Проект "Транспорт"
проект (младшая группа)

Бутримова Надежда Алексеевна

Цель: познакомить детей с основными видами транспорта и научиться дифференцировать транспорт по видам (воздушный, водный, наземный)

Задачи:

1.     Познакомить с понятием «транспорт»;

2.     Упражнять в умении общаться со взрослыми, отвечать на вопросы;

3.     Обогащать опыт общения детей между собой;

4.     Уточнить и расширить представления детей об основных видах транспорта (наземный, водный, воздушный);

5.     Упражнять умение ориентироваться в пространстве, действовать по сигналу;

6.     Способствовать развитию всех компонентов игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karta_proekta.docx41.56 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Проект «Транспорт»

Тема

Повышение уровня познавательного интереса к поведению на дороге в рамках данного проекта.

Название проекта

Транспорт

Тип проекта

Познавательный, игровой

Направление проекта

Познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое

Участники проекта

Дети, родители, воспитатели группы

Возраст детей

Младшая группа (3-4 года)

Продолжительность проекта

Краткосрочный  1 неделя

Проблема

Что такое транспорт, и  какой он бывает?

Актуальность

Тема транспорта актуальна в любом возрасте, поэтому начинать нужно практически с самого раннего. Не все дети хорошо дифференцируют транспорт, более того дети плохо понимают само понятие «транспорт».

А детский травматизм на дороге до сих пор занимает высокие места, поэтому перед нами стоит важная задача знакомить, а в дальнейшем обогащать и постоянно напоминать о  правилах дорожного движения

Цель

Познакомить детей с основными видами транспорта и научиться дифференцировать транспорт по видам (воздушный, водный, наземный).

Задачи

  1. Познакомить с понятием «транспорт»;
  2. Упражнять в умении общаться со взрослыми, отвечать на вопросы;
  3. Обогащать опыт общения детей между собой;
  4. Уточнить и расширить представления детей об основных видах транспорта (наземный, водный, воздушный);
  5. Упражнять умение ориентироваться в пространстве, действовать по сигналу;
  6. Способствовать развитию всех компонентов игры.

Предполагаемый результат

Данный проект за короткое время расширит знания детей о видах транспорта, даст первоначальные знания о правилах дорожного движения, обеспечит активное участие родителей и детей, вызовет положительные эмоции у всех участников проекта.

Продукт проекта

Выставка детских работ;

Создание книги, посвященной видам транспорта.

Методы проекта

Игровой, словесный, наглядный

Модель трех вопросов.

Что мы знаем?

Что сделать, чтобы узнать?

Есть машины, возят грузы, еще есть автобусы, трамваи, полицейские машины.

 Спросить у мамы, папы, тети воспитателя, у бабушки, дедушки

Этапы проекта

Действия детей

Действия педагогов

Действия родителей

Подготовительный этап

Рассматривание плакатов. Игры в уголке «Гараж» , конструирование города с дорогой, где есть въезд и выезд. Предварительная беседа с детьми о транспорте, что о нем дети знают. «Знакомство с улицей»,  рассматривание картинок «Транспорт»

Разработка проекта «Транспорт».

Изучение литературы и интернет ресурсов

Программа «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, А. А. Васильева и др. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность»

Составление примерных конспектов по данной теме

Анализ предметно развивающей среды.

Подборка дидактических игр, пальчиковой гимнастики, сюжетно-ролевых игр, подвижных игр

Беседы с родителями по предстоящему проекту

Деятельностный

С/р игры: «Поездка в магазин на автобусе», «Шоферы», «Грузовики везут кирпичи на стройку»

Д/игры: «лото транспорт», «найди тот транспорт, который назову», «плавает, летает, ездит»,  «починим автомобиль и поставим в нужный гараж», «определи вид транспорта», «собери машину» (из трех частей), «волшебный мешочек», «что лишнее»

Игры детей с машинами;

П/и «Воробушки и автомобиль», «Самолеты», «поезд», «поезд2», «автомобили»

И/с «Медвежонок чинит автомобиль», «Мойка  машин», «машина едет по улице»

Работа по обогащению опыта детей:

Проведение тематических занятий по познавательному развитию «Транспорт едем, плаваем, летаем»;

