команде.

Возраст: 5-7 лет.

Количество играющих: 5-6 человек.

Необходимые приспособления: складной метр; 2-3 деревянных кубика (можно разного размера) на каждого ребенка.

Описание игры: дети садятся в круг, а в центре круга им необходимо построить небоскреб. Дети по очереди кладут свои кубики (по одному за ход). При этом они могут обсуждать, куда лучше положить кубик, чтобы небоскреб не упал. Если упадет хоть один кубик, строительство начинается сначала. Взрослый, наблюдающий за ходом строительства, периодически измеряет высоту постройки.

Комментарий: взрослый в данной игре занимает место стороннего наблюдателя. Он может вмешаться в ход игры только в случае возникновения неконструктивного конфликта. Дети должны самостоятельно попытаться найти общий язык, преследуя игровую цель: построить как можно более высокую башню, более или менее устойчивую.

В конце игры взрослый может провести аналогию между башней и командной работой, поясняя детям, что дружба и умение приходить к единому решению — это та основа, которая может удерживать башню от падения, а группу — от развала.

Я И МОЁ ИМЯ

Цель: учить детей представлять себя коллективу сверстников, вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу, способствовать сплоченности группы.

Возраст: 6-7 лет

Описание игры: Дети сидят в кругу на стульях. Педагог рассказывает: «Мы собрались в кругу, чтобы все могли узнать друг друга лучше. Представьте себе, что мы в гостях у волшебника, который хочет с вами познакомиться». Дети по очереди называют себя, назвав свое имя так, как ему больше нравится, как называют дома, или как он хотел бы, но при этом делают наклон головы. В конце педагог обобщает; «Вот мы и узнали, и смогли услышать, какими ласковыми именами можно к каждому обратиться».

Я ГЛАЗАМИ ДРУГИХ

Цель: дать детям представление об индивидуальности, неповторимости каждого из них, развивать уверенность в себе.

Возраст: 6-7 лет

Материал: платочек.

Описание игры: Дети стоят в кругу. Педагог показывает им волшебный платочек, с помощью которого можно узнать много интересного о себе. Дети передают друг другу платочек со словами: «Я дарю тебе платочек потому, что ты самый ... (подбираются соответствующие определения)». Педагог подводит итог: «Этот платочек помог вам сказать много доброго, хорошего. Давайте же с большим вниманием относиться друг к другу.

Я И МОЙ МИР

Цель: учить детей внимательно выслушивать мнение другого развивать у детей воображение, формировать сплоченность группы.

Возраст: 6-7 лет

Описание игры: Дети сидят в кругу на стульях. Педагог рассказывает: «Представьте, что вы превратились в добрых волшебников, и когда вы будите смотреть на людей, то вы будите видеть в них только хорошее, даже то, что не всегда сразу заметно». Дети по очереди называют достоинства своего соседа. В конце педагог говорит: «А сейчас мы посмотрим на мир. Что бы мы хотели изменить в мире, чтобы он стал лучше?» Дети высказывают свое мнение. В заключение подводится итог: «Наше превращение в волшебников помогло увидеть что-то хорошее в каждом, даже то, чего раньше никто не замечал, и так можно изменить обстановку в группе и окружающем мире».

Я И МОИ МЫСЛИ

Цель: развивать умение слушать друг друга, выражать свое состояние и способность понимать другого человека.

Возраст: 6-7 лет.

Описание игры: Дети стоят в кругу. Педагог говорит: «Каждый из нас что-то или кого-то любит. Всем нам присуще это чувство, и все мы по-разному его выражаем. Я люблю свой дом, свою работу. Давайте покажем радость на своем лице. Что для этого нужно сделать? (улыбнуться). А теперь улыбнемся, и вы расскажите, кого и что любите. Сейчас я повернусь к своему соседу, улыбнусь и возьму его за руку и скажу: «Я люблю свой город, потому что я здесь живу». Сосед повернется к своему соседу и сделает тоже самое и т.д.

СПИНА К СПИНЕ

Цель: развить умение детей договариваться друг с другом и показать, как важно для этого видеть своего собеседника.

Возраст: 6-7 лет.

Описание игры: дети садятся спиной друг к другу. Задача – рассказать что-нибудь (или о чем-то договориться) друг с другом.

После упражнения дети делятся впечатлениями и своими ощущениями. Воспитатель задает вопросы: «Было ли вам удобно так разговаривать?», «Не хотелось бы что-нибудь изменить?». Вариант: спина к спине сидят взрослый и ребенок.

