Проект "Ладушки-ладошки"
проект
Цель: способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи, расширять представление об окружающем мире, способствовать гармоничному развитию детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ladushki-ladoshki.docx | 52.62 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад №26 «Здравушка»
г. Данилова Ярославской обл.
Педагогический проект по сенсорике: «Ладушки – ладошки»
Педагог-психолог: Рослова К.А.
Воспитатель: Кудряшова И.В.
2017-18 г.
Педагогический проект «Ладушки – ладошки»
Тип проекта: познавательно – творческий, групповой.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Участники проекта: дети, воспитатели, педагог-психолог, родители.
Возраст детей: 2-3 года.
Актуальность проекта:
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей. В раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Вместе с разучиванием пальчиковых игр у ребенка развивается не только речь, но и пополняется и расширяется представление об окружающем мире, развиваются все психические процессы.
Цель: способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи, расширять представление об окружающем мире, способствовать гармоничному развитию детей.
Задачи проекта:
Для детей
1. Выявить основные факторы, осложняющие становлению образной и правильной речи у детей раннего возраста.
2. Подобрать и оформить дидактические игры и пособия по развитию мелкой моторики рук для уголка по сенсомоторному развитию детей 2-3 лет.
3. Развивать понимание речи и активизировать словарь, посредством изучения пальчиковых и речевых игр.
4. Обучение детей сенсомоторным играм.
Для родителей
1. Повысить уровень компетентности родителей по вопросу развития речи и мелкой моторики у детей третьего года жизни.
2. Взаимодействовать с родителями по обогащению предметно-развивающей среды и созданию условий для накопления материально – технической базы уголка по сенсомоторному развитию детей первой младшей группы.
Для педагогов:
1.Создание эмоционально - благоприятных условий пребывания детей в дошкольном учреждении через благоустройство территории и организацию познавательной, творческой, оздоровительной деятельности детей, как в группе, так и во время пребывания на воздухе на прогулочном участке, а так же для сенсомоторного развития детей.
Этапы реализации проекта
- Изучение психолого - педагогической литературы по проблеме сенсомоторного развития и влияния сенсомоторных игр на развитие речи детей третьего года жизни.
- Развитие предметно-развивающей среды, обеспечивающую совместную игровую деятельность, влияющую на разностороннее развитие каждого ребенка.
- Поиск и использование в педагогической деятельности новых способов, форм, методов, приемов развития речи малышей средствами сенсомоторных игр.
- Обобщение опыта работы по данному направлению. Проведение мониторинга деятельности.
Формы проведения:
- занятия (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные по познавательному и творческому развитию));
- самостоятельная деятельность детей (игры с мелкой мозаикой, шнуровкой, мелким конструктором, самостоятельное рисование и т.д.));
- совместная деятельность педагога и детей: разучивание речевых игр с пальчиками, рисование и раскрашивание ладошек к празднику, самомассаж.
Практический выход проекта:
- Картотека пальчиковых игр;
- Выставка творческих работ кружка «Забавные ладошки»;
- Изготовление игрового сенсомоторного пособия в технологии «Лэпбук;
- Родительское собрание «Развитие мелкой моторики у детей 2–3 лет»;
- Консультация для родителей (Педагог-психолог) «Формирование и совершенствование мелкой моторики в повседневной жизни малышей»;
- Акция «Дари – добро» в рамках проекта по благоустройству участка группы «Капелька» «Растём развиваясь» (изготовление родителями мини – бизибордов)
Этапы работы над проектом
Подготовительный этап.
1. Поиск и изучение эффективных технологий и методик в области развития мелкой моторики.
2. Подбор методической литературы, оформление развивающей среды.
Основной этап.
1. Составление перспективного плана работы по развитию мелкой моторики рук:
- упражнения с элементами самомассажа;
- упражнения для кисти рук;
- игр и упражнений с различными предметами,
- динамические упражнения, речевые игры с пальчиками.
- упражнения с элементами театрализованной деятельности для обыгрывания небольших стихотворений, сценок.
2. Работа с детьми:
Закрепление знакомых упражнений в свободной деятельности:
- игры с предметами,
- разного вида шнуровки,
- пальчиковый театр,
- картотека игр для пальчиков,
- мелкая мозаика,
- пазлы,
- прищепки,
- мелкий конструктор.
3. Работа с родителями:
Консультации
- «Что такое бизиборд?»
- «Игры и игровые упражнения для формирования мелкой моторики у детей раннего возраста в повседневной жизни»
«Пальчиковые игры в воспитании детей»
Памятка для родителей:
«Пальчиковые игры и гимнастика для рук»
Заключительный этап
1. Подведение итогов и анализ:
– Диагностика уровня развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста.
Ожидаемые результаты
- У детей возрос интерес к двигательной деятельности (пальчиковым играм и упражнениям).
- Отмечается положительная динамика в развитии мелкой моторики, речи.
- Значительно повысились внимание и память детей.
