консультации для родителей
консультация (подготовительная группа)

данные консультации содержат материал о  развитий мышления, речи, памяти и готовности ребенка к школе к 6 годам

Скачать:


Предварительный просмотр:

http://sad122kursk.ru/images/obrazovanie/logopunkt/5.jpg



Предварительный просмотр:

Развитие мышления у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя, своего «Я» в системе социального мира. Именно в этот период происходит овладение речью, осваиваются особые формы поведения, появляется способность к  продуктивным видам деятельности, формируется мышление.

В быту слово «мышление» имеет много значений. Например, «Думай… что делаешь», что означает «обращай внимание на то, что делаешь».

Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, суждений.

Выделяют три вида мышления:

1. Наглядно–действительное (познание с помощью манипулирования предметами (игрушками);

2. Наглядно–образное (познание с помощью представлений предметов, явлений);

3. Словесно–логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).

К 6-7 годам начинается более интенсивное формирование словесно–логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий.

Все виды мышления тесно связаны между собой.

Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, обобщение, то есть то, чем занимается ребенок до школы, развивают у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно–следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать.

Развитие и коррекция мышления ребенка – одна из самых важных и сложных психолого – педагогических проблем. Мышление – это основа обучения, потому и развитие различных видов мышления традиционно рассматривается как подготовка фундамента учебной деятельности. Ниже приведены задания с помощью которых вы сможете определить развитие своего ребенка.

Тест: «Лишний предмет»

Оценка образно–логического мышления – умственных операций анализа и обобщения

Изображены различные предметы: по 4 на каждой карточке. Всего 6 карточек.

Покажите ребенку первую (тренировочную) карточку и объясните ему, что из 4 предметов, нарисованных на карточке, один – лишний. Попросите его определить лишний предмет и указать, почему он лишний. После этого предложите, ребенку подумать и сказать, как можно назвать оставшиеся 3 предмета одним словом.

Если ребенок 6-7 лет правильно находит лишний предмет и называет обобщающее слово как минимум в 4 карточках – это хороший уровень развития образно – логического мышления. 

Пример: 

1) синица, воробей, ворона, лещ; 

2) крыжовник, рябина, смородина, роза и т.д.

Тест. «Нелепицы»

Оценка образно-логического мышления

Покажите ребенку картинку, на которой изображены разные нелепицы, и Допросите его внимательно рассмотреть эту картинку и сказать, что нарисовано, неправильно. Когда ребенок будет называть эти нелепые ситуации, попросите его объяснить, почему это не так и как должно быть на самом деле.

На все задание отводится не более 2 минут. За это время ребенок доля-сен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

Если ребенок обнаружит более 8 нелепиц – это хороший результат развития образно-логического мышления.

Пример:

1) корова сидит в дупле;

2) арбузы растут на сосне;

Бывает – не бывает.

 Первый вариант.

Детям предлагается рассмотреть картинку с изображением (или моделью) ситуаций, не встречавшихся в реальной жизни. Нужно ответить бывает так или нет, и объяснить почему.

Пример:

1) дети летом слепили снеговика;

2) свинью выгуливают на поводке;

3) корова ходит по дереву и т.д.

Второй вариант.

Взрослый говорит, что он сейчас будет рассказывать (например, о каком – либо времени года), а потом сказать, бывает так или не бывает, и доказать это. Например:«Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами выйти на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься».

Третий вариант.

Взрослый называется два предложения, противоречащие друг другу по смыслу. Дети должны ответить, бывает так или нет, и объяснить почему.

Например:

Мальчик поехал в лес на лыжах. Там  он стал собирать землянику.

Я была в лесу. Там я видела в норе петуха.

ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ МЫШЛЕНИЕ, СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ

            1. Игра: «Говори наоборот»

Предложите ребенку игру: «Я буду говорить, слово, ты тоже говори, но только наоборот, например: большой – маленький». Можно использовать следующие пары слов:

ВЕСЕЛЫЙ – ГРУСТНЫЙ

БЫСТРЫЙ – МЕДЛЕННЫЙ

КРАСИВЫЙ – БЕЗОБРАЗНЫЙ

ПУСТОЙ – ПОЛНЫЙ

ХУДОЙ – ТОЛСТЫЙ

УМНЫЙ – ГЛУПЫЙ

ТРУДОЛЮБИВЫЙ – ЛЕНИВЫЙ

ТЯЖЕЛЫЙ – ЛЕГКИЙ

ТРУСЛИВЫЙ – ХРАБРЫЙ

БЕЛЫЙ – ЧЕРНЫЙ

ТВЕРДЫЙ – МЯГКИЙ

ШЕРШАВЫЙ – ГЛАДКИЙ

и т.д.

Эта игра способствует расширению кругозора и сообразительности ребенка.

2. Игра: «Бывает – не бывает»

Называете какую – нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч, в том случае, если названная ситуация бывает, а если – нет, то мяч ловить не нужно.

Например, вы говорите: «Кошка варит кашу», и бросаете ребенку мяч. Он не ловит его. Затем сам ребенок придумывает что-нибудь и бросает мяч вам, и так далее.

Ситуации можно предлагать разные:

Папа ушел на работу.

      Поезд летит по небу.

      Кошка хочет есть.

      Человек вьет гнездо.

      Почтальон принес письмо.

      Зайчик пошел в школу.

      Яблоко соленое.

      Бегемот залез на дерево.

      Шапочка резиновая.

      Дом пошел гулять.

      Туфли стеклянные.

 

Упражнения на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения, существенных признаков.

«Найди лишнее слово»

      Читаете ребенку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов. 3 слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

 

Предложите ребенку определить слово, которое является «лишним».

1. СТАРЫЙ, ДРЯХЛЫЙ, МАЛЕНЬКИЙ, ВЕТХИЙ.

2. ХРАБРЫЙ, ЗЛОЙ, СМЕЛЫЙ, ОТВАЖНЫЙ.

3. ЯБЛОКО, СЛИВА, ОГУРЕЦ, ГРУША.

4. МОЛОКО, ТВОРОГ, СМЕТАНА, ХЛЕБ.

5. ЧАС, МИНУТА, ЛЕТО, СЕКУНДА.

 «Найди лишнюю картинку»

 

Подберите серию картинок, среди которых каждые три картинки можно объединить в группу по общему признаку, а четвертая – лишняя.

Разложите перед ребенком первые четыре картинки и предложите одну лишнюю убрать. Спросите: «Почему ты так думаешь? Чем похожи те картинки, которые ты оставил?»

Отметьте, выделяет ли ребенок существенные признаки, правильно ли группирует предметы.

Если вы видите, что ребенку трудно дается эта операция, то продолжайте терпеливо заниматься с ним, подбирая другие серии подобных картинок. Помимо картинок можно использовать и предметы. Главное, заинтересовать ребенка игровой формой задания.

 

Пример:

 

1) хлеб, батон, булочка, ананас;

            2) утка, петух, индюк, ворона.

6. Упражнение на развитие гибкости ума.

Предложите ребенку называть, как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

1) Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина,)

2) Назови слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей, )

3) Назови слова, обозначающие зверей.

4) Назови слова, обозначающие домашних животных.

5) Назови слова, обозначающие наземный транспорт.

6) Назови слова, обозначающие воздушный транспорт.

7) Назови слова, обозначающие водный транспорт.

8) Назови слова, относящиеся к искусству.

9) Назови слова, обозначающие овощи.

10) Назови слова, обозначающие фрукты.

7. Упражнения на развитие  словесно-логического мышления.

«Определи понятие»

 

Ребенку предлагаются следующие наборы слов:

1. Велосипед, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объединять, бить тупой.

2. Самолет, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.

3. Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.

Попросите ребенка представить себе человека, который не знает, значения ни одного из этих слов. Далее вы говорите: «Постарайся объяснить этому человеку, что означает каждое слово, например, слово «велосипед». Как бы ты объяснил это?»

