Особенности здоровьесберегающей технологии по методике В. Ф. Базарного
материал

Румянцева Наталия Викторовна

Особенности здоровьесберегающей технологии по методике В. Ф. Базарного

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_bazarnogo.docx85.47 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности здоровьесберегающей технологии по методике В. Ф. Базарного

Методика В.Ф. Базарного обеспечивает реализацию главной задачи каждого образовательного учреждения – выполнение базовых федеральным законов РФ «О гарантиях прав ребенка РФ», «Об охране здоровья граждан», «Об образовании» и запрос общества на здоровое поколение. Это единственная здоровьеразвивающая технология, которая признана научным открытием Академией медицинских наук, защищена патентами и авторскими правами, одобрена институтами Минздрава РФ, РАМН, РАН, утверждена Правительством как общая федеральная программа, прошла практическую апробацию в течение 28 лет на базе более тысячи детских садов и школ, имеет санитарно-эпидемиологическое заключение Минздрава РФ и позволяет строить учебный процесс на основе телесной вертикали сообразной подвижной природе школьника, а также дает гарантированный результат улучшения здоровья учащихся в целом. Материально-техническое обеспечение данной технологии (специализированная мебель, тех. средства) включено в нормативные документы Министерства образования и науки РФ. Производство необходимого учебного оборудования ведется в соответствии с патентом под авторским контролем. Методика обеспечивается информационным, консультационным и методическим сопровождением. Осуществляется подготовка и переподготовка педагогических кадров всех уровней на всех этапах реализации.

Благодаря данной технологии достигается: 
Гарантированный, фиксируемый результат улучшения здоровья учащихся. 
Повышение уровня успеваемости и эффективности учебного процесса. 
Психологический комфорт в образовательном учреждении. 
Является самым эффективным способом профилактики нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервно-психических и сердечно-сосудистых стрессов, раннего остеохондроза и атеросклероза и другой сугубо детских патологии;

К основным методам и приемам, используемым в здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного относят

Режим динамической смены поз. 
Упражнения на зрительную координацию. 
Зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры). 
Упражнения на мышечно-телесную координацию. 
Рассмотрим более подробно каждый из них. 

Режим динамической смены поз:

 «Не усади!» – заповедь Базарного. Ребенок должен двигаться, особенно мальчик в 4-6 раз больше. «Движение – это воздух, а без воздуха мы задыхаемся» - писал В. Ф. Базарный. Поэтому обучение в режиме постоянного движения позволяет развивать у детей зрительно- моторную реакцию, в частности ориентацию в пространстве, в том числе реакцию на экстремальные ситуации, создать условия для проявления индивидуальных и возрастных особенностей детей, формировать на занятии атмосферу доверительного отношения, что позволяет говорить об организации обучения дошкольников, которое в наибольшей степени служит оптимальному общему развитию каждого ребенка.

 Режим «динамической смены поз» повышает общую сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, осуществляется профилактика близорукости, обеспечивается оптимальное функциональное состояние сердечно-сосудистой системы организма, стабилизируются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе.

Для реализации режима динамической смены поз В.Ф. Базарный предлагает два варианта: там, где это возможно менять позу детей: за столами – сидя, стоя; на ковре – сидя, стоя, лежа; дети могут стоять на массажных ковриках в носочках и в это время стоя послушать загадки, рассказ, сказку, участвовать в устном счете, решить логическую задачку.

Данный режим оказывает благотворное влияние на следующие факторы: поддержание физической, психической активности умственной сферы; имеет высокие показатели физического развития здоровья; повышается иммунная система; улучшаются ростовые процессы; развивается координацвсех органов (зрительно-ручной, телесно-координаторной, психо-эмоциональной); снижается степень низкой склоняемости головы. 
Упражнения на зрительную координацию

«Никакой преграды глазу!» - еще один принцип В. Ф. Базарного.

В четырех верхних углах размещаются образно-сюжетные изображения.

Это сцены из сказок, сюжеты пейзажей из природы, из жизни животных.

Все вместе картины составляют единый сюжет.

Средние размеры от 0,5 до 1 стандартного листа, а под каждой картинкой размещается в соответствующей последовательности одна из цифр.

Дети, находясь в свободном стоянии, на массажных ковриках, начинают живо фиксировать взгляд по команде на соответствующей цифре, картинке, цвете. Режим счета задается в случайной последовательности и меняется через 30 секунд. Общая продолжительность тренажа 1,5 минуты.

