Методические рекомендации по организации экологического уголка в детском саду
материал (старшая группа)

Калаш Лилия Гербертовна

Уголок природы в групповой ДОУ – это одно из условий наглядного и действенного ознакомления детей дошкольного возраста с природой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx21.59 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по организации

уголка природы в группах детского сада

Уголок природы в групповой ДОУ – это одно из условий наглядного и действенного ознакомления детей дошкольного возраста с природой.

Главная особенность уголка природы – это непосредственная близость его обитателей к детям, что позволяет воспитателю организовать различную деятельность с дошкольниками, а детям максимально проявить активность и самостоятельность. В течение всего дня дети по желанию могут подходить к живым объектам, рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения. Непосредственное общение с природой дает ребенку более яркие представления, чем картинки, книги, рассказы взрослых, производят сильные впечатления.

Для выполнения своей роли уголок живой природы  в  детском  саду  должен соответствовать следующим требованиям:

  • «лучше меньше, да лучше», т.е. использовать небольшое число  объектов, но здоровых, ухоженных и красиво вписывающихся в интерьер  помещения  лучше, чем большое количество беспорядочно  расположенных,  хиреющих  и  погибающих особей;
  • при  организации  уголка  природы  обязательно  выяснить  вопрос об аллергичности детей  к  тем  или  иным  растениям  и  животным. Если такая проблема существует, то следует ограничиться  общим  уголком  природы,  либо животных содержать в отдельном  помещении, либо исключить из группового уголка аллергенные объекты;
  • отбираемые объекты должны быть красивы, типичны, с ярко выраженными признаками;
  • растения и животные должны быть безопасны для детей, т.е. не ядовиты, без колючек, не агрессивны и т.д.;
  • обитатели уголка должны быть неприхотливы и доступны в уходе;
  • подбор растений и животных осуществляется с учетом возрастных особенностей детей.

        При оформлении уголков природы воспитателю важно учитывать санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, а именно:

  • п. 6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения.
  • п. 7.5. Не рекомендуется размещать цветы в горшках на подоконниках в групповых и спальных помещениях.

        МЛАДШАЯ ГРУППА.

        Растения используются наиболее яркие, привлекательные, крупные, с хорошо различимыми  органами.  Главная  задача:  научить  узнавать,   различать   и называть 2-3 вида растений и их части  (стебель,  листья,  цветок);  научить правильно поливать водой из лейки  и  обтирать  влажной  тряпочкой  кожистые листья. Необходимо, чтобы  изучаемых  растений  было  по  2  экземпляра  каждого  вида.   Помимо постоянных объектов в младшей группе используются и временные:  выращиваемый на перо лук, выгонка тюльпанов и гиацинтов, выращиваемые на зелень  укроп  и салат.

        Животные, используемые в младшей группе,  также  должны  иметь  типичные признаки своего класса  и  различаться  по  форме  тела,  способу  движения, условиям  жизни,  характеру  пищи,  поэтому  целесообразно  использовать   в качестве  постоянных  объектов  золотую  рыбку   или   золотистого   карася, канарейку, а в качестве временных - кролика, хомяка, морскую свинку  и  т.п.

        Дети младшей  группы  должны  помогать  воспитателю  в  уходе  за  животными (насыпать корм  в  кормушку,  наливать  воду  в  поилку,  насыпать  песок  в клетку).

        СРЕДНЯЯ ГРУППА.

        В  средней группе у детей должно формироваться умение видеть разнообразные формы и качества предметов, умение  сравнивать,  устанавливать различие и сходство. Главной задачей является знакомство детей не  только  с особенностями растений, но и условиями, необходимыми для их жизни,  а  также формирование новых умений по уходу за  растениями  (полив  из  мелкосетчатой лейки или опрыскивание, удаление пыли с опушенных листьев мягкой  щеточкой).

