Реабилитационная программа: Культура поведения и общения для детей дошкольного возраста в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
рабочая программа

Галуцких Марина Лукьяновна

Жизнь ребенка в реабилитационном центре связана с включением его в различные социальные группы (сверстники, педагоги, родители), где каждый наделён своими индивидуальными особенностями, а все вместе образуют социальную общность, в которой каждому ребёнку предстоит наладить взаимоотношения.

На сегодняшний день проблема духовно-нравственного воспитания считается одной из основных проблем в нашем обществе. Отсутствие умения общаться, навыков поведения в обществе, получаемых в детстве, впоследствии вселяет в человека неуверенность в себе, боязнь сделать что-нибудь не так. В результате теряется естественность в общении, поведении. Человеку кажется, что все взоры устремлены именно на него. Потерявший уверенность делает одну ошибку за другой: невпопад отвечает на вопросы, замыкается в себе. Множество мелких ошибок свидетельствуют о дурном воспитании, неумении вести себя в обществе со всеми вытекающими отсюда последствиями. Решить эту проблему можно – научив ребёнка правилам поведения в обществе. Чтобы подготовить ребёнка к взрослой жизни, научить нормам морали, понимать логику определённых правил и взаимоотношений, адекватному поведению в общении с различными людьми, привить знания и навыки, необходимые на протяжении всей жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Областное специализированное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения « Областной социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Реабилитационная программа

Культура поведения и общения для детей дошкольного возраста в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних

 

Возрастная группа: 3-7 лет,

Срок реализации: 1 учебный год

Форма обучения: очная

Составила: 

 воспитатель высшей квалификационной категории

Галуцких Марина Лукьяновна

г. Белгород 2021

Пояснительная записка

Жизнь ребенка в реабилитационном центре связана с включением его в различные социальные группы (сверстники, педагоги, родители), где каждый наделён своими индивидуальными особенностями, а все вместе образуют социальную общность, в которой каждому ребёнку предстоит наладить взаимоотношения.

На сегодняшний день проблема духовно-нравственного воспитания считается одной из основных проблем в нашем обществе. Отсутствие умения общаться, навыков поведения в обществе, получаемых в детстве, впоследствии вселяет в человека неуверенность в себе, боязнь сделать что-нибудь не так. В результате теряется естественность в общении, поведении. Человеку кажется, что все взоры устремлены именно на него. Потерявший уверенность делает одну ошибку за другой: невпопад отвечает на вопросы, замыкается в себе. Множество мелких ошибок свидетельствуют о дурном воспитании, неумении вести себя в обществе со всеми вытекающими отсюда последствиями. Решить эту проблему можно – научив ребёнка правилам поведения в обществе. Чтобы подготовить ребёнка к взрослой жизни, научить нормам морали, понимать логику определённых правил и взаимоотношений, адекватному поведению в общении с различными людьми, привить знания и навыки, необходимые на протяжении всей жизни.

Актуальность

         Среди воспитанников центра дети, которые находятся в них стационарно, получают в центре разнообразную социальную, психологическую, педагогическую помощь, интересно проводят свободное время. Годы существования социально-реабилитационных центров позволяют сделать некоторые выводы о составе детей, поступающих в них.

Для этих детей характерно нарушение социализации: они не умеют вести себя за столом, не способны адаптироваться в незнакомой среде и новым обстоятельствам. В последствии это приводит к проявлению дивиантного поведения в старшем возрасте.

Привычки нравственного поведения воспитанников социально-реабилитационного центра носят неустойчивый, ситуативный характер, поэтому необходима целенаправленная, систематическая работа с учетом индивидуальных особенностей детей.

Формирование культуры поведения и общения – сложный деятельный процесс, нельзя рассчитывать на моментальный и постоянный результат, поэтому воспитателям надо терпеливо повторять использованные методы и подбирать новые, с пониманием относится к тому, что результат будет, достигнут не сразу, и может не совсем в той форме, в какой мы ожидаем. Поэтому данная программа поможет педагогу научить воспитанников  правильно общаться с окружающими людьми и чувствовать себя уверенными во всех ситуациях, с которыми они могут столкнуться в жизни.

