СТАТЬЯ - Характеристика и тенденции развития современной российской семьи
статья

Кремова Анастасия Владимировна

Конец ХХ и начало ХХI века отмечено в России повышенным интересом специалистов различного профиля (социологов, экономистов, психоло­гов, педагогов и др.) к проблемам со­временной семьи. Внимание учёных объясняется не только профессио­нальной проблематикой, но и наличием значительных трудностей в раз­витии этого социального института. Современная российская семья пере­живает изменения, которые в одних случаях определяются как кризис, в других - как её трансфор­мация. Иссле­дователи обычно указывают на струк­турную неустойчивость семьи, ценностно-нормативную девиантность, малодетность, рост числа разводов, появление сиротства при живых ро­дителях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Характеристика и тенденции развития современной российской

семьи

Семья является социальным институтом, т.е.   составной частью правильно налаженного механизма общества, призванного упорядочивать образ жизни и действия ее лиц. Английский социолог Э. Гидденс выдвигает такое понятие семьи. «Семья - группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми». Семья  как ячейка общества, начинает свое существование с того времени, когда  молодые люди вступают в брак, который представляет собой общественную форму взаимоотношений мужчины и женщины, которые изменяются со временем. Используя брак, общественный строй вводит требования, регламентирующие  права и обязанности супругов.

Семья, как считает В.С. Сергеева, «представляет собой систему взаимодействий и связей, основанных на определенных ценностях и широком социальном контроле, имеющем свои стимулы и ограничивающие санкции».

В настоящее время одним из направлений развития семьи отмечается следующее: заметно снижается многодетность и среднедетность, результатом чего становится увеличение  числа малодетных семей. Хотя в последнее время наблюдается увеличение рождаемости, во многих российских областях наблюдается значительный прирост населения, однако в общем отмечается преобладание однодетной семьи.

Еще одно направление в формировании семьи в настоящем – это нарастание нуклеаризации, т.е. когда семья, состоящая из родителей и детей, отделяется от ближайших своих родных.  Основная часть молодоженов стремятся к самостоятельной жизни в своей собственной квартире без присутствия родителей и других родственников,  отделение родителей с детьми от других родственников. Данная установка обладает как позитивными, так и негативными аспектами. С одной точки зрения молодая семья  обучается проявлению самостоятельности, ответственности, уважительности и взаимного понимания. А с другой точки зрения  молодая семья  не прибегает к помощи представителей более старшего поколения, необходимые при появлении детей.

На личностное формирование  детей благотворно влияют контакты  с дедушками и бабушками, которое не достает без каждодневного общения с ними.

Отрицательным моментом нуклеаризации становится и беспризорность людей пожилого возраста. Однако независимость  семьи вероятнее всего будет увеличиваться.  Вследствие этого социуму необходимо искать новые способы и средства, позволяющие предотвратить имеющиеся отрицательные направления.

Другим немаловажным направлением в формировании  семьи в настоящее время становится  мнение, что изменяется «стиль внутрисемейного взаимодействия, переход от повелительного общения к партнерскому». Данное направление называется «эгалитаризация» или «демократизация».

В семье с преобладанием данного стиля взаимоотношений у каждого представителя семьи, том числе и у ребенка, есть и обязанности, и права.

Любой член семьи имеет личное место существования, может свободно высказывать свою точку зрения, обнаруживать активность и т.д.

В таких семьях все  ее члены  понимают, что нужно уважительно относиться к представителям старшего поколения, заботиться о них, быть внимательным, терпеливым. Естественно, если супружеская пара не созрела личностно и не достигла определенного уровня развития нравственности взаимоотношений, основанные на убежденности равноправия между супружеской четой,  такие отношения не появятся.

Замена стиля взаимодействовать авторитарно на демократично способствовала изменению ролей между  супружеской парой. «В данном случае говорят о переходе от взаимодополняемости к взаимозаменяемости».

В структуре современной семьи в одно время встречаются три модели семьи: «патриархальная, детоцентристская и супружеская», переплетающиеся в реальной жизни.

Каждая модель семьи характеризуется собственной воспитательной системой.

Патриархальная семья – самая старая. Главным в  данной семье становится отношения, основанные на общем происхождении от одних родителей: жена зависит от мужа, дети от родителей, поэтому жестко закрепляются роли в семье.