- Произошло накапливание впечатлений, личного опыта, обогатилась эмоциональная сфера.
- Формирование коммуникативных способностей,
Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:
- тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста, объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности детей;
- отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковой гимнастики, дети проявляли желание и интерес играть в данные игры, с интересом и желанием выполняли упражнения на развитие мелкой моторики рук;
- возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным, улучшилась память;
- удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагога с родителями.
- родители принимали активное участие в реализации проекта, научились правильно проводить пальчиковую гимнастику в домашних условиях.
- созданы условия для отдыха и игровой деятельности детей в группе и на участке:
- благодаря игровому пособию лэпбук «Колобок» у детей развиваются сенсомоторные навыки и тактильные, так как игры в данном пособии выполнены из разных видов бумаги, картона и фетра.
- музыкальный бизиборд, бытовой бизиборд, панель для конструирования, труба для прокатывания шариков и камешков, счёты из колец, ёлочка с тактильными игрушками – это новая развивающая и игровая среда нашего участка.
- наш участок группы «Капелька» стал местом для игры, отдыха, спорта и познавательного развития детей в соответствии с приоритетными направлениями деятельности ДОУ. Созданы комфортные условия для развития личности ребёнка, для охраны и укрепления здоровья. Улучшилось художественное оформление участка группы. Повысилась удовлетворённость деятельностью дошкольного учреждения, имидж всего детского сада со стороны родителей и воспитанников. Произошло сплочение педагогов, родителей и детей, повышение творческой активности.
Обеспечение максимального психологического комфорта для каждого ребенка, создание возможностей для реализации его права на свободный выбор вида деятельности.
Перечень используемой литературы:
1) Шанина С. Е., Гаврилова А. М. Играем пальчиками — развиваем речь. Москва: «Риполплассик», 2008;
2) Данилова Л. Пальчиковые игры. Москва: «Росмэн», 2008;
3) Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009;
4) Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и педагогов. Владимир: «Астрель», 2006;
5) Белая А. Е., Мирясова В. И., Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. Москва: «Профиздат», 2001;
6) https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/06/03/proekt-ladushki-v-1mladshey-gruppe
План проектной деятельности по теме
«Ладушки – ладошки»
Сентябрь
1.Заучивание пальчиковой игры «Замок», «Строим дом», «Комар»
2.Повторение пальчиковых игр «Ладушки – ладушки», «Сорока – сорока», «Мальчик – пальчик».
3.Обучение детей игре «Шнуровка».
4.Настольная игра «Мозаика».
Октябрь
1. Заучивание пальчиковой игры «Засолка капусты», «Добрый ёжик»
2. Повторение пальчиковой игры «Ладошки», «Сидит белка на тележке»
3.Изображение пальцами различных фигур: «Бинокль», «Стол», «Стул», 2Замок».
4.Конструирование из палочек «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник».
Ноябрь
1.Заучивание пальчиковых игр «Рисование», «Где же наши ручки»
2.Учить детей одевать и раздевать кукол.
3. Повторение пальчиковых игр «Сидит белка на тележке», «Пальчик – пальчик».
4.Конструирование из мелкого строителя «Домик», «Заборчик».
5. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы).
Декабрь
1.Заучивание пальчиковой игры «Апельсин», «Точит кошка коготки»
2.Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам).
3.Повторение пальчиковых игр «Ладошки», «Сидит белка на тележке», «Строим дом»
4.Настольная дидактическая игра «Укрась ёлочку» (мелкая и крупная).
Январь
1.Заучивание пальчиковой игры «Ежик», «Мы бельё стираем», «Точит кошка коготки».
2.Лепка из пластилина простейших форм в индивидуальном порядке.
3. Повторение пальчиковой игры «Засолка капусты», «Строим дом», «Комар».
4.Учить детей выкладывать фигурки животных из геометрических фигур.
5.Настольные игры «Мозаика», «Собери медвежат».
Февраль
1.Закрепление пальчиковых игр «Ежик», «Мы бельё стираем»
2.Учить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый котенок».
3. Повторение пальчиковых игр «Засолка капусты». «По кочкам через болото».
4.Дидактическая игра «Сложи из геометрических фигур».
5.Изготовление подарков к праздникам: «День защитников Отечества» (Салют - лепка из пластилина).
Март
1.Заучивание пальчиковой игры «Варим компот», «Едем домой».
2. Повторение пальчиковых игр «Мы бельё стирали», «Рисование», «Где же наши ручки», «Строим дом»
3.Изготовление подарков для мам к празднику 8 марта (Матрешка - рисование ватными палочками, лепка из пластилина «Птичка»
4.Конструирование из палочек предметов мебели: «Стол», «Стул», «Кровать».
Апрель
1.Заучивание пальчиковой игры «Твоя ладошка», «Стрекоза», «Что умеют наши ладошки», «Выжимаем сок».
2.Учить детей инсценировать руками песенки – «Веселый музыкант», «Два веселых гуся».