ФЭМП «Магазин автомашин»

Речевое

Аппликация «починим автобус»

Рисование «автомобиль»

Разгадывание загадок о транспорте;

Чтение литературы: Б.Заходер  «Шофер», А.Барто «Грузовик», В.Сутеев «Кораблик», стихи о транспорте «едем, плаваем, летаем», А.Кардашова «Жили-были автомобили»; А. Дорохов «Пассажир»

Пальчиковые игры: «Кораблик, велосипед, автобус»,

Консультации для родителей: Папки-раскладушки: «ПДД»

наблюдение за транспортом, светофором, поведением пешеходов на дороге, игры с ребенком дома. Индивидуальные консультации по запросам. Создание листов для общей книги по видам транспорта. (рисование, аппликация, раскраска по желанию).

Завершающий

Оформление выставки по  проведенному рисованию и аппликации

Создание совместной книги «виды транспорта»

Создание презентации-отчета по реализованному проекту

У родителей появился интерес к образовательной деятельности, от совместной деятельности с детьми.

Системная паутинка

Социально-коммуникативное развитие

С/р игры: «Поезд-ка в магазин на автобусе», «Шоферы», «Грузовики везут кирпичи на стройку»

Познавательное развитие

Конспекты нод «Транспорт, плавает летает, ездит»

д/игры «найди нужный транспорт», «плавает, летает, ездит»,  «найди ошибку», «починим автомобиль и поставим в нужный гараж», «найди тот, транспорт, который назову», «собери машину» (из трех частей), волшебный мешочек

Речевое развитие

«Конспекты НОД»

Разгадывание загадок о транспорте;

Чтение литературы: Б.Заходер  «Шофер», А.Барто «Грузовик», В.Сутеев «Кораблик», стихи о транспорте «едем, плаваем, летаем», А.Кардашова «Жили-были автомобили»; А. Дорохов «Пассажир»

Пальчиковые игры: «Кораблик, велосипед, автобус»;

Художественно-эстетическое развитие

Аппликация «починим автобус, рисование «автомобиль»

Проект «Транспорт» - продукт проекта книга «виды транспорта»

Физическое развитие

П/и «Воробушки и автомобиль», «автомобили», «Самолет», «поезд», «поезд2»

                                                                                                         Приложение №1

ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА « ТРАНСПОРТ»

1. «Полусонная» часть.

А) Потягивание в кроватях.

Б) Пальчиковая гимнастика «Машина».

У машины есть мотор, («Мотор» - вращают руками со сжатыми кулаками на уровне груди)

Есть колёса. В ней - шофёр. (Выполняют упражнение «колечки»)

Только я в машину сяду –

Вмиг домчит, куда мне надо! (Имитируют управление рулём)

2. Упражнения «Весёлое путешествие».

Еду я, куда хочу.

Словно птица я лечу. (Руки согнуть перед грудью, поворот в сторону, руки разогнуть в стороны, плавно повернуться в другую сторону, руки опустить)

Кручу я руль туда-сюда,

Машина мчится как стрела. (Вращение руками перед собой с наклоном вперёд, а затем назад)

По рельсам катится трамвай.

Эй, похожий, не зевай! (Руки вдоль туловища. Согнуть руки в локтях, имитировать движения колёс поезда, выдыхая произносить: тух-тух-тух)

За поворотом идёт поворот,

Будь осторожен в пути, пешеход! (Повороты в стороны с заведением руки назад)

3. Дыхательное упражнение ««СЕМАФОР».

Сидя, ноги сдвинуты вместе. Поднимать руки в стороны - вдох, медленно опускать вниз—длительный выдох, произносить «с-с-с-с-с». Повторить 3—4 раза.

4. Ходьба с вытягиванием носочка вперёд, по «камешкам».

                                                                                                        Приложение №2

Сюжетно-Ролевые игры

Игра-ситуация «Машина едет по улице»№1

Воспитатель подходит к ребенку, везущему игрушечный автомобиль, в спрашивает, что он делает, куда едет его машина. Если ребенок затрудняется, подсказывает ему игровую ситуацию: машина едет но городу, потом в гараж. Воспитатель с помощью показа, советов помогает ребенку разнообразить игровые действия: катать машину туда-обратно, везти ее с поворотами, препятствиями (объезжал их), к конкретному месту, объекту. Помогает ребенку ощутить себя водителем, который может планировать свои действия «Я поеду в гараж», «Мне надо на дачу..» Примечание. К З годам ребенок постепенно вживается в роль, называет себя шофером, то есть принимает эту роль на себя.

