Фольклор для детей в раннем детстве
учебно-методический материал

  1. Эмоциональная восприимчивость малышей к фольклору.
  2. Влияние фольклорных произведений в развитии речевого слуха, речевых навыков и ручных умений на ребёнка.
  3. Восприятие ребёнком слухового сосредоточения на разную интонацию речи взрослого.
  4. Формирование речевого подражания у малышей.
  5. Малые фольклорные формы в развитии ребёнка.
  6. Проявление любви к ребёнку через народное поэтическое слово.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor_dlya_malyshey.docx34.56 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание.

  1. Фольклор для детей в раннем детстве.
  2. Эмоциональная восприимчивость малышей к фольклору.
  3. Влияние фольклорных произведений в развитии речевого слуха, речевых навыков и ручных умений на ребёнка.
  4. Восприятие ребёнком слухового сосредоточения на разную интонацию речи взрослого.
  5. Формирование речевого подражания у малышей.
  6. Малые фольклорные формы в развитии ребёнка.
  7. Проявление любви к ребёнку через народное поэтическое слово.

1.Фольклор для детей в раннем детстве.

Раннее детство – начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца. В первых лучах уже видится наступающий день, и мы говорим: «Доброе утро!»  

«Доброе утро»… Ранний период жизни ребенка. Он во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители и воспитатели наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если способны духовно обогатить среду, в которой он растет.

А что может духовно обогатить среду? Народное поэтическое слово, образец духовного служения людям. Оно как родник, как чистейший ключ, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения, наполняясь живительной силой. И передает народное слово прошлое, поступь настоящего и будущего. И звучат из поколения в поколение материнские колыбельные песни, сказы, потешки, небылички, басенки.

        В последние годы возрастает интерес к фольклористике. Общество как будто почувствовало: живительную силу обновления можно почерпнуть в неиссякаемых источниках народности. Неслучайно слово «фольклор», будучи английского происхождения, переводится буквально как «народная мудрость».

        Фольклор для детей – разновидность фольклористики и раздел художественной литературы для самых маленьких. Особенность его – он соединяет в себе стихи, песни, игровые приемы, танец.

        Пользу малых поэтических жанров народного слова доказывать не приходится, это очевидно. Вместе с тем до последнего времени оставалось загадкой активирующее воздействие фольклорных произведений на ребенка – и первых месяцев жизни, и начинающего ходить, и перешагнувшего рубеж раннего периода детства.

1

2.Эмоциональная восприимчивость малышей к фольклору.

        Что черпает ребенок в разные периоды детства из нескольких незатейливых строк, простых по форме, а в первые месяцы жизни и вовсе непонятных ему по содержанию? Когда и как открывается малышу смысл этих строк? Почему малыш эмоционально восприимчив к фольклору?

Ответы на эти вопросы ищет современная педагогика раннего детского возраста. Ответы непросты и требуют тонкого, вдумчивого подхода, более того, комплексного изучения ребенка. В частности, каковы особенности возрастного восприятия, динамики ориентировочно – исследовательской деятельности и истоков познавательной активности, зрительно – слуховых и речедвигательных взаимодействий? Каков генезис развития речевых навыков, эмоциональной, сенсорной и умственной деятельности? Каково начало нравственного эстетического развития? Воспитание первоначальных «духовных» ценностей, открывающихся в радости общения малыша со взрослым, который несет в душе любовь и милосердие? Это с одной стороны, а с другой – необходимы исследования, как бы «рентгенологический анализ» детской фольклористики, которые высветили бы значимые для малышей аспекты, объяснили феномен активации, проявляющейся в непроизвольном слуховом сосредоточении в наиболее ранние сроки развития, и постепенный сознательный интерес к содержанию произведений.

  1. Влияние фольклорных произведений в развитии речевого слуха, речевых навыков и ручных умений на ребёнка.

