ГИПЕРАКТИВНОСЬ – КАК СИМПТОМ ПСИХИЧЕСКОГО РАССТРОЙСТВА
статья

Захарчик Маргарита Юрьевна

В настоящее время все чаще я слышу от мам на игровых площадках или в детском саду, что их ребенок гиперактивен. Причем факт наличия в медицинской карте диагноза – Гиперактивность, их совсем не пугает, а даже очень радует.  Но происходит это не только потому, что родители не знают о том, что же такое гиперактивность. Но и потому, что  родители не знают, что это такое и что с этим нужно делать.

И так, что же такое гиперактивность? Об этом  Вы узнаете в моей статье. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл giperaktivnos_-_kak_simptom_psihicheskogo_rasstroystva.docx18.05 КБ

Предварительный просмотр:

ГИПЕРАКТИВНОСЬ – КАК СИМПТОМ ПСИХИЧЕСКОГО РАССТРОЙСТВА

Статья

Захарчик Маргарита Юрьевна,

Воспитатель высшей категории

ГБДОУ детский сад № 356

Московского района Санкт-Петербурга

В настоящее время все чаще я слышу от мам на игровых площадках или в детском саду, что их ребенок гиперактивен. Причем факт наличия в медицинской карте диагноза – Гиперактивность, их совсем не пугает, а даже очень радует. Что лично для меня является странным, ведь в современном мире много литературы и статей в интернете о данном диагнозе. Но происходит это не только потому, что родители не знают о том, что же такое гиперактивность. Но и потому, что врачи-неврологи зачастую ставят диагноз, чтобы был, не объясняя родителям, что это такое и что с этим нужно делать.

И так, что же такое гиперактивность? Гиперактивность – это состояние, при котором двигательная активность и возбудимость человека превышает допустимую норму, то есть является неадекватной и непродуктивной. Другими словами, гиперактивность – это признак неуравновешенной нервной системы. У детей это проявляется в виде суетливости (бег взад-вперед), повышенной болтливости.

Причиной появления гиперактивности, но лишь в некоторых случаях, становится нарушение внутриутробного развития и повреждение головного мозга.

И радоваться тут особо не чему. Ведь гиперактивность – это симптом психического расстройства, такого как:

  • гиперактивное расстройство, которое может сочетаться с умственной отсталостью
  • гиперкинетическое расстройство – нарушение активности и внимание, так называемый синдром СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность)
  • гиперкинетическое расстройство поведения

Чаще всего гиперактивность встречается в рамках СДВГ. По статистическим данным у мальчиков в 3 раза чаще, чем у девочек. Обычно симптомы у детей начинают проявляться в возрасте 4 лет. Но родители, как правило, замечают их только в возрасте 8-10 лет, когда учеба требует от ребенка самостоятельности и сосредоточенности, которые в силу особенностей нервной системы ребенок просто не в состоянии проявлять.

И так, основные признаки гиперактивности у детей:

  • Чрезмерная активность по сравнению с другими детьми того же возраста и интеллектуального развития
  • Чрезмерная нетерпеливость (когда ситуация требует спокойствия)
  • Беспокойство в движениях (сидя на стуле, или лежа в кровати, ребенок постоянно крутится, не стоит на месте – постоянно прыгает, бегает, пытается куда-то влезть, постоянно двигается)
  • Постоянные вскакивания со стула, ерзания (например, во время урока)
  • Неспособность играть тихо (постоянный шум)
  • Чрезмерная болтливость

Лечение гиперактивности назначает специалист. Современные способы лечения разнообразны. К ним относятся:

