Доклад из опыта работы "Театрализованная деятельность в детском саду"
статья

Николаева Ольга Евгеньевна

Доклад из опыта работы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx760.75 КБ

Предварительный просмотр:

Похожее изображение

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное                              учреждение детский сад «Солнышко» с.Криничное                                          Белогорского района Республики Крым

ДОКЛАД ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

«ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

                                                                      Подготовил воспитатель: О.Е.Николаева            первая младшая группа «»Пуговки»

                                                                                               

2021 год

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развивается духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра  – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту, способ усвоения общественного опыта.        

Третий год жизни ребенка непростой и чрезвычайно важный этап взросления малыша. Речь на протяжении всего третьего года жизни должна стремительно приближаться к речи взрослого, 1000 – 1200 слов при наличии необходимых условий. Грамотная, эмоциональная, образная речь взрослого и приобщение к чтению. Это в идеале, а на самом деле последние 5  –  10 лет уровень развития речи заметно снизился. С детьми все меньше и меньше говорят родители, дети все больше смотрят и слушают. У детей слабо развита мелкая моторика, современные игрушки, вещи и предметы устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. Липучки вместо пуговиц и шнурков и т.д.

Между речевой функцией и общей двигательной системой человека тесная связь. Речевой центр и центр мелкой моторики рук находятся рядом. Поэтому пальчиковые игры, пальчиковый театр  так популярны в наши дни.

Важнейшая задача третьего года жизни – развитие речи ребенка, активизация словаря, работа над эмоциональной стороной речи.

Психолог – философ, член  – корреспондент АН ССР С.А Рубенштейн в труде «К психологи речи» писал: « Чем выразительнее речь, тем более она речь, а она не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам»

А что может развить речь так, чтобы она стала выразительной, эмоциональной, как не театр.

Театр  – один из самых демократичных и доступных видов искусств  для детей, позволяет решать многие проблемы современной педагогики и психологи, раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и способствует его адаптации в социальной среде.

2019 год в России объявлен годом театра. Приняв группу малышей в возрасте с 2-х до 3-х лет решила изучить методические разработки и педагогические исследования по теме « Театрализованная деятельность в детском саду» и опробовать  новые знания и применить мой педагогический опыт на практике.

В настоящее время в науке не существует единого взгляда на сущность понятий « театрализованная игра» и « игра – драматизация». Одни ученые полностью отожествляют театрализованную игру  и игру –  драматизация является разновидностью театрализованных игр.

Меня заинтересовала данная педагогическая проблема, обратилась к исследованиям в этой области к работам Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Н. А. Ветлугиной, Д.В.Межерицкой, Л.С.Фурминой, проанализировав их исследования можно сделать вывод: «Театрализованная игра  –  творческая художественно – эстетическая деятельность, носящая игровой характер.

В своей педагогической практике использую:

1.Методические разработки Т.Н.Дроновой «Руководство детской театрализованной игрой».

2. «Методическое руководство и сопровождение театрализованной деятельности» Н.В. Додокиной

3. «Театрализованные занятия в детском саду» М.Д.Маханевой

4. Интернет – ресурс

Остановлюсь подробно на этих методических разработках.

Взяв за основу методическое руководство Н.В.Додокиной был составлен перспективный план работы «Театрализованная деятельность для первой младшей группы». «Театрализованные занятия в детском саду» М.Д. Маханевой  – прекрасный материал для развития речи ребенка, творческой активности (мимики, интонации, выразительных движений).

Для осуществления работы по теме поставила целью решить следующие задачи.

ЗАДАЧИ:

  1. Поддерживать интерес к кукольным и драматическим спектаклям. Побуждать принимать активное участие в постановках.
  2. Продолжать развивать речь детей средствами кукольного театра                (расширять словарный запас, развивать артикуляцию, четкого и правильного произношения).
  3. Знакомить с приемами кукловодождения
  4. Побуждать участвовать в свободных плясках с игрушками, театрализованными куклами совместно с педагогом и самостоятельно.

        Для осуществления поставленных задач необходимо разработать план. Такой перспективный план составляю на каждый учебный год.

        При составлении перспективного плана совместно с музыкальным руководителем Герасимцевой Ж.В. было изучено методическое руководство Н.В.Додокиной «Театрализованная деятельность для первой младшей группы», «»Театрализованные занятия в детском саду» М.Д.Маханевой.

Для успешного формирования творческой активности в театрализованной деятельности нужно создать условия.

Дополнительная подготовка воспитателей – это и задачи по самообразованию и взаимопосещения вечеров–развлечений и утренников, мастер–классы, использование в работе интернет – ресурса.

Материальная база – одно из основных условий театрализованной деятельности. В нашем детском саду богатейшая костюмерная, созданная сотрудниками детского сада и коллектива родителей.

В младшем возрасте большое значение имеет «Уголок ряженья». Маленькие дети  – замечательные актеры: стоит кому – то из них надеть хотя бы часть какого  – то костюма, как он сразу же входит в образ

В группе есть «Уголок ряженья», где для детей собраны юбки, шляпки, маски  – шапочки. В вечерние часы устраиваем импровизации. Уже мой второй набор детей не испытывает дискомфорта, когда его наряжают на занятие или на праздник. Имея свободный доступ к шапочкам – маскам имитируют повадки животных и свукоподражают  им.