Игра-ситуация «Мойка машин» №2

Воспитатель подходит к детям, играющим в машинки, и говорит:

«Хорошо ездит твоя машина, Женя, но, по-моему, она немного запылилась. У меня есть шланг, можно полить ее водой, помыть. Машина любит, когда ее моют, ухаживают за ней. Тебе нужна тряпочка или мочалка? Намочи тряпочку, протри дверцы, кузов, стекла. Машина высохла, засияла. Вот какой у нее заботливый водитель!»

Игры с машинами и другим транспортом

Игра-ситуация «Медвежонок чинит автомобиль» №3

Воспитатель начинает игру: берет медвежонка и ставит возле машинки.

М едвежонок . Сегодня я поеду в гости, меня приглашал к себе зайка. Заведу мотор. Рр—р... Ой, что—то он не заводится. В чем дело? Попробую еще раз. Р-р-р... Опять заглох. Что делать? Почему не заводится моя машина? Она сломалась? (Плачет.)

Воспитатель (говорит сам с собой). Медвежонку сегодня не везет. Машина не слушается его, не заводится. (Обращается к ребятам.) Водители, у вас есть инструменты для ремонта? Саша, дай мне гаечный ключ. Спасибо. Вот, медвежонок, гаечный ключ. Я покажу тебе, как надо крутить. Саша, помоги ему подкрутить гайку. Хорошо получается. А еще надо вот здесь постучать. Женя, дай-ка молоточек. Стучи. А медвежонок пока возьмет машинное масло и смажет детали. Все, готово. Саша, заводи мотор. Медвежонок, подтолкни машину. Р-р-р... Р-р-р... Мотор зарычал, загудел, зафырчал: р-р-р... Р-р-р... У-у-у.. Фыр-р-р... Медвежонок вас благодарит. Спасибо, ребята.

Медвежонок. Я поехал в гости! До свидания! (Поет.)

Ты гуди сильней, мотор. Я — умелый шофер. Надо — влево руль кручу, Надо— гайку подкручу, дам сигналу погудеть— должен все шофер уметь.

«Шоферы»

Цель. Познакомить детей с профессией шофера. Научить детей устанавливать взаимоотношения в игре.

Игровой материал. Разнообразные машины, строительный материал, рули, светофор, фуражка регулировщика.

Подготовка к игре. Наблюдения за машинами на улице, целевые прогулки к автопарку, бензоколонке, автогаражу. Рассматривание картины «Автобус». Разучивание стихотворения А. Барто «Грузовик». Игра-занятие «Шоферы уходят в рейс». Наблюдение за играми старших детей и совместные игры с ними. Разучивание подвижной игры «Воробышки и автомобиль». Чтение и рассматривание иллюстраций: «Наша улица», рассматривание фотографий из серии «Маленькие шоферы». Постройка гаража из строительного материала.

Игровые роли. Шофер, механик, бензозаправщик.

Ход игры. Воспитатель может начать игру с прогулки по улице и наблюдений за машинами. В ходе наблюдений внимание детей педагог обращает на разнообразие машин, на то, что перевозят машины.

После прогулки в беседе с детьми воспитатель задает им следующие вопросы: «Какие машины вы видели на улице? Что везли машины? Как называется человек, который управляет машиной? Кто регулирует движение на улицах? Как пешеходы переходят улицу?».

Затем воспитатель предлагает детям поиграть в шоферов, взяв на себя роль регулировщика. Дети рисуют на земле дорогу с перекрестками и проезжей частью. Мальчики — «шоферы» «едут по мостовой», придерживаясь правой стороны улицы. Девочки — «мамы» с колясками гуляют по тротуару. Переходить дорогу разрешается только на перекрестках и только на зеленый свет светофора.

В последующей работе педагог знакомит детей с тем, что машины заправляются бензином. Дальнейшее уточнение и систематизация знаний позволяет детям в играх с машинами выделять три-четыре роли: шофер, механик, бензозаправщик.