ИЩЕМ КЛАД

Цель: способствовать развитию у детей доверия друг к другу, помочь лучше осознать и понять себя и своих друзей.

Возраст: 6-7 лет.

Описание игры: дети образуют две команды необычным способом. Предлагается посмотреть в глаза друг другу и выстроиться в ряд по цвету глаз (от самых темных до самых светлых), затем разделиться на команды «светлоглазых» и «темноглазых». Затем каждая команда получает задание найти клад, спрятанный в комнате, по предложенной карте.

Происходит организация совместных действий в игровой форме, которая требует от детей сообразительности и исполнительности; в результате приложения определенных усилий вырабатывается умение организовывать совместные действия в игре.

МАМИНО ОЖЕРЕЛЬЕ

Цель: создание эмоционального настроя в детском коллективе.

Возраст: 6-7 лет.

Описание игры: Участники стоят в кругу и держатся за руки.

Инструкция. Давайте представим, что это большое прекрасное ожерелье, а каждый из вас – бусинка. Ожерелье находится на шее мамы, переливается разными цветами, а бусинки двигаются быстро по шее (дети ходят по кругу в быстром темпе, с постоянно увеличивающейся скоростью). Но вдруг ожерелье разорвалось, и все бусинки рассыпались (все разбегаются в разные стороны). Нам необходимо выбрать ювелира, который соберет бусинки вместе. Ювелир ловит одного из участников за руку, второй, не отпуская руки, ловит третьего и т.д. Образуется цепочка. Ювелир соединяет бусинки в ожерелье. Все бусинки собрались! Как хорошо, когда мы вместе!

МЕНЯЛКИ

Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.

Возраст: 6-7 лет

Описание игры: Участники разбиваются на пары. Выбирается водящий. Он дает различные команды участникам пары: рука к руке, нога к ноге, ухо к уху, голова к голове, спина к спине, плечо к плечу. Но когда он скажет: «Сосед к соседу», участники меняются партнерами. Водящий находит себе пару. Кто остался без пары, становится водящим.

КОРОБКА ДОБРЫХ ПОСТУПКОВ

Цель: воспитание у детей доброжелательного отношения друг к другу, создание положительного эмоционального настроя в детском коллективе, воспитание в детях умения замечать и ценить положительные поступки, совершенные другими людьми.

Возраст: 6-7 лет.

Описание игры: педагог показывает детям коробку, наполненную кубиками, высыпает их и предлагает детям представить, что каждый кубик – это хороший поступок, совершенный кем-либо из детей. Игра продолжается в течение определенного промежутка времени, например, в течение одного дня. Каждый ребенок может положить в коробку кубик за любой хороший поступок, неважно, кто его совершил – этот ребенок или кто-то другой. О каждом положенном в коробку кубике дети сообщают педагогу, по окончании игры подводятся итоги. Педагог вместе с детьми подсчитывает количество кубиков, вспоминаются и анализируются добрые поступки, за которые были сложены в коробку кубики, поощряются и ставятся в пример дети, совершившие эти поступки.

Один и тот же поступок не должен оцениваться дважды.

ИНОПЛАНЕТЯНЕ

Цель: развитие навыков невербального общения.

Возраст: 6-7 лет.

Желательно использовать внешнюю атрибутику: шлемы для инопланетян, картонный макет корабля или летающей тарелки и т. п.

Описание игры: Межпланетный корабль совершает вынужденную посадку на незнакомой планете. Это Земля. Инопланетяне ступают на чужую землю и видят группу ребят. Но как наладить контакт? Ведь никто не знает язык друг друга. И тут на помощь приходят жесты.

«Инопланетяне» показывают рукой на какой-нибудь предмет (например, стул, кровать, стол и т. д.), а земляне, называя этот предмет, должны жестами показать его функциональное назначение. Игра сопровождается музыкой.

В ходе игры застенчивые дети должны добиться понимания со стороны сверстников, что требует от них активности и уверенности.

ПЕРЕДАЙ МЯЧ

Цель. Снять излишнюю двигательную активность.

Описание игры: В кругу, сидя на стульях или стоя, играющие стараются как можно быстрее передать соседу мяч, не уронив его. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, предложив детям играть с закрытыми глазами или одновременно с несколькими мячами.        

КОГО УКУСИЛ КОМАРИК?

Цель: способствовать развитию взаимопонимания между детьми.

