Календарь погоды
методическая разработка (младшая группа)

Максимова Светлана Валерьевна

Учебно- методическое пособие "Календарь погоды"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_kalendar_pogody_1.docx362.96 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский  сад № 102 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по социально-личностному направлению развития детей»

660028  г. Красноярск  ул. Мечникова, 41а , тел. 298-26-66,

660028  г. Красноярск  ул. Новая Заря, 33, тел. 298-48-60

Электронная почта: sad102krsk@mail.ru

Сайт: http://krasdetsad102.ru

Методические рекомендации

по использованию дидактического пособия «Календарь погоды» для ознакомления детей раннего возраста с природой и природными явлениями.

C:\Users\79235\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\B9ZnzD8NM0g.jpg

 Автор:  Андреева Светлана Валерьевна,

                                            воспитатель МБДОУ №102  

Красноярск, 2020г

Пояснительная записка

  1. Актуальность

Согласно программы ФГОС, в каждой группе детского сада необходимо создание уголков природы и погоды для ознакомления детей с природой и природными явлениями. Как показывает практика дошкольного воспитания - познание закономерностей сезонных изменений сопряжено с рядом трудностей. Это относится, прежде всего, не к усвоению характерных признаков сезонов, а к пониманию процесса постепенного нарастания этих признаков и качественных изменений при переходе от одного сезона к другому.

Отсутствие резкой видимой границы между временами года создает у детей обманчивое представление о постоянстве окружающей среды. В конце осени, например, ребята забывают, что в ее начале было тепло, было много цветов и зелени. Дети без помощи взрослого не улавливают логику закономерных изменений.

Знакомство с явлениями природы начинается в младшем дошкольном возрасте. Основная форма работы - систематические наблюдения в повседневной жизни и целевые наблюдения. Важно, чтобы с явлениями каждого периода дети знакомились неоднократно. С этой целью воспитатель проводит ряд наблюдений в начале и конце сезона и планирует одну неделю ежедневных наблюдений в разгар сезона.

Методика работы с детьми соответствует возрастным особенностям. С малышами педагог наблюдает каждое явление отдельно (например, только дождливую погоду или только листопад). Восприятие природы должно вызывать яркие эмоциональные впечатления. Детям интересно смотреть и слушать, как шуршат и развеваются бумажные ленты на ветру, как летит подхваченная им пушинка или крутится разноцветная вертушка. Чтобы восприятие явления было образным, желательно читать детям выдержки из литературных произведений. Слова воспитателя должны способствовать формированию представлений не только о явлении, как о таковом, но и о его сезонном характере. Например, при повторных наблюдениях снегопада педагог говорит: «Опять идет снег. Посмотрите, как большие снежинки тихо кружатся и падают на землю. Снег всегда идет зимой». Или рассматривая с малышами березку в осеннем уборе воспитатель сообщает: «Посмотрите на березку, листики на ней все желтые, она как будто надела желтое платьице. Так всегда бывает осенью».

Для уточнения и закрепления складывающихся представлений в уголке природы необходимо иметь календарь-картинку «Какая сегодня погода». Для этого следует заготовить набор цветных картинок, однотипных по оформлению. Содержание их отражает основное состояния растительного мира для каждого сезона отдельно. Например, для осени может быть набор из следующих картинок: тихая солнечная погода, желтеющие деревья; пасмурная погода в начале осени; дождь, порыв ветра, листопад; пасмурная погода, почти голые деревья.

Работа с календарем погоды проводится всякий раз после наблюдения. Возвращаясь с прогулки, дети вместе с воспитателем отыскивают картинку с изображением соответствующей погоды и выставляют ее на подставку. Наблюдение ведется в течении всего дня : утро, день, вечер, благодаря этому дети изучают и запоминают и течение суток.

Согласно программы ФГОС, в каждой группе детского сада необходимо создание уголков природы и погоды для ознакомления детей с природой и природными явлениями.

Организация уголка погоды способствует:

  • развитию умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
  • формированию первичных представлений о природном многообразии          окружающего мира;
  • формированию элементарных экологических представлений;
  • воспитанию умения вести себя в природе;
  • воспитанию любви к природе и желанию беречь ее.
  1. Цель и задачи дидактического пособия

Цель : ознакомление детей раннего возраста с природой и природными явлениями. 

Задачи :

  • Образовательные: обогащать представления детей о предметах и явлениях окружающего мира; расширять кругозор и представления детей о сезонных изменениях в природе (весна, лето, осень, зима);
  • Развивающие: развивать восприятие и мышление, обогащение словарного запаса, способности устанавливать причинно-следственные связи между разными природными явлениями;
  • Воспитательные: воспитывать интерес к живой природе, окружающему миру.
  1. Дидактическое пособие в интерьере группы МБДОУ.

Календарь погоды ориентировочно располагается не далеко от окна, для того чтоб детям было легче увидеть природные явления в случаях неблагоприятных погодных условий из-за которых прогулка может быть отменена. Яркий, с красочными изображениями стенд, который способен привлечь внимание детей и  стимулировать их к процессу обучения. Как правило, содержат следующую информацию:

  • о сезонах (зима, лето, весна, осень),
  • днях недели (понедельник-воскресенье),
  • природных явлениях (дождь, ветер, солнце и т.д.)
  • время суток (утро, день, вечер)

С помощью педагога и календаря наблюдений дети научатся замечать изменения в природе: становится холоднее, идут дожди; научатся узнавать и называть время года, сутки.

  1. Ожидаемые результаты использования дидактического пособия «Календарь погоды»

Для детей

Обогащение словарного запаса, наличие элементарных представлений о сезонных изменениях в природе, определять и называть время года, суток, дня недели.