При последующем проведении игры воспитатель может предложить детям послушать рассказ куклы-шофера: «В автопарке (гараже) работает много шоферов. Все они дружны между собой. Есть у них одно очень хорошее правило — никогда не оставлять товарища в беде, помогать всем и во всем: знакомым или незнакомым — любому шоферу. Вот едет, например, шофер и видит, что впереди на дороге стоит машина. Он обязательно остановится и спросит, что случилось, и непременно поможет: отольет из своей машины немножко бензина, поможет заменить колесо или просто возьмет на прицеп и довезет до гаража. Вот как дружно живут наши шоферы».

Затем воспитатель предлагает детям поиграть самостоятельно в игру «Как будто шоферы уходят в рейс».

В следующий раз игру можно начать с прочтения рассказа «Как машина зверят катала».

«Стоит на дороге машина. Сама синяя, кузов желтый, колеса красные. Красивая машина! Увидели ее лесные звери, остановились, смотрят. Аи, да машина! Хороша машина!

Любопытная белочка подбежала поближе. Заглянула в кузов. Нет никого! Прыгнула белочка в кузов, а машина-то и поехала: вперед-назад, вперед-назад.

Подъехала машина к зайчику, загудела: бип-бип-бип!

Прыгнул в машину зайчик. И опять машина поехала: вперед-назад, вперед-назад.

Подъехала машина к медвежонку, загудела: бип-бип-бип!

Влез медвежонок в кузов. Поехала машина: вперед-назад, вперед-назад. Белочка, зайчик и медвежонок рады!

Влез в кузов ежик. Поехала машина: вперед-назад, вперед-назад. Ура!

Накатались малыши, устали.

Первой из машины выпрыгнула белочка, за ней..? — зайчик. Потом вылез..? — медвежонок. А ежик — он ведь прыгать не умеет — никак не может слезть. Расстроился! Медвежонок, вот умница-то, вернулся и протянул ежику лапу. Воспитанные люди и звери всегда помогают друг другу.

Только ежонок вылез из машины, она и уехала. «До свидания, синяя машина! Спасибо тебе!» — закричали ей вслед зверята».

После прочтения рассказа воспитатель может предложить детям самостоятельно

«Поездка в магазин на автобусе».

Подготовка к игре: наблюдение за проезжающим транспортом на улице.

Игровые роли: Водитель, кондуктор, пассажиры.

Музыкальное сопровождение: песенка про автобус

Материал и оборудование: Игрушечный руль, кепка водителя, игрушечные билеты и деньги.

Цель: Социально-личностное воспитание детей через сюжетно-ролевую игру.

Задачи: 1. Закрепить знания детей о разных видах транспорта: автобус, поезд, самолет, грузовик.

2. Формировать у детей умение совместно развертывать игру, стимулировать творческую активность детей в игре;

3. Развивать интерес и желание участвовать в коллективных играх;

4. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре, доброжелательность. Формировать культуру общения и культуру поведения в общественном транспорте.

Ход игры

Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинку, что вы видите? (Показываю картинку - автобус)

Дети: (Автобус).

Воспитатель: Правильно, это автобус. Скажите мне пожалуйста, что есть у автобуса?

Дети: (дверь, колеса, окна).

Воспитатель: А для чего нужны автобусу колеса?

Дети: (чтоб ехал).

Воспитатель: Правильно, молодцы. Ребята, а сейчас я вам предлагаю отправиться в магазин игрушек. Я слышала, что в магазин привезли много новых и интересных игрушек. Поедем покупать?

Дети: Дааа.

Воспитатель: Поедем мы с вами на автобусе. Я предлагаю построить вам автобус из стульчиков. (Ребята с моей помощью расставляют стульчики).

Воспитатель: А кто будет шофером? (По собственному желанию выбирается шофер, и ребенок в роли шофера садится на переднее сиденье, держит игрушечный руль). Все автобус готов. Занимайте места и отправимся в путь.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете правила поведения в автобусе?

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, в автобусе не нужно шуметь, сидеть тихо и спокойно. Ну все, ребята, Сели поудобнее? Поехали. Водитель заводи машину! ЧИК-Чик. Мотор включился Би-БИП. Поехали.