 Брак  с внешней стороны устойчив, в семье живут представители разного возраста: прабабушки, бабушки, мама, ребенок и т.д. В данной семье одобряется наличие большого количества детей.  Глава в такой семье муж: он  распоряжается хозяйственными запасами семьи, средствами, только он единолично решает все главные вопросы. Супруга находится в его подчинении, отмечается уважительное отношение к мужу. Данная модель семьи характеризуется властью родителей и воспитательной системой, основанной на слепом, беспрекословном подчинении власти, диктатуре.

Детоцентристская семья придает высокое значение принадлежащей отдельной личности жизни, близости и  важности ребенка. Взаимоотношения между супругами более или менее равноправные.  Дети становятся субъектом особенной заботливости и опеки, чувства близости, основанного на преданности и  симпатии родителей, которые проявляют максимальные возможности  в том, чтобы дать ребенку лучшее образование.

 Родительство является главной функцией семьи, при этом стили воспитания разнообразны: от авторитарного до изнеживающего. Во всей совокупности ребенок обладает  многими вещественными и нравственными ценностями, гораздо большими, «чем их родители, и могут выступать как главный смысл семьи».

С изменением положения женщин в обществе связано появление супружеской семьи. Женщины принимают участие в разных областях: общественной, политической, культурной, изменяют при этом атмосферу семьи, с успехом сочетают и работу, и семью. Такому обстоятельству помогает то, что отмирает двоякий  образец с точки зрения приобретения образования, женщины участвуют в жизни общества, переносят на машинную, индустриальную технику бытовые проблемы дома, растет количество учреждений образования для детей,  способность к планированию количества детей в семье.  Мужчины, потеряв связанное с профессией исключительное право, не хотят отказываться от  своего исключительного положения в семье, которое  создано традициями. Это зачастую является причинами конфликтных ситуаций, возникающих в семье.

Отмечается стремление к тому, чтобы расширить роль мужчины-родителя,  которая не сразу,  без резких скачков вбирает в себя отдельные элементы, приписываемые традицией материнскому поведению.  Супружеская модель предоставляет  огромные средства для реализации  отдельного представителя семьи: желания супруга и супруги намного многообразнее  интересов, а надобность и нужда, требующая удовлетворения, и   сфера коммуникации оказывается намного шире  и проявляется за пределами брака.  

При этом главные, лежащие в основе, ценности семьи сначала предполагают формирование во взаимных отношениях мужа и жены и лишь затем приобретает значение основы для взаимоотношений детей и родителей. В настоящее время главными условиями, снижающими семейную степень воспитания, называют необеспеченность, нужду, большую загруженность мам и пап, негативный эмоциональный семейный климат.

Многие родители   не могут в полной мере обеспечить своих детей, так как испытывают нехватку денежных средств, малообеспечены, поэтому не могут тратить денежные средств анна то, чтобы дать хорошее образование, организовать  свободное время, оплатить учреждения дополнительного образования.  

Мы наблюдаем выражение в лишении человека его роли в социуме у большого количества представителей молодежи, или наличие недостаточных и ограничительных причин, вещественных и душевных источников, необходимых для формирования разных сторон личности и включения их в социальный процесс.

Если происходит нарушение порядка, организованности в семейной жизни, нарушаются моральные правила и  традиционный быт   семьи, которые уже сложились.  

Возрастают серьезные разногласия в супружеской паре,  между родителями и детьми, угнетенное подавленное состояние является результатом правовой, моральной, экономической беззащитности. Увеличивается число конфликтов, которые возникают из-за различных расхождений во мнениях, взглядах членов семьи.

Однако дети особенно нуждаются в любви родителей,  им нужно ощущать, что родители их любят, ценят, признают их достоинства и недостатки. Не что иное как родительская любовь и внушает детям твердую веру в свои силы и способности, гарантирует безопасное взаимодействие с внешним миром.