3. Рисование веселых ладошек и раскрашивание красками в совместной деятельности с педагогом.
4. Выставка работ кружка «Забавные ладошки».
5.Изображение пальчиками различных фигур в совместной деятельности с педагогом : «Флажок», «Очки», «Стол», «Стул», «Бочка», «Крыша».
Май
1.Заучивание пальчиковой игры «Что умеют наши ладошки», песенки «Ладушки – ладошки».
2.Продолжать учить детей инсценировать руками стихи: «В гости», «Цветок».
3.Учить детей способу обрывания по нарисованным линиям (Полоски, треугольники, квадраты).
4. Акция «Дари добро»
Картотека пальчиковых игр для 1 младшей группы
Сентябрь
Повторение игр , изученных в второй группе раннего возраста.
"Ладушки – ладушки"
Цель: формировать у ребёнка положительный эмоциональный настрой на совместную работу, развивать ощущение собственных движений.
Ход игры:
Ладушки – ладушки! (хлопаем в ладоши, сопровождая действия
стихотворным текстом)
Пекла бабка оладушки.
Маслом поливала,
Детушкам давала.
Хороши оладушки
У нашей милой бабушки!
"Сорока – сорока"
Цель: Активизировать движения пальцев рук.
Ход игры:
Сорока – сорока(указательным пальцем правой руки выполняются
Кашу варила, движения по ладони левой руки. Действия
Деток кормила.сопровождаются словами, загибаем пальчики
Этому дала, ( Мизинец)
Этому дала, (Безымянный)
Этому дала, (Средний)
Этому дала,(Указательный)
Этому дала.(Большой.)
"Как у нашего кота"
Цель: Учить выполнять игровые задания, развивать мелкую моторику рук.
Ход игры:
Как у нашего кота (дети выполняют движения, сопровождая их стихотворным текстом)
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глаза смелые,
Зубки беленькие.
"Ладошки"
Цель: Развивать моторику рук.
Ход игры:
Ладошки вверх, (дети выполняют движения, сопровождая их
Ладошки вниз, стихотворным текстом)
Ладошки на бочок–
И сжали в кулачок.
"Мальчик – пальчик"
Цель: Активизировать движения пальцев рук.
Ход игры:
Дети по очереди поглаживают пальцы, сперва на одной, а потом на другой руке.
Пальчик – мальчик, где ты был? (Поглаживают большой палец)
Я на речке братьев мыл. (Моют ручки,)
С этим братцем в лес ходил, (Поглаживают указательный палец)
С этим братцем щи варил, (Средний палец)
С этим братцем кашу ел, (Безымянный палец,)
С этим братцем песни пел. (Мизинец.)
А также песенка "Два веселых гуся", "Веселый скрипач"
Октябрь
"Где же ручки"
Цель: Активизировать движения пальцев рук.
Ход игры:
Где же, где же наши ручки, ( Прячут руки за спиной)
Наши ручки, наши ручки?2 раза
Вот ручки, наши ручки, (Выполняют движения «фонарики»)
Пляшут, пляшут наши ручки( Сжимают и разжимают кулачки)
Пляшут, пляшут наши ручки. Поплясали стоп!
Где же, где же наши ножки, (Приседая, закрывают ножки руками.)
Наши ножки, наши ножки?(2 раза)
Вот ножки, наши ножки(Выставляют ножки на каблучок)
Пляшут, пляшут наши ножки!
Пляшут, пляшут наши ножки. Поплясали стоп!
Где же, где же наши детки… (Закрывают лицо ладонями)
Вот детки, наши детки… (Хлопают ладонями по груди)
Пляшут, пляшут наши детки…(Подпрыгивают на месте.)
Поплясали, стоп!
"Рисование"
Цель: Развивать моторику обеих рук.
Ход игры: Дети выполняют движения в соответствии с текстом. Можно рисовать на столе, коленях, полу и животе.
1. Мы кружок нарисовали,
Наши пальчики устали
2. Мы черту нарисовали,
Наши пальчики устали
Мы руками потрясём,
Рисовать опять начнём.
3. Мы волну нарисовали, ....
4. Точки мы нарисовали,.....
Наши пальчики устали, .....
"Водичка, водичка…"
Цель: Развивать моторику обеих рук.
Ход занятия: Движения выполняются в соответствии с текстом.
Водичка, водичка
Умой моё личико. (Ладонями «умываем» лицо)
Чтобы глазки смотрели, (Поморгать глазками)
Чтобы щечки краснели. (Потрите ладонями щеки)
И кусался зубок. (Пощёлкать зубами)
Чтоб смеялся роток (Широко улыбнуться)
«Пальчик - пальчик»
Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
Ход занятия:
Пальчик о пальчик тук да тук (2 раза)
Хлопай, хлопай, хлопай ( хлопают в ладоши)
Ножками топай, топай(2 раза)
Спрятались, спрятались(закрыть лицо руками)
Пальчик о пальчик тук да тук ( 2 раза)
"Ёжик"
Добрый ёжик, добрый ёж (дети крутят кулачки)
На клубочек он похож, ( перед собой)
У ежа иголка иголки очень - очень колки (Дети сжимают и разжимают кулачки)
Ёжик, ёжик, чудачок, где ты прячешься дружок? (прячут руки за спину)
Покажи иголки, очень - очень колки (сжимают и разжимают кулачки)
Ноябрь
"Сидит белка на тележке"
Цель: Развивать моторику обеих рук.
