Консультация для воспитателей «Игровые технологии в экологическом воспитании»
консультация

Миронова Ольга Анатольевна

Консультация для воспитателей по формированию экологической культуры у дошкольников через игру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx19.32 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Игровые технологии в экологическом воспитании»

В соответствии с  законами РФ «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» и Постановлением «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации»(30.03.1997 № 4/16) экологическое направление в образовании является одним из важнейших направлений в работе дошкольных учреждений.

Для повышения его эффективности используются разнообразные формы и методы работы. Одним из таких действенных методов являются экологические игры.

Экологические игры подразделяют на:

•        ролевые;

•        дидактические;

•        имитационные;

•        соревновательные;

•        игры-путешествия.

Ролевые игры основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности, например игра «Строительство города».

Цель игры: формировать представление о том, что строительство может осуществляться только при условии соблюдения экологических норм и правил.

Игра «Экскурсия в зоопарк»

Цель: закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры, использовать атрибуты, конструкторы, строительный материал.

Задачи:

-способствовать творческому использованию в играх представлений о жизни животных, живущих в зоопарке;

-развивать умение совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслом сверстников;

-воспитывать бережное отношение к природе. Прививать любовь к животным

Соревновательные игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений. К ним относятся: конкурсы, КВН, Брейн-ринг, Экологическая викторина, «Поле чудес» и т.д.

Широко применяются в практике дошкольных учреждений игры-путешествия, в которых дети с помощью ТСО попадают на Северный полюс, в Африку, на дно океана, в пустыню и т.д.

В работе с дошкольниками большое значение имеют дидактические игры. Дидактические игры по экологии – занятия для дошкольников, направленные на развитие интереса к природным объектам и явлениям, на формирование бережливости и ответственности по отношению к природе. Дети, участвуя в играх, учатся правильно себя вести на природе, получают базовые экологические знания и стремление применять их на практике.

Примеры дидактических игр: «Кто где живет?», «Летает, бегает, прыгает», «Чьи семена?» (о приспособлении животных к среде обитания); «У кого какой дом» (об экосистемах); «Живое-неживое», «Птицы-рыбы-звери», «Какое насекомое, назови?» «Что сначала, что потом» (рост и развитие живых организмов); «Выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в природе) и т.д.

Каждый педагог выбирает те виды игр, которые ему больше всего подходят. Критерием выбора выступает программа, по которой он работает, возможности дошкольного учреждения, уровень подготовленности воспитанников.

Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Игру на занятии предлагает педагог, и этим она отличается от свободной игры. Педагог играет с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и ее участник.

Игра требует от ребенка включенности в свои правила; он должен быть внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти. Однако, весь комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения – ребенок, играя, учится.

В экологических играх целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи. Можно прибегнуть к помощи сказочных героев, музыкального сопровождения.

В работе с детьми можно использовать такие дидактические игры, как:

Игра «Звездный зоопарк» - цель: познакомить с созвездиями, формировать умения составлять созвездия; дать представления о том, что человек связан с окружающим миром, что наблюдение за звездным небом заставило объединить звезды в группы (обведя их контуры, можно увидеть силуэты животных, птиц). Детям раздаются наборы для игры (лист бумаги, маленькие звездочки из цветной бумаги для составления созвездий). Дети составляют созвездия с опорой на квадратики бархатной бумаги, угадывают его название. Кто правильно все сделает и правильно назовет созвездие, тот и выиграл.

Игра «Земля, воздух, вода»

Цель игры: закрепить знания о трех природных средах, развить слуховое восприятие и скорость мышления.

Содержание игры: Воспитатель, бросив мяч ребенку, называет живое существо. Ребенок отвечает, в какой природной среде оно обитает. Например: «ворона» – «воздух», «карась» – «вода», «енот» – «земля».

Цель игры «Сбережем природу»: сформировать у дошкольников понимание, почему важно любить и оберегать природу.

Для занятия необходимы карточки с изображением объектов неживой и живой природы.

Содержание: раскладываем на столе карточки, затем одну убираем. Воспитанники должны рассказать, что произойдет с остальными природными объектами, если исчезнет убранный объект. Что произойдет на планете, если исчезнут «деревья», «солнце», «насекомые» и прочее (убирать карточки одну за другой).

Игра «Человек и природа»

Цель: сформировать и закрепить понимание того, что именно в окружающем мире создано человеческими руками, а что дает природа.

Содержание: занятие проходит в форме беседы. Воспитатель бросает мяч ребенку, спрашивает: «Что создал человек?» и «Что создала природа?». Ребенок отвечает. Ответами на первый вопрос могут быть «дома», «дороги», «мебель», «заводы», «машины». На второй – «нефть», «древесина», «торф», «уголь», «соль».

Игра «Кто поможет малышу?»

Цель: уточнить знания детей о приспособлении животных к среде обитания. Содержание:

Ведущий выбирает картинку с одним из животных и помещает его в «чужие условия».

Животное отправляется в путешествие – хочет вернуться в свою среду, но на пути встречает много препятствий. Для спасения путешественника дети должны подобрать другое животное, которое в данной ситуации может оказать помощь. Повторно называть одних и тех же животных нельзя. Выигрывает тот, кто нашел большее количество помощников.

Пример: Дети выбрали зайца. Кубик упал в море. Кто поможет бедному зайчику? Помог кит, дельфин, краб. Снова бросаем кубик. Пустыня. Кто поможет? Помог верблюд, черепаха, змея. И т.д. Игра может длиться долго, в зависимости от того, каковы познания детей в этой области.

Игра «Узнай птицу»

Цель: уточнять знания о перелетных и остающихся на зимовку птицах. Развивать зрительную способность различать живых существ по силуэту.

Содержание игры: необходимы карточки с изображенными узнаваемыми силуэтами птиц. Воспитанники отгадывают птиц, рассказывают, остаются те зимовать, или улетают в теплые края.

Цель игры «Рассели животных по Земле»: познакомить детей с животными, обитающими в разных климатических поясах Земли, дать представление об особенностях приспособления животных к разным климатическим условиям.

Содержание игры:

1.        Выбрать себе какой-то один материк.

2.        Отобрать животных, которые там живут.

3.        Кто быстрее расселит на своем материке животных, которые обитают на нем.

4.        Придумать рассказ о жизни животных на своем материке.

Тот, кто без ошибок расселит животных и придумает интересный рассказ, получает фишку. Выигрывает набравший больше фишек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Игровые технологии в экологическом воспитании»

С выходом в свет законов РФ «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» и Постановлен6ия «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федераци...

Консультация для воспитателей " Игровые технологии в экологическом воспитании"

В настоящее время экологическое образование постепенно становится  важнейшим направлением в работе дошкольных учреждений.Для повышения его эффективности используются разнообразные формы и методы ...

Консультации для воспитателей: "Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей«Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»подготовила воспитатель:Шиянова Т.А.«Без игры нет и не может быть полноценного ...

Консультация для воспитателей " Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"

Использование игр в воспитании экологической культуры способствует получению дошкольниками более прочных знаний, помогает овладеть умением экологически целесообразного поведения в природе....