Влияния фольклорных произведений на ребенка, рассчитан на широкий возрастной диапазон – от первых месяцев жизни до трех лет. Ценность фольклорных произведений для раннего периода обусловлена, прежде всего, их высокой интонационной выразительностью, что особенно значимо для младенческого возраста, а также другими жанровыми особенностями –

2

речевыми, смысловыми, звуковыми. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют малышей прислушиваться, замирать на какое – то мгновение, всматриваться в лицо говорящего. Неповторимое своеобразие фольклора особенно ценно для ребенка в тот период, когда у него не сформированы произвольные действия, внимание, реакции на слова. При этом возникает как бы цепь слуховых ориентировочных реакций (слуховая аутостимуляция), позволяющих установить двусторонний контакт с ребенком на ориентировочной и эмоциональной основе. Активирующее воздействие оказывает, во – первых, речевой звуковой поток. Ребенок выделяет речь из всех других звуковых сигналов, оказывает ей предпочтение, выделяя из шумов и музыкальных звуков. Во – вторых, очевидно активирующее звуковое воздействие с помощью повторяющихся фонем и звукосочетаний, звукоподражаний, как бы запрограммированных в самом тексте малых фольклорных форм (например, «баю, баю, баю, бай!», «а качи – качи – качи!» «люлю – люлю – люлюшки!»).

Повторяющиеся звукосочетания, адресованные ребенку первых месяцев, не несут какого – либо смыслового содержания. Но они побуждают его невольно вслушиваться в звучащую речь, рассчитанную на развивающуюся подражательную способность. Эти повторяющиеся звукосочетания взрослый может исполнять не только речитативом, но и вокально, специально растягивая гласный звук, что создает эффект музыкальности. Вот почему их назвали наигрышами. С их помощью у ребенка развивается речевой слух, с их помощью он подходит к воспроизведению речевых звуков. Первые настоящие членораздельные звуки, которыми овладевает ребенок, - гласные. Поэтому фольклорные звукосочетания – наигрыши, уникальный звуковой материал для овладения первыми речевыми навыками, когда малыш начинает «гулить», как бы манипулируя гласными звуками, которые он успел освоить (4 – 5 мес.),

3

когда овладел лепетом (5 – 6 мес.), т. е. звуковыми гласными и согласными. Следовательно, звукосочетания – наигрыши в этот период начинаются воспроизводиться почти полностью – вслед за взрослым, говорящим «баю – бай», малыш начинает повторять «ба-ба-ба» и т. д.

Многосторонность фольклористики для маленьких обнаруживается также и в том, что звукосочетания – наигрыши взрослый использует в сочетании с игровыми приемами: похлопывает в ладоши, выполняет «пляшущие» ритмические движения руками («фонарики»), легким прикосновением поглаживает малыша («контактное взаимодействие»), включает плясовые элементы (когда малыш на руках).

Один из приемов использования фольклорных звукосочетаний – наигрышей – исполнение их на мотив народных мелодий, например на мотив песни «Ой, вставала я ранешенько» («ай, ля-ля-ля», или «ай, ту-ру-ру» и т. д.).Более того, в такт ритмичным звукосочетаниям – наигрышам можно включить показ произведений народного прикладного творчества – расписные деревянные ложки, «пляшущие» деревянные матрешки.

Развитие речевых навыков и умений приходит к детям параллельно с развитием ручных умений, т.е. действий руки. Поэтому целесообразно умелое включение игрушек народного прикладного творчества в речевые занятия, но разграничивая их в последовательности: вначале – предельная возможность сосредоточиться на артикуляции и восприятии речевых звуков с побуждением к воспроизведению, а затем – включение предметов.

Фольклорные произведения оказывают благотворное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты: когда его укладывают спать (колыбельная песня), когда купают (ласковые подговорки, совпадающие по эмоциональному колориту с активным общим тонусом ребенка), когда эмоционально общаются в моменты бодрствования (прибаутки, потешки и т.

