РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ младшей группы (от 3 до 4 лет) составлена на основе примерной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой
методическая разработка (младшая группа)

Королькова Ирина Витальевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ

младшей группы (от 3 до 4 лет)

составлена на основе примерной программы

«От рождения до школы»

под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_vtoraya_mladshaya_gruppa.docx262.86 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦРР-ДЕТСКИЙ САД №164»

(2-е ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ

младшей группы (от 3 до 4 лет)

составлена на основе примерной программы

«От рождения до школы»

под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой

Авторы программы:

Королькова И.В.

Трофимова Л.Е.

Воронеж

СОДЕРЖАНИЕ:

1.

  1. Целевой раздел.

1.1

Пояснительная записка:

1.1.1

Возрастные, психологические и индивидуальные особенности воспитанников

1.1.2

Цели и задачи реализации Программы

1.1.3.

Принципы и подходы к формированию Программы

1.2

Ожидаемые результаты освоения Программы

Содержательный раздел

2.1

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка

2.2

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов

2.3

Взаимодействие педагогического коллектива с родителями

3.

Организационный раздел

3.1

Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

3.2

Материально-техническое обеспечение. Организация развивающей предметно-пространственной среды.

3.3

Режим дня воспитанников

3.4

Планирование образовательной деятельности

3.5

 Организация развивающей предметно-пространственной среды.

  1. Целевой раздел.
  1. . Пояснительная записка.

Рабочая программа (далее Программа) разработана во исполнение и в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»(Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 г. № 30384).

Основными документами, регламентирующими ценностно-целевые и методологические основы данной Программы являются:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. № 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 мая 2013 г. Регистрационный № 28564;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
  • Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), (утверждена ФКС по общему образованию МО РФ 17.06.2003);
  • Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «МБДОУ ЦРР – детский сад № 164»»

В соответствии с Концепцией дошкольного воспитания отношения педагогов и детей строятся на основе личностно-ориентированной модели общения, в атмосфере эмоционального благополучия и комфорта, как для ребёнка, так и для взрослых.

Программа разработана с учетом примерной образовательной программы «От рождения до школы»/ Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой.

Психолого-педагогическая работа с воспитанниками младшей группы строится с учётом возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста, который необходим для правильной организации осуществления образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольной образовательной организации.

  1. Возрастные, психологические и индивидуальные особенности воспитанников, обучающихся по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой

В возрасте 3 - 4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, не развернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования эталонов – индивидуальных единиц восприятия – переходят к сенсорным эталонам – культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения.

Продолжает развиваться наглядно – действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

  1. Цели и задачи реализации Программы

Цель Программы:

Создание условий всестороннего развития ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого; открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей;

Задачи Программы:

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
  • обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней ;
  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
  • формирование образовательной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей, с максимальным привлечением к сетевому взаимодействию объектов социокультурного окружения и их ресурсов;
  • обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

1.1.3. Принципы и подходы к формированию рабочей Программы.

Рабочая Программа, а так же организация на её основе воспитательно-образовательного процесса базируется на следующих принципах:

  • полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество с семьей;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • учет этнокультурной ситуации развития детей.

Данная Программа формировалась как модель психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей старшей группы дошкольного возраста, и основывается на комплексном подходе, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.

  1. Ожидаемые результаты реализации программы по образовательным областям

К четырехлетнему возрасту при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития ребенка по всем образовательным областям:

Образовательная область «Физическое развитие»

  • Приучен к опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых).
  • Владеет простейшими навыками поведения во время еды, умывания.
  • Умеет ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное воспитателем направление.
  • Умеет бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указаниями воспитателя.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

  • Может принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками в игре от имени героя.
  • Умеет объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию; отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения людей.
  • Способен придерживаться игровых правил в дидактических играх.
  • Способен следить за развитием театрализованного действия и эмоционально на него отзываться (кукольный, драматический театры).
  • Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности.
  • Может помочь накрыть стол к обеду.
  • Соблюдает элементарные правила поведения в детском саду.
  • Соблюдает элементарные правила взаимодействия с растениями и животными.
  • Имеет элементарные представления о правилах дорожного движения.

Образовательная область «Познавательное развитие»

  • Знает, называет и правильно использует детали строительного материала.
  • Умеет располагать кирпичики, пластины вертикально.
  • Изменяет постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.
  • Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые предметы и т.д.).
  • Может составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.
  • Умеет находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов.
  • Правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов; понимает конкретный смысл слов: «больше», «меньше», «столько же».
  • Различает круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и крутую форму.
  • Понимает смысл обозначений: вверху — внизу, впереди — сзади, слева— справа, на, над — под, верхняя — нижняя (полоска).
  • Понимает смысл слов: «утро», «вечер», «день», «ночь».
  • Называет знакомые предметы, объясняет их назначение, выделяет и называет признаки (цвет, форма, материал).
  • Ориентируется в помещениях детского сада.
  • Называет свой город (поселок, село).
  • Знает и называет некоторые растения, животных и их детенышей.
  • Выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе.
  • Проявляет бережное отношение к природе.

