Консультация для родителей: «Развитие цветового восприятия дошкольников»..
учебно-методический материал

Юрченко Елена Николаевна

От рождения до 3-х лет- это очень ответственный возраст не только в плане физического развития, но и в плане познания малышами окружающего мира. Мозг такого крохи получает и перерабатывают огромную массу разнообразной информации. Есть такая точка зрения: если все знания, весь опыт, накопленный человеком в течение жизни, разделить на два, то половина придется как раз на первые три года жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons.razvitie_tsvetovogo_vospriyatiya_doshkolnikov.docx569.95 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: «Развитие цветового восприятия дошкольников»..

От рождения до 3-х лет- это очень ответственный возраст не только в плане физического развития, но и в плане познания малышами окружающего мира. Мозг такого крохи получает и перерабатывают огромную массу разнообразной информации. Есть такая точка зрения: если все знания, весь опыт, накопленный человеком в течение жизни, разделить на два, то половина придется как раз на первые три года жизни.

В первые месяцы жизни восприятие младенца еще очень несовершенно. Например, зрительное восприятие формируется постепенно в течение 6-8 месяцев. Это связано не с несовершенством органов зрения, а со способностью мозга анализировать образы. И в развитии этой способности огромную роль играет разнообразное окружение ребенка, в том числе цветовое:

  • яркие игрушки;
  • погремушки;
  • красочные обои на стенах;
  • занавески;
  • одежда.

Все это привлекает взгляд крохи, заставляет его сосредотачиваться, рассматривать, развивать свое зрительное восприятие

                           Лучшие развивающие игрушки для детей до 1 года – ТОП-10

Однако до 3 лет малыш еще не использует свое зрение в полную силу, цвет привлекает его внимание, но не связан с предметами, которые ребенок различает по форме, а не по окраске. Да и видит кроха пока немного цветов, преимущественно оттенки желтого, оранжевого и красного. А другие цвета он научится выделять из многоцветья мира только к 5 годам

Мы живем в ярком, красочном мире, наполненном сотнями цветов и оттенков. Он для нас обычен и привычен, мы редко обращаем внимание на цвет вечерних облаков, игру теней в кронах деревьев или сочную зелень молодой травы.

А ведь ребенок только открывает для себя этот мир, роскошное богатство красок, изменчивое, непостоянное и удивительное. Задача взрослых - помочь малышу освоиться в этом многоцветье, научить понимать сущность цвета, чувствовать его красоту.

Роль цвета в развитии ребенка.

Психическая деятельность взрослого человека во многом подчинена разуму, регулируется рациональной сферой нашего сознания. А вот ребенок полностью открыт миру, он живет чувственным восприятием. Именно оно является для него основным, и малыш как губка впитывает все внешние воздействия: свет, звуки, запахи, зрительные образы, тактильные ощущения и, конечно, цвет, который оказывает на развитие ребенка огромное влияние.

Мир ребенка - мир непосредственных, чувственных образов, и цветовые впечатления, пожалуй, самые яркие впечатления детства. Свет и цвет - это одни из первых явлений действительности, на которые обращают внимание дети. Если реакция на свет, особенно у новорожденного, в значительной степени рефлекторна, то выделение цвета требует сосредоточенности и возникновения чувства интереса. За яркую игрушку или занавеску малыш словно цепляется взглядом.

                                       Как выбрать игрушки для новорожденного?

Цвет и развитие сенсорной-чувственной сферы.

Цвет - это тот же свет, только разной длины волны. Отражаясь от предметов, он попадает на сетчатку глаза, вызывает нервный импульс, который рождает в зрительном отделе головного мозга цветовой образ. И развитие зрительного восприятия малыша во многом связано с его цветовым окружением. Ведь цвет новорожденный начинает различать раньше, чем узнавать форму предметов.

Как показали исследования, младенцы первыми начинают видеть цвета теплой части спектра:Тревожные флаги (клинические) – Физическая реабилитация

  • красный;                                                        
  • оранжевый;
  • желтый.

И именно они оказывают наибольшее позитивное воздействие на формирование детской психики. Известный исследователь психологии цвета Б. А. Базыма назвал эти оттенки цветовыми витаминами, необходимыми для развития малышей:Оттенки зеленого цвета – HiSoUR История культурыОттенки голубого | HiSoUR История культурыPin on Interior

  • успокаивающий зеленый; 
  • прохладный голубой; 
  • нежный и теплый бежевый. 

А вот темные оттенки дети не любят, и их воздействие может носить негативный характер.

