Проект "Огород на окне"
проект (младшая группа)

Керимова Радмила Низамиевна
Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно.
Наблюдая за явлениями природы, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество.
Задача взрослого  в том , чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти  вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей.
Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в осенне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне. А изменения в природе побуждают детей бережно относиться к растениям ,ухаживать за обитателями уголка природы.
Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нём для себя что-то новое.
Цель:    Развитие интереса к исследовательской деятельности в процессе выращивания растений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект Огород на окне35.5 КБ

Предварительный просмотр:

      Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение городского округа Ивантеевка Московской области

«Детский сад комбинированного вида №12 «Ивушка»

Проект

«Огород на окне»

                                                         

 Подготовила:

воспитатель

Керимова Радмила Низамиевна

2021г.

 Содержание проекта  «Огород на окне»

1. Всё о витаминах.

2. Загадки про огород.

3. Календарь посевной.

4. Картотека овощей.

5. Конспект занятия по познавательному развитию  «Посадка лука».

6. Консультация для родителей.

7. Наглядный материал.

8. Конспект НОД интегрированное на тему «Овощи» в младшей группе.

9. Конспект НОД на тему: «Посадка комнатных растений»

10. Конспект НОД на тему: «Зимний огород» (посадка чеснока) .

11. Конспект по формированию целостной картины мира на тему: «Овощи» .

12. Презентация «Огород на окне».

13. Поговорки про огород.

14. Положение конкурса «Огород на окне».

15. Стихи про огород.

Актуальность проекта:

Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно.

Наблюдая за явлениями природы, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество.

Задача взрослого  в том , чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти  вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей.

Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в осенне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне. А изменения в природе побуждают детей бережно относиться к растениям  , ухаживать за обитателями уголка природы.

Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нём для себя что-то новое.

      Цель:      Развитие интереса к исследовательской деятельности в процессе выращивания растений.

Задачи:

  • Формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности;
  • Расширять знания детей об особенностях строения и условиях роста растений;
  • Привлекать детей к активной самостоятельной деятельности по выращиванию растений;
  • Развивать творческие способности детей, любознательность, поисковую деятельность;
  • Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
  • Активизировать речь и обогащать словарь детей;
  • Развивать эмоциональную отзывчивость;
  • Формировать партнёрские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.

  • Сроки проведения              -    Сентябрь-Август2021г.
  • Количество участников     -    26 детей, их родители, воспитатели группы.
  • Возраст детей                       -     3-4 года
  • Продукты проекта              -    Диагностические материалы, рисунки, выставки,

  • дневники наблюдения, фото.

Ожидаемый результат:

У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают особенности строения, научатся правильно ухаживать за ними. Дети узнают много интересного из жизни растений, исследуют путём условия необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы.

Информационная   карта   проекта 

Название проекта - «Огород на окне»

Участники: Воспитатели, дети 2-ой младшей группы, их родители.

Цель проекта:  Развитие интереса к исследовательской деятельности в процессе выращивания растений.

Задачи:

  • Формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности;
  • Расширять знания детей об особенностях строения и условиях роста растений;
  • Привлекать детей к активной самостоятельной деятельности по выращиванию растений;
  • Развивать творческие способности детей, любознательность, поисковую деятельность;
  • Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
  • Активизировать речь и обогащать словарь детей;
  • Развивать эмоциональную отзывчивость;
  • Формировать партнёрские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.

Краткое содержание проекта – Проект направлен на расширение представлений детей об окружающем мире, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных и декоративных растений, развитие интереса к опытнической и исследовательской работе в области растениеводства. Формирование положительных взаимоотношений ребёнка со взрослыми и сверстниками. Развитие чувства общности детей в группе и навыки сотрудничества.

Место проведения – МБДОУ «Детский сад №12 «Ивушка»

Проект реализуется по двум направлениям:

  • Совместная деятельность с детьми.
  • Взаимодействие с родителями, со специалистами дошкольного учреждения.

1. Подготовительный этап

  • Определение цели и задач проекта.
  • Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.
  • Сбор информационного материала о растениях.
  • Разработка комплексно-тематического плана работы.
  • Создание условий для организации работы  в «Огород на окне».

2. Основной этап реализации проекта.

  • Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) по изучению культурных и декоративных растений.
  • Исследовательская и практическая деятельность  детей по изучению особенностей выращивания культурных и декоративных растений:
  • Подготовка почвы, приобретение семян, посадка, полив, рыхление.
  • Дизайнерское оформление.
  • Наблюдения за растениями и опыты с последующим фиксированием результатов с помощью рисунков и схем.
  • Отражение результатов исследования через художественно-творческую деятельность детей.
  • Ведение дневника наблюдений.

3. Заключительный этап.

Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе   исследовательской деятельности детей.

Составление альбома «Вот, какой огород!».

Предполагаемые результаты:

Из семечки, луковицы,зёрнышка можно вырастить растение. Создав огород на  окне, мы вырастим лук, укроп и цветочную рассаду. У детей появится интерес к растениям.Они смогут различать некоторые виды растений, узнают особенности строения растения, научатся правильно ухаживать за ними .Дети узнают много интересного из жизни растений ,исследуют опытным путём условия необходимые для их роста .Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы.

Предметно-развивающая среда:

1. Игровая деятельность:

  • Сюжетно - ролевая игра «Репка».
  • Настольно - печатная игра «Вершки и корешки».
  • «Четвёртый лишний».
  • «Чудесный мешочек».
  • Лото «Что растёт на огороде».
  • Дидактические игры.

2. Речь и речевое общение:

Творческое рассказывание детей по теме:

  • «Что росло у нас на огороде»
  • «Как я помогаю на огороде»

3. Художественная литература:

  • Русские народные сказки: «Репка», «Вершки и корешки»,
  • белорусская сказка «Пых», украинская сказка «Колосок», Носов «Репка», Ю.Тувим «Овощи».
  • Заучивание загадок.
  • Пословицы и поговорки об овощах,о цветах,о труде.

4. Изо и дизайн:

  • Рисование «Наши растения», «Овощи» ,«Фрукты»;
  • Занятие по лепке «Во саду ли,в огороде. Наш лучок»;
  • Аппликация «Овощи в банке».

Связь с другими специалистами:

  • Работа с музыкальным руководителем: Инсценировка-игра «Огородная-хороводная».
  • Работа с родителями:

– Составление рассказов с детьми «Что росло у нас на огороде»

– Составление альбома «А это наш огород!»

– Сбор материала для оформления огорода на окне.

  • Работа с младшим воспитателем:

– Помощь в уходе за огородом на окне

– Сбор бросового материала

– Участие в оформлении и дизайне огорода на окне.

Средства реализации проекта:

  • Использование различных видов деятельности (познавательной, продуктивной, художественно-речевой, игровой);
  • Просвещение родителей;
  • Организация развивающей среды;
  • Специально-организованные занятия.

Результаты работы над проектом:

Консультация для  родителей

  • В результате работы над проектом можно сделать вывод, что уровень интереса детей дошкольного возраста к исследовательской деятельности в познании растительного мира значительно вырос. Дети стали различать растения ,познакомились с условиями их роста , научились ухаживать за растениями.
  • Чётко и грамотно спланированная работа и взаимодействие с семьёй, способствовали выведению детей на качественно высокий уровень.
  • Данный проект подтвердил ,что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребёнка с природой,  формировать эстетическое отношение к ней , углублять знания, совершенствовать навыки ,поддерживать индивидуальность. И тогда ребёнок проявит интерес к познавательно-исследовательской деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований.

Дети – прирождённые огородники, потому что они любопытные, любят учиться на практике и играть в грязи.

Работая в саду или на огороде, ребёнок испытывает удовлетворение и радость из-за того, что может за чем-то ухаживать, а также наблюдать за жизненным циклом растений непосредственно на личном опыте. Работа в огороде даёт детям возможность овладеть необходимыми практическими жизненными умениями и навыками, которым не учат в современной школе. С помощью огородничества к детям приходит осознание необходимости охраны окружающей среды. Ещё один важный аспект: если детские усилия дают результаты, то вместе с ростом растений растёт и детская самооценка.

Чтобы маленькие огородники получили от процесса работы в огороде больше удовольствия и не устали от ожидания, нужно подобрать для посадки такие растения, которые быстро растут (детям хочется быстрее увидеть результаты своих трудов!), с плодами, которые потом можно будет собрать и употребить в пищу. Если малыши помогают вам посадить цветы, выберите сорта таким образом, чтобы они цвели на клумбе по очереди.

 Что можно посадить с ребёнком?

1.       Подсолнух. Посадите один или два, поскольку они занимают много места. Через 2 недели появится маленький росток, через 8 недель он зацветёт.