        В ходе работы  в  уголке  природы  дети  должны  увидеть  зависимость  между способом ухода и состоянием растения и обратную зависимость - от величины, количества поверхности, хрупкости, т.е. по внешнему виду, определить  способ ухода - сколько влаги и света требуется данному растению  (например,  если  у растения мясистые листья, как у алоэ, то поливать его нужно  редко,  а  если листья тонкие, стебли хрупкие, "прозрачные", как у бальзамина,  то  поливать его  нужно  часто).  При  отборе  объектов  следует  учитывать  разнообразие листьев по форме и величине, целесообразно использовать разные  виды  одного рода. Для запоминания  растений  может  быть  использована  игра "Спрячем растение", а для закрепления навыков по уходу  и формирования заботливого отношения организуются дежурства.

        

СТАРШАЯ ГРУППА.

        В старшей группе дети должны научиться  сравнивать,  классифицировать  и обобщать. Основной задачей  служит  формирование  представлений  о  росте  и развитии  животных  и  растений,  изменении  их  по  сезонам,  об  условиях, необходимых для нормального роста и развития.

        При работе с растениями используются экземпляры с разнообразными  типами строения  стеблей  (вьющимися, стелющимися, прямостоячими и т.д.), видоизмененными побегами (луковицами, корневищами, клубнями). Дети знакомятся  с внешним  видом, разнообразием стеблей, листьев, цветков, вегетативным размножением (стеблевыми черенками и усами), определяют способы ухода в зависимости от характера строения стеблей и листьев.

        Дети в старшей группе должны овладеть новыми перациями по уходу за растениями: подкормкой и размножением черенками и  усами. При работе с животными дети выясняют приспособленность их к условиям среды обитания, т.е. взаимосвязь “строение-образ жизни”, а также знакомятся с деталями во внешнем строении (у  зверей  шерсть  на  мордочке  короче,  на спине и животе длиннее; перья  у  птиц  длиннее  на  крыльях  и  животе).  В качестве объектов используются разные животные.

    Рыбы: вуалехвост, телескоп, монетка и др.

    Земноводные: лягушки, тритоны.

    Пресмыкающиеся: черепахи.

    Птицы: канарейки, волнистые попугайчики (размножение в неволе).

    Млекопитающие: морские свинки, хомячки, белые крысы, кролик и др.

Кроме этого, в уголке природы в каждой группе необходимо иметь:

  • натуральные овощи и фрукты, либо их муляжи.
  • наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее.
  • Альбомы «Времена года»;
  • книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные.
  • Рисунки детей о природе и поделки из природного материала.
  • Материал для труда. Оборудование для экспериментов. Для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал.
  • Для детей подготовительной группы будет интересна работа с лупой, микроскопом, весами.
  • Дидактические игры природного содержания.
  • Инвентарь за уходом за растениями (лейки, щеточки, палочки для рыхления, тряпочки и др.)

Уголок природы необходим не только для наблюдений. Ещё он способствует формированию трудовых навыков. Уже с младшей группы детей привлекают к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства по уголку природы.

Таким образом, уголок природы в детском саду нужен не только как оформление детского сада, но и является необходимой составляющей педагогического процесса в дошкольном учреждении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации трудовой деятельности в детском саду

О роли труда в формировании личностных качеств дошкольника. О содержании трудового воспитания. О применяемых в семье видах труда, об организации трудовой деятельности....

Консультация для педагогов ДОУ "Методические рекомендации по организации предметно-развивающей среде детского сада в соответствии с ФГОС ДО"

Консультация для педагогов ДОУ "Методические рекомендации по организации предметно-развивающей среде детского сада в соответствии с ФГОС ДО"...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ

Материал подготовлен для воспитателей и педагогов, в период перехода на ФГОС....

Рекомендации по организации книжного уголка в детском саду.

В предложенной презентации даны рекомендации по оформлению книжного уголка в разных возрастных группах....

«Методические рекомендации к организации родительского уголка в детском саду»

Данный информационный материал составлен в виде консультации для педагогов ДОУ....

Методические рекомендации к оформлению речевых уголков групп детского сада

Содержание речевого уголка в группах дектского сада....

Методические рекомендации по организации коллективного творчества в детском саду.

В статье предложены методические приемы по организации коллективного творчества по изобразительной деятельности....