Образовательная область «Речевое развитие»

  • Рассматривает сюжетные картинки.
  • Отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающегося ближайшего окружения.
  • Использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.
  • Пересказывает содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы воспитателя.
  • Называет произведение (в произвольном изложении), прослушав отрывок из него.
  • Может прочитать наизусть небольшое стихотворение при помощи взрослого.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

  • Изображает отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты.
  • Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам.
  • Правильно пользуется карандашами, фломастерами, кистью и красками.
  • Умеет отделять от большого куска глины небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней.
  • Лепит различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приемы лепки.
  • Создает изображения предметов из готовых фигур.
  • Украшает заготовки из бумаги разной формы.
  • Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию; умеет аккуратно использовать материалы.
  • Слушает музыкальное произведение до конца.
  • Узнает знакомые песни.
  • Замечает изменения в звучании (тихо — громко).
  • Умеет выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т. п.).
  • Различает и называет детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан и др.).

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

        

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СООТВЕТСТВИИ С НАПРАВЛЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ

Образовательная область

«СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»

Основные цели и задачи

►Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.

►Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

►Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.

►Ребенок в семье и сообществе. Формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование гендерной, семейной принадлежности.

►Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание. Развитие навыков самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

►Воспитание культурно-гигиенических навыков.

►Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться.

►Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).

►Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

►Формирование основ безопасности. Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе. Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.

►Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

►Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них.

►Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.

Образовательная область

«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Основные цели и задачи

►Формирование элементарных математических представлений. Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

►Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).

►Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

►Ознакомление с предметным окружением. Ознакомление с предметным миром (название, функция, назначение, свойства и качества предмета); восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата труда.

►Формирование первичных представлений о многообразии предметного окружения; о том, что человек создает предметное окружение, изменяет и совершенствует его для себя и других людей, делая жизнь более удобной и комфортной. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между миром предметов и природным миром.

►Ознакомление с социальным миром. Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об  отечественных традициях и праздниках. Формирование  гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств. Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.

►Ознакомление с миром природы. Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.

Образовательная область

«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Основные цели и задачи

►Развитие речи. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

►Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.

►Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

►Художественная литература. Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.

►Воспитание желания и умения слушать художественные произведения,

следить за развитием действия.

Образовательная область

«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Основные цели и задачи

►Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности.

►Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.

►Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.); удовлетворение потребности детей в самовыражении.

►Приобщение к искусству. Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства.

►Приобщение детей к народному и профессиональному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства; воспитание умения понимать содержание произведений искусства.

►Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства.

►Изобразительная деятельность. Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, прикладном творчестве.

►Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства.

►Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.

►Конструктивно-модельная деятельность. Приобщение к конструированию; развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов.

►Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.

►Музыкальная деятельность. Приобщение к музыкальному искусству; развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкального искусства; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений.

►Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса.

►Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности.

►Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении.

Образовательная область

«ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Основные цели и задачи

►Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

►Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.

►Физическая культура. Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления.

►Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки.

►Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности.

►Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.

►Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту.

2. 2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы.

 

Реализация Программы основывается на трех составляющих:

  1. Непосредственно образовательная деятельность.
  2. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов и специально организованных мероприятий.
  3. Свободная (нерегламентированная) деятельность воспитанников.

Формы организованной деятельности классифицируются в

зависимости от:

-количества воспитанников (индивидуальные, подгрупповые, индивидуально-подгрупповые, фронтальные);

  • степени интеграции (интегрированные, с доминирующей

образовательной областью (занятие по развитию речи, по ознакомлению с окружающим миром, по рисованию и др.);

  • ведущего метода и/или совокупности методов в целом

(ознакомительное, экспериментирование, проектная деятельность, формирование определѐнных навыков и др.);

  • сюжетообразующего компонента (пространство, основной идейный и эмоциональный тон (лейтмотив));

Основные формы работы с детьми в раннем возрасте: 

  • предметная деятельность, самостоятельная и совместная со взрослым, игры с составными и динамическими игрушками; • экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.);
  • общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
  • самообслуживание и действия с бытовыми предметами- орудиями;
  • восприятие музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, изобразительная деятельность; • двигательная активность.

Основные формы работы с детьми в дошкольном возрасте: 

  • игровая деятельность (включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры);
  • проектная деятельность;
  • коммуникативная деятельность (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
  • познавательно-исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними); • восприятие художественной литературы и фольклора;
  • самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
  • конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
  • изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация); • музыкальная деятельность (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
  • двигательная активность (овладение основными движениями)

 

 Формы реализации Программы.

Непосредственно образовательная деятельность 

Образовательная

деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов и

специально организованных мероприятий 

Свободная

(нерегламентированная) деятельность воспитанников 

Занятия

(индивидуальные, подгрупповые, групповые)

Занятия комплексные, интегрированные Целевая прогулка Экскурсии  

Тематические встречи

(гостиные)

Викторины  Конкурсы

Презентации  

Спортивные         и

интеллектуальные марафоны,  

Дежурства  

Коллективный труд

Игры, где замысел или организация принадлежит педагогу         (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные и др.)

Чтение         художественной

литературы Фестивали  

Концерты  

Тематические досуги Театрализованные представления

Спонтанная игровая деятельность

Свободная         творческая,

продуктивная деятельность

Рассматривание книг, иллюстраций и т.п.

