Проект "Фольклоротерапия"
проект

Бибикова Оксана Сергеевна

Цель проекта: способствовать речевому развитию детей с ОВЗ посредством фольклоротерапии.

Задачи проекта

Для детей:

  1. Знакомить детей с элементами фольклоротерапии;
  2.  Внимательно слушать и запоминать предложенный материал;
  3. Использовать фольклорный материал в повседневной жизни;
  4. Развивая речь, добиваться правильного и четкого произношения слов;
  5. Поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение, высказываться;
  6. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
  7. Побуждать детей эмоционально воспринимать содержание фольклорного произведения.

Для педагогов:

  1. Проанализировать теоретический материал по данной теме;
  2. Определить основные методы использования элементов фольклоротерапии для развития речи детей дошкольного возраста;
  3. Разработать комплексные мероприятия, способствующие реализации данного проекта;
  4. Помочь детям в освоении разговорной речи;
  5. Способствовать обогащению активного словаря детей;
  6. Самореализация.

Для родителей:

  1. Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы;
  2. Способствовать   развитию   заинтересованности   родителей   воспитанников в проводимой работе;
  3. Выявление практических и теоретических умений родителей по развитию речи ребенка, как средства общения;
  4. Определение наиболее интересных методов формирования речевой активности в домашних условиях. Выяснить, насколько активно применяют родители элементы фольклоротерапии.

Форма проведения итогового мероприятия проекта:

Проведение занятия – развлечения с использованием элементов фольклоротерапии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_folkloroterapiya.docx42.96 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Паспорт проекта

Проект: «Использование фольклоротерапии в речевом развитии детей с ОВЗ»

Автор проекта: Бибикова Оксана Сергеевна

Тип проекта: познавательно-творческий

Продолжительность  проекта:  кроткосрочный (две недели)

Участники: дети с ОВЗ, родители воспитанников, педагоги.

Возраст детей: 4-6 лет

Актуальность проекта

«Каждый человек имеет право на образование» - так записано в Конституции РФ и во Всеобщей декларации прав человека. Задача государства реализовать эти положения в жизни, обеспечив получение образования каждому в доступном ему объеме и форме. Это относится и к тем, кто в силу разных причин имеет выраженные нарушения психофизического развития. В их число входят дети с умеренной и тяжелой умственной и речевой отсталостью.

В настоящее время большое внимание уделяется проблеме помощи детям данной категории. Одна из важнейших задач коррекционной педагогики- повышение эффективности педагогического воздействия на детей с психофизическими недостатками, оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной и речевой деятельности, подготовка к самостоятельной жизни и включение в социальную среду полноправными членами общества.

Дети со сложной структурой дефекта представляют собой большую группу детей с ограниченными возможностями. Общим для детей с тяжелыми интеллектуальными и речевыми нарушениями, помимо их позднего развития и значительного снижения интеллекта, являются грубые нарушения всех сторон психики: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы.

На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов коррекционного обучения детей данной категории. Работники образования в настоящее время относительно свободны в выборе образовательных программ: наряду с основными используют дополнительные.

 Наряду с поиском современных моделей воспитания, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор, как сокровищница русского народа, находит свое применение в различных областях работы с умственно отсталыми детьми. Фольклор - народное творчество, произведения, создаваемые народом и бытующие в нем. Он является источников любой литературы и искусства в целом, оказывает всестороннее влияние на развитие человека.

Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности дошкольника. Фольклор способствует развитию образного мышления, обогащает речь детей, дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Поэтому, одной из самых актуальных задач является показ красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, потешках, играх-забавах, сказках, загадках, пословицах и поговорках; обогащению словарного запаса детей. Песни, стихи, прибаутки, поговорки, пословицы, загадки – называют жемчужинами народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства ребенка: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются, оказывают огромное влияние на развитие и воспитание детей.

Известно, что для плодотворного общения воспитателя и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Детский фольклор- сказки и малые фольклорные жанры. Малые фольклорные жанры- песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые жанры народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства- звуковые, речевые, смысловые.

Цель проекта: способствовать речевому развитию детей с ОВЗ посредством фольклоротерапии.