Безусловно своеобразная координатором музыкально – педагогической работы в детском саду является музыкальный руководитель. И мне хочется отметить работу Герасимцевой Жанны Владимировны. Имеет высшее педагогическое образование Талды-Курганский пединститут им. Джансугурова. Стаж работы 11 лет, в нашем детском саду почти 6 лет, специалист 1 категории с 2018 года.  

Работая в тесном контакте смогли добиться, могу с уверенностью сказать, хороших результатов в нашей совместной работе.

За время моей работы в младшей группе были показаны спектакли:

1.Вечер – развлечение «Охрана безопасности жизнедеятельности для детей от 2-х до 4-х лет». Это совместная работа с воспитателем Сергиенковой Анастасией Олеговной. Очень благодарна ей за взаимопомощь и сотрудничество.

2. Театральная постановка по украинской народной сказке «Пых»

3. Вечер – развлечение по сказке «Колобок»

4. Вечер – развлечение «Воробушки»

Показаны театральные постановки музыкальным руководителем Герасимцевой Жанной Владимировной:

  1. Кукольный театр «Волшебный шиповник», «Зайка заболел»
  2. Театральное представление « В гостях у сказки»
  3. Вечер – развлечение «Прощание с ёлочкой» с элементами кукольного театра.

Приступая к работе приложила силы к созданию материальной базы. Нашла горячий отклик у руководства детского сада, родителей, родственников, коллег, подруг, соседей. У всех тех, кто не равнодушен к детям.

           В группе создан театральный уголок, который постоянно пополняется. В младшем дошкольном возрасте можно использовать следующие виды детского театра:

  1. Настольный театр игрушек.    

Это обыкновенные игрушки, которыми ежедневно играют дети. Их можно приобрести в магазине, сделать своими руками. Специальная площадка – детский стол или напольный коврик. Цель таких показов – развлечь и порадовать детей.

В группе собраны игрушки для показа сказок:

  1. «Колобок» русская народная сказка
  2. «Теремок» русская народная сказка
  3. «Рукавичка» украинская народная сказка
  4. «Три медведя»
  5. «Маша и медведь»
  6. «Сказка о глупом мышонке»
  7. «Заюшкина избушка»

2.Настольный театр картинок (плоский театр)   

Его можно сделать своими руками или приобрести готовый из дерева. Состояние персонажа, его настроение передает интонация ведущего – радостная, грустная, жалобная.

1.Сказка «Репка»

2.»Волк и семеро козлят»

3. «Гуси – лебеди»

3.Пальчиковый театр  

Атрибуты ребенок надевает на пальцы и сам действует за персонажа, изображение которого у него на руке. В группе подготовлены игрушки для рассказа потешек «Заинька – зайка», «Солнышко», «Колобок – румяный бок», «Капитошка», «»Бусины». Данный вид театра малыши используют как пальчиковые игры, что способствует развитие мелкой моторики и артикуляции.

4.Театр кукол «Бибабо»

        Его еще называют тетр «Петрушки». Эти куклы также можно приобрести в детских магазинах или сделать самим. Любимая игрушка моих малышей «Зайчик», который приходит поздороваться и пожать ручку, погладить по голове, просто создать хорошее настроение.

  1. Куклы – марионетки

Также частые гости у малышей. В плане научить детей кукловождению.

А еще у нас в группе есть домик с окошком – настоящая избушка для показа кукольного театра. Вместе с моим помощником Щербиной Ириной Олеговной дети просмотрели инсценировки, которые предлагает Гербова на занятиях по развитию речи:

  1. Игра – инсценировка «Добрый вечер, мамочка»
  2. Инсценировка В.Сутеева «Кто сказал мяу»
  3. Инсценирование сказки «Теремок»
  4. Игра – инсценировка «Как машина зверят катала»

Условность кукольного театра близка и доступна детям. Они быстро включаются в спектакль, отвечают на вопросы кукол, выполняют их поручения, дают советы, предупреждают об опасности, оказывают помощь героям. Необычность зрелища захватывает их и переносит в сказочный, увлекательный мир.

Вижу конечным результатом своей работы сделать из маленького ребенка не благодарного «зрителя», а «актера». Задача воспитателя помочь продумать и предложить каждому ребенку (старшие дети это могут сделать сами) выстроить линию диалога, понять сущность роли.

Первичное становление позиции «артист» − долгий и кропотливый труд. Постепенно расширяю игровой опыт детей за счет освоения разновидностей игры – драматизации:

  1. Игра – имитация отдельных действий человека, животных и птиц и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети захлопали в ладоши, улыбнулись, запрыгали на месте)
  2. Игра – имитация хорошо знакомых сказочных персонажей (медведь, зайчику, птички и т.д.)
  3. Игра – имитация под музыку
  4. Бессловесная игра – импровизация по текстам стихов и прибауток
  5. Игра – импровизация по текстам стихов и прибауток

Нужно помнить, что внимание в этом возрасте непроизвольное, они могут сосредоточенно заниматься доже самым интересным делом не более 10 минут.