Возраст: 5-7 лет

Описание игры: Дети садятся в круг. Ведущий проходит по внешней стороне круга, гладит детей по спинам, а одного из них незаметно от других тихонько щиплет — «кусает комариком». Ребенок, которого «укусил комарик», должен напрячь спинку и плечи. Остальные внимательно разглядывают друг друга и угадывают, «кого укусил комарик».

СЛУШАЙ КОМАНДУ

Цель. Развивать внимание, произвольность поведения.

Возраст: 5-7 лет

Описание игры: Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего (например: «Положите правую руку на плечо соседа») и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии  и хорошо слушать, и выполнять задание.

Игра поможет воспитателю сменить ритм действий расшалившихся ребят, а детям – успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятельности.

ЭХО

Цель: учить детей быть открытыми для работы с другими, подчиняться общему ритму движений.

Возраст: 5-7 лет

Описание игры: Дети отвечают на звуки ведущего дружным эхо. Например, на хлопок воспитателя участники группы отвечают дружными хлопками. Ведущий может подавать другие сигналы: серию хлопков в определённом ритме, постукивание по столу, стене, коленям, притопывание и т.д. Упражнение может выполняться в подгруппе (4—5 человек) или со всей группой детей. При выполнении небольшими подгруппами одна подгруппа оценивает слаженность действий другой.

ВСЕ НАОБОРОТ

Цель игры: научить детей определять действия, противоположные по смыслу.

Возраст: 5-7 лет.

Ход игры: при помощи считалки выбираем водящего. Дети встают в круг, руки на пояс, водящий становится в центр круга. Водящий делает произвольные движения и называет их, остальные дети выполняют противоположные действия. Например, водящий поднимает вверх руки и говорит: «Руки вверх», все дети опускают руки по швам. Ребенок, допустивший ошибку, становится водящим. Если все дети выполнят действия правильно, через некоторое время выбирается новый водящий при помощи считалочки.

СОСНЫ, ЕЛОЧКИ, ПЕНЕЧКИ

Цель игры: развивать внимательность, умение управлять своим поведением.

Возраст: от 4 лет.

Ход игры: дети встают в круг, взявшись за руки. Педагог находится в центре круга. Звучит негромкая музыка, дети движутся по кругу. По команде педагога «Сосны», «Елочки» или «Пенечки» дети должны остановиться и изобразить названный предмет: «Сосны» – подняв руки высоко вверх, «Елочки» – раскинув руки в стороны, «Пенечки» – присев на корточки. Ошибившиеся игроки выбывают из игры или получают штрафное очко. Затем игра продолжается.

СИАМСКИЕ БЛИЗНЕЦЫ (автор — К. Фопель)

Цель: развитие коммуникативных навыков, умения согласовывать свои действия, развитие графических навыков.

Возраст: 6-7 лет.

Количество играющих: кратное двум.

Необходимые приспособления: перевязочный бинт (платок), большой лист бумаги, восковые мелки.

Описание игры: дети разбиваются на пары, садятся за стол очень близко друг к другу, затем связывают правую руку одного ребенка и левую — другого от локтя до кисти. Каждому в руку дают мелок. Мелки должны быть разного цвета. До начала рисования дети могут договориться между собой, что они будут рисовать. Время на рисование — 5-6 минут. Чтобы усложнить задание, одному из игроков можно завязать глаза, тогда «зрячий» игрок должен руководить движениями «незрячего».

ДРАКОН

Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.

Описание игры: Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник — «голова», последний — «хвост». «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

УЛИТКА

Цель: развитие выдержки и самоконтроля.

Возраст: 5-7лет

Описание игры: дети становятся в одну линию и по сигналу начинают медленно продвигаться к заранее оговоренному месту, причем нельзя останавливаться и разворачиваться. Побеждает пришедший к финишу последним.

Комментарий: чтобы выполнить правила этой игры, детям-дошкольникам требуется приложить немало усилий, так как они активны и подвижны.

Особенно полезно эту игру включать в работу групп, в которых участвуют конфликтные, агрессивные дети. Также ее можно использовать в работе с гиперактивными детьми, но лишь на последних этапах коррекции.

КРОКОДИЛ

Цель: развитие ловкости, наблюдательности, снятие страхов.

Возраст: 5-7 лет

Описание игры: дети выбирают «крокодила». Выбранный вытягивает руки вперед одна над другой — это пасть крокодила — и ходит по комнате (площадке), напевая песенки, пританцовывая, подпрыгивая. Тем временем дети в пасть кладут руки. В какой-то момент «крокодил» смыкает пасть. Кто не успел выдернуть руку, становится «крокодилом».