Ход игры: Дети левой рукой загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца:
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки:(Загибает:)
Лисичке - сестричке, ( Большой палец,)
Воробью, ( Указательный палец,)
Синичке, ( Средний палец)
Мишке толстопятому. ( Безымянный,)
Заиньке усатому. (Мизинец)
"Капуста"
Цель: Развивать моторику обеих рук.
Ход игры:
Мы капусту рубим, рубим, ( Движения прямыми ладонями вверх, вниз)
Мы капусту солим, солим, ( Поочерёдное поглаживание подушечек пальцев)
Мы капусту трём, трём, (Потирать кулачок о кулачок)
Мы капусту жмем, жмём.(Сжимать и разжимать кулачки).
"Пальчики"
Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
Ход игры: Поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.
Раз – два – три – четыре – пять –
Вышли пальчики гулять.
Раз – два – три – четыре – пять –
В домик спрятались опять.
Декабрь
"Коготки"
Цель: Развивать моторику обеих рук.
Ход игры: Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному. Произносить громко «мяу!» несколько раз. Можно продолжать игру со второй рукой. В заключение провести занятие двумя руками.
У кошкиной дочки
На лапках коготочки.
Ты их прятать не спеши,
Пусть посмотрят малыши!
"Кошка"
Точит кошка коготки, очень острые они (царапают коготками коленки)
А кошачьи лапочки - мягкие как тапочки (плавно выставляют вперед то одну, то другую руку)
Спрячет коготки в подушки, (широко расставляют пальцы и сжимают их в кулачок)
и почешет лапкой ушко (гладят рукой ухо)
Молочка попьет из миски (делают из рук миску и подносят её к рту)
Очень ласковая киска (гладят руки)
"Комар".
«Летит муха вокруг уха, жжж» — водим пальцем вокруг уха.»
Летят осы вокруг носа, сссс» — водим пальцем вокруг носа.
«Летит комар, на лоб — оп» — пальцем дотрагиваемся до лба.
«А мы его — хлоп» — ладошкой до лба.
«И к уху, зззз» — зажимаем кулачок, подносим его к уху.
«Отпустим комара? отпустим!» — подносим кулачок ко рту и дуем на
него, разжимая ладошку
Январь
"Всех помощников…"
Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
Всех помощников опять (Хлопаем в ладоши или растираем их одна о другую)
Надо быстро сосчитать:
Этот брат дрова рубил, (в соответствии с текстом стихотворения пальцами одной)
Этот братец щи варил, (растираем пальцы второй руки, начиная с большого, так)
Этот брат готовил кашу (чтобы у «маменьки» «спал» мизинец.Затем повторяем)
На семью большую нашу. (всё для другой руки.)
Этот веником махал,
Чисто – чисто подметал.
Ну а этот маленький
Спал у нашей маменьки.
"Два маленьких кузнечика…"
Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
Ход игры:
Два маленьких кузнечика (Указательными и средними пальцами обеих рук)
Потопали на речку. («шагаем» по столу)
Воды они боялись (Поглаживаем ладонями поверхность стола.)
И в речке не купались.
На скрипочках играли – (Поочередно ребром одной ладони растираем)
Всех рыбок распугали. (боковую поверхность указательного пальца другой.)
Февраль
"Паучок"
Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
Ход игры: Руки скрещены. Пальцы каждой руки «Бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил, (кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение (дождик)
Паучков на землю смыл. (Хлопок ладонями по столу, по коленям)
Солнце стало пригревать, (ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы ) растопырены, качают руками (солнце светит)
Паучок ползёт опять ,(действия аналогичны первоначальным)
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять по ветке.
"Червячки"
Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
Раз, два, три, четыре, пять, (идут по столу указательным и средним пальцами
Червячки пошли гулять. (остальные пальцы поджаты к ладони)
Вдруг ворона подбегает (складывают пальцы щепоткой качают ими вверх вниз
Головой она кивает,
Каркает: «Вот и обед!» (раскрывают ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх)
Глядь – а червячков уж нет! (Сжимают кулачки, прижимают их к груди.)
"Шалун"
Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
Ход игры: На первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке. На следующие четыре строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов. Со словами седьмой строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать.
Наша Маша варила кашу.
Кашу сварила, малышей кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
Он много шалил.
Свою тарелку разбил.
Март
"Встали пальчики"
Цель: Активизировать движения пальцев рук.