Естественно дети не сразу овладевают умением правильно держать себя на сцене: они скованы, речь их не выразительна, небрежна. Необходима работа над ролью, нужна специальная актерская тренировка. Ее цель – помочь овладеть средствами выразительности.

Передать характер персонажей в движении помогает музыка. Имитационными движениями обучаем детей на музыкальных занятиях, занятиях физкультурой на прогулках во время проведения подвижных игр.

  1. Музыкально – ритмические движения на музыку Машканцевой «Дождик», «Воробушки»; музыка Аросевой «Погуляем»; русские, украинские, белорусские, болгарские народные мелодий – имитация движений животных в обработке Е.Теличеевой, А.Александровой; музыка Филипенко, М.Раухвергера и другие.
  2. «Марш и бег» муз. Е.Тиличеевой, «Вот как мы умеем», «Кошечка», «Где ты, зайка?» и др.

На занятиях по физической культуре:

  1. «Воробушки и автомобиль»
  2. «Солнышко и дождик»
  3. «Птички летают»
  4. «Обезъянки»
  5. «Лохматый пес»
  6. «У медведя во бору» и др.

            В свободные часы работает школа «Актерского мастерства». Занятия 3-5 минут. Занятия составлены в игровой форме, доставляют детям удовольствие и радость.                                                  

Мною разработаны театральные миниатюры. Постаралась использовать все маски-шапочки «Уголка ряжения» в группе.

Мои миниатюра составлены таким образом, что в них могут принимать участие все дети- говорящие и нет (к сожалению есть и такие). Ребенок учится слышать и понимать речь воспитателя, подражать ему, повторять движения.

При подготовке к драматизации проводится большая работа. Предлагаю желающим детям изобразить движения героя, его настроение. Учитывая возраст детей подготавливаются на роль 2  – 3 ребенка, чтобы не «сорвать» запланированное представление. И здесь, при подготовке, как образец выступаю сама.

После подготовке маленьких актеров начинаю подбор сказки для представления, спрашиваю желание детей, уточняю с ними возможности постановки, т.е материальную базу.

После этого подключаю к работе родительский коллектив. Они помогают в подготовке реквизита. К сожалению, учитывая возраст моих детей, родители не приглашаются. Но используя современные технические возможности могут оценить работу педагогического коллектива в записи. В группе создана интернет – страничка, где мы размещаем видео и фото наших представлений.

 27 марта-  «Всемирный день театра». Совместно с музыкальным руководителем проводим праздник для детей «В гостях у театральной игрушки» . В этом году В России заработал первый театр, в котором играют дети, для детей. Состав труппы от 4 ле и старше.

Две группы в детском саду работают по теме «Театрализованная деятельность» - старшая группа воспитатель Сергиенкова Анастасия Олеговна и первая младшая группа Николаева Ольга Евгеньевна.

Хотим сказать огромное спасибо заведующему детского сада - Любимовой Наталье Николаевне. Человеку, чей самоотверженный труд делает наш детский сад с каждым годом лучше и лучше. Теперь в нашем зале можно играть спектакли со сменой декораций, а это уже театр.

В заключение хочу сказать – театрализованная деятельность не появится сама собой. Ведущая роль в этом принадлежит воспитателю. Необходимо, чтобы воспитатель сам умел не только выразительно читать или рассказывать что – либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому «превращению», т.е сам владел основами режиссерских умений.

Многие великие актеры начинали со слов «Кушать подано». Поставьте себе целью –  развитие и самосовершенствование, но не переставайте учиться, любите детей и у Вас все получится.

                                                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Проектная деятельность в детском саду"

Этот доклад был представлен на семинаре по теме «Проектирование образовательной программы в части, формируемой участниками образовательных отношений», цель которого повышение профессионализма пед...

Доклад на тему "Проектная деятельность в детском саду"

Этот доклад был представлен на семинаре по теме «Проектирование образовательной программы в части, формируемой участниками образовательных отношений», цель которого повышение профессионализма пед...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта старшего воспитателя МБДОУ Д/с № 102 «Подснежник» Степановой О.И. Тема инновационного опыта: Проектная деятельность в детском саду

Актуальность и перспективность опытаВсесторонне развитый человек должен как можно раньше получить позитивный социальный опыт  реализации собственных замыслов. Уникальность каждого человека,...

Доклад «Формы организации музыкальной деятельности в детском саду»

Различные формы организации музыкальной деятельности в работе музыкального руководителя ДОУ....

Доклад «Особенности организации образовательной деятельности в детском саду»

Особенности организации образовательной деятельности в МБДОУ Детском саду № 17 г. Кызыла Республики Тыва...

Доклад на тему: «Проектная деятельность в детском саду»

Мгновенный ответОсновной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами...

Доклад :«Проектная и экспериментальная деятельность в детском саду как средство развития экологического воспитания в ДОУ».

Доклад :«Проектная и экспериментальная деятельность в детском саду как средство развития экологического воспитания в ДОУ»....