«Взаимодействие с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства»
презентация

Колошко Е.Н.
Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд
самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и
социальное расслоение, обилие новейших социальных технологий, более
широкие возможности получения образования и др.) заставляют искать
новые формы взаимодействия, уйдя при этом от заорганизованности и
скучных шаблонов, не поощрять, принятие родителями позиции потребителя
образовательных услуг, а помочь им стать ребенку настоящим другом и
авторитетным наставником.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Взаимодействие с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства» Подготовил воспитатель: Колошко Е.Н.

Слайд 2

Семья-поистине высокое творенье. Она заслон надёжный и причал. Она даёт призванье и рожденье. Она для нас основа всех начал. (Е.А. Мухачёва ).

Слайд 3

«Дети – это счастье, созданное нашим трудом. «Занятия, встречи с детьми конечно требуют душевных сил, времени, труда. Но ведь мы и счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью.» В. А. Сухомлинский С каждым годом у нас становится всё больше «проблемных детей», семей «группы ». Педагогам трудно общаться и взаимодействовать с родителями. Традиционные формы работы – родительские собрания и т.д., не оправдали себя. Посещаемость становится всё меньше и меньше. Поэтому надо внедрять новые формы работы, наполнять их педагогически-эффективным содержанием.

Слайд 4

Проблема: Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Как вызвать и поддерживать интерес у родителей к работе ДОУ.

Слайд 5

Цель: Установление партнёрских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада. Задачи: Обеспечение информационно-просветительской поддержки выбора родителями направлений в развитии и воспитании посредством выработки компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребёнку; Повышение уровня компетентности родителей и привлечение их к сотрудничеству; Создание условий для развития способностей ребёнка в различных видах образовательной деятельности; Индивидуальная работа с семьями воспитанников, дифференцированный подход к семьям разного типа.

Слайд 6

Формы работы с родителями: Выстраивая взаимодействие с родителями, применяю как традиционные формы работы – беседы, консультации, так и осваиваю новые нетрадиционные формы: мастер-классы, недели совместной деятельности, совместные мероприятия за пределами ДОУ. Наиболее эффективными формами взаимодействия с семьёй являются нетрадиционные. «Мы вместе» - неделя совместной деятельности детей, родителей и педагогов. Благодаря таким мероприятиям не только у детей, но и у родителей раскрывается их творческий потенциал и индивидуальные возможности. Такая неделя дала родителям возможность увидеть жизнь ребёнка в детском саду, многому научиться друг у друга, создаёт психологический комфорт. .

Слайд 7

Открытые занятия для родителей- знакомят родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ

Слайд 8

«Тематические выставки» создаются как для родительского коллектива всего детского сада, так и для родителей одной группы «Веселый снеговик», «Этапы развития русской армии» оформляется самими родителями.

Слайд 9

«Веселый снеговик» Участники конкурса удивили своей фантазией, оригинальностью и творческими способностями. Очень порадовало, что родители не остались равнодушными и приняли активное участие вместе с педагогами в подготовке к Новому году. Совместная продуктивная деятельность педагогов, воспитанников и родителей положительно влияет на развитие семейных ценностей. Воспитывает в детях любовь к искусству и красоте. Что несомненно приносит неоценимый вклад нашему обществу.

Слайд 10

Мини выставка «Этапы развития русской армии» Благодаря активному участию наших родителей удалось создать увлекательные экспозиции, которые способствуют формированию и расширению знаний дошкольников о празднике 23 февраля и роли армии в истории России . -привлекают воспитанников к систематическим спортивным занятиям -пропагандировать спорт, как альтернативу негативным привычкам. Создание вокруг наших детей насыщенной предметно-пространсвенной среды которая способствует формированию разносторонней личности.

Слайд 11

Педагогические беседы с родителями- Оказывают родителям современную помощь по тому или иному вопросу, способствует достижению единой точки зрения по этим вопросам. При проведении беседы рекомендуется выбирать наиболее подходящие условия и начинать её с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам. Групповые собрания родителей На групповых собраниях родители знакомятся с содержанием, задачами и методами воспитания детей в условиях детского сада и семьи. « Круглый стол с родителями» - В нетрадиционной обстановке обсуждение с родителями актуальных проблем воспитания.