Ход игры: Поочерёдно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных – «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжимать, широко расставив пальцы в стороны.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать.
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики – «Ура!»
В детский сад идти пора!
"Мизинчик"
Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
Ход игры: Кисть руки сжать в кулачок. Поочерёдно разгибать пальцы, начиная с мизинца. С последней фразой большим пальцем и мизинцем касаться друг друга.
Маленький Мизинчик
Плачет, плачет, плачет.
Безымянный не поймет:
Что всё это значит?
Средний пальчик очень важный,
Не желает слушать.
Указательный спросил:
- Может, хочешь кушать?
А большой бежит за рисом,
Тащит рису ложку,
Говорит: - Не надо плакать,
На, поешь немножко!
Апрель
"Вымыли мы ручки"
Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
Ход игры:
Вымыли мы ручки, (Имитируем мытьё рук, наклоняемся и растираем)
Вымыли мы ножки, (руками щиколотки)
Поиграли в ладушки, (Хлопаем в ладоши)
Ладушки – ладошки!
Во дворе цыплятам (Пальцами, собранными в щепоть, как будто крошим)
Накрошили крошек
Поиграли снова (Хлопаем в ладоши)
В ладушки – ладошки!
Гладили котёнка (Ладонью одной руки поглаживаем тыльную сторону)
Чистыми ладошками, (другой, затем меняем руки и повторяем действие)
С ними поиграли (Хлопаем в ладоши)
В ладушки – ладошки!
Улеглись ладошки (Кладём кисти рук на стол ладонями вниз)
Прямо на дорожку…
Как они устали – (Ладонью одной руки поглаживаем тыльную сторону)
Ладушки – ладошки! (другой, затем меняем руки и повторяем действие)
"Пчёлки"
Цель: Активизировать движения пальцев рук.
Ход игры: одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (Ёлка). На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к ёлке.
Домик маленький на ёлке, ( Дети заглядывают в «улей»)
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
Надо в дом постучать, (Сжимают кулачки, стучат ими друг о друга)
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке, Стучат кулаками друг о друга, чередуя руки
Где же, где же эти пчёлки?
Стали вдруг вылетать: (Разводят руками, растопыривают пальцы и шевелят)
Раз, два, три, четыре, пять (пчёлки летают)
"В дороге".
Едем, едем мы домой на машине легковой (движения имитируют повороты руля)
Въехали на горку: хлоп!(руки вверх, хлопок над головой)
Колесо спустилось: стоп! (руки через стороны вниз, присесть)
Конспект интегрированного занятия в 1 младшей группе
"Наши добрые ладошки"
Задачи : формировать представления о мире любви и добрых чувств;
- развивать у детей стремление проявлять любовь к родным,
- воспитывать доброе отношение ко всему окружающему миру.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Средства: демонстрационный материал – предметные картинки, ватман, гуашь, влажные салфетки, кисть.
Предварительная работа: чтение стихотворения В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо", беседа на тему "Добрые дела", рассматривание сюжетных картинок "Добрый поступок", обыгрывание ситуаций.
Ход занятия
I.
Приветствие "Ладошки"
Мы ладошку к ладошке сложили,
И друг другу дружить предложили.
Будем мы веселиться, играть,
Чтобы умными, дружными стать.
Воспитатель:— Ребята, какие вы веселые, у вас хорошее настроение? И у меня тоже.
— Когда у человека хорошее настроение он часто улыбается. Вот и мы радуемся, улыбаемся вот так (показать как улыбаться)
Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения. Мы сегодня поговорим о доброте.
- А теперь давайте покажем, где находится наше сердечко? (прикладывают правую руку к левой груди, слушают , как бьется сердечко). Это наше доброе сердечко.
II.
— А что такое доброта? Добрый – это значит какой? (дети отвечают, воспитатель помогает: хороший, заботливый, нежадный)
— А не добрый значит какой? (отвечают: жадный, злой, грубый, вредный)
(Ответы)
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки о добрых делах и поступках. (показывает 3-4 картинки).
Дети, рассматривая картинки,
Воспитатель: Когда человек совершает добрые дела и поступки, какое лицо бывает у него в эту минуту?
Дети: (с помощью воспитателя): Незлое, приятное, мягкое, с добрыми глазами, с улыбкой.
Воспитатель : А вы какие делаете добрые дела?
Воспитатель: Когда мы помогаем застегивать друг другу сандалии, кому мы делаем доброе дело?(другу)
- Когда убираем посуду, мусор с пола, кому мы помогаем?(Помощнику воспитателя. У нее много других дел)
Воспитатель Ребята, а вам самим приятно, когда вы делаете доброе дело?
- Значит у вас доброе сердце!
Физкультминутка.
Если любишь всех вокруг,
Делай так! (хлопки в ладоши)
Если рядом с тобой друг,
Делай так! (прыжки на месте)
Если дождик вдруг польется,
Делай так! (хлопки над головой)
Если мама улыбнется,
Делай так! (хлопки и прыжки одновременно)
Воспитатель предлагает детям сесть за столы
Воспитатель: Вы любите своих близких?(маму, папу, брата, бабушку )
Ответы детей.
