«Технологии социализации дошкольников»
статья

Николаец Алла Ивановна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii_sotsializatsii_doshkolnikov.docx21.47 КБ

Предварительный просмотр:

Технологии социализации дошкольников

Социальное воспитание ребенка есть фундамент его социального развития. Социальное воспитание предполагает, что ребенок правильно воспринимает окружающий мир, познает и ценит окружающую среду, уделяет внимание работе и интересам других, знакомится с их работой, уважает каждую профессию и людей, сочувствует чужим горестям и радостям.

Одним из принципов ФГОС является создание условий для успешной социализации, формирования социально-коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.

Поскольку игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, именно посредством нее следует развивать все личностные качества дошкольников. В практике формирования социально-коммуникативных навыков широко применяются различные виды игр: дидактические, сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, театрализованные. Особую роль в развитии социально-коммуникативных навыков дошкольников играет сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевая игра разнообразна и богата как по характеру ролевых взаимоотношений и межличностных взаимодействий, так и по разнообразию сюжетов и обобщенности отображаемых событий. В процессе игр, дети учатся выстраивать взаимоотношения, учатся общению, несмотря на то, что в этом возрасте, часто возникают споры по соблюдению правил игры или о роли ведущего. Одним из видов игровых технологий являются музыкально-коммуникативные игры, которые так же являются мощным стимулирующим средством, для введения детей в межличностные отношения и развития социальных навыков, а также создания условий для свободного проявления индивидуальных качеств дошкольного воспитания.

Коммуникативно-музыкальные игры используются в разнообразных формах работы:

 - в непосредственной музыкальной деятельности,

- на праздниках, развлечениях,

- в качестве динамической паузы,

- в работе с родителями.

Следующим видом игровых технологий являются народные игры. Они также развивают у дошкольников социально коммуникативные навыки и, кроме того, знакомят с песенной и культурной историей страны. Следует отметить, что игры способствуют и тому, что дети застенчивые и неуверенные и дети с лидерскими качествами чувствуют себя равными членами детского коллектива.

Самым наглядным средством социально-коммуникативного развития ребенка в образовательном пространстве детского сада, по моему мнению, являются народные сказки, так как они выступают самой эффективной формой педагогического воздействия на личность ребенка. Все дети любят сказки. С удовольствием их слушают, рассказывают. На начальной ступени обучения педагоги подбирают доступные и интересные в данном возрасте сказки, которые далее можно использовать для театрализации.

Но время не стоит на месте. И появляются новые технологии эффективной социализации в работе с детьми дошкольного возраста. Например, такие как: ежедневный рефлексивный круг, социальная акция, дети-волонтеры.

Технология «Дети - волонтеры» (Н.П. Гришаевой) 

Предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим.

Волонтерство - полезная социальная практика и опыт для детей дошкольного возраста. Для начала в более доступной для детей форме, необходимо раскрыть детям понятие «волонтер», далее организуется поход в младшие группы детского сада, где дети играют с малышами в различные игры на прогулке и в группе, оказывают помощь в образовательной деятельности, помогают одеваться на прогулку, помогают мыть игрушки, показывают небольшие спектакли. Помогая младшим, у детей-волонтеров проявляется ощущение «взрослости», ответственности, самостоятельности. Ко Дню победы с детьми организуются посещение пожилых людей, помнящих военное и послевоенное время, дошкольники рисуют и развешивают поздравительные плакаты на подъездах домов, участвуют в возложении цветов к памятнику, участвуют в концертах для пожилых людей. Использование данной технологии не только позволяет успешно социализировать детей дошкольного возраста, но и формирует у них их будущую гражданскую позицию.

Технология «Клубный час

Задачи:

- развитие умения планировать свои действия и оценивать их результаты

- воспитание самостоятельности и ответственности за свои поступки

 - развитие коммуникативных навыков

- обогащение жизненного опыта и развитие социальных навыков.

Важное место в реализации педагогическим коллективом технологии клубного часа является предварительная работа. Ответственные за организацию работы каждой станции педагоги тщательно продумывают свою деятельность во время клубного часа, чем и как заинтересовать детей, какую интересную и полезную деятельность предложить в рамках предстоящей темы, подготавливают необходимое оборудование.

Утром воспитатель обращает внимание детей на доску выбора, где представлены картинки с обозначением станций, которые дети могут посетить в этот день. Затем вместе с детьми вспоминают, чем можно будет заняться на каждой из них. Кратко повторяют правила поведения во время клубного часа, а также правила отдельных станций (например, для того чтобы пойти на станцию «Двигательной активности», нужна спортивная форма и обувь, дозировка упражнений). Во время утреннего круга каждый ребенок определяется с выбором станций и на доске фиксирует свой выбор. В каждой группе по-разному: свою фотографию или условный значок (геометрическую фигуру). Воспитатель обращает внимание на количество выбранных станций каждым ребенком, на тех детей, которые выбрали одну и ту же станцию, просит объяснить свой выбор, уточняет, кто уже решил объединиться и почему.