Задачи проекта

Для детей:

  1. Знакомить детей с элементами фольклоротерапии;
  2.  Внимательно слушать и запоминать предложенный материал;
  3. Использовать фольклорный материал в повседневной жизни;
  4. Развивая речь, добиваться правильного и четкого произношения слов;
  5. Поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение, высказываться;
  6. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
  7. Побуждать детей эмоционально воспринимать содержание фольклорного произведения.

Для педагогов:

  1. Проанализировать теоретический материал по данной теме;
  2. Определить основные методы использования элементов фольклоротерапии для развития речи детей дошкольного возраста;
  3. Разработать комплексные мероприятия, способствующие реализации данного проекта;
  4. Помочь детям в освоении разговорной речи;
  5. Способствовать обогащению активного словаря детей;
  6. Самореализация.

Для родителей:

  1. Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы;
  2. Способствовать   развитию   заинтересованности   родителей   воспитанников в проводимой работе;
  3. Выявление практических и теоретических умений родителей по развитию речи ребенка, как средства общения;
  4. Определение наиболее интересных методов формирования речевой активности в домашних условиях. Выяснить, насколько активно применяют родители элементы фольклоротерапии.

Форма проведения итогового мероприятия проекта:

Проведение занятия – развлечения с использованием элементов фольклоротерапии.

Название итогового мероприятия проекта:

«Традиции и фольклор русского народа»

Ожидаемые результаты по проекту

для детей:

  1. Сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе;
  2. Словарь детей к концу году обогатится новыми словами,  выражениями;
  3. Будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи;
  4. Воспитанники овладеют навыками общения со взрослыми и сверстниками.

Для педагогов:

  1. Повышение теоретического уровня по теме проекта;
  2.  Внедрение современных методов и технологий по развитию речи средствами фольклоротерапии;
  3.  Самореализация;
  4. Обобщение и распространение опыта.

 Для родителей:

  1. Сформируется понимание необходимости использования элементов фольклоротерапии в развитии речи детей;
  2. Повышение педагогической компетенции по вопросам речевого развития детей;
  3. Сформируются представления о создании благоприятного эмоционального и социально – психологического климата для полноценного развития ребенка;

План реализации проекта

I этап – подготовительный

  1. Подбор материала по теме «Роль фольклоротерапии в развитии речи детей с ОВЗ».
  2. Анкета для родителей: «Что вы знаете о русском народном фольклоре».
  3. Разработка перспективного плана к проекту.
  4. Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
  5. Подборка произведений различных жанров.
  6.  Создание предметно - развивающей среды.
  7. Привлечение родителей к текущему проекту. Индивидуальные беседы, консультации с родителями по выявлению способностей в той или иной области рукоделия и возможностей.

II этап – практический

Средства, используемые в фольклоротерапии

1. Народные игры – универсальный способ общения, формирующий у детей навыки взаимоотношения с коллективом и умение координировать своё поведение с его жизнью, источник радости, удовольствия, развития инициативы и находчивости. 

2. Песенный фольклор, который позволяет гармонизировать отношения человеческой личности с окружающим миром, опираясь при этом не на разум, а на сердечное восприятие. А работа со звуком, ритмом, дыханием формирует и корректирует личность человека. 

3. Народные танцы. Народные танцы, пляски, различные по характеру рисунка построенные на смене ритмов, движения, сопровождающие практически каждую песню, несут в себе терапевтический и освобождающий заряд огромной силы, т.к. создают у детей чувство единения, снимают комплексы, зажимы, расширяют возможности коммуникации. 

Формы работы с родителями

Анкетирование

«Что вы знаете о русском народном фольклоре?»

Консультации, рекомендации, памятки

«Роль родителей в возрождении русских традиций»

«Развитие речи с детьми с ОВЗ средствами фольклорной терапии»

«Какие сказки читать детям перед сном?»

Домашнее задание «Русская народная игрушка»

«Матрешка – самая известная русская игрушка»

Оформление папки-передвижки для родителей

Разработка буклетов для родителей

«Роль потешек в речевом развитии дошкольников

«Значение колыбельной в жизни ребенка»

Семейный проект

Выставка творческих работ семей воспитанников «Иллюстрация к любимой сказке»

Видеоматериалы «Спой мне, мама, колыбельную». (Мамы поют русские народные колыбельные детям)

Формы работы с детьми

Виды детской деятельности

Содержание взаимодействия с детьми

Игровая (сюжетно –ролевая игра  как ведущая игра, игры с правилами и другие)

Д/и "Найди различия и сходства"
Цель: учить сравнивать матрёшек, находить сходства и различия.