4

п.). Особое значение малые фольклорные формы имеют в ходе занятий, на которых ставятся обучающие задачи: чисто речевые или развивающие ориентировку в пространстве, действия руки и т. д.

  1. Восприятие ребёнком слухового сосредоточения на разную интонацию речи взрослого.

Художественное слово народного поэтического творчества сопутствует ребенку значительно раньше того, как он учиться удерживать в руках предметы, перелистывая страницы книги, рассматривая картинки. Уже в первые месяцы жизни, занимаясь с ребенком, взрослый проговаривает напевные двустишия или четверостишия «Ой, лю-ли, лю-ли, лю-ли! Прилетели гули!» и т.п. Первая строка включает, как правило, звукосочетания – наигрыши, ее повторяют несколько раз в разном темпе, с различной интонацией. Важно добиваться слухового сосредоточения, а затем прочтения («присоединения») и второй рифмующейся с наигрышем строки.

Ученые считают, что в наиболее раннем возрасте (первые три месяца жизни) занятия следует направлять на восприятие интонационной системы языка. В этот период жизни беспомощный младенец пользуется криком как средством воздействия на взрослых, сообщая им о своем физическом состоянии. С помощью точной аппаратуры установлено, что уже в крике новорожденного имеется интонационная структура, запрограммированная на подкорковом  уровне. Это позволяет младенцу выделять интонации человеческого голоса раньше, чем фонемы родного языка. Последнее требует более тонкого слухового восприятия, что возникает несколько позже. Следовательно, первые занятия должны быть направлены на формирование устойчивого слухового сосредоточения на разную интонационную окраску речи: утвердительную, вопросительную, восклицательную, которыми человек выражает радость или недовольство, вопрос или просьбу, удивление или

5

повеление.

В этот ранний период жизни полезно читать напевные короткие, но интонационно выразительные произведения, состоящие из 4-8 строк. Можно использовать одно произведение, но прочитать его с различной интонацией, сначала вопросительно, затем утвердительно, и наконец, восклицательно, например: «Ой, ли-ли-ли-ли, ли-са, по ле-су ходила, ли-са лапотки плела». Можно использовать отрывки и из более крупных произведений, в которых содержатся вопросы, восклицания, утверждения. Вопросительно – радостная интонация хорошо передается, например, в потешке «Ладушки-ладушки».

Для занятий с малышами полезны произведения, которые содержат звукоподражания музыкальным инструментам, например дудочке («ой, ду-ду-ду-ду»), колокольчику («тили-бом, тили-бом») и т. п. Читают их напевно; точно так, напевно, пропевают или читают колыбельные или другие стихотворные тексты, в которых звучат спокойные интонации, идет плавное повествование с соблюдением медленного темпа, пауз, с тем, чтобы дать ребенку возможность вслушаться.

Постепенно в активном звукопроизношении ребенка вначале появляются звуки, близкие к гласным «а», «о», «ы», (они уже присутствуют в крике), затем гортанные, близкие к согласным «г», «к», «х» (гукание), несколько позднее – близкие к губным «м», «б», «п», а следом и другие согласные – «н», «д», «т», «в». Эту последовательность звуков в речевых проявлениях ребенка учитывает взрослый: не только развивает слуховые реакции ребенка с первого месяца его жизни, но и дифференцирует сосредоточение на звуках.

В первые месяцы жизни ребенка полезно включать фольклорные произведения, в которых под ударением слышится какой-либо гласный звук, хорошо «прорабатываемый» в речевом общении. С появлением тихих гортанных звуков «г», «к», «х» и звукосочетаний типа «аху», «хы-хы», «гхе»,

6

«хоо», напоминающих гуканье, взрослый подбирает ребенку потешки с аналогичными звуками.