Слайд 12

« Квест-игра для родителей «Вот какие наши папы» В преддверии праздника «23 февраля»,на старт вышли 12 команд. Здесь был важен не возраст соревнующихся, ни физическая подготовка. Программа квеста была довольно насыщенной.Первым заданием было представление команд с их девизами. Оно было задорным и рифмованным. Командам были предложены занимательные, иногда очень непростые конкурсы с бегом, мячами. Все смогли проявить свои спортивные навыки. Болельщики и зрители следили за ходом событий и очень переживали. Все команды были награждены почетными грамотами, а победители получили кубки.

Слайд 13

«Мамин день» Праздник посвященный Международному женскому дню, очень было интересно и весело. Мальчишки и девчонки читали поздравительные стихи и пели трогательные песни для мам и бабушек.

Слайд 14

Родители принимают активное участие, не отказывают в помощи в благоустройстве группы, уборке игровой площадки, украшении детсада к празднику или строительстве снежного замка;

Слайд 15

«ОКНА ПОБЕДЫ»

Слайд 16

Выводы: По окончанию работы можно сказать, что сложилась определённая система работы с родителями; Уменьшилась социальная дистанция между родителями и детьми; родители поняли необходимость эмоционального принятия ребёнка; Дети чувствуют защищённость и поддержку со стороны родителей; наметились положительные стили воспитания; Таким образом, использование новых форм в сотрудничестве с семьёй поможет педагогам и родителям освоить методы воспитания, основанные на взаимоуважении, демократическом и гуманистическом подходах.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар

"Центр развития ребенка - детский сад № 199 "Радужный"

"Взаимодействие с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства"

Подготовил воспитатель:

Колошко Е.Н.

Краснодар 2021г.

Актуальность

  Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших социальных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляют искать новые формы взаимодействия, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять, принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать ребенку настоящим другом и авторитетным наставником.

 

  Родители – это самые близкие люди, которые всегда могут прийти на помощь и мы, педагоги, нуждаемся в их помощи. Роль родителей в организации учебной деятельности детей, значение примера в воспитание, меры по укреплению здоровья детей, воспитание сознательной дисциплины, долга и ответственности, типичные затруднения и недостатки в семейном воспитании и пути их устранения, роль родителей в самовоспитании детей.

 

  Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами.

  Если ребенок спокойно взаимодействует с окружающими, у него не возникает проблем в повседневном общении, он живо интересуется явлениями окружающего мира, пытается самостоятельно пополнить свои знания, обращаясь за помощью к взрослым, можно считать, что ребенок развивается в правильном направлении.

  Семья и детский сад связаны общими задачами в воспитании ребенка. Поэтому, здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов: семьи и детского сада. Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Цель: Создание единого образовательного пространства «ДОУ – семья», которое предполагает:

• взаимодействие и сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями, т.е. принятие общих целей и задач для воспитания дошкольников, положенных в основу единой программы воспитания, развития и обучения детей

• выработка и принятие единых требований к ребенку в ДОУ и дома

• согласование путей решения проблем воспитания

• выделение, обобщение и согласование педагогических методов и приемов на основе изучения воспитательного опыта семьи и передачи родителям информации о технологиях образовательного процесса.

Задачи: 

1.  Создать систему в работе по организации единого образовательного пространства, привлекая внимание педагогов и родителей к формированию единого понимания целей и задач, средств и методов воспитания детей, их эмоционального благополучия, полноценного физического, психического и умственного развития.

2.  Повысить компетенцию педагогического коллектива в плане организации сотрудничества педагога с родителями через проведение семинаров- практикумов и посещение целевых курсов повышения квалификации

3.  Способствовать повышению коммуникативной компетенции педагогов в общении с родителями и воспитанниками через консультации психолога и тренинги.

4.  Повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей.

5.  Организовать систему консультативной просветительской работы для родителей, адресованной различным категориям семей.

