"Техники развития эмоций у детей дошкольного возраста"
материал

Андреева Людмила Александровна

 Мастер-класс для педагогов ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehniki_razvitiya_emotsiy_u_detey.docx22.9 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «Техники для развития эмоциональной сферы у детей

 посредством театрализованной деятельности»

ЦЕЛЬ МАСТЕР – КЛАССА: ознакомление педагогов с приемами педагогических техник, применяемых для развития эмоциональной сферы дошкольников.

ЗАДАЧИ:
- создать положительный эмоциональный климат;
-раскрыть внутренний потенциал педагога;
-создать условия для индивидуальной и коллективной работы;
-способствовать творческой активности педагогов.

АКТУАЛЬНОСТЬ
  Дошкольный возраст – особый период в жизни человека. Именно в этом возрасте формируется внутренний мир, который дает основание называть ребенка личностью. Поэтому, эмоциональная сфера, понимание своих эмоций и чувств, является важной составляющей в развитии дошкольников.

  Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребёнку приспособиться к той или иной ситуации. Эмоции ребёнка - это «послание» окружающим его взрослым о его состоянии.

Ребёнок - дошкольник отлично понимает, что его друг расстроен, обижен или испуган, а его соперник, например, разгневан. Благодаря этому эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей.

Детские эмоции влияют и на будущее поведение человека. Эмоции способствуют также социальному и нравственному развитию, которое начинается с известных большинству родителей и воспитателей вопросов

   В дошкольном возрасте эмоции господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Маленький ребенок еще не умеет управлять своими переживаниями, поэтому очень важно научить ребенка понимать и различать эмоции.

   Сегодня вашему вниманию я хочу предложить некоторые упражнения, игры, приёмы которые могут использовать воспитатели для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраст. Их можно интегрировать во все виды деятельности, но сегодня я хочу подробнее остановиться на развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности.

  Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

  Итак, я предлагаю для начала нам с Вами сесть в круг и создать себе хорошее настроение. 

1. упражнение «Шарик»

Цель упражнения: создание хорошего настроения, установление эмоционального контакта, положительного эмоционального климата в группе, развитие эмоциональной отзывчивости.

  Давайте потрем ладони и почувствуем в руках маленький теплый шарик, покатаем шарик между ладонями и возьмемся за руки и поделимся своим теплом друг с другом.

Уважаемые участники за окном весна и я пока шла к Вам собрала такой букет из шариков. Какие они разноцветные, выберите себе один, который больше всего нравится.

2.Упражнение «Поглаживание».

- Я хочу рассказать историю, которая приключилась со мной. Мне было грустно и одиноко, и вдруг кто-то погладил меня по спине. Вот так! (Каждого поглаживаю по спине.) Я обернулась, но никого не увидела. Немного испугалась, но кто-то сказал: «Не бойся! Я хочу с тобой подружиться» - и погладил меня по руке. Вот так! (Каждого поглаживаю по руке.) Я повернула голову и увидела маленького гномика. Он очень внимательно посмотрел на меня и спросил: «Почему ты грустишь?» А я не знала что ответить, потому что не знала, какой он – добрый или злой? Как же это можно узнать? (Посмотреть на него; спросить; поиграть)

   Я так и сделала. Оказалось, что он обычный сказочный гномик. И научил меня одной интересной игре. А я научу вас.

Я буду читать стихотворение, когда Вы услышите цвет Вашего шарика, изображаете героя мимикой, жестами повадками, т.е. используйте пантомиму.

3 упражнение.  «Шары»

Цель игры: развитие внимания, установление положительного эмоционального климата в коллективе, умение подражать животным, прочувствовать их эмоциональное состояние.

Я лиса, лиса, лиса.
Рыженькая я –краса!
Очень я нарядная,
Милая, приятная!

Я зеленая лягушка,
Люблю по камушкам скакать,
Бегать прыгать и играть!

Я мышка-норушка
Серенькое (розовое?) ушко
Трудиться я люблю.
И печку затоплю, пирогов напеку,
И на чай Вас приглашу!

Лесной разбойник, серый волк
Я в зайчатах знаю толк!

Я зайчишка-молодец!
Белый я лесной храбрец.
Не боюсь я и лисы,
Волка дерну за усы!

Бурый я топтыжка,
Косолапый мишка.
Приглашаю выпить чаю,
Сладким медом угощаю.

А теперь  подбросим наши шарики, устроим фейерверк шариков.

Это упражнение можно использовать для снятия психо-эмоционального напряжения.

 Мы охарактеризовали внешний вид героев, их повадки.

4 упражнение. Театр эмоций «Гономы»

 Для игры нам понадобится кубик с изображением пиктограмм эмоций.

Цель игры: учить распознавать эмоции, учить умению изображать различные эмоции с помощью мимики и интонации, развитие эмоционального словаря.

Бывает без сомнения,

разное настроение

кубик надо нам бросать и эмоцию героя показать.