Самостоятельная         двигательная активность Уединение

Методы и средства реализации программы

 

Методы

Средства  

Словесные методы:

рассказ, объяснение, беседа, разъяснение, поручение, анализ ситуаций, обсуждение, увещевание, работа с книгой

устное или печатное слово:

Фольклор: песни, потешки, заклички, сказки, пословицы, былины; поэтические и прозаические произведения (стихотворения, литературные сказки,

рассказы, повести и др.); скороговорки, загадки и др.

 

Наглядные методы:

 

наблюдаемые объекты, предметы, явления; наглядные пособия

 

Метод иллюстрирования

предполагает применение картинок, рисунков, изображений, символов, иллюстрированных пособий: плакатов, картин, карт, репродукций, зарисовок и др.

 

Метод демонстрации

связан с демонстрацией объектов, опытов, мультфильмов, кинофильмов, диафильмов и др.

 

Метод показа

Различные         действия         и         движения, манипуляции с предметами, имитирующие движения и др.

 

Методы практического обучения 

Скороговорки, стихотворения.

 Музыкально-ритмические движения, этюдыдраматизации.

Дидактические,         музыкально-дидактические игры.

Различный материал для продуктивной и творческой деятельности.

Упражнения (устные, графические, двигательные (для развития общей и

мелкой моторики) и трудовые)

Приучение.

Технические и творческие действия

Методы проблемного обучения 

Рассказы, содержащие проблемный компонент; картотека логических задач и проблемных ситуаций; объекты и явления окружающего мира; различный дидактический материал; материал для экспериментирования и др.  

 

 

Элемент проблемности

Познавательное проблемное изложение

Диалогическое проблемное изложение

Эвристический или поисковый метод

.

Методы и технологии, используемые в педагогическом процессе.

Личностно - ориентированная технология

Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям Федерального государственного стандарта.

Создаются условия личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющие ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.

Игровая технология

            Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.

            Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным.

В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Технология проблемного обучения.

Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.

2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.

4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения.

В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.

Технология проектной деятельности

Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса. Они могут обогатить свой педагогический опыт,  испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития детей.

Технология исследовательской деятельности

Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской

 деятельности:

-эвристические беседы;

-постановка и решение вопросов проблемного характера;

-наблюдения;

-моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

-опыты;

-фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов,  трудовой деятельности;

-«погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

-подражание голосам и звукам природы;

-использование художественного слова;

-дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие 

ситуации;

-трудовые поручения, действия.

Элементы ТРИЗ

                Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как  гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

ТРИЗ, как универсальный инструментарий используется на всех занятиях. Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка. Создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами решения, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие.  

        ТРИЗ дает возможность  проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить.

        ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения. ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок, без зубрежки.  

        Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить.

Здоровьесберегающие  технологии

Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.

Выделяют следующие здоровьесберегающие технологии:

1.медико-профилактические (технологии организации мониторинга здоровья дошкольников,  контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);

2.физкультурно-оздоровительные (технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);

3.обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ);

4.образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников);

5.обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия),

6.коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастика и др.)

Технология  ИКТ.

     Использование ИКТ является одним из эффективных  способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. Это способствует осознанному усвоению новых знаний.

     Обучение для детей становится более привлекательным и захватывающим. У дошкольников лучше развито непроизвольное внимание, которое становится более концентрированным, когда ему интересно, изучающий материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у ребенка положительные эмоции.

Метод - экспериментирования – действенное изучение свойств  предметов, преобразование его свойств, структуры, действенным путем установление взаимосвязи с другими объектами, установление взаимозависимости.

Использование этого метода позволяет управлять явлениями, вызывая или прекращая эти процессы. Ребенок может наблюдать и познавать такие свойства и связи, которые недоступны непосредственному восприятию в повседневной жизни (свойства магнита, светового луча, движение воздуха, агрегатное состояние воды и др.) Экспериментирование, элементарные опыты помогают детям осмыслить явления окружающего мира, расширить кругозор, понять существующие взаимосвязи. У детей развивается наблюдательность, элементарные аналитические умения, стремление сравнивать, сопоставлять, высказывать предположение, аргументировать выводы.

Моделирование - процесс создания модели (образца) объекта познания (или явления) или использование имеющейся модели. В ней в отличие от самого объекта более выпукло представлены свойства и связи.

Использование модели позволяет в удобное время  и необходимое число раз производить различные действия, чтобы понять и освоить  образовательное содержание. В основе моделирования лежит процесс замещения реальных объектов познания условными – предметами или изображениями.

2.3.   ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.

Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

Родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию, монологизм в отношениях друг с другом, отказаться от привычки критиковать друг друга, научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников.

Основные задачи взаимодействия педагога с семьей:

• изучение отношения родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;

• знакомство родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;

• информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;

• создание условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;

• привлечение семей воспитанников к участию в совместных мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);

• поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

Общими требованиями  к подготовке родителей к сопровождению ребёнка-дошкольника в рамках его траектории развития при реализации примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования являются:

-наличие у родителей основной общеобразовательной программы;

-рекомендации по развитию ребенка в соответствии с задачами, поставленным в основной общеобразовательной программе по следующим линиям развития:

социально-личностное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно – эстетическое;

физическое развитие.