Цель программы: способствовать созданию условий для самореализации детей, развитию их культурного уровня при специально организованной деятельности.

Задачи программы:

  1. Формировать способы социального поведения воспитанников в различных ситуациях, опыт доброжелательного отношения к окружающим.
  2. Воспитывать положительные качества: вежливость, тактичность, милосердие, доброту.
  3. Совершенствовать умение регулировать своё поведение.
  4. Обучать детей правильному поведению в социуме.

Данный учебный курс входит в духовно – нравственную образовательную область.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы

Программа предназначена  для  детей школьного возраста (7-18 лет).

Сроки реализации рабочей программы 

Программа рассчитана на обучение воспитанников в возрасте от 7 до 18 лет, срок ее реализации – 3 месяца.

Формы работы:

а) познавательные занятия;

б) беседы;

в) игры;

г) викторины, тесты, конкурсы;

д) упражнения подражательного характера на имитацию выразительных жестов, мимики, движений;

е) рассматривание иллюстраций, фотографий.

Формы контроля: диалог, анализ и обыгрывание ситуаций, решение

этических задач, эксперименты, творческие задания, итоговый праздник, тестовые задания.

Методы диагностики культуры поведения и общения:

Наблюдение;

Беседы с родителями;

Анкетирование детей, родителей;

Рассказы-коллизии;

Ожидаемые результаты:

  1. Сформировать навыки поведения в общественных местах.
  2. Следование правилам поведения в различных ситуациях.
  3. Доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам.
  4. Сформировать эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, к сверстникам и взрослым.
  5. Сформированное значение роли этикета в жизни людей.

        Материально- техническое обеспечение:

Библиотечный фонд

Компьютерные средства

Технические средства: слайд - проектор, экран

Листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры.

Формы учета оценки планируемых результатов

  1. Опрос
  2. Наблюдение
  3. Анкетирование воспитанников

        Требования к уровню воспитанников, обучающихся по данной программе

Воспитанники должны знать:

  1. значение этикета и навыков правильного общения;
  2. культуру внешнего вида;
  3. правила жизни в обществе;
  4. правила поведения в семейном кругу, группе, общественных местах;
  5. взаимоотношения с близкими людьми, сверстниками, педагогами;
  6. правила гостеприимства;
  7. правила дарения и получения подарков;
  8. правила оформления писем, поздравлений.
  9. правила ведения переписки в сети Интернет

Воспитанники должны уметь:

     1.   правильно вести себя дома, на прогулке, в театре, в кино, в музее, в транспорте.

     2. следить за своим внешним видом, за своим здоровьем, соблюдать гигиену;

     3. правильно общаться с незнакомыми и близкими людьми, разговаривать по телефону;

     4.  вести себя за столом, в гостях, пользоваться столовыми приборами;

   5. общаться с одноклассниками и учителями, решать конфликтные ситуации.

Основные способы и формы  работы с детьми:

 Программой используются индивидуальные, групповые (коллективные) и массовые  занятия.

Приложение 1

Культура общения детей со сверстниками, родителями.

Игры на знакомство

Девочки-мальчики

Мальчики садятся на одну скамейку, а девочки на другую. Мальчики называют любые имена девочек. Если эти имена носят девочки, то они встают и рассказывают немного о себе. Потом девочки называют любые имена мальчиков. Это происходит до тез пор, пока имена всех детей не будут названы.

Шумная игра

По сигналу ведущего все игроки начинают, выкрикивая свои имена, искать своих тезок, чтобы быстрее других собраться в команду. Выигрывают самые шумные и проворные.

Кто есть кто?

Каждый игрок получает лист бумаги и карандаш. После сигнала ведущего игроки в течение пяти минут должны познакомиться друг с другом, узнав имя и кто, кем хочет стать (будущая профессия). Полученные данные записываются на листе бумаги. Выигрывает тот, кто успеет больше узнать и записать.

