«Игра и ее роль в становлении личности ребенка дошкольного возраста»
статья (старшая группа)

Любовь Николаевна Сигарева

Уважаемые родители! В этой статье я познакомлю вас с тем, как развиваются психические процессы в игре у ребенка дошкольного возраста, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития, которая позволит ребенку стать субъектом взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Игра и ее роль в становлении личности ребенка дошкольного возраста»

В основе отечественной теории детской игры лежит представление о ее социальной природе. Игра возникла в ходе исторического развития в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений, когда на основе развития общества включение детей в производительный труд отодвигается во времени.

Игра понимается как особый тип деятельности ребенка, воплощающий в себе его отношение к окружающей, прежде всего социальной действительности, имеющий свое специфическое содержание и строение особый предмет и мотивы деятельности и особую систему действий, и самое главное, представляющей условия для формирования коммуникативных умений ребенка. Развитие представлений о детской игре составляет замечательную страницу в истории отечественной психологии, а объём исследований, посвящённых проблеме игры, доказывает, что она всегда была объектом внимания учёных содержание.

Одним из важнейших положений отечественной теории детской игры является подход к игре как ведущей деятельности. Это означает, что в связи с развитием игры происходят главнейшие изменения в психике ребенка: развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития, которая позволяет ребенку становиться субъектом взаимодействия.

В игре не только формируются новые мотивы, но и изменяется их психологическая форма. Игра создает условия для развития произвольного осознанного поведения, именно в игре формируются зачатки самосознания. Игра оказывает существеннейшее влияние на развитие умственных действий, подготавливая переход к формированию новых интеллектуальных операций, она «источник развития и создает зону ближайшего развития». В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики,

от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Существуют различные игры. В соответствии с современными представлениями о природе игры и подходами к ее классификации, предложенными кафедрой детства РГПУ им. А. И. Герцена, выделяются следующие виды игр:

  1. игры, возникающие по инициативе ребенка игры — экспериментирования  игры с природными объектами игры со специальными игрушками
  2. игры связанные с исходной инициативой взрослого

Обучающие игры

досуговые игры

автодидактические

интеллектуальные

сюжетно-ролевые

забавы

подвижные

развлечения

музыкальные

театрализованнные

дидактические

компьютерные

  1. игры народные, связанные с традициями этноса

обрядовые

тренинговые

досуговые

культурные

интеллектуальные

забавы

семейные

сенсомоторные

подвижные игры

сезонные

адаптивные

игры-соревнования

Одни игры развивают мышление и кругозор детей, другие — ловкость, силу, третьи коммуникативные умения. Есть игры, направленные на развитие творчества у ребенка, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением.

В игре формируется такое качество личности ребёнка как саморегуляция действий с учётом задач количественной деятельности.

Важнейшим достижением является приобретение чувства коллективизма.

Ученые считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей. Однако известно, что умение играть возникает не путем автоматического переноса в игру усвоенного в повседневной жизни.

Задачи воспитания и развития ребенка в игре успешно реализуются лишь при условии сформированности психологической основы игровой деятельности в каждом возрастном периоде. Это обусловлено тем, что с развитием игры связаны существенные прогрессивные преобразования в психике ребенка, прежде всего, в его эмоциональной и интеллектуальной сферах.

Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение, выполняя несколько функций:

 игра —образование; игра — труд;  игра— серьезная форма воспитания;  игра— способ познания окружающего мира; игра — тренинг чувств.

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать индивидуальные познавательные интересы и способности. Соответственно, должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения и воспитания детей. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания детей, в частности, сюжетно-ролевые игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Современная семья и ее роль в становлении личности ребенка"

Современная семья в последнее время сильно отличается от понятий "традиционная семья и традиционное воспитание"...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ НОВЫХ СТАНДАРТОВ

Сегодня учеными уже доказано, насколько состояние всего нашего глобального мира напрямую зависит от уровня духовности и нравственности людей. Когда мы говорим о «духовности», «духовном развитии», гово...

Роль игры в развитии личности ребенка дошкольного возраста

Вся жизнь дошкольника связана с игрой. Освоение окружающих его вещей, отношений между людьми, понимание тех значений, которые несет общественная жизнь, труд и обязанности взрослых, - со всем этим он з...

Становление родительской компетентности как ключевой компонент развития личности ребенка дошкольного возраста.

Проблема становления психолого-педагогической компетентности родителей – одна их наиболее актуальных в системе дошкольного образования. Кто он современный родитель? Чем отличается от родителей прошло...

Статья "Роль игры в развитии личности ребенка дошкольного возраста"

В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное зн...

Роль игры в развитии личности ребенка дошкольного возраста

Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка....

,,Значение воспитания семейных ценностей в становлении личности ребенка дошкольного возраста"

статья.Воспитание детей-это одна из самых важных задач, стоящих перед родителями. Особенно важно формирование семейных ценностей в раннем, когда личность ребенка только начинает формироваться....