        Взаимодействие с родителями  осуществляется через  разные формы:

      единый и групповой стенды;

•            библиотека методической литературы;

•         плакаты различной тематики (противопожарная, санитарная, гигиеническая, психолого-педагогическая и др.);

•          папки, листовки, памятки, буклеты;

•         выставку детских работ по изодеятельности и ручному труду;

•           баннеры;

•            портфолио дошкольника;

•          просмотр фото и видеоматериалов с записью занятий, праздников и других воспитательно-образовательных мероприятий;

•        совместные праздники и спортивные состязания;

•        походы и экскурсии;

•        совместную проектную деятельность;

•        проведение семинаров и мастер-классов;

•        круглые столы;

•        родительские собрания, встречи, музыкальные гостиные;

•        дни открытых дверей;

•        при ежедневных непосредственных контактах педагогов с родителями;

     при проведении неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями;

    при общении по телефону;

    через сайт ДОУ.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.

1.Комплексные занятия по программе " От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой
2. Организация деятельности детей на прогулке. Авторы-составители: В.Н.Кастрыкина, Г.П.Попова. Изд. 2-е.
3. Дорожная азбука в детском саду. Е.Я.Хабибуллина. Санкт – Петербург. Детство - Пресс
4. Трудовое воспитание в детском саду (ФГТ) Л.В.Куцакова
5. Математика. Вторая младшая группа: планирование, конспекты игровых занятий/ авт.-сост. Е.С. Маклакова-Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2014, - 119с.

6. Сборник подвижных игр для детей 2-7 лет. Э.Я.Степаненкова. Изд. Мозаика –Синтез. Москва, 2013. – 141с.

7. Занятия по математике в детском саду: Пособие для воспитателя дет.сада.- 2-е изд., доп. – М.: Просвещение,– 223с.

8. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3- 7 лет: «Азбука безопасности», конспекты занятий, игры/ / авт.-сост. Н.В. Коломеец. Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2014, - 168с.

9. Комплексные занятия с детьми 3-7 лет: формирование мелкой моторики, развитие речи / авт.-сост. Н. Л. Стефанова. – Волгоград: Учитель, 2014, - 261с.

10. Образовательный процесс: планирование на каждый день по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.В. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Сентябрь-ноябрь. Вторая младшая группа / авт.-сост. Т.В. Никитина (и др.) – Волгоград: Учитель, 2015, - 338с.

11. Образовательный процесс: планирование на каждый день по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.В. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Декабрь-февраль. Вторая младшая группа / авт.-сост. Т.В. Никитина (и др.) – Волгоград: Учитель, 2015, - 331с.

12. Образовательный процесс: планирование на каждый день по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.В. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Март - Май. Вторая младшая группа / авт.-сост. Т.В. Никитина (и др.) – Волгоград: Учитель, 2015, - 383с.

13. От осени до лета (детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах…): для воспитателей детских садов и муз. руковод. / авт.-сост. Л.А. Владимирская. Изд. 3-е. – Волгоград: Учитель, 2013, - 159с.

14. Знакомим с окружающим миром детей 3-5 лет.. 2-е изд. испр. и дополн. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 128с.

15. Ознакомление с природой в детском саду: О. А. Соломенникова. Младшая группа. – М.: Мозаика –Синтез, 2015. – 64с

16. Ознакомление с предметным и социальным окружением. О.В. Дыбина. Младшая группа. - М. Мозаика –Синтез, 2015. – 80с.

17. Развитие речи детей 3-5 лет. Изд. 3-е. дополн./ Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 192 с.

18. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. - . Губанова Н.Ф.- М.: Мозаика –Синтез. 2012. – 144с.

19. Изобразительная деятельность в детском саду: Комарова Т.С . Младшая группа. . - М. Мозаика –Синтез, 2015. – 112с.

20. Изобразительная деятельность в детском саду: И.А. Лыкова Вторая младшая группа. .учебно – методическое пособие - М. : Издательский дом «Цветной мир», 2014. – 152с.

  1. Материально-техническое обеспечение. Организация развивающей предметно-пространственной среды.

Необходимым условием успешной реализации Программы является наличие развитой материально-технической базы и создание развивающей образовательной среды:

- обеспечивающей духовно-нравственное развитие и воспитание детей;

- высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей (законных представителей) и всего общества;

- гарантирующей охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников;

- комфортной по отношению к воспитанникам  и педагогическим работникам.

В группе созданы благоприятные условия для всестороннего развития дошкольников.  Предметно-развивающая среда служит интересам и потребностям детей, а её элементы  - оборудование, игры, игрушки, дидактический материал, служат развитию  ребенка.При организации развивающей среды следует придерживаться следующих принципов:

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии. При реализации этого

принципа найдены оптимальные варианты общения  педагога и воспитанника,  это  позиция  «рядом», а не «над». Поэтому расстановка мебели и планировка помещений предоставляют возможность каждому воспитаннику  найти место, удобное для занятий и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния.

Принцип комплексирования и зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая, друг другу.

 Принцип активности, возможности формирования у детей и взрослых своего предметного окружения. В помещениях  детского сада создана среда максимально приближенная к домашней обстановке, но в тоже время она более  интенсивно развивающая и способствующая возникновению и  формированию  познавательных интересов ребенка.