Количество и набор станций зависит от времени года, типа клубного часа и темы. Начать можно с четырех станций: «Творческая мастерская», «Волшебная лаборатория», «Конструкторское бюро», «Крепыш». Постепенно количество станций можно увеличивать: «Школа мяча», «Веселый английский», «Волшебное тесто», «Занимательные шашки», «Степы».

В ходе проведения клубного часа дошкольники могут посетить не только отдельные станции, но и группы раннего и младшего дошкольного возраста. В этом случае можно использовать технологию «дети-волонтеры»: старшие дошкольники с удовольствием играют с малышами, оказывают помощь во время подготовки к прогулке, организуют показ мини-спектаклей, включаются в любую деятельность. В рамках такого клубного часа успешно решаются такие задачи, как создание условий для разновозрастного общения детей и проявления инициативы в заботе об окружающих, воспитание дружеских отношений между детьми разного возраста.

Во время тематического клубного часа все подчинено конкретной теме. Например, в рамках клубного часа «С днем рождения, детский сад!» могут работать такие станции, как «Веселые нотки», «Творческая мастерская», «Бумажные фантазии», «Звонкий каблучок», «Раз - словечко, два - словечко». В процессе проведения такого клубного часа детям предоставляется возможность оформить афишу праздничного мероприятия, изготовить пригласительные билеты для сотрудников детского сада, украсить торт, поучаствовать в подготовке концерта (спеть песню, повторить танец, разучить флешмоб или выучить стихотворения).

Таким образом, клубный час – эффективная технология социально коммуникативного развития дошкольников, которая позволяет успешно решать задачи данной образовательной области: обогащение жизненного опыта, освоение норм и правил общения детей друг с другом и с взрослыми, развитие навыков саморегуляции собственных действий и коммуникативных навыков.

Технология квест-игра 

В переводе с английского это игра с приключениями, которая предполагает из точки в точку, с выполнением различных заданий, которые объединены одной логической цепочкой.

Активные командные игры для дошкольников предполагают состязательность. Дети стремятся победить, быть сильнее и лучше, они чутко реагируют на любую несправедливость, допущенную товарищами. Дошкольники учатся сотрудничать, помогать и поддерживать товарищей по команде, а также отстаивать свою позицию и точку зрения и договариваться. И это, пожалуй, наряду с физическим развитием, важнейшая роль таких игр. Поэтому квест-игры как ни кстати подходят для развития социально-коммуникативных качеств дошкольников.

Социальные акции

Это такие запланированные социальные действия, которые направлены на достижение поставленных целей. С помощью социальных акций формируется основа отношения детей к социальной стороне жизни.

Для того чтобы провести акцию надо понять ее составляющие. Любая акция предполагает в своем содержании три этапа: мотивация, планирование социальных действий и заключительный этап. Очень важна мотивация на начальном этапе проведения акции. Дети и родители должны осознавать свою позиции относительно темы акции, знать ее значимость и актуальность. Акции всегда являются тематическими.

Таким образом, современные технологии меняют подход к организации образовательного процесса, способствуют развитию у детей инициативности и самостоятельности, приобретению опыта взаимодействия со сверстниками не только в своей группе, но и с дошкольниками из других групп детского сада.

Поиск нетрадиционных подходов к организации воспитательного и образовательного процесса, является благоприятным стимулом для развития коммуникативной компетенции дошкольников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Гришаева, Н.П. Проблемы социализации современных дошкольников /Н.П. Гришаева // Сб. материалов IV ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». М.: Мозаика-Синтез, 2018.

Гущина, Е. А. Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников / Е. А. Гущина // Педагогическое мастерство. – 2017. – С. 36-38.

Деркунская, В.А. Социальные акции и волонтерское движение дошкольников в детском саду / В.А. Деркунская, С.С. Агабекян, Н.А. Воронина/ Метод. пособие воспитателям, 2018. – 240 с.

Кочеткова, Т. В. Игровые технологии развития коммуникативных компетенций у старших дошкольников / Т. В. Кочеткова // Научные труды ИНПО. – 2017. – № 5 (5). – С. 133-137.

Харчевникова, А.Н. Сюжетно-ролевые игры для социализации детей 4- 5 лет/ А.Н. Харчевникова, В.А. Деркунская. – М.: АРКТИ, 2015. – 64 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разновозрастное общение в рамках работы по технологии социализации дошкольников Н.П. Гришаевой

Раскрываются особенности разновозрастного общения дошкольников. Работа в рамках технологии социализации....

Современные технологии социализации дошкольников

В презентации представлен обзор современных технологий позитивной и эффективной социализации детей дошкольного возраста....

Педагогическая технология социализации дошкольника

Клубный час - это особая современная технология развития личности ребёнка, реализуемая уже 15 лет в Москве . Педагогическая технология его заключается в том, что дети могут в течение одного часа перем...

Педагогическая технология социализации дошкольников "Клубный час"

Поддержка детской инициативы, как основная цель технологии социализации "Клубный час"...

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОУ

В условиях современных требований к дошкольному образованию, которые определяется Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, инновационные технологии являются усло...