Рассказы-коллизии.

         Костя выучил все уроки и собрался идти играть в футбол. В это время раздался звонок. К Косте пришел товарищ из его класса и попросил помочь решить задачу. Но на улице Костю ждали ребята. Что, по-вашему, сделал Костя?

У входа в школу стоит розовощёкая девочка-первоклассница. На ногах – резиновые сапожки. Мать хотела нагнуться, чтобы отмыть их от грязи.

Что, по-вашему, должна сделать девочка?

В комнате играли мальчики — сын Андрей и его друзья. Вначале играли дружно, потом послышался шум. Петя возмущался: “Это ты, Андрей, взял мою нитку. Отдай сейчас же!”. Андрей отвечал: “Я не брал твою нитку!”. Завязалась драка. Андрей подмял под себя “противника”, бил его кулаками и ногами, а друзья стояли притихшие. Что, по-вашему, должны были сделать друзья?

Семилетний Миша только что получил подарок от тёти. Он сильно сдавливает коробку, чтобы узнать, что там внутри.

Мать: Миша, сейчас же перестань! Ты испортишь подарок! Что надо сказать?

Миша (сердито):  Спасибо! Как нужно вести себя, когда получаешь подарок?

Беседы.

1.Приветствуем друг друга. Приветствие – одна из форм вежливости. Роль приветствия в жизни людей. Формы приветствия и прощания. Правила хорошего тона. Интонации при приветствии.

2. Давайте познакомимся. Роль знакомства в жизни и общении людей. Правила поведения при знакомстве. Виды знакомств. Представление людей друг другу. Формы проявления интереса к человеку. 

3. Правила хорошего тона. Учимся говорить, так что бы тебя поняли. Обращение – одна из форм речевого этикета. Зависимость обращения людей друг другу, независимо от возраста, пола, социального положения. Формы обращения.

4. В мире вежливости. Культура общения при разговоре. Формы выражения просьбы, благодарности, сочувствия. Вежливая просьба в различных ситуациях. Искусство ведения разговора. Роль общения в жизни людей.

5. Культура телефонного общения. Телефонный разговор. Правила разговора по мобильному телефону в общественном месте.

6. Учимся правильно принимать комплименты и критику. Различия между лестью и комплиментом, виды благодарности за похвалу. Критика. Как правильно реагировать на негативные критические высказывания.

Видеофильмы

«Чучело»(1983г.)

«Пацаны»(1983г.)

«Тимур и его команда» (1976г.)

Приложение 2

Правила поведения в общественных местах

Памятки.

Правила поведения в школе

 1. В школу надо приходить вовремя, без опозданий, аккуратно одетым, причёсанным. Когда входишь в школу, не толкайся, не спеши опередить всех.
2. Когда входишь в класс, поздоровайся сначала с учителем, а потом с товарищами. Если ты опоздал на урок и заходишь в класс после звонка, извинись и спроси у учителя разрешения войти.

3. В школе необходимо соблюдать чистоту и порядок.

 4. Береги школьное имущество. Береги свою парту, не ломай её, не царапай и ничего не пиши на ней.

5.Выходить на перемену можно лишь после того,
как разрешит учитель.

6. На уроки физической культуры ученики приходят в спортивной форме и спортивной обуви. Без разрешения учителя в спортивный зал учащиеся не входят.
 
7. Учащиеся школы проявляют уважение к старшим, заботятся о младших.
 8. В общении со всеми окружающими проявляй вежливость, тактичность, уважение и скромность. Грубость недопустима!

Правила поведения на уроке

1. Приходи в класс до звонка на урок. Перед уроком достань из ранца все необходимые учебные принадлежности: тетради, учебник, ручку, карандаш, линейку.

2. Встречай учителя, стоя у своего рабочего места. Когда учитель или другой взрослый входит в класс, учащиеся встают, приветствуя его. Когда кто-то из взрослых покидает класс, все ученики также должны встать.