2.       Редис. Особенно заинтересует ребёнка, потому что созревает за 20-30 дней.

3.       Фасоль. Прорастёт через 10 дней, созреет за месяц. Можно посадить в горшке и поставить на подоконник.

4.       Помидоры черри. Лучше купить рассаду, а не садить зёрнышко. Ребёнку понравится срывать плоды.

5.       Морковка. Дозреет за 60 дней в мягкой земле при хорошем поливе и будет съедена с огромным аппетитом.

6.       Картофель. Его сажают не так, как остальные овощи. Плюс, ребёнку понравится тот факт, что он зарыл в землю всего одну, а осенью выкопал много.

7.       Тыква. Это удивительное растение (из 1 семечки вырастает огромная тыква!) обязательно должно расти в детском огороде.

8.       Лук. Быстро растёт, за ним практически не нужно ухаживать. Но он не очень интересен для ребёнка, да и невкусный.

Чтобы ребёнок чувствовал свою ответственность за посаженные растения, выделите ему отдельный участок земли под огород. Тогда он будет знать, что если он не польёт растения, то кроме него никто этого не сделает, и они погибнут. Если у вас несколько детей, отведите отдельные участки для каждого, чтобы они не ссорились.

Поделитесь с ними своими инструментами (под присмотром взрослых!) и покажите, как ими нужно пользоваться. Лучше дать настоящие, чем дешёвые пластиковые лопатки, которые сразу же сломаются и только расстроят ребёнка.

Дети лучше обучаются, когда осознают практическую ценность своих действий. Пусть занимаются своими растениями в огороде от момента посадки зерна до подачи на стол, тогда они поймут, что работа в огороде - это не просто развлечение. Урожай ребёнка должен непременно попасть на обеденный стол, даже если он незначительный.

Если ребёнок очень маленький, но ему очень интересно возиться на своём мини-огороде, схитрите самую малость, и помогите ему (только так, чтобы он не видел). Если же ребёнок не проявляет интереса к огородничеству, предложите ему сделать чучело, чтобы отпугивать им птиц - наглых расхитителей маминого урожая.

И в заключение – мотивируйте ребёнка, привлекая внимание родственников и друзей к тому, что он сделал на огороде:

  • посылайте бабушкам и дедушкам фотографии, на которых ребёнок занят работой в саду;
  •  угощайте гостей овощами, выращенными заботливыми крохотными ручонками;
  • обязательно каждый раз акцентируйте внимание на том, что это плод стараний вашего талантливого огородника

Конспект занятия «Посадка комнатных растений»

Программные задачи.

  1. Формировать представления детей о комнатных растениях, способах их размножения, черенкованием (из стеблевого или листового  черенка). Упражнять в умении определять растение по его черенку. Уточнить знания о  значении солнца и воздуха и воды для растений.
  2. Формировать умение, поставить трудовую задачу и принять её. Представить результат ее выполнения, определить последовательность трудовых операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно вести трудовой процесс (при небольшой помощи воспитателя). Способствовать развитию умения  правильно сажать черенок, в соответствии с составленным алгоритмом трудового процесса.
  3. Воспитывать желание ухаживать за растением. Умение видеть результат своей работы. Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание выполнять посильные трудовые поручения. Разъяснять детям значимость их труда.

Оборудование: цветочные горшочки 3 шт., совки – 3 шт., лопатки – 3 шт., таз с грунтом, тазик с черепицей, черенки герани, фиалки.

                                                        Ход занятия.

- Ребята, посмотрите, что я принесла из младшей  группы. Вы знаете, что это? (растения). Правильно это комнатные растения. Татьяна Ивановна сажала растения у себя в группе у неё остались черенки растений, и она предложила их нам. Нужны нам комнатные растения? (Ответ детей).

- Зачем люди выращивают их у себя в квартире? (Чтобы было красиво, очищают воздух, выделяют кислород).  А у нас в группе есть растения? Как вы ухаживаете за ними? (Ответы детей)

Хотите посмотреть на картинках, как красиво цветут эти растения? (Рассматривают).

Кто знает, как они называются?

-Это растение называется герань, посмотрите какого цвета цветы у растения?

- Мелкие красные (розовые)цветки, собраны в одно соцветие. На что похоже соцветие герани? (Соцветие герани похоже на «зонтик»).

- Какой формы лист герани? (У растения листья округлые с волнистым краем).

- Нравится вам? Красивое растение герань?