Д/и «Одень куклу в национальный костюм» Цель. Закрепить знания детей о предметах русского национального костюма (летнего и зимнего, мужского и женского).

Д/и  «Как избу построили». Продолжать развивать способность различать и называть строительные детали. Развивать умение анализировать образец постройки.

Д/и «Поможем художнику» Цель: научить детей воображать элементы дымковской росписи, составлять узор на основе заданной им схемы основного узора.

Д/и «Сложи узор». Цель: сложить узор на сарафане матрешки в соответствии с образцом.

Д/и: "Составь картинку- матрешку" - учить детей собирать простые картинки, подбирать детали по форме и изображению; развивать внимание, наблюдательность, наглядно - образное мышление, усидчивость и мелкую моторику пальцев рук.

Д/и: «Узнай по описанию». Цель: закрепить умение детей узнавать предметы по описанию, называть их основные признаки.

Д/и «Кто больше вспомнит?»  Цель: обогащать словарь детей глаголами, обозначающими действия процесса.

Д/и «Что это?» Цель: учить детей правильно называть предметы одежды; расширять словарный запас; развивать внимание.

Д/и «Чудесный мешочек» Цель: закреплять умение определять предмет на ощупь. Привлечь всех.

С/и «Русская ярмарка» Цель: всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимости и индивидуальности через приобщение к истокам русской народной культуре.

С/и «Семья»: сюжет «Готовим обед». Цель: Воспитывать доброжелательное взаимоотношения между детьми. Развивать умения подбирать атрибуты, обустраивать место для игры, брать на себя роль, поддерживать диалог.

С/и «Семейный ужин» Цель: формировать у детей культуру общения, побуждать их творчески воспроизводить в игре быт семьи, развивать память, навыки ролевого общения.

Двигательная (овладение основными видами движения)

П/и «Бубенцы» Цель: Развивать умение действовать по сигналу, внимание, упражнять детей ориентироваться в пространстве по слуховому восприятию, построению в круг, хороводному движению.

 П/и «Лиса и зайцы» - упражнять в прыжках с продвижением вперёд, развивать умение быстро реагировать на сигнал. Самостоятельная игровая деятельность.

П/и «Лиса в курятнике» Цель: развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, в ловле, в лазании, прыжках в глубину.

П\и: «Чай-чай-выручай». Цель: развитие физических-качеств, повышение двигательной активности детей.

П/и: «Жмурки» Цель: развитие ориентации в пространстве.

 П/и «Найди свой домик» Цель: учить действовать по сигналу; упражнять в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга

П/и «Ручеек» Цель: упражнять в ходьбе парами.

П/и «Карусель» Цель: Развивать активность детей в двигательной деятельности.

П/и «К матрешке в гости» Цель: Сформировать патриотические чувства, интерес к русскому прикладному искусству – деревянной матрёшке.

Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми  и сверстниками)

Беседа «Что такое народные промыслы?» Цель: уточнить представления детей о народном искусстве, его видах.

Беседа: «Профессия гончар». Цель: расширять представления детей о профессиях; познакомить с профессией гончара, спецификой его труда; развивать желание трудиться вместе с взрослым; познакомить детей с процессом изготовления посуды из глины.

Беседа, рассматривание иллюстраций: «Традиции русского народа»  Цель: развивать диалогическую речь; внимание, зрительное восприятие, память, мышление. Закрепить знания о русских народных традициях.

Беседа ,рассматривание иллюстраций: «Дымковские чудо-игрушки», «Почему игрушки называют дымковскими» Цель: Рассказать историю дымковской игрушки; сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора.

Беседа, рассматривание иллюстраций: «Мои любимые сказки» Цель: развивать диалогическую речь; внимание, зрительное восприятие, память, мышление. Закрепить знания о русских народных сказках и их героях.