6.  Организовать службу психологической поддержки для оказания помощи социально неблагополучным семьям

7.  Установление тесных неформальных отношений между педагогами и родителями через традиционные и нетрадиционные формы работы.

8.  Разработать методические рекомендации по распространению положительного опыта деятельности.

Предполагаемый результат: 

Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями;

Повышение педагогической грамотности родителей на основе ФГОС; Повышение профессиональной компетентности педагогов; Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов; Продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей

Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников.

Взаимодействие ДОУ и семьи: типичные проблемы. 

Традиционные формы работы ДОУ с семьей.

К середине 20 века сложились достаточно устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными:

1. Педагогическое просвещение родителей: беседы, консультации.

2. Общие и групповые собрания.

3. Наглядная пропаганда: родительские уголки, стенды.

Типичные проблемы. 

Педагогическое просвещение родителей проходит через "Университет родительских знаний", "Школа для родителей" и др. Широкая педагогическая пропаганда была явно нацелена на убеждение родителей в важности семейного и общественного воспитания. При добросовестном выполнении это просвещение полезно, интересно и необходимо до сих пор. Но содержание лекций нередко подвергалось идеалогизации. Больших результатов эта форма работы с семьей не дает, так как направлена на взаимодействие с широким кругом родителей.

 В этих условиях невозможно разглядеть проблемы каждой семьи индивидуально.

- Посещение семьи воспитателем для выяснения общих условий семейного воспитания в последнее время вызывает недовольство родителей по причине ухудшения экономического положения семей. Многие родители испытывают стеснение из-за скромной обстановке квартиры.

- Беседы, консультации в основном исходят от воспитателей и ведутся в том направлении, которое им кажется необходимым. Редко запрос идет от родителей.

 - Общие или групповые собрания также оставляют родителей в роли пассивных слушателей и исполнителей. Воспитатели проводят эти формы работы в соответствии с интересующей их темы. Время на родительские выступления и вопросы отводится в конце собрания, хаотично, без подготовки. Это дает малый результат.

- наглядная пропаганда оформляется педагогами в виде стендов, тематических выставок. Родители знакомятся с ней чисто механически, когда забирают детей домой из группы. Анализ традиционных форм работы с семьей показывает, что ведущая роль в организации работы с семьей отводится педагогам: целью многих форм является помощь родителям, рекомендации, советы. Это указывает на то, что семья воспринимается общественностью как педагогически несовершенный фактор в становлении личности ребенка.

Очень многое для ребенка зависит от складывающихся в ДОУ профессиональных и человеческих отношений взрослых: воспитателей, специалистов, родителей - их отношения самим к себе, друг к другу, ребенку.

 Взрослые непосредственно причастны к созданию благоприятного климата для ребенка. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между работниками сада и родителями не сложились.

К сожалению, некоторые педагоги исходят из того, что именно они должны "разъяснять" родителям, как следует воспитывать своих чад, и избирают назидательный тон: не советуют и предлагают, а требуют; не подсказывают, а наставляют. Все это отталкивает родителей. А итог один - детский сад и родители занимаются воспитанием ребенка, не взаимодействуя друг с другом. Да и сами формы работы с семьей не дают должных результатов, так как направлены на взаимодействие с широким кругом родителей, со всем родительским коллективом группы. В этих условиях невозможно узнать индивидуальность семьи и ребенка, его проблемы и успехи, сблизиться и контактировать, активизировать и работать сообща.

Новая система взаимодействия ДОУ с семьей.

Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей. 

Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы и многочисленны.

- Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время никак не повредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги , в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении педагогических проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется это взаимодействие.

- Это учет индивидуальности ребенка. Педагог постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности и привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.

- Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.

 - Это укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий.

- Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье. 

- Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что было нереально при использовании традиционных форм работ с родителями. Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.

Основные принципы при организации работы в рамках новых форм работы с семьей.: 

- открытость детского сада для семьи ( каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

 - сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

 - создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ; 

- диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка. 

Функции работы ДОУ с семьей. 

- Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно - воспитательного процесса, организуемого в ДОУ

- Психолого - педагогическое просвещение родителей.

- Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.

 - Помощь отдельным семьям в воспитании детей.

      Для лучшей организации взаимодействия родителей и педагогов целесообразно распределение сфер ответственности в работе с родителями между воспитателем, методистом, медперсоналом и специалистами.

Новые формы взаимодействия с семьей.

В процессе работы с семьей в ДОУ решаются задачи, связанные с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей и педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации семейного досуга. Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи в ДОУ начали активно использовать инновационные формы и методы работы с семьей:

- "Круглый стол" по любой теме;

- тематические выставки;

- соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы;

- консультации специалистов;

- устный журнал для родителей, с разными темами на каждой странице;

- семейные спортивные встречи;

- почта доверия, телефон доверия;

- семейные проекты "Наша родословная";

- открытые занятия для просмотра родителей;

 - интеллектуальные ринги детей и родителей;

- «контрольные» для родителей;

- интервью с родителями и детьми на определенные темы;

- родительская гостиная;

- конкурс семейных талантов;

- портфолио семейного успеха;

- аукцион секретов воспитания и др.

Важные моменты: 

• все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть эстетично оформлены;

• содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет;

• оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);

• содержание предлагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей.

     Работа с родителями — это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, в любом детском саду могут возникнуть проблемные ситуации во взаимоотношениях педагогов и родителей:

•  конфликты между родителями из-за детей;

•  родительские претензии к воспитателям по тем или иным вопросам воспитания;

•  жалобы воспитателей на пассивность родителей;

•  невнимание родителей к рекомендациям воспитателя в связи с недостатком авторитета педагога из-за молодого возраста или небольшого опыта работы.          Сегодняшние родители внимательно отнесутся к консультации специалиста: психолога, логопеда, врача. Но, когда дело доходит до воспитания, многие из них считают себя грамотными в этих вопросах, имеют свое видение проблемы и способы ее разрешения, не принимая во внимание опыт и образование воспитателя. Для предупреждения таких ситуаций администрация дошкольного учреждения с первых дней пребывания ребенка в детском саду должна поддерживать авторитет педагога, демонстрировать, что она высоко ценит его знания, умения, педагогические достижения.

Способы повышения авторитета воспитателя: 

• торжественно вручить на родительском собрании почетную грамоту за заслуги ко Дню дошкольного работника или за высокие показатели в работе по итогам года;

• оформить красивое поздравление в холле ко дню рождения педагога;

• организовать благодарственное письмо от родителей выпускников;

• оформить холл фотографиями лучших педагогов детского сада с кратким описанием их личных достижений.

  Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций являются установление личного контакта педагога с родителем, ежедневное информирование родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг.

  Отсутствие информации порождает у родителя желание получить ее из других источников, например от других родителей, детей группы. Такая информация может носить искаженный характер и привести к развитию конфликтной ситуации.

  Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.

  Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты: изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.


Принципами взаимодействия с родителями являются: 

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

• Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Индивидуальный подход. 

• Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество. 

• Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

 4. Готовимся серьезно.

 • Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

5. Динамичность.

• Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Литература

 

1. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. М.: ТЦ Сфера, 2005.

2. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. М.: ТЦ Сфера, 2008.

3. Единое образовательное пространство детского сада, семьи и социума / Т.П. Колодяжная, Р.М. и др. Ростов-н/Д, 2002.

4. Доронова Т.Н. Соловьева Е.В. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития. М.: Линка-Пресс, 2001.

5. Антонова Л.И., Цветкова Н.А. Роль семейных традиций и ритуалов в представлениях старших дошкольников о семье // Современные гуманитарные исследования. 2006.

6. Гуров В.Н Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей. М.: 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства»

Семья – поистине высокое творенье. Она заслон надёжный и причал. Она даёт призванье и рожденье. Она для нас основа всех начал. (Е.А. Мухачёва)...

Взаимодействие с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства».

Семья – поистине высокое творенье.Она заслон надёжный и причал.Она даёт призванье и рожденье.Она для нас основа всех начал....