Профессиональный стандарт как ориентир профессионального самообразования педагога.
статья

Кулагина Мария Константиновна

Статья о значении профессионального стандарта для профессиональных компетенций педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulagina.docx17.57 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональный стандарт как ориентир профессионального самообразования педагога.

Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения.  Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.

Как же педагогу разобраться, какие компетенции необходимо развивать на данном этапе реформирования образования? На что ориентироваться в саморазвитие в условиях стремительно меняющегося общества?

На мой взгляд, в этом вопросе педагогу приходит на помощи профессиональный стандарт.  

Профессиональный стандарт педагога — основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций педагога. Это инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире, инструмент повышения качества образования, объективный измеритель квалификации педагога. Приказом Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013, регистрационный № 30550)

Стандарт должен:

Соответствовать структуре профессиональной деятельности педагога

На регламентировать деятельность педагога

Избавлять педагога от несвойственных функций

Побуждать к поиску нестандартных решений.

На мой взгляд, основными требованиями стандарта к педагогу дошкольного образования является:

 Наличие  педагогического образования. Умение использовать специальные подходы к обучению, для включения в образовательный процесс всех воспитанников. Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их в как образовательной деятельности, так и свободной деятельности с детьми. Умение строить воспитательно-образовательный процесс с учетом культурных различий детей, возрастных и индивидуальных особенностей. Быть готовым принять разных детей, вне зависимости от их реальных возможностей. И всегда быть  готовым взаимодействовать: с родителями воспитанников,  с другими специалистами в рамках ПМПк.

У педагога должна быть:

Высокая гражданская позиция, социальная активность

Любовь к детям, педагогическая наблюдательность, выдержка, чувство юмора

Подлинная интеллигентность, умение через призму духовно нравственной культуры смотреть на воспитание детей и взаимодействовать с их родителями

Внутренний профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к принятию нестандартных творческих решений

Физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность, выносливость и терпеливость, и самое главное  -

потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему.

Нельзя требовать от педагога того чему его не учили. Практика показывает, что для того, чтобы осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания, необходимо повышать свой профессиональный уровень. Требования современного мира таковы,  что полученных однажды знаний недостаточно. Необходимо совершенствовать свою профессиональную компетенцию. Следовательно, на современном этапе модернизации образования особое внимание уделяется инициации процессов самообразования среди педагогических работников. Создание мотивации для самообразования – задача, которая должна решаться комплексно:

- учреждения профессионального образования формируют у студентов способы организации самостоятельной работы.

- образовательные организации и система повышения квалификации включают педагогов в анализ своей деятельности и поощряют творческий поиск способов решения профессиональных проблем.

Сегодня достаточно распространены различные формы организации работы педагога по совершенствованию профессиональной компетентности внутри образовательной организации. Широкое распространение получили программы повышения

квалификации, которые составляется индивидуально для педагога на основе выявления его затруднений. Так же  формируются индивидуальные образовательные маршруты педагога, при разработке которых увеличивается самостоятельность педагога.

Своевременность начала данной работы обусловлена введением  в действие профессионального стандарта педагога.

Таким образом, профессиональный стандарт становится ориентиром  не только для профессионального образования педагогов, но и мотивом для

самореализации личности педагога и его дальнейшего развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Профессиональный стандарт педагога. Область применения. Цель применения. Термины и определения применительно к педагогу. Краткое содержание профессионального стандарта педагога.

Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.Стандарт – об...

Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"

27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...

«Профессиональный стандарт как инструмент профессионального роста современного педагога»

В связи с введением ФГОС дошкольного образования и утверждением профессионального стандарта большое значение приобрела проблема профессионального роста современного педагога. Каким же должен быть педа...

«Профессиональный стандарт как инструмент профессионального роста современного педагога»

В связи с введением ФГОС дошкольного образования и утверждением профессионального стандарта большое значение приобрела проблема профессионального роста современного педагога. Каким же должен быть педа...

Статья «Профессиональный стандарт как инструмент профессионального роста современного педагога»

В связи с введением ФГОС дошкольного образования и утверждением профессионального стандарта большое значение приобрела проблема профессионального роста современного педагога. Каким же должен быть педа...