Проговаривая речитативом потешку, пропевая ее, взрослый наклоняется над ребенком, выразительно артикулирует необходимые звуки. Мимика его лица, эмоциональные реакции соотносятся с содержанием читаемого, меняются в зависимости от хода развертывающихся событий. Это устанавливает эмоциональный контакт. Чтение потешек на занятии (до или после) сочетается с разговорной речью, обращениями. Это необходимо для того, чтобы ребенок слышал разницу между разговорной речью и стихотворным текстом, отличающимся рифмой, ритмом.

В 4 – 5 месяцев, когда у ребенка отрывистые гортанные звуки сменятся протяжными, певучими, взрослый побуждает его к гулению. Он протяжно произносит короткие фразы, выделяя четко голосом гласные, находящиеся под ударением, несколько утрированно показывая губами артикуляцию («О-о-о-оля!О-о-о-ленька, ма-а-а-а-аленькая!»), добиваясь ответной реакции. Помогают в развитии гуления коротенькие подговорки, потешки, которые произносятся напевно.

В 5 – 6 месяцев, когда ребенок начинает лепетать, расширяются его речевые возможности. Взрослый способствует дальнейшему формированию этих речевых реакций, поскольку они упражняют голосовой аппарат. В развитии лепета ребенка положительную роль играет речь взрослого, состоящая из обращений, коротких эмоциональных фраз, подговорок, в которых голосом он выделяет и неоднократно повторяет нужные слоги, созвучные лепету «Ба-а-ю, бай! Ба-ю, баюшки! Не ложись на краешке!» и т. п. Повторяя несколько раз звукосочетание потешки, взрослый замолкает и побуждает ребенка повторить наиболее легкие для него звуки и слоги. Вначале малыш произносит за взрослым отдельные звуки («а-а-а», «у-у-у»), потом

7

наступает очередь подражания отдельным слогам.

  1. Формирование речевого подражания у малышей.

Подражательная способность ребенка интенсивно развивается и оказывает положительное воздействие не только на овладение речевыми звуками, но и более высокий уровень эмоционального общения со взрослым. Генетически подражательная способность неоднозначна. Прежде всего, малыш начинает «отражать» эмоциональный колорит этого общения. Ведь от рождения ребенку не свойственны ни улыбка, ни смех. Эти эмоциональные реакции носят социальный характер, а это значит, что младенец учится от взрослого улыбке, смеху, т. е. положительному эмоциональному взаимодействию. Они приходят к нему на основе подражания как первые доступные для его возраста средства коммуникации со взрослым. Поэтому и говорят, что эмоции – первый язык ребенка. Но этот язык возникает при условии эмоционального общения с ребенком, в процессе занятий. К концу первого месяца ребенок научится улыбаться, а к трем месяцам -  смеяться. На фоне этой первой формы подражания начнет развиваться более сложная, связанная с развитием слуховых ориентировочных реакций, в частности интонирования, а затем речевых звуков.

Формирование речевого подражания - одна из важнейших задач в развитии речевых реакций ребенка 6 – 12 месяцев. Поэтому в занятиях так необходимы переклички: взрослый подбирает короткие произведения со звукосочетаниями, уже имеющимися в речевых реакциях малыша. Если он хорошо произносит «гу», то ему предлагают четверостишие, в котором это звукосочетание повторяется, и побуждает его откликнуться.

Во второй части занятия ребенку необходимо показать игрушку – персонаж, о котором рассказывалось в произведении (зайчика, петушка, киску,

8

собачку), обязательно называя его, выделяя голосом: «За-а-а-инька, это за-а-а-йчик». Можно использовать образные погремушки-самоделки с яркой головкой и удобной ручкой.

В третьей части занятия игрушку, погремушку дают ребенку в руки. Процессуально этот момент разворачивается так: держа предмет на расстоянии, взрослый побуждает ребенка протянуть руку к предмету, затем повернуть, сделать попытку перехватывания из рук взрослого. Все эти действия взрослый подкрепляет названием предмета. Когда малыш выпустит предмет из рук, отвлечется, взрослый забирает его. Затем повторяется первая часть занятия. Примерно до 6 – 8 месяцев ребенок идет в основном за звуковой действительностью, которая вплетается в общий эмоциональный фон и в звуковом отношении «расцвечивает» эмоциональное общение.