Реализуя принцип стабильности-динамичности развивающей среды, создаются условия для изменения окружающей среды в соответствии с возрастными возможностями, настроением, вкусами и предпочтениями детей.

 Принцип эстетической организации развивающей среды осуществляется путем оптимального отбора стимулов по качеству, количеству, гармоничному соотношению материалов и направлен на создание комфортности и эмоционального благополучия.

     Соблюдениепринципа учета половых и возрастных различий детей,  предоставляются возможности, как мальчикам, так и девочкам  проявлять свои склонности  в соответствии с принятыми в обществе эталонами  мужественности и женственности.

      Построение развивающей среды с учетом изложенных выше принципов дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, способностей овладению разными видами деятельности.

Прогулочный участок

     Наш  прогулочный участок расположен на территории детского сада, оснащен теневым навесом, игровым модулем, лавочками, столиком, песочницей

Спортивная площадка

На территории детского сада есть спортивная площадка со спортивным оборудованием, гимнастическим бревном. На этой площадке проводятся физкультурные занятия на прогулке.

Групповое помещение

Групповое помещение разделено на несколько зон: приемная-раздевалка, игровая, спальня, буфетная и туалетная комната. Игровая комната оснащена игрушками, развивающими играми, пособиями, игровыми модулями, столами и стульчиками для образовательной и игровой деятельности. Организованы зоны для свободной деятельности детей, книжные, спортивные уголки, уголки для игровой и театрализованной деятельности, уголки природы.

Кабинет логопеда

     Для наиболее эффективного результата в коррекционно-развивающем процессе кабинет логопеда оснащен большим зеркалом, дидактическими играми и пособиями для развития речи, методическим материалом. Есть в кабинете столы и стульчики для индивидуальной и групповой работы.

Кабинеты администрации

     Для удобства родителей кабинет заведующей расположен на первом этаже. Методический кабинет способствует созданию творческой атмосферы для реализации новаторских задумок и педагогических находок, оснащен в полной мере методической литературой.

Организация питания

      Рациональное питание является важнейшей составляющей формирования здоровья детей. Обязательным условием является учет рекомендаций Роспотребнадзора, направленных на безопасность питания. Питание в нашем саду пятиразовое.

Медицинский блок

В детском саду имеется медицинский кабинет, включающий изолятор на одно место, процедурный кабинет, приемную медсестры и кабинет врача. Медицинское обслуживание в детском саду обеспечивают органы здравоохранения (детская поликлиника №____. Воронеж).

Предметно-развивающая среда группы № «Полянка»

В группе эффективно реализуется модель развивающей среды. Предметно-развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, в ней дети реализуют свои способности. 
     Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Поэтому следует уделять большое внимание эстетике уголка. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение к игрушкам

 Одна из задач воспитателя - создать для каждого ребенка разностороннюю развивающую среду, чтобы дать ему возможность проявить себя.

Всё групповое пространство распределено на центры, зоны, уголки которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок.

Учебная зона расположена таким образом, чтобы свет на рабочие столы падал с левой стороны. Напротив столов установлена магнитная доска, на которой можно писать маркером. Так же имеется фланелеграф и детская магнитная доска с комплектами букв и цифр для самостоятельной игры детей.

Уголок природы является не только украшением группы, но и местом для саморазвития детей. Они учатся наблюдать и ухаживать за комнатными растениями. Календарь погоды помогает наблюдать за объектами живой природы и обобщать результаты своих наблюдений.

В игровой зоне размещены разнообразные игры для детей с учётом возраста и гендерного воспитания. Игровая среда наполнена разнообразными материалами и оборудованием. Это, прежде всего, игрушки-персонажи, кроватки и коляски для кукол, кухонная мебель с набором крупной игрушечной посуды, гладильная доска с утюгом и т. п. В шкафу на отдельных полках расположены такие игры, как «Кухня», «Больница», «Гараж», «Склад строительных материалов», а в пластмассовой полке игры: «Автосервис» и конструктор по типу «Лего».

Театральная зона представлена куклами и игрушками для различных видов театра (плоскостной, стержневой, кукольный, настольный пальчиковый. Представлены наборы масок к различным сказкам.

Уголок художественного творчества удовлетворяет потребности детей в самовыражении, через рисование и лепку. Здесь можно найти листы для рисования, кисти, краски, палитру, карандаши, фломастеры, разноцветные мелки, пластилин и стеки, клей, трафареты, предметные формы для пластилина, линейки для создания узоров. баночки для воды, салфетки.

        Так же в группе есть литературный уголок. Деятельность в этом уголке направлена на формирования интереса к книге и потребности к чтению. Есть детские книги по программе, любимые книги детей, энциклопедии, книги по интересам. На базе этого уголка организовываются выставки книг. Есть портреты писателей и поэтов.

В спортивном уголке имеется различное оборудование: мячи, обручи, кегли, кольца, скакалки для индивидуальных занятий, «дорожка здоровья» для корригирующей гимнастики, атрибуты для проведения подвижных игр, а также пособия необходимые для проведения утренней гимнастики.