Мы будем бросать кубик и на примере сказочного героя гномика будем показывать выпавшую эмоцию, при этом можно использовать мимические и интонационные средства.

Грусть. Все ребята во дворе весело играют. Только гном болеет дома и с утра скучает.

Удивление. Гном зимой поймал снежинку, подобрал на горке льдинку

Прибежал домой и ...Ах! Лишь вода была в руках.

Страх Ночь пришла и в темноте тени движутся везде.

Гном забрался под кровать. Спрятался и стал дрожать.

Злость. Целый день он хмурит брови и грозит всем кулаком.

Да, сегодня гном не в духе. Навестим его потом.

Радость. У него сегодня день рожденья и подарков от друзей не счесть

Книжки, сладости, игрушки. Даже шар воздушный есть.

Спасибо вам за яркие эмоции. Хочется вас похвалить.

Особенно нравится детям упражнения для развития выразительной мимики:

1. Соленый чай.

2. Ем лимон.

3. Сердитый дедушка

4. Лампочка потухла, зажглась.

5. Тепло - холодно.

6.Мне грустно.

7. Показать, как кошка выпрашивает колбасу.

8. Обиделись

.

5. Упражнение Этюды «Изобрази»

Цель:  формировать умение  детей выражать различные эмоции, совершенствовать образные исполнительские умения. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа.

 Как бы звучала ваша эмоция, если бы могла издавать звук?

1.  Нахмуриться, как: а) король,  б) ребенок, у которого отняли игрушку

2.    Улыбнуться, как: а)  собака своему хозяину, б)  кот на солнце.

3.  Сесть, как:  а) наказанный Буратино, б)  обиженная собака.

4. Берем снежинку в руку и говорим ей хорошие слова. Говорим быстро, пока не растаяла.

6. Упражнение. «Зеркало».

Участники игры разбиваются на пары (по желанию). Один  с помощью мимики и пантомимики (замедленных движений) передает разное настроение. Задача другого ребенка «зеркало» быть его отражением, точно копировать его состояние, настроение. Затем дети меняются ролями.

А вы знаете, что изобразить можно не только животных, но и предметы, Изображение неодушевлённых предметов. Весёлый дождик. Тоскующее дерево, важный стол.

7.Упражнение  «Испорченный телефон».

 Все участники игры, кроме двоих, «спят». Ведущий молча показывает первому участнику какую-либо эмоцию при помощи мимики или пантомимики. Первый участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденнуюэмоцию, как он её понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры.

После этого ведущий опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение, или убедится, что «телефон» был полностью исправен.

8. Упражнение. Вы должны угадать название мультфильма, прослушав отрывок из песен, и отобразить свое настроение на листе бумаги с помощь фломастеров ( проигрываются отрывки из мультфильмов «Бременские музыканты», «Чебурашка», «Летучий корабль», «Крошка Енот», «Кот Леопольд»

Сегодня мы с Вами рассмотрели лишь некоторые приёмы работы по развитию эмоциональной сферы дошкольников, которые можем использовать в театрализованной деятельности.

11. Игра «Что было бы, если бы.»

Взрослый показывает детям сюжетную картинку, у героя (ев) которой отсутствует(ют) лицо (а). Детям предлагается назвать, какую эмоцию они считают подходящей к данному случаю и почему. После этого взрослый предлагает детям изменить эмоцию на лице героя. Что было бы, если бы он стал веселым (загрустил, разозлился и т. д.?

МИМИЧЕСКАЯ ИГРА « ПЕРЕДАВАЛКИ»
Цель: учить использовать выразительную мимику, налаживание контакта.

Передай улыбку соседу (по кругу).
Передай «сердилку» (сердитое выражение лица).
Передай хлопок (хлопки могут быть разные — о стол, обеих ладоней, одной ладонью о стол, о колени, комбинированные хлопки: хлопок над столом и два о стол). Усложнение — хлопки могут передавать ритмический рисунок.
Передай «испуг».
Передай «страшилку»
Передай «смешинку».
Передай приветствие и т.д.
Игра может продолжаться до тех пор, пока не иссякнет фантазия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр для развития эмоций у детей дошкольного возраста.

К - 1           Игра "Эхо".Цель — настроить детей друг на друга, дать каждому ребен­ку почувствовать себя в центре внимания.Тот, кто сидит справа от м...

«МУЗЫКА И ТЕАТР - КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".

    В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспит...

Работа с родителями по развитию эмоций у детей дошкольного возраста.

Статья о необходимости воспитания эмоций у детей дошкольного возраста с ТНР....

Мастер-класс для педагогов «Развитие эмоций у детей дошкольного возраста через игру»

Цель: повышение психологической компетентности педагогов в области развития эмоциональной сферы детей, знакомство с играми по развитию эмоций....

методические рекомендации по развитию эмоций у детей дошкольного возраста

Данный материал поможет воспитателям в работе с детьми по развитию эмоционального состояния дошкольников....

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

АктуальностьЭмоциональное развитие дошкольников – целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, ...