Таким образом, отличительными чертами современной семьи можно назвать следующие:

  1. В основе зарождения семьи - любовь как высшее чувство человека  (но сохранить данное чувство в браке – это проблема).
  2. В большинстве случаев наибольшее распространение получили гражданские, светские браки (однако в последнее время увеличивается количество церковных браков).
  3. Равные права  супругов в браке, защита прав всех членов семьи на законодательном уровне.
  4. Браки заключаются независимо от того, к какой национальности, религии, социальной группе принадлежат супруги.
  5. Брак может свободно заключаться и расторгаться.
  6. Наблюдается стремление к организации активных и равноправных семейно-брачных отношений, экономической и нравственной свободы всех членов семьи.
  7. «Тенденция увеличения нуклеарных семей, которые состоят из одного-двух поколений; потребность в свободе и самостоятельности молодых семей».
  8. «Семьи в основном одно-, двухдетные, многодетной в последнее время считается семья с тремя детьми».

Детско-родительскими отношениями считаются такие семейные отношения, в которые непосредственно включены дети.

Сущность  определения «детско-родительские отношения» в литературе по психологии и педагогике  не имеет однозначного определения. Согласно одной точке зрения, понятие определяется  как  подструктура отношений в семье, которая включает отношения, которые связаны между собой,  но не являются равноценными: отношение детей к родителям и родителей к  детям - родительское (матери и отца) отношение. Также детско-родительские отношения рассматриваются как «активное взаимодействие и влияние родителя и ребенка, в котором ярко проявляются социально-психологические закономерности межличностных отношений».   

В психологической науке зарубежных стран своеобразие отношений между детьми и родителями рассматривается с позиции «психоаналитического направления (З. Фрейд, Э. Эриксон, Д. Винникот, Э. Берн и др.), бихевиористского направления (Дж. Уотсон, Б. Скиннер, А. Бандура и др.) и гуманистического направления (Т. Гордон, К. Роджерс, Дж. Байярд, В. Сатир и др.)».  

Ю.Б. Гиппенрейтер изучает отношения родителей и детей со стороны своеобразия общения. Ученый также обращает внимание на исключительное значение стиля общения с ребенком для формирования его личности, исполнение совершенно необходимых, имеющих важное значение потребностей ребенка находится в сильной зависимости от стиля родительского общения, «которое может быть как здоровым, так вредоносным».

А.Я. Варга считает, что «родительское отношение - это целостная система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера ребенка, его поступков».

Согласно А. С. Спиваковской «родительское отношение является реальной направленностью, позволяющей описать отношения, в основе которых заложена оценка детей, которая выражается в том, как родители и дети взаимодействуют и какие мотивы ими руководствуют».

По мнению А.Я. Варги и В.В. Столина, установки родителей, мнение родителей  «и пережитое внутри себя отношение к ребенку, а также взаимодействие с ним во всех сферах жизни в совокупности и являются родительским отношением». Все составные части  родительского отношения воздействуют на общественную и индивидуальную инициативность детей.

«Под родительской установкой, по мнению А.С. Спиваковской, понимаются реальные направленности воспитания отца и матери, которые возникают благодаря мотивам воспитания и совокупности 3-х факторов: представление о ребенке у отца и матери, характер общения с ребенком и отношение к нему».

Среди современных имеется несколько классификаций, основанных на значении чувственных связей в семейной системе и эмоциональных аспектов  общения между членами данной системы. Например, классификация, которую предложили А.Я.Варга и В.В. Столин, в которой дано описание «собирательных типов отношения родителей к детям: принятие – отвержение, кооперация, симбиоз, авторитарная гиперсоциализация, маленький неудачник».

Отношения, которые отличаются гармоничностью, это такие, в которых не наблюдается непримиримых противоречий. Все антагонизмы, которые имеются, могут окончиться плодотворно, и будут способствовать дальнейшему развитию семьи. Такими могут быть детско-родительские отношения, когда  и те, и другие до конца  принимают друг друга такими, какими они есть. В реальности отношения детей и родителей с полной гармонией бывают очень редкими, но возможно их обсуждение как о стремлении людей к некоему идеальному образу.

Семьей с полной гармонией  считается такая, где присутствует любовь, чувство близости, основанное на преданности, симпатии, не  имеет место соперничество и разные сопротивления, наблюдается плодотворное выполнение   ролевых обязанностей и управление  семьи способами, основанными на демократии,  без психологического захватывания  власти.