Воспитатель: Любовь — это маленькое доброе солнышко внутри каждого из нас, которое живет в сердце. Оно греет нас и тех, кто рядом с нами. Давайте с вами поделимся теплом и добротой нашего сердечка.
Воспитатель :Давайте на наши волшебные ладошки наклеим добрые наши сердечки
Воспитатель помогает детям наклеить заранее подготовленные ладошки и украсить их сердечками. (раскрашенные и вырезанные в индивидуальной работе)
III.
Воспитатель: Какие яркие получились ладошки и как много сердечек мы наклеили. Оставайтесь всегда добрыми и дарите свою доброту и любовь всем людям, животным, растениям. Быть добрым – это так здорово!
После занятия педагог втайне от детей дорисовывает ладошки , превращая их в различные фигуры, цветы и животных.
Затем проводится игра "Волшебные ладошки"дети рассматривают , чьи ладошки в какие фигуры превратились.
Весеннее развлечение для детей 1 мл.группы
"Ладушки - ладошки"
Цель: доставить детям радость, создать теплую эмоциональную обстановку, обогатить впечатления детей здоровье сберегающими, игровыми технологиями.
Программные задачи: формировать у детей чувство сострадания, доброту, взаимопонимание, учить выполнять упражнения вместе с педагогом, развивать чувство ритма, динамическое восприятие
Ход развлечения.
Ведущий: Сегодня мы покажем нашим гостям , в какие игры умеют играть наши ручки и наши пальчики. (Дети вместе с воспитателем показывают пальчиковые игры "Мы варили суп", "Летит муха" , "Строим дом". А ещё наши ладошки волшебные. Они умеют превращаться. Дети рассматривают выставку творческих работ.
Ведущий: Давайте сделаем праздник для наших волшебных ладошек.
1. Танец ладошек
Мы смешные малыши, Показывают, рука на небольшом уровне от пола.
Вот какие крошки!
А у нас, у малышей, Поднимают руки вверх
Веселые ладошки.
Ладушки-ладушки Хлопают в ладоши
Веселые ладошки!
Умываться могут Дети изображают умывание
Умные ладошки
Надевать умеют Надевают воображаемые сапожки
Новые сапожки
Ладушки-ладошки, Хлопают в ладоши
Новые сапожки.
На прощанье помахать Машут ладошкой
Можем мы ладошкой,
В кулачок ладошку сжать Сжимают ладони в кулачок.
И погладить кошку! Гладят воображаемую кошку
Ладушки-ладошки, Хлопают в ладоши
И погладить кошку.
Танцевали крошки, Дети выполняют «пружинку».
Хлопали в ладошки Хлопают
Ой, болят ладошки... Выставляют ручки вперед
Отдохнем немножко.
Ладушки-ладошки, Гладят по очереди то правую, то левую ладошку
Отдохнем немножко! Кладут под щеку
Ведущая: Покажите крошки мне свои ладошки
Мы на празднике своем песенку про них споем.
2. Пальчиковая игра "Ладошка".
Твоя ладошка - это пруд,
По ней кораблики плывут,
Твоя ладошка, как лужок, а сверху падает снежок,
твоя ладошка - как тетрадь,
в тетради можно рисовать
Твоя ладошка - как окно, его помыть пора давно!
Твоя ладошка - как дорожка.
А по дорожке ходит кошка.
3. Музыкальная пальчиковая игра - песня "Ладушки"
Ладушки, ладушки,
Где были! – У бабушки.
Что ели? – Кашку.
Пили? – простоквашку.
Попили - поели
на головку сели!
Сели - посидели
Шу, полетели,
Ведущая
Две ладошки у меня,
Мы с ладошками друзья,
Будем с ними мы играть,
Будем ложками стучать.
4. Музыкальная композиция "Ложки"
Ведущая: Ой , кто - то плачет за стеной.
Смотрите, какая киска к нам в гости пришла.
5. Пальчиковая гимнастика
"Кошка"
Точит кошка коготки, очень острые они (царапают коготками коленки)
А кошачьи лапочки - мягкие как тапочки (плавно выставляют вперед то одну, то другую руку)
Спрячет коготки в подушки, (широко расставляют пальцы и сжимают их в кулачок)
и почешет лапкой ушко (гладят рукой ухо)
Молочка попьет из миски (делают из рук миску и подносят её к рту)
Очень ласковая киска (гладят руки)
Ведущая: ну, что киска, понравилось, как наши детки играли. А ты на улице была? Что там происходит, Птички прилетели. Домиков для птичек не хватает. Давайте построим птичкам домики.
6. Танец с кубиками.
Ведущая Мы от танцев отдохнем , присядем и играть начнем.
7. Пальчиковая игра "Что умеют наши ручки"
Кошка.