Чисто эмоциональное реагирование с ориентировкой на манипулирование звуками может сохраняться очень долго, если взрослый не начнет постепенно – наряду с ориентировкой на развитие речевых навыков – параллельно прорабатывать развитие понимания названий предметов, а затем и действий. Уже с 6 месяцев к ребенку приходит указательный жест, если мама, обращаясь к малышу, спрашивает: «Где?» (зайчик, кукла и т. п.).

  1. Малые фольклорные формы в развитии ребёнка.

Малые фольклорные формы (песенки, потешки, стишки, подговорки и пр.) – прекрасный речевой материал, на основе которого у ребенка уже во втором полугодии начинает отрабатываться понимание текста. Прежде всего, возникает ситуативная связь между смысловым общим содержанием произведения и конкретным действием, которое отражает его. Именно конкретное, ситуативное действие ребенка, которое понятно ему и приобретено через практический опыт, сочетающееся неоднократно со словом (в данном случае с потешкой, песенкой), приобретает на ранних этапах детства смысловое

9

содержание. Появление этого навыка можно считать эпохальным событием в развитии ребенка, так как он в самой элементарной форме начинает реагировать не только на звуковое оформление произведения, но и на его содержание. Если ребенку неоднократно прочитывают одни и те же поэтические строки, сочетающиеся с определенной ситуацией, то он усваивает их общую смысловую направленность, например: «Баю-баюшки-баю… Баю деточку мою…».

Сочетание «баю- бай» всегда связано для ребенка с укладыванием спать, это им пережито и приобретено в собственном опыте. Поэтому, как только малыш слышит знакомые сочетания слов, они ситуативно начинают ассоциироваться в его сознании с конкретной действительностью. Это положение является еще одной скрытой пружиной действенного влияния народной поэзии на умственное, познавательное развитие ребенка раннего возраста. Вместе с тем следует отметить: это «внутреннее», скрытое богатство малых фольклорных форм должно быть прежде всего открыто взрослым. Именно взрослый, используя перлы народной педагогики и мудрости, привносит посредством умелой интерпретации слова, жеста, действия и смысловое содержание – открывает его ребенку в доступной форме. Малышу становятся «сигнальными» по смысловому содержанию звукосочетания – наигрыши («Ай, та-ту, та-ту, та-ту!Ай, та-ту, ай, та-ту!»). Малыш в ответ начинает приплясывать. В другом случае слова «Кап- кап, шлеп-шлеп!» ассоциируются у него с ситуацией купания и т. п.

Этот же механизм начинает действовать, когда с 6 – 9 месяцев ребенок начинает учить выполнять действия по слову, когда ему дают поручения: «дай», «покажи», «сделай ладушки». С этой целью можно читать некоторые потешки типа «Ладушки», «Сорока-сорока». Обучение действиям по слову проходит несколько этапов: вначале метод пассивных движений, т. е. новое действие, называет взрослый  и выполняет вместе с ребенком - его рукой. Затем

10

взрослый побуждает малыша выполнять движения по слову, например: предлагая выполнить ладушки, сам первый выполняет действия, а ребенок подражает. И наконец, приблизительно к одному году ребенок начинает выполнять так называемое разученное действие по просьбе взрослого.

С 9 – 12 месяцев у ребенка возникает новый тип речевого развития – умение подражать слогам, которых в его речи еще нет. Разговором или прибауткой взрослый стимулирует их появление. Так, чтобы отработать звукосочетание «ди», взрослый подбирает потешки, где этот слог находится под ударением, следовательно, выделяется голосом и хорошо улавливается слухом: «Во-ди-и-чка! Во-ди-и-чка! Умой Тане личико». Помогут и песенки – небылицы, например: «Тень-тень-потетень» (активизация звукосочетания «те»).

