Ресурсное обеспечение и программно-методическое сопровождение реализации профессионального проекта "Сюжетно-ролевая игра в ДОУ"
статья

Григорьева Светлана Михайловна

Данный материал содержит описание  ресурсного обеспечение и программно - методическое сопровождение при реализации проекта в межатестационный период по теме"Сюжетно-ролевая игра в ДОУ"  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл resursnoe_obespechenie_programmy_igra.docx20.2 КБ

Предварительный просмотр:

    Сюжетно – ролевые игры детей формируются под влиянием правильной организации воспитателя. Педагоги, нашего ДОУ знают, что игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, а особенно с детьми с ОВЗ. Однако эти знания по разным причинам чаще всего оставались на уровне теоретических рассуждений, а на практике получалось, что игра не занимала ведущие позиции среди занятий и других видов детской деятельности. Также из наблюдений свободной деятельности дошкольников, мною было установлено, что многие дети, в группах комбинированной направленности, имели большие трудности при общении со сверстниками, стеснялись, не могли выразить словами свои действия и желания, таким образом эти дети оставались в стороне, не включаясь в сюжетно-ролевую игру. Так же был установлен, тот факт, что воспитатели не уделяли таким детям должного внимания, не знали, как сделать, так и увлечь ребенка, чтобы он включился в игру со всем коллективом. Знания и умения по руководству игровой деятельностью дошкольников воспитатели получали при целенаправленной методической работе старшего воспитателя дошкольного учреждения.

    Таким образом, одной из актуальных, проблемных задач в работе нашего учреждения является развитие игровой деятельности дошкольников на основе сюжетно-ролевых игр, в группах комбинированной направленности с ТНР.

      Для того чтобы сделать определенные выводы о состоянии игровой деятельности в ДОУ и планировать методическую работу по данной проблеме, я изучила и проанализировала одно из основных направлений деятельности педагогов по развитию сюжетно-ролевой игры: создание условий для развития сюжетно-ролевых игр в группах комбинированной направленности с ТНР.

 Анализируя создание условий в нашем ДОУ, для развития сюжетно-ролевых игр педагогами, я руководствовалась ООП ДО «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой., к созданию предметно-пространственной среды, обеспечивающие реализацию ООП ДО и общие принципы организации предметно –игровой среды для детей в дошкольном учреждении, к которым относятся:

  • Наличие пространства и места для игровой деятельности;
  • Наличие времени, отведенного для игр в режиме дня;
  • Зонирование и динамичность предметно-игровой среды;
  • Наполняемость и разнообразие игрушек-заместитетелй;
  • Учет возрастных особенностей;
  • Обеспечение безопасности развивающей среды.

Проведенный мною анализ создания условий для развития сюжетно-ролевой игры в ДОУ позволяет сделать вывод об имеющихся проблемах и недостатках работы педагогов в данном направлении:

  • Прежде всего, в группах сокращается время, отведенное для сюжетно-ролевой игры: в первую половину дня воспитатели мало уделяют времени играм на прогулках; во вторую половину дня – сюжетно-ролевые игры часто заменяются дополнительной образовательной деятельностью, либо занимаются со специалистами ДОУ;
  • В группах старшего дошкольного возраста мало свободного пространства для игровой деятельности, т.к. интерьер группы больше напоминает класс из-за расположения столов и стульев. Так же заполняет пространство традиционные уголки: «Дом», «Больница», «Магазин», «Парикмахерская»;
  • Отсутствие крупногабаритных мягких модулей и передвижных ширм;
  • В большинстве групп игровые уголки укомплектованы одними  теми же игрушками, с начала учебного года и до конца учебного года. Воспитатели не учитывали того, что образные и игрушки –заместители нужно постепенно вносить по мере развития сюжетно-ролевых игр. Непродуманный подбор игрушек способствует однообразию игр, во время которых должны ставиться и решаться интересные задачи.

С учетом выявленных недостатков были определены перспективы работы по данной проблеме, рассчитанные на два учебных года:

На первом этапе работы по данному направлению было запланировано изучить следующие вопросы: игровые технологии Комарова Н.Ф. «Комплексное руководство сюжетно – ролевыми играми в детском саду»; Харчевникова А.Н. «Сюжетно – ролевые игры для социализации детей».

   С целью изучения теоретических основ игровой технологии сюжетно-ролевой игры была проведена консультация для воспитателей по теме: «Сюжетно-ролевая игра в современном ДОУ», в которой были даны рекомендации и различные подходы к руководству детской игрой.

  Для молодых специалистов был проведен практический показ приемов руководства игрой непосредственно в их группе, учитывая те трудности, который испытывал данный воспитатель. Некоторым педагогам было очень сложно ввести в игру сразу всю группу. Было предложено воспитателю ввести сюрпризный момент или подавать «позывные» для завлечения ребят. Другой воспитатель затруднялся в руководстве взаимоотношениями с детей в процессе игр. Здесь были показаны, приемы, способствующие установлению дружеских отношений между детьми в сюжетно-ролевой игре. Были педагоги, которые очень боялись отступить от тематического планирования игры и постоянно делали замечания детям в процессе игры. Этим педагогам было дано разъяснение, что у сюжетно-ролевой игры дошкольника нет четких правил.

  Каждый просмотр сюжетно-ролевой игры завершался беседой с воспитателем: заметил ли он удачный прием? Уловил ли особенность руководства игрой с учетом возраста детей?  И самое главное – совместно анализировали работу с детьми.