Комментарий: в роли «крокодила» должно побывать как можно большее количество детей, чтобы почувствовать на себе смену ролевых ощущений.        

СЛУШАЙ ХЛОПКИ

Цель. Тренировать внимание и контроль двигательной активности.

Описание игры: Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу аиста (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другу позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.        

ВОЗЬМЁМСЯ  ЗА  РУКИ,  ДРУЗЬЯ

Цель: учить детей чувствовать прикосновения другого человека. Описание игры: Педагог и дети стоят в кругу, на небольшом расстоянии друг от друга, руки вдоль туловища. Нужно взяться за руки, но не сразу, а по очереди. Начинает педагог. Он предлагает свою руку ребёнку, стоящему рядом. И только после того, как ребёнок почувствовал руку взрослого, свою свободную руку он отдаёт соседу. Постепенно круг замыкается.

РИСУНОК  НА  СПИНЕ

Цель: развивать кожную чувствительность и способность различать тактильный образ.

Возраст: 5-7лет

Описание игры: Дети разбиваются на пары. Один ребёнок встаёт первым, другой — за ним. Игрок, стоящий сзади, рисует указательным пальцем на спине партнёра образ (домик, солнышко, ёлку, лесенку, цветок, кораблик, снеговика и т.д.). Партнёр должен определить, что нарисовано. Затем дети меняются местами.

СЕКРЕТ

Возраст: 6-7 лет

Описание игры: Всем участникам ведущий раздает по «секрету» из красивого сундучка (пуговицу, бусинку, брошку, старые часы и т. д.), кладет в ладошку и зажимает кулачок. Участники ходят по помещению и, разъедаемые любопытством, находят способы, уговорить каждого, показать ему свой секрет.

РУКАВИЧКИ

Возраст: 5-7лет

Описание игры: Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою «пару», отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички.

ЦАРЕВНА-НЕСМЕЯНА

Возраст: от 5 лет

Описание игры: Игроки делятся на две команды.

Участники первой команды “царевны Несмеяны” садятся на стулья и принимают серьёзный или унылый вид.

Участники другой команды - “смешители” по очереди или вместе должны рассмешить “Несмеян”.

Каждая улыбнувшаяся “Несмеяна” выходит из игры или присоединяется к команде “смешителей”.

Если за определённый промежуток времени удастся рассмешить всех “Несмеян”, выигравшей объявляется команда “смешителей“, если нет – команда “Несмеян”.

После объявления победителей команды могут поменяться ролями.

 ВЕСЕЛЫЙ СЧЕТ

Цель: снятие внутреннего напряжения участников, сплочение группы путем совместного и одновременного выполнения упражнения.

Возраст: от 5 лет

Описание игры: Ведущий называет какое-либо число, не превышающее количество человек в группе. Названное количество участников встает. В выполнении упражнения необходимо добиться синхронности, участники не должны совещаться.

Психологический смысл упражнения: упражнение позволяет участникам почувствовать другого, понять его мысли с целью более эффективного выполнения задания.

Обсуждение: почему сначала не получалось выполнить задание? Что помогло в выполнении задания?

    

КТО БЫСТРЕЕ?

Цель: сплочение коллектива.

Возраст: от 5 лет

Описание игры: Группа должна быстро, без слов, построить, используя всех игроков команды, следующие фигуры:

квадрат; треугольник; ромб; букву; птичий косяк.

Психологический смысл упражнения: координация совместных действий, распределение ролей в группе.

ПИРАМИДА ЛЮБВИ

Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям; развивать коммуникативные способности.

Возраст: 5-7 лет.

Описание игры: дети сидят в кругу. Воспитатель говорит: «Каждый из нас что-то или кого-то любит; всем нам присуще это чувство, и все мы по-разному его выражаем. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою работу. Расскажите и вы, кого и что любите вы. (Рассказы детей.) А сейчас давайте построим «пирамидку любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть своё любимое и класть свою руку. (Дети выстраивают пирамиду.) Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида. Высокая, потому что мы любимы и любим сами».        

ИГРА С ЮЛОЙ

Цель: Развитие умения сотрудничать.

Возраст: 5-7 лет

Описание игры: Играющие садятся на пол по кругу. Один ребёнок выходит на середину круга, раскручивает юлу, называет имя другого ребёнка, а сам возвращается в круг. Тот, кого он назвал, должен успеть дотронуться до юлы, пока она крутится. Вновь раскручивает её и называет следующего игрока. Кто не успел добежать до юля и подхватить её, выбывает из игры.        