Перед тем, как ребенок попытается дать определение слову, убедитесь в том, что он понимает его; это можно сделать с помощью вопроса: «Знаешь ли ты это слово?», или «Понимаешь ли ты смысл этого слова?»

Помогайте, ребенку давать определения каждого сова, задавайте наводящие вопросы, но всегда сначала дайте ему возможность ответить самому.

Пример:

1) корова, волк, лев, слон;

2) рак, рыба, гусь, краб.

 

ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ МЫШЛЕНИЕ, СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ

            1. Игра: «Как это можно использовать»

Предложите ребенку игру: найти возможно большее число вариантов использования какого-либо предмета:

Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает, как можно использовать этот предмет. Называет – такие варианты: рисовать, писать, использовать как палочку, указку, балку в строительстве, градусник для куклы, скалку для раскатывания теста, удочку, и т.д.

2. Игра: «Говори наоборот»

Предложите ребенку игру: «Я буду говорить, слово, ты тоже говори, но только наоборот, например: большой – маленький». Можно использовать следующие пары слов:

ВЕСЕЛЫЙ – ГРУСТНЫЙ

БЫСТРЫЙ – МЕДЛЕННЫЙ

КРАСИВЫЙ – БЕЗОБРАЗНЫЙ

ПУСТОЙ – ПОЛНЫЙ

ХУДОЙ – ТОЛСТЫЙ

и т.д.

Эта игра способствует расширению кругозора и сообразительности ребенка.

3. Игра: «Бывает – не бывает»

Называете какую – нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч, в том случае, если названная ситуация бывает, а если – нет, то мяч ловить не нужно.

Например, вы говорите: «Кошка варит кашу», и бросаете ребенку мяч. Он не ловит его. Затем сам ребенок придумывает что-нибудь и бросает мяч вам, и так далее.

Ситуации можно предлагать разные:

      Папа ушел на работу.

      Поезд летит по небу.

      Кошка хочет есть.



Предварительный просмотр:

Конспект организационного родительского собрания .

Тема: Особенности коррекционо-педагогической работы с детьми
Цели организации и проведения:
- способствовать сближению педагогического состава группы и родителей, приближению семьи к саду;
- определить оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка.
Предварительная работа:

  1. Объявление о собрании
  2. Анкетирование «Давайте познакомимся» Сбор сведений о ребенке, анамнез.    

       План проведения:
Слова приветствия, представление присутствующих педагогов и специалистов.


  1. Выступление учителя – дефектолога по теме
     Особенности коррекционо-педагогической работы с детьми

  2. Выступление педагогов группы, раздача памяток

Выбор родительского комитета


  1. Выработка стратегии сотрудничества педагогов с родителями на учебный год (примерный план и формы работы)


Ход:
Первым берет слово один из воспитателей группы, который благодарит родителей за присутствие на собрании,

Далее слово берет учитель – дефектолог, который напоминает имена воспитателей группы, учителя –логопеда .
Учитель-дефектолог рассказывает о предстоящей работе с детьми по коррекционной работе, кратко рассказывает об основных годовых задачах по работе с детьми, информируют о ходе коррекционно-развивающей работы, о расписании занятий, рассказывает о особенностях развития детей 5-6 лет и 6-7 лет

Рассматривается небольшое количество вопросов и ситуаций, присутствующие родители высказывают свое мнение по желанию. 
Затем, с помощью общего голосования выбирается родительский комитет. Далее воспитатели группы предлагают на одобрение родителям примерный план сотрудничества на год (какие совместные мероприятия предполагается провести,  участие родителей в мероприятиях). А также воспитатели знакомят родителей с новыми формами работы в группе по взаимодействию:

«Уголок учителя – дефектолога» - домашние задания, консультации

«Уголок учителя - логопеда» -логопедические советы и консультации.

В заключительной части собрания родителям предлагается индивидуальное консультирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...