Консультация психолога для родителей и педагогов "Готовность к школе. Развитие памяти и внимания"
консультация (подготовительная группа)

Гильмиярова Татьяна Анатольевна

Поступление в школу - чрезвычайно ответственный момент как для самого ребёнка, так и для его родителей. Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование. Безусловно, у ребёнка должна быть сформирована мотивация к обучению и социальная позиция школьника. Но кроме того - у него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками. Поэтому, понимая важность подготовки детей к школе, целесообразно организовывать развивающие занятия с детьми как педагогам, так и родителям будущих первоклашек. С этой целью в данной публикации представлены некоторые варианты упражнений на развитие памяти и внимания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_k_shkole_pamyat.docx158.2 КБ

Предварительный просмотр:

Готовность к школеC:\Users\ДС Петушок\Downloads\школьники_DoV (23).png

Развитие памяти

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению информации. Память лежит в основе способностей ребёнка, является условием обучения, приобретения знаний и умений.

Со стороны родителей и учителей бывает много жалоб на плохую память ребёнка, особенно в 1-м классе. Первоклассник часто не помнит, что задано на дом, что нужно принести из школьных принадлежностей на следующий день и т.д. В тоже время родители говорят, что их ребёнок великолепно запоминает рекламу и т.п.

Дело в том, что в первом случае требуется произвольное запоминание, а во втором действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе.  

Память бывает кратковременной (точное воспроизведение спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления информации) и долговременной (воспроизведение информации через достаточно длительное время).

В зависимости от того, какие ощущения преобладают, говорят о памяти зрительной, слуховой, эмоциональной.

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов.

Слуховая память - это хорошее запминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Этот вид памяти имеет особенно большое значение в развитии ребёнка. Всё, что известно дошкольнику, он узнаёт на слух. Этим же способом он будет усваивать до 70% информации, обучаясь в школе.

Эмоциональная память - это память на эмоциональные переживания. Пережитые и сохранённые в памяти чувства выступают как сигналы, либо побуждающие к действию, либо удерживающие от неё. Например, всплывающие по ассоциации отрицательные эмоциональные переживания часто вызывают у ребёнка нервозность, скованность, неуверенность при выполнении какой либо деятельности. И наоборот, положительные эмоциональные воспоминания тонизируют ребёнка, делают его уверенным в своих силах. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у ребёнка вызывает эмоции, запоминается им без труда и на более длительный срок.

Упражнения на развитие памяти

  1. Упражнение на развитие объёма слуховой памяти «Каскад слов»

Заранее подготовьте список из 8-10 слов, которые хорошо знакомы ребёнку.

Например:

1 Огонь

2 Дом, молоко

3 Конь, гриб, игла

4 Петух, солнце, асфальт, тетрадь

5 Крыша, пень, вода, свеча, школа

6 Карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб

7 Орёл, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын

8 Гора, ворона, часы, стол, снег, книга, сосна, мёд

9 Мяч, яблоко, шапка, морковка, стул, бабочка, метро, цыплёнок, носки

10 Грузовик, камень, ягода, портфель, санки, молоток, девочка, скатерть, арбуз, памятник

Попросите ребёнка повторять за вами слова. Начинайте с одного слова, затем называйте два слова, ребёнок повторяет обязательно в той же последовательности, три слова и т.д. (интервалы между словами – 1 секунда). Когда ребёнок не сможет повторить определённый словесный ряд, зачитайте ему такое же количество слов, но других (для этого следует подготовить другой список слов). Если во второй попытке ребёнок справился с этим словесным рядом, то переходите к следующему ряду, и так до тех пор, пока и во втором прочтении ребёнок не сможет воспроизвести заданное количество слов).

  1. Упражнение на развитие зрительной памяти

Разложите на столе перед ребёнком счётные палочки и сделайте из них какую либо простую фигуру (домик, квадрат, треугольник и т.п.). Попросите ребёнка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение 2 секунд, затем закройте эту фигуру  попросите её сложить так же.

Усложнить это упражнение можно, складывая эту фигуру из палочек разного цвета. Ребёнок должен запомнить расположение палочек по цвету и затем сложить фигуру самостоятельно.

Другой         вариант: вы просите ребёнка сосчитать палочки, из которых сделана фигура, и затем сложить фигуру из такого же количества палочек. Это упражнение тренирует не только память, но и умение считать.

  1. Игра на развитие памяти «Я положил в мешок…»

В эту игру можно играть с детьми, например, во время длительных поездок. Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет ещё что-нибудь: «Я положил в мешок яблоки и бананы».  Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее. Можно усложнить игру, подбирая слова по алфавиту.  Или провести аналогичную игру на тему «В саду у бабушки растут…»

В этих играх неважно, кто становится победителем, а кто проигравшим. Важно, чтобы ребёнок развивал в себе способность вспоминать, получая от этого удовольствие.

  1. Игра «Я – фотоаппарат»

Предложите ребёнку представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека и т.д.  Например, ребёнок в течение нескольких секунд внимательно рассматривает все предметы, находящиеся на письменном столе. Затем закрывает глаза и перечисляет всё, что ему удалось запомнить. Так развивается не только память, но и внимание.

Развитие внимания

Внимание – проявление избирательной направленности процессов сознания. Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребёнка в школе. К началу обучения в школе у ребёнка постепенно формируется произвольное внимание. Оно развивается довольно интенсивно, если взрослые оказывают ребёнку помощь. Развитие произвольного внимания тесно связано с развитием ответственности, что предполагает тщательное выполнение как интересного, так и неинтересного задания. Свойства произвольного внимания: объём внимания, его концентрация, устойчивость, распределение и переключение.

Отчётливо сказывается на развитие внимания роль эмоциональных факторов (интереса) и безусловно, все свойства внимания значительно развиваются в результате упражнения.

Развивающие упражнения на внимание

  1. Упражнение на развитие способности к переключению внимания

Называйте ребёнку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, книга, воробей, вилка и т.п. Он должен, по договорённости, отреагировать на определённые слова. Ребёнок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное.  Если ребёнок сбивается, повторите задание снова.

Во второй серии можно предложить, чтобы ребёнок топнул ногой каждый раз, когда услышит слово, обозначающее, например, растение.

В третей серии можно объединить первое и второе задания, т.е. ребёнок хлопает в ладоши при произнесении слова, обозначающее животное и топает ногой при произнесении слова, обозначающее какое-либо растение.

Подобные упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребёнка.

  1. Упражнение на развитие концентрации внимания

Необходимо подготовить две пары картинок, содержащих по 10-15 различий; несколько неоконченных рисунков.

В первом задании ребёнка просят сравнить картинки и назвать все их различия.

Во втором задании ребёнку показывают последовательно неоконченные картинки и просят назвать, что не дорисовано.

  1. Упражнение на развитие устойчивости внимания

Дайте ребёнку небольшой текст (газетный, журнальный) и предложите, просматривая каждую строчку, зачёркивать какую либо букву (например, «а»).

Фиксируйте время и количество ошибок. Отмечайте результаты на графике, чтобы проанализировать, как изменяется результативность.

Для тренировки распределения и переключения внимания измените инструкцию. Например, так: «В каждой строке зачеркни букву «а», а букву «б» подчеркни».

  1. Упражнение на развитие произвольного внимания

Ребёнку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят его нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребёнка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз: «Будь внимательным, закрась красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники».

Если ребёнок справился с первым заданием, можно продолжить выполнение заданий по этому же принципу, придумывая и постепенно усложняя условия.

Сборник тестов и развивающих упражнений. Составители М.Н.Ильина, Л.Г.Парамонова, Н.Я.Головнева - СПб “Дельта” 1997 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развитие памяти и внимания у детей 5–6 лет»

Многие родители, сталкиваясь с проблемой концентрации внимания у детей дошкольного возраста, не знают, как её решить. Данная статья призвана помочь родителям в развитии внимания и памяти у детей ...

Cеминар «Развитие памяти, речи, внимания у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста» в рамках проекта «Ресурсная школа» Практикум для воспитателей и специалистов «Развитие слухового внимания и фонематического восприятия»

4-5 лет — возраст особого интереса к словам, звукам. Чтобы этот интерес не пропал, необходимо вовлечь детей в интересную, содержательную игровую деятельность. В данном материале представлены разнообра...

Консультация "Развитие памяти и внимания у ребенка"

Подобным вопросом задается все больше родителей. Еще пару десятилетий назад в воспитании преобладал подход «наблюдателя», «ведомого», когда взрослые скорее отталкивались от инд...

Консультация для родителей "Игры для развития памяти и внимания"

Игра – это способ донести до ребенка дошкольника необходимую информацию. Учитывая особенности возраста с помощью игр можно увлечь ребенка и разбудить интерес к обучению....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«Развитие памяти и внимания у детей старшей группы»

Многие родители, сталкиваясь с проблемой концентрации внимания у детей дошкольного возраста, не знают, как её решить.Ведь достаточная концентрация внимания и устойчивая память...

Консультация для родителей "Развитие памяти и внимания у детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Развитие памяти и внимания у детей дошкольного возраста"...

Консультация для родителей "Как помочь ребёнку в развитии памяти и внимания"

Консультация на тему "Как помочь ребёнку в развитии памяти и внимания"...