Для педагогов

Облегченное восприятие детей информации о природных явлениях и сезонных изменениях.

Создания уголка наблюдения за природой.

  1. Описание изготовления дидактического пособия «Календарь погоды»

Дидактическое пособие «Цветной фетр» изготовлено из следующих материалов:

  • Лист ватмана
  • Пластиковые прозрачные папки для изготовления кармашков
  • Заранее распечатанные цветные карточки (времена года, суток, дни недели, природные явления, месяца)
  • Ножницы, клей, двухсторонний скотч

Этапы изготовления пособия

  1. Создание эскиза
  2. Создание фона (основы) календаря
  3. Изготавливаем из папок кармашки необходимого размера
  4. Прикидка размещения материалов на ватмане
  5. Приклеиваем кармашки
  6. Размещаем карточки по кармашкам
  7. Помещаем на выбранное место
  1. Область применения дидактического пособия

Работа с календарём - это практическое средство формирования логической формы мышления.  Календарь природы помогает восстанавливать в памяти детей сезонные изменения,  явления живой и неживой природы. Систематическое ведение календаря стимулирует их к дальнейшим наблюдениям, приучает на основе наблюдений за погодой намечать игры с природным материалом и работу, которую необходимо провести на участке. Использование в работе игровых приёмов, загадок, стихотворений, пословиц и поговорок формирует глубокий познавательный интерес детей к природе, понимание бережного обращения с ней. Адаптированная целенаправленная, разнообразная по форме и методам работа с детьми младшего возраста позволяет сформировать у них правильные представления о сезонных явлениях природы, о труде взрослых и воспитать бережное отношение  к окружающей среде.

Примерный конспект занятия для работы с календарем погоды.

Программные задачи:

Закреплять знания о сезонных изменениях в природе зимой посредством определения существенных признаков; закрепить название зимнего месяца.

Развивать речь, мышление, любознательность детей.

Воспитывать бережное отношение к природе, познавательный интерес.

Материал: календарь погоды.

Предварительная работа: наблюдение на прогулке за погодой, определение времени года по признакам, обсуждение природных явлений.

Прогулка

Наблюдение за свежевыпавшим снегом.

Цели:  формировать представление о зиме; вызывать эстетическое переживание от красоты зимней природы, радость от прогулки.

Ход наблюдения

На заборах и крылечке

Все блестит и все бело.

Нет свободного местечка

— Всюду снега намело.

Нарядилась и рябинка

В белый праздничный наряд,

Только грозди на вершинке

Ярче прежнего горят.

Воспитатель задает детям вопросы.

• Какое сейчас время года? (Зима.)

• Почему? (Кругом лежит снег, холодно.)

• Какого цвета снежинки? (Бесцветные.)

Трудовая деятельность Уборка снега с участка. 

Цель: продолжать учить пользоваться скребком, лопатой.

Подвижная игра «У медведя во бору».

 Цель: развивать двигательную активность, учить играть в игры с текстом.

Индивидуальная деятельность: упражнять в прыжках с продвижением вперед.

Выносной материал: Лопатки, скребки, метелки.

Ход

Дети возвращаются после прогулки, готовятся к обеду. Воспитатель усаживает детей на стульчики напротив календаря погоды.  Начинает беседу.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на улицу. Что вы там видите?

Дети: Наступила зима.

Воспитатель: Почему зима?

Дети: На улице холодно. На земле лежит снег.

Воспитатель: Правильно!

Дети: Быстро темнеет.

Воспитатель: На земле лежит снег, быстро темнеет, холодно. Это пришла зима. Если посмотреть в окно, то можно ее увидеть. Если выйти на улицу, можно почувствовать, какая она холодная.

Чтение отрывка из стихотворения «Снег» Вера Шуграева.

Вверху, снег,

Внизу, снег,

Снег, снег,

Падает, ложится.

Воспитатель: Что это?

Дети: Туча.

Воспитатель: Это не обычная туча. Это снежная туча. Какая туча?

Дети: Снежная туча.

Воспитатель: Что падает, из снежной тучи

Дети: Снежинки.

Воспитатель: Скажите, а когда мы с вами гуляли, шел снег?

Дети: Да.

Воспитатель: А откуда он шел?

Дети: Из тучи.

Воспитатель: Правильно! А теперь подуйте на снежинки, чтобы они полетели.

Дыхательное упражнение «Снежная туча».

Воспитатель: А теперь давайте наши с вами открытия зафиксируем на календаре погоды. Воспитатель вместе с детьми добавляет на календарь карточку со снежной тучей и морозом.


  1. Литература

  1. Бережнова О.В « Ребенок и окружающий мир» 2013 г.
  2. Николаева С.Н. « Юный эколог» 2010г.
  3. Рыжова Н.А «Труд и наблюдения в природе» 2013 г.
  4. Рыжова Н.А. « Экологические сказки» 2009 г.
  5. Рыжова Н.А. « Наш дом природа» 2009 г.
  6. Теплюк С.Н. Занятия на прогулках с детьми. 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарь погоды 2 младшая группа

Четыре времени года изображены отдельно, для составления календаря погоды....

*Календарь погоды на февраль*

С помощью такого календаря можно научить детей отмечать состояние погоды по дням недели....

Календарь погоды на апрель.

Таким календарём легко пользоваться. Дети сами отмечают состояние погоды, запоминают дни недели....

календарь погоды

календарь погоды...

Образец "Календаря погоды"

Данный материал является "заготовкой" на 2015 год. Детям очень понравился!...

"Календарь погоды"

Представлена "заготовка" календаря погоды на 2015 г. Детям очень понравилось!...