Беседа, рассматривание иллюстраций: «Культура и быт русского народа» (экскурсия в мини-музей «Русская изба») Цель: развивать диалогическую речь; внимание, зрительное восприятие, память, мышление. Закрепить знания о предметах быта. 

Беседа, рассматривание иллюстраций: «Русская Матрешка» (презентация) Цель: учить детей рассматривать матрешку, составлять описательный рассказ. Формировать у детей представления о о народных промыслах родного края на примере русской матрешки.

Беседа, рассматривание иллюстраций: «Филимоновские игрушки-свистульки». Цель: Познакомить детей с филимоновской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства, формировать начальное представление о ремесле игрушечных дел мастеров..

Восприятие художественной литературы и фольклора

Безопасность

Чтение стихотворения «Маша варежку надела» Цель: Знакомить с предметами рукотворного мира, используя малые фольклорные жанры. Расширять словарный запас: варежки, перчатки, пряжа, клубок. Воспитывать бережное отношение к вещам как к результату труда взрослых.

Чтение сказки «Про ворчливую портниху и гончара». Цель: учить внимательно слушать произведение, развитие памяти, внимания. Учить отвечать на вопросы по сказке.

Чтение сказки «Лисичка со скалочкой». Цель: Знакомство с предметами обихода – скалкой. 

Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко» (в обработке О. Капицы) Цель: воспитывать интерес к художественной литературе, умение отвечать на вопросы по прочитанному.

Чтение потешек « Как у нашего кота…», «Варись-варись каша…», «Ай, качи, качи, качи», «У нашей бабушки» Цель: знакомить с обитателем «избы» - котом Васькой; учить потешку «Как у нашего кота»; развивать интерес к малому фольклорному жанру.

обр. Е. Благининой «Кисонька-мурысенька.». Воспитывать умения слушать, следить за развитием дей-ствий, сопереживать героям произведения. Проявлять эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту литературно-художественные произведения (потешки, песенки, сказки, стихотворения).

Русская народная сказка «Бычок - черный бочок, белые копытца», Цель: познакомить с русской народной сказкой. Учить рассматривать сюжетную картинку и рассказывать о том, что на ней изображено. Учить внимательно слушать, побеседовать по содержанию.

Чтение и просмотр сказки «Гуси-лебеди».

Изобразительная (рисование, лепка, аппликация)

«Украшение платка» (филимоновская роспись) Цель: учить детей составлять на полоске бумаги простой узор из элементов народного орнамента. Развивать цветовое восприятие. Рассмотреть с детьми несколько фартуков, обратить внимание на то, как они украшены.

Коллективная работа «Карусель» (по мотивам дымковской росписи)

Аппликация «Русская матрешка» Цель: создание наряда для матрешка в технике «мозаика»

Лепка «Лисичка - сестричка» (по мотивам русской народной сказки)

Музыкальная

Разучивание частушек

Хороводный танец «Калина - малина»

Музыкальная игра «Бубен»

Познавательно – исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование)

 «Разложи Матрешкам платочки по цвету, форме, величине» Цель: Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов.

Конструирование

Конструирование «Печь», «Изба» Цель: учить располагать кирпичики, пластины вертикально, ставить их плотно друг к другу. Продолжать учить детей выполнять постройки по инструкции в соответствии с размером игрушки. Побуждать обыгрывать постройки.

III этап – заключительный.

  1. Показ открытого развлечения с использованием произведений малых фольклорных жанров «Русские народные традиции и фольклор».
  2.  Презентации проекта «Речевое развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ с использованием фольклоротерапии» коллегам и родителям воспитанников.
  3. Внедрение использования фольклорных произведений во всех видах деятельности детей.
  4. Оформление выставки «Иллюстрация к любимой сказке».
  5. Оформление лэпбука «Русская народная культура и быт»
  6. Создание видеофильма «Спой мне, мама, колыбельную»

Результативность проекта:

 У воспитанников повысился интерес к народному творчеству. Словарь детей значительно увеличился. Большинство участников проекта знают потешки, песенки, игры, сказки.  Речь стала более внятной, понятной, эмоционально окрашенной. Дети активно осуществляют самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек, песенок, сказок в повседневную деятельность, в игру, отражают полученный опыт и знания  в изобразительной деятельности. Дети стали более открытыми, раскрепощёнными в общении со взрослыми и своими сверстниками.

