Творческая мастреская "Наши руки не для скуки".
методическая разработка

Гулакова Ирина Фёдоровна

Рабочая программа по творческой мастерской "Наши руки не для скуки".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_kruzhkovoy_rabote.docx25.7 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 218 компенсирующего вида»

660005, Россия, Красноярский край, город Красноярск,  ул. Краснодарская, д. 3А, тел. 224-75-30,

e-mail: mdou218@list.ru ОКПО 41069145, ОГРН 1022402484092, ИНН 2465041229, КПП 246501001

_____________________________________________________________________________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ

ПО ОРИГАМИ

«НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ»

                                                                                           Воспитатели: Тухто И.А.

                                                                                                                         Гулакова И.Ф.

г. Красноярск 2018

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Пояснительная записка
  2. Общая характеристика предмета
  3. Описание ценностных ориентиров содержания
  4. Место курса в учебном плане
  5. Мониторинг
  6. Планируемые результаты

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Истоки творческих способностей и дарований детей - на кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства

 в детской ладошке, тем умнее ребенок».

В.А.Сухомлинский

     Сегодняшнее время вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто в результате совместного общения, игры, в результате осознания результата своей деятельности, фантазии.

     Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения.

     Актуальность программы подтверждается Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, который определяет, что содержание познавательного направления должно реализовываться через различные виды деятельности.

      Оригами – в переводе с японского звучит как «сложенная бумага». Но есть и другое, философское значение - «мгновение мироздания, выраженное в бумаге». И тогда возможен совсем другой подход к оригами - как к игре, к сказке. Простой квадрат бумаги становится сказочным героем и помогает детям делать открытия. Очень важно, чтобы эти открытия стимулировали у дошкольника интерес к процессу познания, к поиску самостоятельных решений и достижению поставленных целей, к преодолению трудностей.

     Отечественные педагоги (Л.В. Куцакова, С. Афонькин, Т.И. Тарабарина, Ю.В. Шумаков, Е.Р. Шумакова и другие) и зарубежные педагоги (М. Кемпбел, Р.Харбин, Э. Кеннвей, А. Иошидзаве, Д. Листар и другие) отмечают, что оригами имеет множество достоинств для развития определенных навыков и качеств у детей.

     Почему? Складывание из бумаги — это не просто забавы. Это близкое и доступное детям искусство. Дети сталкиваются с чем-то обычным и прекрасным. Оригами помогает развивать художественный вкус и логику, эффективно способствует формированию пространственного воображения. Оно развивает память, способствует концентрации внимания и самодисциплины, активирует мыслительные процессы. Кроме того, оригами является одним из видов творчества, способствующих развитию мелкой моторики рук.

     Наше дошкольное учреждение посещают дети с нарушением зрения. Такие дети имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и мелкой моторики пальцев и кистей рук. Они полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук детей с нарушением зрения оказываются вялыми или слишком напряженными. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности воспитанников. Поэтому дети с нарушением зрения нуждаются в развитии мелкой моторики, так как хорошо развитые движения и тактильная чувствительность пальцев в значительной степени компенсируют недостаточность зрения.

     Цель программы:

     Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

     Задачи программы:

обучающие:

- знакомить с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина;

- знакомить с основными базовыми формами в оригами: «треугольник», «шкаф», «блинчик», «книжка», «рожок», «конфета»;

- обучать различным приемам работы с бумагой;

- формировать умения следовать устным инструкциям;

- обогащать словарь ребенка специальными терминами;

- создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

коррекционно - развивающие:

- развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию;

- развивать глазодвигательные функции, фиксацию, локализацию;

- развивать словесную ориентацию;

- развивать внимание, память, логическое мышление, пространственные отношения;

- развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей;

- развивать коммуникативные способности детей;

- развивать пространственное воображение.

воспитательные:

- воспитывать интерес к искусству оригами;

- воспитывать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

     Оригами – это сложение различных фигур из разноцветных квадратных листов бумаги. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

     Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

     Занятия оригами являются своеобразной психотерапией, способствуют повышению активности, как левого, так и правого полушарий мозга, поскольку требуют одновременного контроля над движениями обеих рук, повышаются навыки мелких и точных движений пальцев обеих рук, активизируется творческое мышление, увеличивается его скорость и гибкость, развиваются пространственное воображение, глазомер.

     Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.

     Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Это великолепный метод сказкотерапии. Сложив из бумаги фигурки животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.

     В процессе складывания фигур оригами дети познакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста. Кроме этого дети узнают много нового, что относится к ФЭМП.

     Простейшие способы конструирования поделок основаны на умении складывать квадрат пополам, по вертикали или диагонали и последовательном сгибании бумаги сначала вдоль, а потом поперек, подравнивая стороны к противоположным углам.

     По мнению многих авторов, эти действия доступны детям дошкольного возраста. Также не стоит забывать о том, что оригами развивает мелкую моторику рук, а, следовательно, и речь (речевой центр и центр, управляющий мелкими движениями пальцев, находятся рядом в головном мозге человека, взаимно влияют друг на друга).

     В программе указаны основные цели и задачи обучения. Программа знакомит с необходимым оборудованием для занятий совместной деятельности. Поможет внести детей в мир искусства оригами с помощью исторических сведений и фактов.

     В программе представлены методические рекомендации по ознакомлению и обучению детей с оригами, учетом их возрастных особенностей. Программа способствует развитию знаний, умений, навыков, необходимых для обучения в школе.

III. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ

Принципы реализации программы:

Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.

Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.

Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.

Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.

Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт.  Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

Технические навыки, прививаемые детям в процессе знакомства и изготовления оригами:

  • Владение ножницами.
  • Обработка квадрата.
  • Создание основ (базовых форм) оригами.
  • Аппликативное оформление оригами.
  • Составление творческих композиций.