- Посмотрите на черенки наших растений и попробуйте определить, где черенок герани? (Дети находят черенок). Как догадались, что это герань?

- Вот ещё одно растение. Как называется оно, кто знает? Это фиалка.Растение это низкорослое. Как понимаете слово «низкорослое»? (Не бывает высоким, оно низкое).

Рассматривание фиалки.

Какие у фиалки листья, цветы?

Листочек у фиалки плотный, ворсистый,имеет круглую форму. Найдите черенок фиалки. (Дети определяют и показывают листовой черенок фиалки из предложенных черенков).

- Вам нравятся эти растения? Хотите,чтобы у нас выросли такие же красивые растения и радовали нас своей красотой? (Да).

- Комнатные растения можно размножать и выращивать при помощи черенков. А что такое черенок? Каким он бывает? Черенок – это часть растения, стебелёк с листочками, как у герани. Он называется стеблевой черенок. Или лист, как у фиалки. Он называется листовой черенок. Ребята, а что ещё есть у черенков? (Корешки). А откуда они появились? Когда их срывали с растения, корней у них не было. (Поставили в воду, они выросли)Для чего нужны корни растению?

При помощи корней растение питается, а также прикрепляется к грунту.

-А вы не хотите мне помочь, посадить их? Что нам понадобится для посадки? (Горшок цветочный, совок, лопатка, камешки - черепица, грунт фартук, лейка с водой).

- А если мы их просто оставим в стаканчике с водой, они вырастут?

- Что надо растениям, чтобы они выросли и зацвели? (почва, вода, свет).

- Кто знает, как надо сажать растения?

- Нам надо приготовить все инструменты, необходимые для посадки растений.

(Готовят рабочее место. Надевают фартуки).

-Ребята посмотрите, на некоторых черенках есть корешки, а на некоторых нет, а без корешков вырастут растения? Как думаете?

- Вот знаете, я даже не могу вам сказать, хотите попробовать посадить без корешков и посмотреть, что же будет? Будет это растение расти или нет? Попробуем?

А кто из вас может рассказать, как надо сажать растение? Может быть, вам поможет вот эта схема?

Рассматривание алгоритма посадки растения.

1. На дно горшка положить камешки (дренаж).

2.Насыпать землю, немного недосыпая до края.

3. Сделать углубление в середине горшка.

4.Полить землю водой.

5. Поставить черенок растения в горшок с землёй, придерживая его, досыпать землю в горшок.

6. Прижать поплотнее почву к стеблю растения, но так, чтобы не поломать.

Сажают черенок герани без корешков.

Педагог предлагает кому-либо из желающих детей показать, как палочкой сделать по отметке углубление в горшочке с землёй. Каждый последующий ребёнок выполняет действия в соответствии с алгоритмом посадки.

- Какой цветок хотели бы посадить вы?

Выбирайте черенок, готовьте всё необходимое, что вам понадобится для его посадки.

Предлагает одному-двум ребятам показать и назвать, какой черенок они будут сажать, объяснить весь процесс посадки. После этого все дети сажают черенки. Воспитатель руководит их трудом, предлагает досыпать или отсыпать почву, глубже или мельче посадить, плотнее прижать и т. д.

После выполнения задания он предлагает всем посмотреть, правильно ли посадили черенки, оценить работу товарищей. Дает задание посчитать листочки у своих черенков, запомнить, сколько их, поясняет что, когда появится новый листочек, значит, уже растение укоренилось и начался рост растений.

Наши комнатные растения мы поместим в уголке природы и будем за ними ухаживать.

Рефлексия. Чем мы сегодня с вами занимались? Чему вы сегодня научились? Как вы думаете полезное дело мы с вами сделали? Почему? Что нужно делать, чтобы комнатные растения цвели и радовали нас? А хотите дома посадить такие растения? Кто хочет? У меня ещё есть черенки комнатных растений, вечером вы можете взять и посадить их дома.

                               

                                               

 

Конспект занятия «Посадка лука»

Цель: Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию репчатого лука на перо в комнатных условиях. Узнать о его пользе.

Задачи:

  • Расширение представлений детей о луке, его свойствах, полезных качества, закрепить знания о строении луковицы.
  • Активизировать в речи слова: корень, луковица, посадить, почва.
  • Развивать мышление внимание, речь детей, мелкую моторику рук, трудовой навык по посадке лука.
  • Воспитывать аккуратность в работе.