Дошкольники с огромным удовольствием выполняют повороты в прыжке с хлопком, это вызывает положительный эмоциональный всплеск. 

Влияние таких упражнений: 


  • данный тренаж оказывает благоприятное влияние на развитие зрительно-моторной реакции, 

  • скорость ориентации в пространстве, а так же реакцию на экстренные ситуации в жизни. 

  • у детей развивается зрительно-двигательная поисковая активность, а так же зрительно-ручная и телесная координация. 

  • дошкольники становятся зоркими, внимательными. 


очень важно, чтобы каждый ребенок находился на своей рабочей дистанции, которая определяется врачом-офтальмологом на начало года по результатам обследования на предмет остроты зрения и рефракции на оба глаза. 

Зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры)

на стене нарисована диаграмма, при этом цвета соответствуют следующим требованиям:

наружный овал – красный, внутренний – зеленый,

 крест коричнево-золотистый,

восьмерка - ярко-голубым цветом.

 http://vnekl.netnado.ru/umot/zdoroveesberegayushie-tehnologii-v-f-bazarnogo/4.jpg

Методика работы с офтальмотренажёром

Стоя на массажных ковриках, с вытянутыми вперед руками, под музыку, дети поочередно обводят указательным пальцем траектории с одновременным слежением за ним органом зрения, туловищем, руками.

Затем рисуют воображаемую диаграмму на потолке, но с большим размахом и с большей амплитудой движения.

Данный тренаж чаще выполняем после работы, которая требовала от детей приложения усилий, т.к. она прекрасно снимает напряжение, расслабляет, снимает психическую утомляемость и избыточную нервную возбудимость.

Способствует доброжелательности, улучшает чувство гармонии и ритма, развивает зрительно-ручную координацию.  

Упражнения на мышечно-телесную координацию

Занятие проводится в режиме движения наглядного материала, постоянного поиска и выполнения активизирующих внимание детей заданий. Всевозможные карточки могут оказаться в любой точке класса.

Дети ищут их, тем самым переключают зрение с ближнего на дальнее расстояние и наоборот.

Например, учитель показывает дидактический материал сначала с близкого расстояния, а затем постепенно отходит от учеников, тренируя тем самым мышцы глаза.

Для двигательной активности на занятии используются «сенсорные кресты» 

http://vnekl.netnado.ru/umot/zdoroveesberegayushie-tehnologii-v-f-bazarnogo/5.jpg  http://vnekl.netnado.ru/umot/zdoroveesberegayushie-tehnologii-v-f-bazarnogo/6.jpg http://vnekl.netnado.ru/umot/zdoroveesberegayushie-tehnologii-v-f-bazarnogo/7.jpghttp://vnekl.netnado.ru/umot/zdoroveesberegayushie-tehnologii-v-f-bazarnogo/8.jpg

«Сенсорные кресты» развешиваются под потолком в классной комнате. На них закрепляются различные учебные объекты (плоские и объёмные геометрические фигуры, буквы, словарные слова и пр.). В ходе урока периодически обращает внимание детей на то или иное пособие, просит что-то найти, проанализировать, дать характеристику и т.д. Дошкольники ищут глазами нужный материал, тем самым тренируя зрение, устраняя усталость и напряжение с глаз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование здоровьесберегающих технологий и методик в работе с дошкольниками"

В статье описан опыт внедрения здоровьесберегающих технологий и методик в учебно-воспитательный процесс дошкольного учреждения. Раскрыта актуальность проблеммы, обозначена цель и задачи работы, структ...

Внедрение здоровьесберегающих технологий и методик в ДОУ

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней ил...

.Отчёт об использовании здоровьесберегающих технологий и методик в профессиональной деятельности воспитателя МБДОУ «Сайзанак» с. Суг-Аксы Куулар О. Д.

Описана отчет об использовании здоровьесберегающих технологий и методик деятельности воспитателя...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДИК В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ »

   В современном российском обществе сохраняется неблагоприятная демографическая ситуация. При этом, по определению Всемирной Организации Здравоохранения, демографический потенциал ст...

Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий и методик

В образовательном процессе мной используются следующие здоровьесберегательные технологии и методики:...

Самообразование по здоровьесберегающей технологии. Тема: Методика формирования правильной осанки и профилактики ее нарушения у дошкольников.

Повысить профессиональную квалификацию по методике формирования правильной осанки и профилактики ее нарушения у дошкольников...