        Музыкальный уголок оснащён такими инструментами как бубен, погремушки, гитара, металлофон, баян, деревянные ложки. В группе есть магнитофон и диски с записью песенок, сказок.

Создавая, предметно развивающую среду мы постарались сделать её информативно богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала.

Компоненты развивающей среды обеспечивают содержательное общение взрослых и детей.

3.3. Режим дня и распорядок

Ежедневная организации жизни и деятельности детей осуществляется с учетом:

работы с детьми: основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;

взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Организация режима дня.

При проведении режимных процессов МБДОУ придерживается следующих правил:

детей (во сне, питании).

постели.

поощрение самостоятельности и активности.

ребенку, устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависят от состояния их нервной системы. Основные принципы построения режима дня:

дошкольном учреждении, сохраняя последовательность, постоянство и постепенность. Составление правильности построения режима дня возрастным психофизиологическим особенностям дошкольника. Поэтому в ДОУ для каждой возрастной группы определен свой режим дня.

Режим дня: вторая младшая группа

Приём, осмотр, игры, ежедневная утренняя гимнастика

7.00 – 8.30

Подготовка к завтраку, завтрак

8.30 – 8.50

Игры, самостоятельная деятельность

8.50 – 9.00

Непосредственно образовательная деятельность  с перерывом 10 минут

9.00 – 9.40

Подготовка к прогулке, прогулка

9.50 – 11.50

Возвращение с прогулки, подготовка к обеду

11.50 –12.00

Обед

12.00 – 12.20

Подготовка ко сну, дневной сон

12.20 – 15.00

Постепенный подъём, воздушные, водные процедуры

15.00 – 15.20

Игры, самостоятельная  деятельность детей

15.20 – 16.00

Уплотненный полдник

16.00-16.20

Самостоятельная деятельность

16.20 – 17.00

Ужин

17.00-17.10

Подготовка к прогулке . Прогулка.

Игры, самостоятельная деятельность. Уход  детей домой

17.10- 19.00

. 

3.4. Планирование образовательной деятельности

        Программа         не         предусматривает         жесткого         регламентирования

образовательного процесса и календарного  планирования  образовательной  деятельности,  оставляя  педагогам  Организации пространство для гибкого планирования их деятельности, исходя из особенностей реализуемой  основной  образовательной  программы,  условий  образовательной  деятельности,  потребностей, возможностей  и  готовностей,  интересов  и  инициатив  воспитанников  и  их  семей,  педагогов  и других сотрудников Организации.  В основе лежит комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы в ДОУ

Цель: построение воспитательно – образовательного процесса, направленного на обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, с учетом интеграции на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму» с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей.

Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения программы являются примерные темы (праздники, события, проекты), которые ориентированы на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящены различным сторонам человеческого бытия, атак же вызывают личностный интерес детей к:

  • явлениям нравственной жизни ребенка
  • окружающей природе
  • миру искусства и литературы
  • традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям
  • событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка (родной город, День народного единства, День защитника Отечества и др.)
  • сезонным явлениям
  • народной культуре и традициям.

Тематический принцип построения образовательного процесса позволил ввести региональные и культурные компоненты, учитывать приоритет дошкольного учреждения.

Построение всего образовательного процесса вокруг одного центрального блока дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать         информацию         оптимальным         способом.         У         дошкольников появляются         многочисленные         возможности         для         практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.

В каждой возрастной группе выделен блок , разделенный на несколько тем. Одной теме уделяется не менее одной недели. Тема отражается в подборе материалов, находящихся в группе и уголках развития.

Для каждой возрастной группы дано комплексно-тематическое планирование, которое рассматривается как примерное.  

Формы подготовки и реализации тем носят интегративный характер, то есть позволяют решать задачи психолого-педагогической работы нескольких образовательных областей.

Комплексно тематическое планирование прописано в примерной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой.  

 

 

Календарное  планирование тематических недель на 2020 – 2021- уч. год

Период

Тема

1 – 4  сентября

Социальнокоммуникативное развитие

До свидания лето, здравствуй детский сад!

Неделя взросления. для младших групп – адаптация к детскому саду.  

Итоговое событие: выставка фоторабот «Вспоминаем лето»

7 – 11 сентября

Физическое развитие

Я – в мире.(представление о здоровье и ЗОЖ, своей семье, ПДД пожарная безопасность).Итоговое мероприятие – День здоровья

14 – 18  сентября

Познавательное развитие

 Родной край. Моя улица. Мой дом, моя семья, достопримечательности региона.  

Итог – творческий Вернисаж «Мой город»

21 – 25 сентября

Речевое развитие

Наш детский сад. (профессии сотрудников, предметное окружение, правила поведения, взаимоотношения со сверстниками)

Итог – праздник – День воспитателя

28 сент - 2 октября  

Художественноэстетическое

Какого цвета осень? Художники, композиторы, поэты .Золотая хохлома.

Итог: выставка, конкурс чтецов

5 - 9 октября

Социально-коммуникативное развитие

Я – помогаю! Трудовое воспитание.  Самообслуживание. Итог – выставка детского творчества

12 -16 октября

Физическое развитие

Азбука физкультуры и здоровья

(Виды спорта, спортивные игры и развлечения)

Итог: спортивное развлечение. «Сказочный баскетбол»

19 - 23 октября

Познавательное развитие

Изучаем птиц. (дикие – домашние, зимующие – перелетные,) Итог недели – изготовление кормушки и вывешивание на участке

26 окт. – 30 нояб. Речевое развитие

Домик для слов. Учимся говорить красиво.  