Народные произведения рассчитаны также и на такой эмоциональный прием, как обращение к ребенку по имени. Анализ этой особенности фольклористики для маленьких показал: стихотворное обращение к ребенку активизирует его (к концу первого года жизни и даже несколько ранее, когда ребенок начинает понимать свое имя). Разыгрывание потешки, в которой слышится имя ребенка, побуждает к большему осмыслению содержания.

Потешка помогает ребенку «открыть» себя (вот он, оказывается, кто: Боренька!), делает его как бы соучастником действия. Фольклорное произведение, рассчитанное на обращение к ребенку по имени, утверждает его личность, уважение к нему, признание уникальности и неповторимости. В подтексте звучит, что ребенок для взрослого –высшая ценность, несравнимая ни с какими богатствами мира. Запомним: фольклорные произведения для маленьких несут в себе высшие гуманистические ценности, вечные категории жизни, обновляющиеся красотой и любовью, потому что ребенок – вершина человеческой любви.

11

  1. Проявление любви к ребёнку через народное поэтическое слово.

Народное поэтическое слово, предназначенное маленьким, необходимо не только им, но и взрослым, чтобы выразить детям свою любовь, нежность и заботу, веру в здоровый рост, красоту, силу, сметливый ум («Коленька хороший, Коленька прихожий», «Маша черноброва» и т. д.). Святое отношение к детству звучит в подтексте этих маленьких произведений; они пронизаны светом любви к ребенку. В них нет никаких назиданий, однако между строк читается так много, что хочется сказать: фольклорные произведения для маленьких – народная дидактика, школа материнства.

В потешках, песенках отражена сущность раннего детства: видеть мир таким, каким он предстает перед взором малютки – без лукавства и фальши. Малые фольклорные произведения – это удивительное ожидание радости, светлое восприятие взрослого человека, приятие его непререкаемого авторитета и ожидание добра, добра и только добра. Простота малых фольклорных форм не имеет ничего общего с упрощенностью. В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи. Сами тексты как бы оберегают ребенка, как бы говорят: ребенок мал, но не примитивен; ребенок несмышлен, но не глуп; ребенок беспомощен, но в нем сила роста; ребенок для матери, но уже и не для нее, а для мира. Эти крохотные произведения философичны в своей основе, потому что обращены внутрь человека.

12

Список литературы:

  1. Якубовская Е.И., Ерёмина Н.В., Иванищенко Л.Н. «Песенки, забавы, игровая гимнастика для малышей» - СПб.: СПбАППО, 2008.
  2. Якубовская Е.И., Ерёмина Н.В., Иванищенко Л.Н. «Развивающие игры, сказки, забавы для дошкольников» - народные традиции воспитания детей - СПб.: СПбАППО, 2008.
  3. Фёдорова Г.П. «Заглянет солнце и в наше оконце» - игры и потешки для развития способностей детей – «Колокольчик» Санкт – Петербург, 1997.

13

13



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как заботиться о здоровье ваших детей с раннего детства.

В данной консультации даны рекомендации родителям по закаливанию детей водой и воздухом. А также главные принципы профилактики простудны заболеваний....

"Советы родителям детей раннего возраста" Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. В настоящее время у подавляющего большинства детей раннее детство проходит в се

quot;Советы родителям детей раннего возраста"Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. В настоящ...

Личностное развитие детей в раннем детстве

Консультация для родителей  на тему: "Личностное развитие детей в раннем детстве от1 до 3 лет...

«Нарушения развития детей в раннем детстве »

Ранний возраст является уникальным и определяющим для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. Это период становления функциональных систем, формировани...

Подвижная игра, как способ развития речи у детей в раннем детстве

В статье представлены практические материалы для родителей малышей 2-3 лет с целью профилактики задержки речевого развития...

Подвижная игра, как способ развития речи у детей в раннем детстве

Консультация для родителей детей раннего возраста о развитии их речи через подвижную игру...