 Затем была проведена консультация по наполняемости атрибутов и игрушек-заместителей по возрастам. Воспитатели в соответствии с возрастом детей, создавали условия для игр, внося много выдумки и творчества. Были оснащены игровые уголки необходимыми атрибутами для сюжетно-ролевых игр, появились предметы-заместители, крупный и мелкий игровой материал. Воспитатели педагогически целесообразно разместили игрушки и эстетично оформили игровые пособия.

   Найти правильные формы работы с воспитателями помогли регулярные наблюдения всего педагогического процесса. Особое внимание уделяли таким вопросам как: какие приемы использует воспитатель по организации игры, умеет ли включаться в игру с целью развития сюжета, каким образом создает проблемную ситуацию, разрешает конфликты и обучает детей правильным взаимоотношением.

  Также проводилось заседания воспитателей в виде «Круглого стола», на котором прошел просмотр видеозаписей сюжетно-ролевой игры. Каждый педагог поделился своими трудностями при ведении игры. Воспитатели делились советами, как разрешить конфликтные ситуации. Также в этом заседании принимал участие педагог-психолог Е.В. Максина, она дала свои рекомендации воспитателям по теме: «Пути разрешения конфликтных ситуаций между детьми в сюжетно-ролевой игре».

Для оказания помощи молодым педагогам воспитатели-наставники помогут начинающим в использовании теоретических знаний на практике, осуществив показ приемов квалифицированного руководства игровой деятельностью детей.

      Мы планируем продолжать работу по совершенствованию мастерства воспитателей, ибо в этом залог успешного личностного развития каждого ребенка. В процессе игровой деятельности и формирования на этой основе таких необходимых для успешного обучения в школе качеств, как произвольность, социально-коммуникативные качества, самостоятельность и инициатива.  

 

    При написании парциальной программы и составлении планировании сюжетно – ролевой игры в группах комбинированной направленности с ТНР, мною была изучена и подобрана следующая методическая литература:

  1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
  2. Общая образовательная программа МКДОУ д/с № 346;

 http://ds346nsk.edusite.ru 

  1. Адоптированная основная образовательная программа для дошкольников с ОВЗ (для детей с тяжелыми нарушениями речи) МКДОУ д/с № 346;
  2.  Зебзеева В.А.Нормативное обеспечение дошкольного образования (с комментариями)/Сост. Зебзеева В.А..- М. : ТЦ Сфера, 2015
  3.  Сажина С.Д. Составление рабочих программ для ДОО: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2017
  4.  Харченко А.Н.,  Деркунская В.А. Сюжетно – ролевые игры для социализации детей: Методическое пособие. – 4-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2015
  5.  Комарова Н.Ф. Комплексное руководство сюжетно – ролевыми играми в детском саду. -  М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2012
  6.  ВыготскийЛ.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Издательство «Перспектива», 2018
  7. Лохов М.И., Фесеенко Е.В. Нестандартный, или «плохой хороший» ребенок. – СПб.: КАРО, 2011 – (Серия «Специальная педагогика»
  8. Шадрина Л.Г , Семенова Н.В. Развитие речи – рассуждения у детей 5-7 лет: Методические рекомендации – М.: ТЦ Сфера, 2012;
  9. Харчевникова А.Н., Деркунская В.А. Сюжетно- ролевые игры для социализации детей
  10. Макаренко А.С. Книга для родителей / Сост., автор вступ.ст и примеч. С.С. Невская – М.: Академический проспект, 2019

      Первым и обязательным условием составления программы – это соответствие программы требованиям. В этом мне помогла методическая литература: Закон РФ «Об образовании», Зебзеева В.А. Нормативное обеспечение дошкольного образования; Сажина С.Д. Составление рабочих программ для ДОО.

      Очень важно было проанализировать и сделать вывод о особенностях в развитии воспитанников с ОВЗ, в этом мне помогла методическая литература: Выготский Л.С. «Вопросы детской психологии»; Захарова И.Ю «Игровая педагогика, таблица развития, подбор и описание игр»; Лохов М.И. «Нестандартный или «плохой хороший ребенок». Перечисленная литература помогла мне понять основные проблемы детской психологии, переход одного возрастного периода к другому, характерные особенности развития в отдельные периоды детства.

      При составлении планирования сюжетно- ролевой игры для воспитателей мне помогло изучение такой литературы как: Комарова Н.Ф. «Комплексное руководство сюжетно – ролевыми играми в детском саду»; Харчевникова А.Н. «Сюжетно – ролевые игры для социализации детей»; Шадрина Л.Г. «Развитие речи – рассуждения у детей 5-7 лет». Данные пособия помогли мне познакомиться с особенностями игр современных детей, изучила практические советы и рекомендации авторов по организации сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте. А также применила в своей работе рекомендации, как организовать методическую работу с кадрами, по совершенствованию руководства игрой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ресурсное обеспечение и программно-методическое сопровождение профессиональной деятельности

В своей деятельности руководствуюсь Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (Постановление Правительства РФ...

3.Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождении образовательного процесса профессиональных конкурсах

3.2.Участие педагогического работника в профессиональных конкурсах,наставничество3.3.Результаты участия в профессиональных конкурсах,в том числе участников,подготовленных аттестуемым работником -на му...

Критерий 3: Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах

3.1. Методическая работаВыписка из протокола ПДС педагогов дошкольных групп Выписка из протокола по теме "Инновационные технологии творческого развития дошкольников с учетом ФГОС дошкольного...

Сборник программно-методического обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением слуха в ДОУ

В сборнике представлены материалы, обеспечивающие психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением слуха:основные программы;диагностический инструментарий;книги и пособия по воспитательно-обр...

Раздел 5. Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах

Раздел 5. Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конк...

Раздел 5. Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах

Раздел 5. Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конк...