Моя любимая книга

2 - 6 ноября

Художественноэстетическое развитие

Музыка

Итог недели «Праздник осени»

9 – 13 ноября

Социальнокоммуникативное.

Давай играть!.  

Развитие игровой деятельности

16 – 20 ноября

Физическое развитие

Неделя спортивных игр. Мы заботимся о себе (формирование основ безопасности)

22 -27 ноября

Познават развитие

Транспорт Безопасность на дорогах

30 нояб– 4 декабря Речевое развитие

                                                   Взрослые и дети. День матери

(расширять представления о своей семье)

Итоговое мероприятие – выставка рисунков «Моя мамочка»

7 – 11 декабря

Художественноэстетическое развитие

Чудо своими руками.  

(украшаем группу, участок, поделки из природного материала)

14 – 18 декабря Соц-коммуникативное

Давай дружить! Один за всех и все за одного

21 – 25 декабря

Познавательное развитие

Здравствуй , Зимушка-зима!

(Зимние опыты и эксперименты, зимняя погода, животные зимой, безопасность)

28 – 31 декабря

Физическое развитие

Праздник Ёлки (игры и развлечения)

11 января – 15  января

Художеств.- эстетическое

Рождество. Зимняя сказка Это чудо – красота

18 января –22 января

Социальнокоммуникативное

Правила поведения. Этикет

25 января -    29 января Познавательное

Город, в котором я живу .Освобождение города Воронежа немецко-фашистских захватчиков 

01 февраля – 05 февраля Речевое развитие

Кем мы станем. Профессии взрослых.

8 февраля – 12 февраля

Художественноэстетическое

Неделя народной игрушки Кукольный театр

15 февраля -19 февраля Познавательное

Земля. Планеты. Космос. Природа и природные явления.  

22 февраля  -    26 февраля

Физическое развитие

Веселые старты. Наша Армия (День защитника Отечества)

01 марта – 05 марта

Социальнокоммуникативное

Мы – помощники. Мамин праздник

 

9 – 12 марта

Худож.- эстетическое

Народная культура и традиции. Поговорки- загадки. Праздник масленицы

15– 19 марта

Познавательное развитие

Удивительные места нашей планеты (Животные и растения, города и страны)

22 - 26 марта  

Художественноэстетическое

Творческая мастерская

(Мы художники. Композиторы и артисты)

29 марта – 2 апреля

Социально-коммуникативное развитие

Неделя добрых дел. Нравственное воспитание

5 – 9 апреля

Речевое развитие

Если только захотим, мы и в космос полетим. День космонавтики.

12 – 16 апреля

Физическое развитие

В мире спортивных соревнований. Правила здорового образа жизни

19 – 23 апреля  

Познавательное развитие

Весна. Мир растений

26 – 30апреля

Художественноэстетическое

Весенние краски.  

 

4 -7 мая Социально-коммуникат.

Мы помним, мы гордимся!

Музыкальный праздник «Этот славный день Победы»

11 – 14 мая

Речевое развитие

Путешествие по любимым сказкам  

17-21 мая

Что будет если…(неделя опытов и экспериментов)

24 – 31 мая

До свиданья, детский сад! Здравствуй, школа!

(Выпускные утренники) Педагогическая диагностика

 

 

3.5. Организация развивающей предметно-пространственной среды

Развивающая  предметно-пространственная  среда  МБДОУ  (далее  –  РП ППС)  должна соответствовать  требованиям  Стандарта  и  санитарноэпидемиологическим  требованиям.

Развивающая  предметно-пространственная  среда  –  часть  образовательной  среды, представленная  специально  организованным  пространством  помещениями                  ,         прилегающими                  и                  другими                  территориями,  предназначенными                  для                  реализации                  Программы),         материалами,  оборудованием,  электронными  образовательными  ресурсами  (в  том  числе развивающими  компьютерными  играми)  и  средствами  обучения  и  воспитания  детей дошкольного  возраста,  охраны  и  укрепления  их  здоровья,  предоставляющими  возможность учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

В соответствии со Стандартом ДО РППС ДОУ должна обеспечивать и гарантировать:

  • охрану  и  укрепление  физического  и  психического  здоровья  и  эмоционального благополучия детей, в том числе с учетом специфики информационной социализации и рисков Интернет-ресурсов,  проявление  уважения  к  их  человеческому  достоинству,  чувствам  и потребностям,  

формирование  и  поддержку  положительной  самооценки,  уверенности  в  

собственных  возможностях  и  способностях,  в  том  числе  при взаимодействии  детей  друг  с другом и в коллективной работе;