Влияние цветового окружения на детей настолько велико, что длительный недостаток «разноцветных витаминов» может привести к проблемам в развитии и состоянии детского организма в целом:

  • ухудшается общее самочувствие;
  • появляется тревожность, раздражительность, капризность;
  • возникает задержка психического развития;
  • снижается общая активность.

В отличие от взрослых, детей не раздражают яркие краски, они стимулируют их физическую и умственную активность, благотворно влияют на настроение и реакцию на окружающее.

Цвет и эмоции детей.

 Сильнее всего цвет оказывает влияние на эмоциональную сферу. Это замечают даже взрослые, не говоря уже о детях. У малышей неустойчивая нервная система, они еще пока не умеют управлять своими чувствами и чутко реагируют на все происходящее вокруг них. Контролировать с помощью волевых усилий свои эмоции они тоже пока не могут - плохо у них развита волевая сфера. Это не недостаток, а объективный факт, особенность их возраста, с которой взрослому нужно считаться

Вот как раз цветовое окружение детей во многом и выступает как регулятор их эмоционального состояния. Правда, с точки зрения эмоциональной, цветовосприятие детей отличается от взрослого. То, что красный и оранжевый возбуждают, а синий и фиолетовый успокаивают - общеизвестный факт. Но если говорить о детях, то здесь все не так просто.

Цвет и интеллектуальная деятельность детей.

Во-первых, есть оттенки, которые связаны с интеллектуальной деятельностью и взрослого человека и стимулируют ее даже на психофизиологическом уровне. К этим цветам относится зеленый, синий и фиолетовый. Детям они тоже необходимы, но в виде более мягких, светлых, нежных, «разбелённых» оттенков: желто-зеленого, салатового, светло-изумрудного, нежно-голубого, светло-сиреневого.

Во-вторых, цвет настолько привлекает внимание малышей, что стимулирует все их познавательные процессы. Развитие образного мышления и воображения, памяти, способности сравнивать и анализировать трудно представить вне цветового восприятия ребенка. Какого цвета апельсин, а какого цвета яблоко? Почему летом листочки зеленые, а осенью оранжевые и желтые? Зеленая лягушка прячется под зеленым листочком, а белого зайку незаметно зимой на снегу. Все познание окружающего мира, его связей, взаимозависимостей идет в тесном контакте с цветовосприятием. Именно цвет делает это познание предметным, живым, реалистичным.

Потому что это важный период формирования сенсорных эталонов -выработанные человечеством устойчивые представления о характеристиках и свойствах вещей и явлений. Это имеет отношение и к цветам.

Поэтому в детские развивающие игры рекомендуется включать упражнения по цветовосприятию. И поэтому так важно постепенное формирование у детей правильного представления о цветах.

Дидактические игры способствующие цветовому восприятию детей 2-3 лет. (своими руками).

Дидактическая игра для детей 2–3 лет «Какого цвета?». Воспитателям детских  садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру                     Игры для развития сенсорных способностей детей 2–3 лет своими руками - Для  воспитателей детских садо… | Дошкольные проекты, Материалы монтессори,  Игрушки монтессори

Игры для развития сенсорных способностей детей 2–3 лет своими руками - Для  воспитателей дет… | Дошкольные цвета, Занятия по математике для  дошкольников, Детский сад

Игры для развития сенсорных способностей детей 2–3 лет своими руками - Для  воспитателе… | Развивающие игры для ребенка, Материалы монтессори,  Сенсорная деятельность     Группа №2 "Светлячок" : игры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей«Развитие музыкального восприятия дошкольников»

Полезная консультация для педагогов на тему, как научить воспринимать музыку вашим воспитанникам...

Консультация для родителей «Развитие фонематического восприятия у старших дошкольников»

Консультация для родителей: "Развитие фонематического восприятия у старших дошкольников"...

Консультация для воспитателей: «Развитие зрительного восприятия дошкольников с нарушением зрения через систему дидактических игр и упражнений» (2-й год обучения)

   Содержание коррекционной работы по развитию зрительного восприятия  2-го года обучения определяется наличием определенных трудностей, возникающих у детей с нарушен...

Развитие цветового восприятия дошкольников

Консультация для родителей: «Развитие цветового восприятия дошкольников». Подготовила воспитатель: Юрченко Елена Николаевна ГБДОУЦРР детского сада № 48 Красносельского района Санкт-Пе...

Консультация для родителей «Развитие фонематического восприятия у старших дошкольников»

Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение!Одной из главных причин ошибок является нарушение фонематическ...