Дидактические игры "Составь из геометрических фигур", "Украсим ёлочку"
учебно-методический материал

Рослова Капиталина Александровна

Дидактические игры предназначены для детей 2-4 лет

Цель: развитие сенсорного восприятия у детей, закрепление представлений о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_sostav_iz_geometr_figur.docx12.37 КБ
Файл did._igra_ukras_yolochku.docx16.07 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра

«Составь из геометрических фигур»

(для детей младшего возраста)

Цель:

закреплять представление о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике.

Задачи:

- учить подбирать фигуры по цвету, соответствующему расцветке животного, соотносить их по размеру;

- учить путём наложения составлять фигуру животного;

- развивать мышление, внимание, восприятие цвета, формы;

- развивать мелкую моторику, координацию движений.

Описание игры:

Детям предлагается выбрать на карточке изображение какого-либо животного, с частично приклеенными деталями. Затем необходимо подобрать геометрические фигуры недостающего цвета и размера и путём наложения собрать всё животное.



Предварительный просмотр:

Автор: Рослова К.А.

МБДОУ детский сад присмотра и оздоровления №26 «Здравушка»

Дидактическая игра

«Украсим ёлочку»

(для детей раннего и младшего дошкольного возраста 2-3 года)

Актуальность: Период раннего и младшего дошкольного возраста характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Поэтому очень важно, чтобы маленький ребенок научился различать и называть основные цвета и формы.

Цель: развитие сенсорного восприятия у детей раннего и младшего дошкольного возраста. 

Задачи:
- Учить детей различать цвета и использовать их названия в речи;

- Учить распознавать геометрические фигуры и называть их (круг, квадрат, треугольник); 

- Учить сравнивать фигуры по размеру (большой, маленький), путём наложения деталей и приставления друг к другу;

- Закреплять умение группировать по цвету;

- Развивать мелкую моторику рук, внимание, творческое воображение.

           Предварительная работа: беседы о предстоящем новогоднем празднике, рассматривание иллюстраций в книжках, разучивание песен, рисование «Украсим елочку», лепка «Разноцветные шары».        

Описание игры

Игра рассчитана на индивидуальную и подгрупповую (2-4 человека) работу с детьми.

Атрибуты для игры: Для игры необходимы трафареты ёлочек зелёного цвета и геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), большого и маленького размера и 4-х основных цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный).

Ход игры: 

        

Воспитатель: К нам в гости пришла ёлочка.

- Какого цвета платье у ёлочки?  (Зелёного)

         - Но что-то нашей ёлочке грустно. Спросим, что у неё случилось?

         - Она пришла к нам за помощью. Ёлочка хочет, чтобы мы помогли ей нарядиться на праздник. Её пригласили ребята из детского сада на Новый год.

- Я предлагаю вам нарядить ёлочку в разные платья. И пусть она каждый день будет разная, яркая, красивая, необычная.

Игрушки на нашей ёлочке тоже будут необычные. Посмотрите, что это? (Круги, квадраты, треугольники). Какого они цвета? (красный, синий, жёлтый, зелёный). А какого размера, сравните? (большого и маленького).

Варианты игры. 
Педагог предлагает детям украсить ёлочку:

С ориентировкой на форму:

- игрушками круглой формы (треугольной, квадратной), но разного цвета; (Например, игрушками круглой формы красного, синего, жёлтого и зелёного цвета.)

- игрушками круглой формы (треугольной, квадратной), но  только одного (красный, синий, жёлтый, зелёный) цвета; (Например, игрушками круглой формы только красного цвета.)

С ориентировкой на цвет:

- игрушками красного (синего, жёлтого, зелёного) цвета, но разной формы; (Например, игрушками красного цвета круглой, квадратной и треугольной формы.)

-игрушками красного (синего, жёлтого, зелёного) цвета, но одной формы; (Например, игрушками красного цвета, но только квадратной  формы.)

С ориентировкой на размер:

-только большими (маленькими) игрушками одной формы. (Например, большими игрушками круглой формы.)

-только большими (маленькими) игрушками разной формы. (Например, большими круглыми, квадратными и треугольными игрушками.)

-только большими (маленькими) игрушками одного цвета. (Например, большими игрушками синего цвета.)

 -только большими (маленькими) игрушками разного цвета. (Например, большими игрушками и красного, и синего, и жёлтого, и зелёного цвета.)

С ориентировкой на творчество:

-любыми игрушками. (Спросить какими игрушками ты украсил свою ёлочку?)

         С ориентировкой на логику (можно задействовать подгруппу или всех детей):

Ёлочка украшена игрушками, например одного цвета и среди них есть одна другого цвета. Педагог предлагает детям найти на ёлочке  игрушку, отличающуюся по цвету (по форме, по величине).  Дети поясняют свой выбор. 

Как вариант игры «Разряди ёлочку» и разложи игрушки по коробкам.

- в 4 коробки: в 1-ю игрушки красного цвета, во 2-ю игрушки синего цвета, в 3-ю – жёлтого и в 4-ю – зелёного цвета;

- в 3 коробки: в 1-ю - круги, во 2-ю - треугольники, в 3-ю -  квадраты;

- в 2 коробки: в 1-ю - игрушки большого размера и во 2-ю - маленького.


В конце игры можно использовать стихи

Как хороша новогодняя ёлка,

Как нарядилась она, погляди!

Платье у ёлки зелёного шёлка,

Ярко на ветках горят огоньки!

Педагогическая ценность заключается в том, что данная игра вариативна и  многофункциональна. Её можно использовать и для детей более старшего возраста:

  1. с добавлением оттеночных цветов: голубой, розовый, оранжевый, фиолетовый;
  2. с добавлением геометрических фигур: овал, ромб, трапеция прямоугольник.
  3. Можно украшать ёлочку бусами – рядами различными по цвету, по форме, по размеру, с чередованием фигур, с чередованием цветов, с чередованием размера; по заданной схеме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра лото «Геометрические фигуры»

Цель: Учить детей называть геометрическую форму и цвет. Учить выкладывать формы по образцу в недостающие ячейки на карточках из нескольких геометрических фигур.Развивать мелкую моторику рук,...

Дидактическая игра по геометрическим фигурам детей 2-3 лет

http://C:\Users\Катерина\Pictures\didakticheskaya_igra_po_sensornomu_razvitiyu_0 (1).pptx...

Картотека дидактических игр с геометрическими фигурами

Сенсорное развитие (ощущение и восприятие)Источником элементарных математических представлений является окружающая реальная действительность, которую ребенок познает в процессе разнообразной деят...

Дидактическая игра "Посчитай геометрические фигуры"

Дидактическая игра "Посчитай геометрические фигуры"...

Дидактические игры с геометрическими фигурами для детей 4-5 лет

Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач в развитии ребенка. Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста строится на использо...

Дидактическая игра: «Перемести геометрическую фигуру»

Дидактическая игра: «Перемести геометрическую фигуру»Цель: развитие наглядно — образного мышления, внимания, формировать у детей знания о простых геометрических формах.Задачи: научит...