Предварительная работа: рассматривание луковицы, иллюстраций, загадывание загадок, рассказ воспитателя о луке и его свойствах, карточки - схемы алгоритма посадки растения.

Материал: луковицы, ящик, земля, лейки, палочки для рыхления земли.

Ход занятия:

Воспитатель:

– Ребята, посмотрите какая красивая коробочка.

Хотите узнать, что в ней находится? Предлагаю вам отгадать загадку:

Очень горький - но полезный!

Защищает от болезней!

И микробам он не друг -

Потому что - это. (Лук)

Лук овощ, который растет на огороде. С древних времен применялся как лекарственное растение. Его использует не только как продукт питания, но и как необходимое народное средство при лечении некоторых болезней - ангины, кашля и насморка. Мы с вами сейчас рассмотрим луковицу, которая покрыта множеством слоёв тонкой кожицы. Когда верхняя кожица подсыхает, она становится ломкой, её называют луковой шелухой. .

А как вы думаете, почему когда “раздевают”, то слёзы “проливают”? (ответы детей.)

Лук выделяет полезные вещества, которые щиплют глазки и боятся их различные микробы и вирусы.

Воспитатель:

– Лук ребята очень полезный, люди всегда ели его, чтобы не болеть. Есть даже пословица: «Лук от семи недуг».

Воспитатель:

– Мы сегодня будем сажать лук в землю и понаблюдаем, что же произойдет с ним через несколько дней. Кто знает, что вырастет из лука? (росток) Длинные зелёные листики. А правильнее сказать - пёрышки потому, что на них похожи. Все основные витамины скапливаются именно в пёрышках лука, поэтому очень важно употреблять в пищу зелёный лук.

Воспитатель показывает проросшую луковицу, где дети рассматривают росток и корешки.

Воспитатель:

– Дети, давайте все вместе вспомним, какие условия для роста лука необходимы? (ответы детей). Это - свет, тепло, почва, вода. Сначала мы с вами заполним землёй контейнер (показывает). Как правильно посадить луковицу, какой частью надо сажать ее в землю? (ответы детей)

Воспитатель:

– Той частью луковицы, где расположены корешки (воспитатель предлагает сделать углубление в земле). Теперь посадим луковичку так, чтобы ее верхняя часть выступала из земли. Подумайте, что еще необходимо сделать (ответы детей).

Воспитатель:– Конечно, нужно полить луковички (дети поливают посаженный лук). Поставим контейнер с посаженным луком на подоконник и будем ухаживать, и наблюдать за его ростом!

                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конcпект занятия по краеведению и развитию речи в подготовительной группе доу " Машина времени у меня под окном"

Занятие построено с использование мультимедийного пректора и компьютора.Внесены события прошлого , настоящего и будующего....

Цветы на окне и за окном

Конспект занятия для детей средней группы по ознакомлению с миром природы. К разработке прилагается набор карточек для игры....

консультация для родителей "Безопасные окна" памятки "Как предотвратить выпадение ребёнка из окна" памятка для родителей "Безопасность при движении зависит и от вас" листовка "Тонкий лёд" памятка для родителей "Безопасный интернет"

фликерыСоветы безопасного поведения на дороге3Д-ручка для ребёнка-интересная информация.безопасность на льдуКонсультация для родителей "Безопасные окна"памятки  "Как предотвратить ...

«Мастер-класс для детей и родителей «Украшаем окна к Дню Победы» Акция «Окна победы»

laquo;Мастер-класс для детей и родителей «Украшаем окна к Дню Победы»Акция «Окна победы»...

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении смотра-конкурса лучшего оформления окна группы к Новому году «Волшебное окно»

Цели и задачи смотра-конкурсаЦелями и задачами смотра-конкурса являются:создание праздничной новогодней атмосферы в группе;эстетическое воспитание дошкольников;активизация инициативы, творчества, выду...

За окном еще холодно, а у нас на окне зазеленело!

За окном еще холодно, а у нас на окне зазеленело! Работа на нашем огороде началась зимой. На занятиях по экологии мы разобрали культуры, которые будем выращивать, изучили правила ухода....

Памятка для родителей "КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ ВЫПАДЕНИЕ РЕБЕНКА ИЗ ОКНА? Современное окно стало причиной несчастных случаев с детьми.

КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ ВЫПАДЕНИЕ РЕБЕНКА ИЗ ОКНА? Современное окно стало причиной несчастных случаев с детьми....