  • максимальную  реализацию  образовательного  потенциала  пространства  МБДОУ, группы  и  прилегающих  территорий,  приспособленных  для  реализации  образовательной программы,  а  также  материалов,  оборудования  и  инвентаря  для  развития  детей  дошкольного возраста в соответствии с  потребностями  каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их развития;
  • построение  вариативного  развивающего  образования,  ориентированного  на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;
  • создание  условий  для  ежедневной  трудовой  деятельности  и  мотивации  непрерывного самосовершенствования  и  профессионального  развития  педагогических  работников,  а  также содействие  в  определении  собственных  целей,  личных  и  профессиональных  потребностей  и  мотивов;
  • открытость  дошкольного  образования  и  вовлечение  родителей  (законных представителей)  непосредственно  в  образовательную  деятельность,  осуществление  их поддержки  в деле  образования  и  воспитания детей,  охране и укреплении их  здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;
  • построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного  на  уважение  достоинства  и  личности,  интересы  и  возможности  каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующие  возрастные  и  

индивидуальные  особенности  (недопустимость  как  искусственного  ускорения,  так  и искусственного замедления развития детей);

  • создание  равных  условий,  максимально  способствующих  реализации  различных образовательных программ в МБДОУ,  для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья. РППС  обладает  свойствами открытой  системы  и  выполняет  образовательную,  воспитывающую, мотивирующую  функции. Среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.  

Принципы ППРС: 

  1. содержательно-насыщенной  –  включать  средства  обучения  (в  том  числе технические  и  информационные),  материалы  (в  том  числе  расходные),  инвентарь,  игровое, спортивное  и  оздоровительное  оборудование,  которые  позволяют  обеспечить  игровую, познавательную,  исследовательскую  и  творческую  активность  всех  категорий  детей, экспериментирование  с  материалами,  доступными  детям;  двигательную  активность,  в  том числе  развитие  крупной  и  мелкой  моторики,  участие  в  подвижных  играх  и  соревнованиях;  
  2. трансформируемой  –  обеспечивать  возможность  изменений  РППС  в  зависимости от  образовательной  ситуации,  в  том  числе  меняющихся  интересов,  мотивов  и  возможностей детей;
  3. полифункциональной  –  обеспечивать  возможность  разнообразного  использования составляющих  РППС  (например,  детской  мебели,  матов,  мягких  модулей,  ширм,  в  том  числе природных материалов) в разных видах детской активности;
  4. доступной  –  обеспечивать  свободный  доступ  воспитанников  (в  том  числе  детей  с ограниченными  возможностями  здоровья)  к  играм,  игрушкам,  материалам,  пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
  5. безопасной  –  все  элементы  РППС  должны  соответствовать  требованиям  по обеспечению  надежности  и  безопасность  их  использования,  такими  как  санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности ,  а также правила безопасного пользования Интернетом.

В групповых и других помещениях, предназначенных для образовательной деятельности детей  (музыкально- спортивном  залах,  кабинетах

специалистов,  изостудии.),  создаются условия  для  общения  и  совместной  деятельности  детей  как  со  взрослыми,  так  и  со сверстниками  в  разных  групповых  сочетаниях.  Дети    имеют  возможность  собираться  для игр и занятий всей группой вместе, а также объединяться в малые группы в соответствии со своими  интересами.  На  прилегающих  территориях  также  есть выделенные  зоны  для общения и совместной деятельности больших и малых групп детей из разных возрастных групп и взрослых, в том числе для использования методов проектирования как средств познавательноисследовательской деятельности детей.  

Дети  имеют  иметь  возможность  безопасного  беспрепятственного  доступа  к  объектам инфраструктуры  МБДОУ,  а  также  к  играм,  игрушкам,  материалам,  пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.  

Предметно-пространственная  среда    обеспечивает  условия  для физического и психического развития, охраны и укрепления здоровья, коррекции и компенсации  недостатков развития детей.

В  МБДОУ проводится работа по созданию  условий  для  информатизации  образовательного процесса и  использования   информационнокоммуникационных  технологий  в образовательном  процессе  (имеются стационарные  и  мобильные  компьютеры,  интерактивное оборудование,  принтеры  и  т.  п.).  Компьютерно-техническое оснащение МБДОУ может использоваться для различных целей:  

  • для  демонстрации  детям  познавательных,  художественных,  мультипликационных фильмов, литературных, музыкальных произведений ; –  для  поиска  в  информационной  среде  материалов,  обеспечивающих  реализацию основной образовательной программы;  
  • для  предоставления  информации  о  Программе  семье,  всем заинтересованным  лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности;  
  • для обсуждения с родителями  (законными  представителями)детей вопросов, связанных с реализацией Программы и т. п.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Вторая младшая группа (3-4 года) составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «ДЕТСТВО» под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева на 2016-2017 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Вторая младшая группа (3-4 года) составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «ДЕТСТВО» под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Со...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ старшая группа составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы (2018 –

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУстаршая группасоставлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»под ред. Н. Е. Вераксы, М. А....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2018-2019г.

Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности педагога в рамках образовательных...

Рабочая программа воспитателя (подготовительная группа 6-7 лет) составлена на основе Образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад «Крепыш», примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Мозаика»

Целевой раздел рабочей программы «Мозаика» подготовительной  группы МБДОУ «Детский сад Крепыш»(далее Программа) определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формирова...

Рабочая программа воспитателя (подготовительная группа 6-7 лет) составлена на основе Образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад «Крепыш», примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Мозаика»

Программа направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, со...