Включается аудиозапись: Детская песенка по автобус

Воспитатель: Ой, ребята, нам так далеко ехать до магазина, вы устали?

Дети: Да

Воспитатель: Давайте отдохнем!  Выходите из автобуса.

(Выходят из автобуса). Проводится

(Физминутка) .

Зашагали наши ножки – топ-топ-топ!

Прямо по дорожке – топ-топ-топ!

Ну-ка, веселее – топ-топ-топ!

Топают сапожки – топ-топ-топ!

Вот как мы умеем – топ-топ-топ!

Это наши ножки – топ-топ-топ! Стоп!

Воспитатель: Все, ребята, отдохнули?

Дети: Да!.

Воспитатель: Можно дальше продолжать путь. Рассаживайтесь по местам, поехали!. Водитель заводи автобус. Чшшшш. Приехали, а вот и магазин. Сейчас я открою дверь, выходите.

Воспитатель: ОЙ, смотрите, сколько снега. Давайте пройдем через сугробы. (Дети поднимают ноги, представляя что они перешагивают через сугроб) .

Воспитатель: Ну вот, ребята, мы подошли к магазину. Заходим в магазин.

(За прилавком магазина сидит помощник воспитателя)

Воспитатель: Давайте поздороваемся с продавцом. Здравствуйте!

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: Ой, сколько много разных, красивых игрушек. Давайте будем покупать игрушки? А в магазине просто так не дают игрушки, надо их купить за деньги. (Раздаю игрушечные деньги). Ты какую ….будешь покупать игрушку? (Отвечает) А тебе что нравится…? (отвечает).

Воспитатель: Ну что, ребята, вам понравились покупки?

Дети: Да! .

Воспитатель: Тогда садитесь обратно в автобус, поедем, назад в группу! .Водитель, заводи машину. Би-бип, поехали!.

(Включается Аудиозапись - детская песенка про автобус)

Воспитатель: Ну вот и все, ребята, мы в группе.

Подводятся итоги игры:

Воспитатель: Куда мы ездили, ребята? А на чем мы ездили? Как нужно себя вести в автобусе? Вам понравилось наша поездка на автобусе?

Воспитатель: Вы наверное устали, и игрушки тоже? Давайте поиграем с вашими игрушками, …, ты не хочешь покормить свою куколку и напоить чаем? А ты …, мог бы поиграть со своим мишкой! (Организуется игра по желанию детей)

                                                                                                          Приложение№3

Физкультминутки

Физкультминутка — кратковременные физические упражнения — проводится во всех возрастных группах в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения (развитие речи, рисование, математика и др.).

Цель: повысить или удержать умственную работоспособность детей в процессе ННОД, обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников во время ННОД

Длительность физкультурных минуток обычно составляет 1-3 минуты.

Возраст детей: 3-4 года

Самолёты

Самолёты загудели (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками),

Самолёты полетели (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо),

На полянку тихо сели (присесть, руки к коленям),

Да и снова полетели.

Автобус

Мы в автобус дружно сели (приседают на корточки)

И в окошко посмотрели (делают повороты головой вправо, влево)

Наш шофер педаль нажал (одной ногой нажимают на воображаемую педаль),

И автобус побежал (бегут по кругу, в руках «руль»).

Самолет

Мы садимся в самолет,

Отправляемся в полет. (заводим мотор руками)

Мы летим над облаками, (руки в стороны)

 Машем маме, машем папе! (машем одной рукой, потом другой)

Видим, как течет река,  (одну руку ко лбу подносим, потом показываем волны)

Видим в лодке рыбака. (опять руку ко лбу и показываем удочку)

Осторожнее гора! (руки в стороны и наклоняемся по очереди)

Приземляться нам пора. (Присаживаемся).

Машина

По шоссе идут машины, (крутим руль)

По асфальту едут шины, (Прижимаем локти и двигаем ими вперед-назад)

По дороге не беги! (грозим пальцем)

Я нажму тебе : «Би-би!» (нажимаем на клаксон)

                                                                                                       Приложение №4

Подвижные игры

«Автомобили»

Задачи: Учить двигаться, сохраняя направление, выполнять действия в разных условиях, поддерживать интерес к движениям. Развивать внимание, умение действовать в коллективе. Закреплять знания сенсорных эталонов. Вызывать чувство радости от общения со взрослым и с сверстниками.