Вы ладошки отдыхайте и сюрпризы получайте.
Что в ладошку положу -
Никому я не скажу.
Это будет наш секрет,
И от кошечки привет.
Дети получают сюрпризы . .
Кошка. До свидания , друзья, Помашите мне ладошками на прощание.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
«Пальчиковые игры в воспитании детей»
Пальчиковые игры – это не только увлекательные и эмоциональные занятия, но и замечательные упражнения для развития мелкой моторики. По сути, пальчиковые игры, выполняют функцию массажа и гимнастики рук малыша, которые влияют на детский организм наилучшим образом. Кроме того, во время занятий, развивается речь ребенка и раскрывается творческая деятельность. Таким образом, во время игры ребенок научится самостоятельно играть при помощи пальчиков и рук, а также заучит интересные стишки, которые являются незаменимым дополнением пальчиковой игры.
Кроме того, игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка; развивается память воображение и фантазия.
Известно, что нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное воздействие на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.
Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.
Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.
Использование пальчиковых игр для дошкольников научит их счету, ознакомит с определениями «верх-низ», «лево – право» и создаст чувство уверенности в себе. Существуют игры, в которых пальцы загибаются или действуют поочередно и они похожи на небольшие сказки. Можно придумывать персонажей, наряжая кончики пальцев бумажными колпачками или прорисовывая на них глазки и улыбающийся ротик.
Пальчиковые игры, предлагаемые для малышей, помогают развитию детского творчества, поэтому ребенка надо чаще хвалить, даже если у него не все получается с первого раза. Особенно нравятся детям пальчиковые игры с пением. Такое сочетание способствует более эффективному проведению занятий.
Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка.
При проведении пальчиковых игр следуют учитывать такие рекомендации:
1. Начинать пальчиковую гимнастику рекомендуется с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.
2.Упражнение начинается с объяснения его выполнения, показывается поза пальцев и кисти.
3.Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, педагог берет руку ребенка в свою и действует вместе с ним; можно научить ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.
4.Постепенно от показа переходят к словесным указаниям.
При выполнении упражнений обращается внимание на качество составления фигуры, согласованность движений отдельных пальцев и всей кисти.
5.Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.
Эти правила соблюдаются при проведении пальчиковой гимнастики с детьми любого возраста.
Предлагаю некоторые примеры пальчиковых игр, которые используются у нас в младшей группе (дети 3-4лет) .
Паучок
Паучок ходил по ветке, (Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил,(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).
Паучков на землю смыл. , (Хлопок ладонями по столу/коленям.)
Солнце стало пригревать, (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
Паучок ползёт опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
Действия аналогичны первоначальным
Паучки" ползают на голове.
Рыбка
Рыбка в озере живёт
Рыбка в озере плывёт
(ладошки соединены и делают плавные движения)
Хвостиком ударит вдруг
(ладошки разъединить и ударить по коленкам)
И услышим мы – плюх, плюх!
(ладошки соединить у основания и так похлопать)
Лужок
На лужок пришли зайчата,
Медвежата, барсучата,
Лягушата и енот.
На зелёный на лужок
Приходи и ты, дружок! (сгибать пальчики в кулачок в ритме потешки, при перечислении животных сгибать пальчики на обеих руках поочерёдно, на последней строчке помахать ладонями)
Моя семья
Этот пальчик – дедушка (разжимаем поочередно пальцы из кулачка, начиная с большого)
Этот пальчик –бабушка
Этот пальчик – папочка
Этот пальчик – мамочка
Этот пальчик – я
Вот и вся моя семья! (вращаем разжатой ладошкой)
Замок
На двери висел замок, (сжать руку в кулачок)
Взаперти сидел щенок. (разжать указательный палец)
Хвостиком вилял, (двигать указательным пальцем со стороны в сторону)
Хозяев поджидал.
Пять пальцев
На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев,
Пять держальцев,
Чтоб строгать, чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их нетрудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Апельсин
Цель: для развития движений руки и снятия мышечного напряжения в кисти.
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька для ежат,
(поочередно загибают пальцы на правой руке)
Эта долька для стрижат,
Эта долька для утят,
Эта долька для котят,
Эта долька для бобра,
А для волка - кожура.
(Разводят руки.)
Он сердит на нас, беда!
Разбегайтесь кто куда.
(имитируют бег пальцами по столу)
Капуста
Цель: для развития движений руки и снятия мышечного напряжения в кисти.
Мы капусту рубим-рубим.
(двигают прямыми ладонями вверх-вниз)
Мы капусту солим-солим.
(поочередно поглаживают подушечки пальцев)
Мы капусту трем-трем,
(потирают кулачок о кулачок)
Мы капусту жмем-жмем.
(сжимают и разжимают кулачок)
Упражнение «Пальчики – семья»
(поочередно загибают пальцы на руке)
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик Я –
Вот и вся моя семья.
(сжимают и разжимают кулачки)
Пальчики
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Тише, пальчик, не шуми
Братиков не разбуди.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора.