Дети получали удовольствие от процесса игр, вступали в них без опасений и боязни. Учитывая особенности актуального развития детей, а также их потенциальные возможности, выбирали игры, которые содержат минимальное количество правил, соблюдать которые не трудно; которые прекрасно подходят для свободного проявления индивидуального «я» ребенка. С удовольствием дети водили хороводы, сопровождая движение пением. Также проводились упражнения с музыкальными инструментами (бубны, колокольчики, погремушки, трещетки и пр.), в процессе выполнения которых у детей развивалось чувство такта, ритма; они пытались подстроиться друг под друга, учились взаимодействовать, сдерживать свои эмоции; учились расслабляться, отбивая спокойный ритм. Использование игровых упражнений в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми    помогло  достичь определенных положительных результатов в развитии сенсорной интеграции — можно говорить об уменьшении зажимов в поведении детей, улучшении взаимодействия со сверстниками и педагогами; в поведении многих детей была отмечена большая сдержанность, терпеливость, деятельность детей стала более структурирована. У детей отмечается улучшение в развитии графических навыков - уменьшились трудности в раскрашивании замкнутых областей, не выбиваясь за линии контуров. Это отражает улучшение координации глаз-рука, целенаправленности деятельности. Улучшилось понимание речи, появился интерес к сюжету сказок.

Использование игровых упражнений, основанных на использовании фольклора, создает возможность самовыражения, позволяет каждому ребенку ощутить себя в комфортной зоне, что является важным мотивирующим фактором его участия во взаимодействии со взрослым, способствует вначале получению ребенком опыта разделенного переживания, а затем и зарождению совместной сюжетной игры со взрослым и возможности проработки индивидуальных переживаний.

У родителей также замечен интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. Во многих семьях была заведена традиция чтения сказок перед сном. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл, используют их в повседневной жизни.

Заключение

  Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные терапевтические возможности. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта.

Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса.

Обращение к хорошо знакомым, любимым детьми жанрам фольклора обеспечивает эффективность формирования самостоятельной речи дошкольников.
         Использование всех доступных детям жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении дошкольников позволяет детям приобретать необходимые умения и навыки для использовании их в речевом общении, театрализованных, сюжетных играх.

На этом возрастном этапе отмечается большой интерес детей к произведениям устного народного творчества. Определено влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей. Выявлены возможности формирования творческих умений в процессе освоения художественных речевых образов произведений фольклора, пути развития родной речи с помощью словесного творчества народа.

Взаимодействие детского сада с семьёй значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребёнка.

Литература

  1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Москва, 2017
  2. «Развитие речи детей 5 – 7 лет О.С. Ушакова соответствует ФГОС ДО. ООО «ТЦ Сфера» 2012г.
  3. Боронина, Е. Г. «Оберег». Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду. – М.: Владос, 1999.
  4. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240 с., нот. – (Б-ка воспитателя дет. сада).
  5. Дзержинская, И. Л., Музыкальное воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада. (из опыта работы) – М.: Просвещение , 1985 - 160c., нот.
  6. Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э. П. Костина. – М.: Просвещение, 2004,. – 223с.- ISBN 5-09-014666-7.
  7. Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э. П. Костина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 223с.- ISBN 5-09-014666-7.
  8. Каплунова, И., Новоскольцева, И. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки», младшая группа. СПб.: Изд-во «Композитор», 1999, - 60с.
  9. Князева О. Л., Маханева, М. Д., Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
  10. Доронова Т.Н. Вместе с семьёй. М.Просвещение, 2006.
  11. Радынова О.П. Музыкальное воспитание в семье М. Просвещение, 1994.
  12. Давыдова И.А. Формы работы музыкального руководителя ДОУ с родителями. Ж. 1 сентября 2013.
  13. Калинина Т.В. Новые информационные технологии в дошкольном детстве Ж. Управление ДОУ 2008 №6.
  14. И.Н. Чернуха, Конспект фольклорного занятия в подготовительной группе Ж, Дошкольная педагогика 2011 Февраль.
  15. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
  16. Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. 4.