В семье, в которой отсутствует гармония, присутствует «семейный перекос», главными становятся отношения власти – подчинения; эмоциональные отношения не симметричные (зависимость и игнорирование); члены семьи не выполняют свои роли и функций; отсутствует взаимная помощь и совместное участие в общих делах.

С.А. Куликова определяет «гармоничную семью как гибкую «экосистему», адекватно реагирующую на внешние изменения. Супружеская и детская подсистемы осознают четкие границы. Родители возглавляют и управляют, отстаивают интересы системы семьи, контролируют собственные действия. Гармоничная семья обладает следующими характеристиками:

  • учитывать  точку зрения каждого члена семьи при возникновении споров;
  • разделять ответственность и обязанность;
  • эмоционально поддерживать и уважать;
  • верить в себя, адекватно оценивать каждого члена семьи;
  • наличие  традиций и ритуалов семьи;
  • «создать условия для благоприятного формирования каждой личности».

Е.О. Смирнова, изучая своеобразие отношений между детьми и родителями, отмечает, что, в первую очередь они обладают убедительной  эмоциональной важностью как для детей, так для родителей.

Во вторую очередь наличие двойственности  в детско-родительских отношениях, которая находит выражение в том, что родителям с одной точки зрения необходимо  оберегать детей от опасных ситуаций, а с другой  предоставить детям возможность самостоятельно взаимодействовать с  окружающим миром.  Еще одна  особенность родительского отношения родителей к детям состоит в том, что оно претерпевает изменение по мере взросления ребенка, т. е. «отношение к дошкольнику очень отличается от отношения, например, к подростку».

Таким образом, детско-родительские отношения требуют рассмотрения в контексте возраста. С точки зрения И.А. Логиновой, описание развития отношений детей и родителей дается не только со стороны изменений возраста детей, но и со стороны родительского возраста. «Возраст - это фактор, который опосредует все отношения личности, в том числе и отношение к детям».

Таким образом, можно видеть, что отношения между детьми и родителями различными учеными обозначаются разными определениями и терминами, определяющимися начальными теоретическими позициями авторов. А также  практически во всех подходах можно  увидеть начальную раздвоенность,  создающую противоречивость  или расхождение по разным полюсам отношений родителей. С одной стороны, основной отличительной чертой отношения родителей является любовь, определяющая доверительное отношение к ребенку, радостное чувство и наслаждение от общения с ним, желание защищать и оберегать, безусловно, принимать, оказывать   внимание. С другой – для отношения родителей характерна требовательность и контроль.

Не кто иные, как родители демонстрируют детям реальную жизнь, показывают образец поведенческих норм и правил общества, дают оценку его поведению, проводят обязательные меры воздействия, обусловленные конкретными установками родителей.  

Таким образом, понятие «детско-родительское отношение» определяет взаимную зависимость родителя от ребенка и ребенка от родителя, их переживания, действия и реакции, связанные с возрастно-психологическими особенностями детей и родителей, а также, внутрисемейного общения. Компонентами детско-родительских отношений являются: родительские установки и представления; степень эмоционального принятия ребенка; требования и контроль; любовь и забота; мотивы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Современная российская семья и ДОУ"

При этом опыт работы показывает: взаимодействие педагогов детского сада и семьи – необходимое условие полноценного развития дошкольников. Конечно, подобное согласованное взаимодействие возникает...

Статья на тему: Современные тенденции развития дошкольного образования

Статья посвящена тенденциям развития дошкольного образования, в ней говорится о государственном стандарте ДО, его периодах идеях, основных задачах и принципах построенных на их основе....

Статья. Характеристика особенностей в развитии творческих способностей детей в дошкольном возрасте.

Характеристика особенностей в развитии творческих способностей детей в дошкольном возрасте....

тенденции развития современной семьи

Семья - социальный институт находящийся под влиянием общества!...

Обоснование необходимости педагогической поддержки современной российской семьи

Основные задачи, поставленные перед отечественным образованием Национальной доктриной образования в Российской Федерации и Концепцией модернизации российского образования, базируются на положении о то...

Статья Духовно-нравственное, социокультурное развитие современного дошкольника через приобщение к Русской Народной Культуре

laquo;Социокультурное воспитание ребёнка должно начинаться очень рано, когда ребёнку очень далеко до грамотности, когда он только научился хорошо видеть, слышать и кое-что говорить». А. С. Мака...