Ёжик
Добрый ёжик, добрый ёж (дети крутят кулачки)
На клубочек он похож, ( перед собой)
У ежа иголка иголки очень - очень колки (Дети сжимают и разжимают кулачки)
Ёжик, ёжик, чудачок, где ты прячешься дружок? (прячут руки за спину)
Покажи иголки, очень - очень колки (сжимают и разжимают кулачки)
Кошка
Точит кошка коготки, очень острые они (царапают коготками коленки)
А кошачьи лапочки - мягкие как тапочки (плавно выставляют вперед то одну, то другую руку)
Спрячет коготки в подушки, (широко расставляют пальцы и сжимают их в кулачок)
и почешет лапкой ушко (гладят рукой ухо)
Молочка попьет из миски (делают из рук миску и подносят её к рту)
Очень ласковая киска (гладят руки)
Комар.
Летит муха вокруг уха, жжж — водим пальцем вокруг уха.»
Летят осы вокруг носа, сссс — водим пальцем вокруг носа.
Летит комар, на лоб — оп — пальцем дотрагиваемся до лба.
А мы его — хлоп — ладошкой до лба.
И к уху, зззз — зажимаем кулачок, подносим его к уху.
Отпустим комара? отпустим! — подносим кулачок ко рту и дуем на
него, разжимая ладошку
Сидит белка на тележке
Дети левой рукой загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца:
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки:(Загибает:)
Лисичке - сестричке, ( Большой палец,)
Воробью, ( Указательный палец,)
Синичке, ( Средний палец)
Мишке толстопятому. ( Безымянный,)
Заиньке усатому. (Мизинец)
Памятка для родителей :
«ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И ГИМНАСТИКА ДЛЯ РУК»
Цель: научить родителей проводить с детьми пальчиковую гимнастику в домашних условиях, пропагандировать педагогические знания среди родителей.
Задачи для педагога:
- научить родителей создавать условия для проведения пальчиковой гимнастики в домашней обстановке;
- показать способы и приёмы проведения пальчиковой гимнастики;
- познакомить с правилами проведения пальчиковой гимнастики;
- развивать речь детей, расширять словарный запас.
Задачи для детей:
- развивать мелкую моторику пальцев рук детей, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка;
Задачи для родителей:
- учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду;
- создавать в семье благоприятные условия для проведения пальчиковой гимнастики.
Как вы думаете, почему пальчиковые игры стали популярны в наши дни? Да потому, что с детьми всё меньше и меньше стали разговаривать родители, которые страшно заняты на своей работе. И сами дети меньше говорят, а больше слушают и смотрят. И редко что- то делают своими руками.
Известно, что между речевой функцией и двигательной системой человека существует тесная связь. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развита его речь. Такая же тесная связь и между рукой и речевым центром головного мозга. Гармония движений тела , мелкой моторики рук и органов речи способствуют формированию правильного произношения, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития речи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается точной и выразительной.
Пальчиковые игры, на фольклорном материале, максимально эффективны для развития маленького ребёнка. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению.
Художественный мир песенок и потешек построен по законам красоты. Суть фольклорных текстов – действие. Действия персонажей, движение событий.
Прежде чем начать работу пальчиковой гимнастики, убедитесь в том, что дети знают основных персонажей стихов, песенок. Сначала покажите детям игрушки или цветные картинки, чтобы дети смогли вспомнить, как выглядят те или иные животные, о которых будет рассказываться в потешке, песенке, стихотворении. Затем предложите изобразить его с помощью пальчиков. При необходимости надо показать как при помощи пальчиков может выглядеть то или иное животное.
Постепенно пальчиковую гимнастику можно усложнить: вы читаете первую строчку стихотворения – малыш изображает действия, затем читаете следующую строчку – малыш изображает другое действие и т. д. Так можно разыгрывать всю потешку или песенку.
Такие игры и упражнения надо проводить постоянно с детьми раннего возраста. Дети лучше развиваются, когда они успешны и чувствуют, что у них всё получается и ими довольны взрослые. Хвалите малышей даже за самые маленькие успехи.
СОВЕТЫ:
- при проведением пальчиковых игр убедитесь в том, что ручки ребёнка тёплые ( предложите похлопать ими, потереть ладошки);
- при проведении первых пальчиковых игр стихотворный текст читайте или рассказывайте медленнее, чем обычно, чтобы дети успели показать движения;
- по мере освоения движения меняйте темп;
- тексты пальчиковых игр можно не только декламировать, но и петь на хорошо знакомую детям мелодию;
- не торопитесь обновлять репертуар, их должно быть не более 2-3 разных игр;
- новые игры вводите постепенно, исключая по одной из хорошо знак омых
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подрожать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
3. Детки учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять,
4. Если ребёнок будет правильно выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
6. У детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет "рассказывать руками" целые истории,
7. В результате освоении всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.