ХОЛОДНО – ГОРЯЧО, ПРАВО – ЛЕВО

Возраст: 5- 7 лет

Описание игры: Воспитатель прячет условный предмет (игрушка), а затем с помощью команд типа «Шаг вправо, два шага вперёд, три влево» ведёт игрока к цели, помогая ему словами «тепло», «горячо», «холодно». Когда дети научатся ориентироваться в пространстве по словесным указаниям взрослого, можно использовать словесные указания другого ребенка.

ЦЕПОЧКА СЛОВ

Цель: развитие слухового восприятия.

Возраст: 5-7 лет

Описание игры: Выбирается водящий. Он придумывает и называет три – пять слов, потом указывает на любого игрока, который должен повторить слова в той же последовательности. Если ребёнок справляется с заданием, он становится водящим.        

ЭХО

Цель: развитие слухового восприятия.

Возраст: 5-7 лет

Описание игры: 1-й вариант. Детям читают стихотворение, они повторяют последнее слово каждой строчки.

2-й вариант. Дети делятся на две команды: «Эхо» и «Выдумщики».

«Выдумщики» договариваются, кто какое слово скажет по определённой теме, по очереди произносят загаданные слова и спрашивают игроков: «Какое слово сказал Коля? Саша? И т. д.».        

ВЗАИМНОЕ ЦИТИРОВАНИЕ

Цель: развитие слухового восприятия.

Возраст: 5-7 лет

Описание игры: «Мы сыграем в такую игру. Я два раза постучу ладонями по коленям и дважды назову своё имя, затем похлопаю в ладоши в воздухе, назвав имя кого-нибудь из вас, например, «Ваня – Ваня». Ваня сначала два раза постучит по коленям, называя себя, а затем хлопнет в ладоши и назовёт кого-либо другого, например, «Катя-Катя». Тогда Катя, переняв ход, сделает то же. И т. д. Важно не смотреть на того участника, которого ты вызываешь, а произносить его имя в пространство, глядя, например, в другую сторону или в потолок.

КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ

Цель: учить детей задавать открытые и закрытые вопросы

Возраст: 5-7 лет

Описание игры: Детям предлагают рассмотреть уже известные им картины и загадать ту, которая им больше понравилась. Затем все дети садятся в круг, вызывается один ребёнок. Он говорит: «Все картины хороши, но одна лучше».

Дети с помощью вопросов пытаются угадать, какая картина понравилась этому ребёнку. Если она угадана, ребёнок говорит: «Спасибо всем! Это действительно она – картина под названием (называет)».

ХУДОЖНИК СЛОВА

Цель: развивать умение излагать свои мысли точно и лаконично

Возраст: 5-7 лет

Описание игры: Дети (по очереди) задумывают кого-то из группы и начинают рисовать его словесный портрет, не называя имени этого человека. Предварительно можно предложить детям упражнение на ассоциативное восприятие: «На какое животное похож? На какой предмет мебели?» И т. д.

КОНСПИРАТОР

Цель: повысить степень доверия к взрослому человеку.

Возраст: для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Описание игры: В игре могут принимать участие группа детей и один или несколько взрослых.

Игроки размещаются по кругу, лицом к центру. В центре круга с завязанными глазами стоит водящий. Игроки водят вокруг него хоровод, пока он не скажет: «Стоп!» Затем водящий должен на ощупь, начиная с головы, узнать всех играющих (они, естественно, помалкивают). Узнанный игрок выходит из круга. Лучший конспиратор – тот, кого узнали последним.     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста (интернет-ресурс)

Коммуникативные навыки развиваются в повседневной деятельности, в дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых играх.Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать...

Картотека игр на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста

Картотеки собраны игры на развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста.  Будет полезна педагогам дошкольных учереждений....

Картотека игр по социально - коммуникативному развитию детей дошкольного возраста

Игры по социально - коммуникативному развитию детей дошкольного возраста...

Картотека игр на развитие социально-коммуникативных способностей детей дошкольного возраста

Развитие социально-коммуникативных навыков - одна из важнейших проблем педагогики. В социальном окружении дошкольника часто наблюдается нехватка нравственных качеств (доброты, воспитанности, доброжела...

Картотека для развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста

Картотека для развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста...

Картотека подвижных игр направленных на развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста

Картотека подвижных игр направленных на развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста....