Консультация Тема: «Развитие речи через разнообразные виды деятельности по экологическому воспитанию (экскурсии, экологическая тропа)».
консультация (старшая группа)

Панова Татьяна Николаевна

Консультация для педагогов .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_oktyabr_panova.docx22.53 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

Тема: «Развитие речи через разнообразные виды деятельности по экологическому воспитанию (экскурсии, экологическая тропа)».

Каждый день пребывания ребенка в детском саду сопровождается с взаимодействием с природой. На прогулке, при изучении материала темы недели и т.д.

Так как группа, в которой я работаю ориентирована на детей с ТНР- главная задача-развитие речи, в том числе через разнообразные формы работы с детьми.

Опыт работы с дошкольниками по вопросам экологического воспитания доказал, что процесс познания природы во всем ее многообразии способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих названия, действия, качества и помогающих анализировать предмет и явления со всех сторон. Поэтому в педагогическом процессе детского сада ознакомлению с природой с целью развития речи детей должно уделяться особое внимание.

Один из путей повышения эффективности экологического развития состоит в использовании разнообразных форм, методов и приемов работы. Воспитатель должен уметь правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание.

Сегодня остановимся на таких формах работы как организация экскурсий и экологическая тропа.

Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, речь детей, возникает интерес к природе. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.

Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.
На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений  о взаимосвязях в природе, а также развитию наблюдательности.

Экскурсии, как форма работы могут иметь разнообразные цели, но сегодня мы подробнее обсудим экскурсии экологического характера и их влиянии на речевое развитие. Экскурсии экологической направленности можно разделить на виды:

Экологическая экскурсия

 направлена на освоение детьми разнообразных биоценологических связей в мире природы. Экскурсии в парк, на луг и непосредственно на месте через наблюдения за объектами живой природы, различного рода взаимосвязи между ними, например, насекомые не могут жить без растений, питаясь их нектаром, но и  растения не могут жить без насекомых, так как опыляются ими.

Экскурсии эстетического характера 

помогают ребёнку научиться воспринимать красоту природы и развивают культуру его чувств.  На этой основе формируется любовь к родной природе, бережное отношение к ней, любовь к Родине.

 Экскурсии на объекты

помогают детям освоить представления о труде людей.  Посещение этих объектов даёт возможность показать детям, как человек влияет на природу, выращивает растения и животных, ухаживает за ними. Основная цель экскурсии - показать, что и для какой цели делают люди, как используют машины, как относятся к своему труду, каковы его результаты.

Важную роль в организации экскурсий является тщательная подготовка, а именно:

Планируя экскурсию, педагог должен знать тему и цель экскурсии. Предварительное ознакомление с местом будущей экскурсии дает возможность не только уточнить и конкретизировать план, но и продумать приемы ее проведения.  

Подбор стихов, загадок, пословиц, игр.

Важно выбрать дорогу до места, которая не была бы утомительной. Определяя место экскурсии, надо учитывать физические возможности детей, а также сезон, особенности дороги, состояние погоды. 

 Педагог должен подготовить детей к экскурсии за несколько дней, провести с детьми небольшую беседу, с тем, чтобы вызвать у них интерес к предстоящему занятию, оживить впечатления и представления, которые могут быть полезными в ходе экскурсии, сообщить ее цель, а также познакомить с правилами дорожного движения, с правилами поведения на природе, в общественном транспорте и. т. д. Дети должны знать, куда пойдут, зачем, что увидят и как себя вести.

Во время экскурсий очень важно организовать самодеятельность детей, давая им поручения, например, сбор природного материала.

Подготовить вопросы по ходу беседы, дети должны полным ответом делиться впечатлениями об увиденном. Педагог может предложить составить короткий рассказ о б осеннем дереве, о красоте осеннего парка и т.д.

 И в заключении в конце экскурсии надо обобщить полученные детьми знания. С этой целью педагог проводит занятия с использованием раздаточного материала, рисование, лепку, дидактические игры с природным материалом, читает художественную литературу, заслушивает рассказы детей о том, где были и что видели. В заключение проводится обобщающая беседа.

Экологическая тропа.

Хочется начать с того, что в нашем ДОУ нет специально оборудованной экологической тропы, которая может быть использована всеми дошкольниками для решения задач экологического воспитания. В основном – это специально и заранее организованная тропа на участке, которую мы подготавливаем для детей, вообще экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. На этих маршрутах происходит знакомство детей с естественным многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними, представить на практике природоохранную деятельность.

Ведущей целью экологической тропы является развитие экологического сознания дошкольников, но при необходимости она может являться инструментом для закрепления, совершенствования речи дошкольников, например, при организации деятельности с дошкольниками на экологической тропе (по ходу ее прохождения) можно придумывать задания:

-загадки о растениях, попросить рассказать стихотворение о каком-то объекте тропы, словесные игры (зимой листья зеленые, а осенью…) составить короткий рассказ по окончании прохождения тропы и т.д.

При организации тропы рекомендуется использовать   картосхемы которые содержат небольшое количество информации в виде понятных для ребенка объектов, стрелок, указывающих маршрут движения. Чем меньше возраст детей, тем лаконичней должна быть схема. Для детей сделаны крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов: нарисованная в кружочке птичка, яркий цветок, дерево и все эти рисунки соединяются линией –дорожкой, по которой они идут от одного объекта к другому

 Кроме того, на экологической тропе можно организовать разнообразную трудовую деятельность. Дети не только наблюдают за растениями, но и ухаживают за ними (поливают, пропалывают, рыхлят землю). Также во время экскурсий по тропе ребята собирают семена, листья, шишки, веточки, что потом служит материалом для изготовления разнообразных поделок.
Можно организовать опытно - исследовательскую деятельность на экологической тропе.  Ребята выясняют, какие условия нужны растениям и животным для жизни, куда девается мусор в почве, кто живет в траве, сколько цветков посетит пчела за одну минуту, сколько разнообразных растений произрастает на экологической тропе, зачем лягушке зеленый цвет и т.д. В нашем детском саду можно тоже организовать экологическую тропу рядом с нашей будущей метеостанцией.

Экскурсия и экологическая тропа -  дают возможность изучить предметы или явления в естественной обстановке, обогащают и развивают речь, дети рассказывают о полученных знаниях, отмечают особенности объекта, отражают это в своих индивидуальных и коллективных, творческих работах и играх, беседах, рассказах.

Все хорошее в людях из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи через разные виды деятельности в свете ФГОС дошкольного образования

Развитие речи через разные виды деятельности в свете ФГОС дошкольного образования.Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания педагогов. Это об...

Статья на тему: «Воспитание добрых чувств у детей младшего дошкольного возраста через разнообразные виды деятельности».

Тема: «Воспитание добрых чувств у детей младшего дошкольного возраста через разнообразные виды деятельности».ФИО автора (полностью): Воронцова Татьяна НиколаевнаДолжность: воспитательОрганизация: МБДО...

Консультация Развитие речи через разные виды деятельности в свете ФГОС дошкольного образования.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания педагогов. Это объясняется тем, что речь входит какую-либо деятельность.В федеральном государственн...

Развитие речи через разные виды деятельности в свете ФГОС дошкольного образования.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания педагогов. Это объясняется тем, что речь входит какую-либо деятельность.В федеральном государственн...

Развитие речи через разные виды деятельности в свете ФГОС дошкольного образования

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания педагогов. Это объясняется тем, что речь входит какую-либо деятельность.В федеральном государственн...

Развитие речи через разные виды деятельности в свете ФГОС дошкольного образования

Развитие речи через разные виды деятельностив свете ФГОС дошкольного образования...