Работа с родителями:

     Предусматривает регулярное индивидуальное консультирование, проведение родительских собраний, совместное выполнение работ родителей и детей с целью ознакомления родителей с особенностями оригами, способами изготовления поделок и т.д.

     Активное участие родителей в художественно-творческой работе группы и ДОУ (оформление группы к праздникам, смотр- конкурсы, выставки, ярмарки, мастер- классы и т.д.)

     Разработан цикл консультаций по темам:

«Что такое «оригами»?», «Развиваем воображение», «Поделки своими руками», «Ум на кончиках пальцев».

IV. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

     Программа творческой мастерской «Наши руки не для скуки» рассчитана на 4 года.

Возраст детей 3-7 лет.

     Занятия проводятся один раз в неделю, с сентября по май, во второй половине дня. Занятие проводится по средам.

Продолжительность занятий:

1 год обучения (2 младшая группа) – 15 минут

2 год обучения (средняя группа) – 20 минут

3 год обучения (старшая группа) – 25 минут

4 год обучения (подготовительная группа) – 30 минут

V. МОНИТОРИНГ

         Основная задача мониторинга на первоначальном этапе (в младшем и среднем дошкольном возрасте) выявить уровень развития мелкой моторики у детей Приложение № 1. В старшем дошкольном возрасте рекомендуется провести мониторинг уровня развития ребенка Приложение № 2.

Формы реализации программы

          Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым темам.

Формы подведения итогов реализации программы

- Составление альбома лучших работ;

- Проведение выставок работ детей: в группе и в ДОУ.

- "День малыша"-подарки самым младшим детям детского сада

- "День матери", "День Защитника Отечества"-подарки своим близким.

Общий план занятий     

     Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о предполагаемом предмете складывания.

  1. Подготовка к занятию (установка на работу).
  2. Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений):

    - повторение названия базовой формы;

         -  повторение действий прошлого занятия;

         - повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности.

  1. Введение в новую тему:

- загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.);

- показ образца;

- рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали);

- повторение правил складывания.

  1.  Практическая часть:

- показ педагогом процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте, в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков);

- вербализация воспитанниками некоторых этапов работы (расшифровка схемы: «Что здесь делаю?»;

- текстовой план (если поделка состоит из нескольких частей);

- самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;

- оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;

- анализ работы воспитанников (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).

VI. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

     В процессе работы в творческой мастерской «Наши руки не для скуки», по данной программе, дети:

  1. познакомятся с искусством оригами;
  2. будут знать основные базовые формы оригами «книжка», «дверь», «треугольник», «воздушный змей», «блинчик», «конфета»; «квадрат» и научаться самостоятельно изготавливать их;
  3. будут знать основные геометрические понятия: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина;
  4. научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами;
  5. смогут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
  6. разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
  7. смогут хорошо ориентироваться на листе бумаги;
  8. будут уметь намечать линии, научаться тщательно и аккуратно разглаживать линии сгиба;
  9. будут уметь украшать свою поделку, добавлять недостающие детали (глаза, усы, и т.п.);
  10. смогут добиваться конечного результата;
  11. смогут самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников.

В плане подготовки детей к школе работа с оригами ценна еще тем, что посредством этой деятельности формируются важные качества детей:

  • умение слушать педагога;
  • принимать умственную задачу и находить способ ее решения;
  • переориентировка сознания детей с конечного результата на способы выполнения;
  • развитие самоконтроля и самооценки;
  • осознание собственных познавательных процессов.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены целевые ориентиры. В ожидаемых результатах формирования творческих и конструктивных способностей в конструировании в технике оригами целевые ориентиры это:

1.Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности в том числе в конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

2.Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

3.Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;

4. У ребенка развита крупная и мелкая моторика;

5.Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Дети проявляют большой интерес к оригами. Удовлетворить детские познавательные интересы, совершенствовать мастерство конструирования из бумаги возможно в рамках кружковой работы. Освоение детьми различных базовых форм оригами позволит детям почувствовать себя, смелее, непосредственнее, даст полную свободу для самовыражения.

Практическая значимость данного кружка велика. Работами детей можно украсить группу, площадку. Ребята могут подарить свои поделки сотрудникам, детям, родителям. Из лучших работ можно организовать выставки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Наши руки не знают скуки" (из опыта работы по созданию пособий с использованием ковролина)

Презентацию практической деятельности  «Наши руки не знают скуки» я представляла на семинаре-практикуме" ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СТРУКТУРЕ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГ...

Выставка творческих работ родителей "Руки не для скуки".

Выставка творческих работ родителей  с помощью нетрадиционных техник продуктивной деятельности....

Выставка творческого семейного конкурса нетрадиционного спортивного оборудования «Наши руки не для скуки» Автор

Результаты совместной творческой деятельности педагогов, родителей и детей...

Творческая мастерская "Наши руки не для скуки"

Рабочая программа по творческой мастерской "Наши руки не для скуки"...

Программа кружка по развитию творческих способностей «Наши руки не для скуки»

Возраст обучающихся: 4-5 лет  Срок реализации образовательной программы: 1 год...

Творческий проект "Наши руки не для скуки"

Творческий проект для детей подготовительной к школе группы«Наши руки не для скуки»Тип проекта: творческийСрок реализации: долгосрочный (8 месяцев)Состав участников: воспитатели, дети стар...

Положение о проведении выставки творческих работ Тема "Мамины руки не знают скуки" во 2 группе раннего возраста "А"

  Повышение статуса женщины-матери, активизация и пропаганда семейного творчества....