  • Просветительская работа. (Обязательная встреча с родителями. Ведь родители должны понимать механизм, а самое главное смысл лечения. Сделать это крайне важно, так как большинство родителей не понимает, что происходит с их ребенком и его поведение начинает их сильно раздражать. Затем они начинают обвинять себя в проблемах малыша, считая его поведение результатом их неправильного воспитания. Со временем эти обвинения могут еще более усугубиться, что приведет к еще большим проблемам в семье).
  • Условия обучения. (Если ребенку сложно учиться в обычном классе, его можно перевести в специализированный класс. Обычно причинами низкой успеваемости у детей с гиперактивностью становятся невнимательность, импульсивность и отсутствие упорства, иногда в сочетании с задержками развития навыков к учебе. Если же у ребенка наблюдается низкая успеваемость, однако его интеллект позволяет учиться лучше, его переводят в класс с меньшей нагрузкой).
  • Остеопатическое лечение. (Свою эффективность в лечении гиперактивности показала остеопатия. Во время приема у остеопата происходит устранение механических повреждений костей черепа и восстановление нормального функционирования мозга, что зачастую и ведет к появлению такой патологии, как гиперактивность. Также остеопатия помогает избавиться от последствий травм, которые были получены малышом при родах, и тем самым уменьшить симптомы болезни).
  • Медикаментозное лечение. (В 75–80% случаев гиперактивности эффективно назначение медикаментозного лечения. Однако стоит помнить, что его действие хоть и будет заметным, но всего лишь симптоматическим. По этой причине медикаментозное лечение длительное, проводится в течение нескольких месяцев. Иногда целесообразность проводить медикаментозное лечение гиперактивности остается в подростковом возрасте и даже у взрослых. Родителям не стоит беспокоиться о том, что медикаментозное лечение не может полностью устранить заболевание. Существует множество других психических болезней, при которых также эффективна только многолетняя медикаментозная терапия).
  • Психотерапия. (Доказано, что регулярное применение психотерапевтических приемов помогает устранить напряженность в семье и создать благоприятную для лечения, развития, обучения обстановку. Однако в качестве метода радикального лечения гиперактивности психотерапия совершенно неэффективна. Ее можно назначать детям только, если гиперактивность слабо выражена).

Не стоит пугаться и отчаиваться. Ведь зачастую бывает, что на самом деле никакой гиперактивности у ребенка нет, а симптомы мы находим из-за нашей человеческой мнительности. Если же вы четко понимаете, что вы действительно обнаружили у вашего ребенка симптомы гиперактивности, то лучше обратиться к специалисту. Если же у вашего ребенка поставлен диагноз, то не стесняйтесь спрашивать врача, что вам делать в данной ситуации – это в ваших же интересах.

Ниже приведены рекомендации психологов:

  1. Правильно организуйте распорядок дня малыша. Включите в него постоянные ритуалы, например, купание перед сном и чтение сказки. Не следует менять режим. Такая система позволит бороться с раздражительностью и истериками в вечернее время суток.
  2. Всегда ведите себя доброжелательно, спокойно, сохраняйте тёплую уютную обстановку в доме. Вечеринки и постоянные приходы гостей — не лучшая атмосфера для гиперактивного ребёнка.
  3. Подберите подходящий спортивный кружок, следить за посещением занятий. Малыш сможет выплеснуть свою неуёмную энергию, станет более уравновешенным.
  4. Избегайте наказания, связанного с долгим сидением на одном месте или совершением утомительных действий.
  5. Лучше всего не употреблять слова «нельзя» и «нет», поскольку они спровоцируют слёзы или истерику. Можно корректировать поведение малыша, избегая прямого отрицания.

И помните – здоровье вашего ребенка, в том числе психическое – в ваших руках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование Тема: «Логоритмика как средство речевого развития детей с задержкой психического расстройства в непосредственно образовательной деятельности».

     Во время практической деятельности  большое внимание уделяется использованию логоритмики с целью коррекции речевых дефектов  детей. Это выражалось в выполнении лог...

Рекомендации по педагогической коррекции в работе с дошкольниками, страдающими нервно-психическими расстройствами

Рекомендации по педагогической коррекции в работе с дошкольниками, страдающими нервно-психическими расстройствами...

ПСИХОПАТОЛОГИЯ. СИМПТОМЫ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ.

Этот материал может быть полезен всем педагогам, работающим с детьми....

презентация "Характеристика психического расстройства у аутичных детей.

Особенности психического расстройства РДА (2018 год)...

Консультация на тему: " Психическое расстройство"

Детка - это наше всё, и когда возникают какие-либо трудности, связанные с восприятием окружающей действительности, ответственные родители не боятся идти на полноценный контакт со специалистами разных ...

Факторы, способствующие развитию нервно- психических расстройств в дошкольном возрасте

В статье рассматриваются факторы, способствующие развитию нервно- психических расстройств в дошкольном возрасте...