Материал. Нагрудные эмблемы с изображением машин (по числу играющих), дорожки разного типа, кубы или другие предметы, круг, квадрат из картона (гараж).

Описание игры: Дети изображают автомобили и встают за обозначенной чертой. Это гараж. По сигналу взрослого автомобили выезжают из гаража и едут по дороге, соблюдая элементарные правила (ехать в одном направлении, не наталкиваясь друг на друга). По сигналу взрослого: «Автомобили, в гараж!» — ребята меняют направление и едут в гараж.

«воробушки и автомобили»

Задачи: Совершенствовать ходьбу в разных направлениях, по ограниченной поверхности. Развивать внимание, умение реагировать на сигнал. Побуждать к активному взаимодействию со сверстниками.

Материал. Шапочки или эмблемы с изображением птичек, эмблемы автомобиля, скамейка, кубы или другие предметы.

Описание игры: Все дети изображают птичек. Роль автомобиля вначале выполняет взрослый. Он говорит: «Птички вылетели погулять». Дети-птички летают по группе, машут крыльями, клюют зерна. По сигналу взрослого: «Автомобиль!» — птички быстро убегают с дороги.

Вариант игры. Одна часть детей размещается на одной стороне группы, площадки — это птички. На другой стороне размещается другая часть детей — это автомобили. Взрослый говорит: «Птички летят!» — птички летают, машут крыльями, приседают, клюют зерна. Птички могут взбираться на скамейку, кубы и т. п. На сигнал: «Автомобили выехали!» — дети, изображающие автомобили выезжают на дорогу, а птички улетают в свои гнездышки. Автомобили ездят по дороге, объезжая препятствия (скамейки, кубы). При повторе игры дети меняются ролями.

 «Поезд»

Задачи: Учить двигаться в определенном направлении, согласовывать действия с другими детьми. Вселять чувство уверенности в своих возможностях. Побуждать к самостоятельным действиям.

Описание игры: Воспитатель предлагает нескольким детям встать друг за другом. Дети выполняют роль вагончиков, а взрослый — паровоза. Паровоз дает гудок, и поезд начинает движение: вначале медленно, а затем все быстрее и быстрее. Малыши двигают руками в такт со словами «чу-чу-чу».

Варианты игры

1. Роль паровоза выполняет ребенок.

 2.Детям предлагают выйти на остановке, где они играют, собирают цветы и т.п

3. Игра может проводиться под пение следующей песенки:

«Вот поезд наш едет,     Ребят он повез

Колеса стучат,                Далеко-далеко.

А в поезде этом              Но bqt остановка,

Ребята сидят.                  Кто хочет слезать?

Чу-чу-чу, чу-чу-чу.        Вставайте, ребята,

Бежит паровоз                Пойдемте гулять!»

Далеко, далеко,

После этих слов малыши разбегаются по группе или участку. По сигналу взрослого они встают друг за другом, изображая вагончики.

 «Поезд 2»

Задачи: развивать у детей умение выполнять движения по звуковому сигналу, упражнять в ходьбе, беге друг за другом.

Описание игры: дети строятся в колонну вдоль стены зала.

Воспитатель стоит впереди, он - «паровоз», дети - «вагоны». Дети не держатся друг за друга. Воспитатель дает гудок, и дети начинают двигаться вперед; вначале медленно, затем быстрее и наконец переходят на бег (при медленном движении дети произносят звуки «чух-чух-чух»). «Поезд подъезжает к станции»,— говорит воспитатель. Дети постепенно замедляют темп и останавливаются.

«Самолёты»

Задачи: упражнять детей в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга; выполнять движения по сигналу.

Описание игры: дети становятся на одной стороне зала. Воспитатель спрашивает: «К полету готовы?» Дети отвечают. Воспитатель продолжает: «Заводим моторы!». Дети по показу воспитателя делают вращательные движения руками перед грудью. После сигнала: «Полетели!» разводят руки в стороны и разбегаются по залу. По сигналу: «На посадку!» играющие возвращаются на исходную позицию.