3. Во время урока веди себя тихо и спокойно; не разговаривай с соседями и не отвлекайся на посторонние вещи.

4. Выполняй всё, что говорит учитель.

 5. Если ты хочешь спросить что-то у учителя, желаешь ответить на вопрос или тебе необходимо выйти, подними руку.

6. Не кричи с места, не перебивай учителя. Не вставай без разрешения учителя.

7. Когда отвечает твой одноклассник, внимательно слушай то, что он говорит. Не подсказывай ему, если он не знает ответа.

8. Если учитель вызвал тебя отвечать, говори громко, чётко, внятно.

9. Старайся поддерживать порядок на своём рабочем месте.

10. Услышав звонок, возвещающий об окончании урока, не вскакивай с места. Покидать класс можно только с разрешения учителя.

Правила поведения учащихся в столовой.

1. Посещай столовую согласно графику.

2. Запрещается приходить в столовую в верхней одежде, а также с портфелями или сумками.

3. Во время еды в столовой надлежит придерживаться хороших манер и вести себя пристойно. Помой  руки перед едой, ешь аккуратно, сидя за столом, не разбрасывай еду.

4. Относись уважительно к работникам столовой.

5. Разговаривай во время еды не громко, чтобы не беспокоить тех, кто ест по соседству.

6. Убирай за собой посуду после приёма пищи и ставь на место стулья.

Правила поведения во время экскурсий в музей, на выставку

1. Веди себя спокойно, сдержанно.

2. Внимательно осматривай, слушай, не перебегай беспорядочно от одного к другому.

 3. Без разрешения ничего не трогай.

 4. Громко не разговаривай.

 5. Не забудь поблагодарить экскурсовода.

Правила поведения в общественных местах

1. На улице громко разговаривать, кричать, смеяться неприлично.

 2. Нельзя сорить на улице: грызть семечки, бросать бумажки, конфетные обёртки, огрызки от яблок.

 3. Во время посещения кинотеатра не надо шуметь, бегать, затевать игры.

4. Во время просмотра кинофильма неприлично мешать зрителям, хлопать стульями, свистеть, топать.

 5. При входе в зал и при выходе не надо спешить, толкаться.

 6. Будьте вежливы.

Приложение 3

Игры, формирующие культуру поведения

Скворец
Эта игра поможет детям научиться позитивно, не нанося психологических травм другим людям, разрешать конфликты. Сюжет игры заключается в том, что в "скворечнике" поздней осенью поселяются три "воробья". За время зимы они обжились в своем домике, обустроили его. Им хорошо и уютно жить вместе.

Но вот пришла весна, и из теплых краев возвратились три "скворца". Они подлетели к своему домику и увидели, что он занят "воробьями".
Далее детям предоставляется возможность действовать самостоятельно. Игра заканчивается, как только "воробьи" и "скворцы" придут к какому-нибудь общему решению. Оно может быть следующим:

- скворцы" выгонят "воробьев" из скворечника; птицы соглашаются жить вместе;

- "скворцы" помогают найти "воробьям" другой домик и обустроиться там, а также договариваются, что зимой "воробьи" могут вновь его занять;

- "скворцы" улетают, увидев, что их дом занят;

- свой вариант.

В заключение игры важно сделать вывод, что в конфликте всегда необходимо увидеть и понять позицию другого и искать способ разрешения сложившейся ситуации вместе.

Разное отношение

Игру следует начать так: "К разным людям мы относимся по-разному. Представь, что вчера ты забыл в школе очень нужную книгу (подумай какую) и тебе необходимо ее найти. Для этого ты должен спросить о ней по очереди у друга, учителя и ученика, с которыми ты давно не разговаривал. Как ты будешь спрашивать, каким тоном? Подумай"

Хороший врач

Предложите ребенку подумать, как должен поступать хороший врач в следующих ситуациях:

- К врачу на прием пришла мама с мальчиком, который очень боится укола и плачет. (Вариант решения: врач должен поговорить с мальчиком, угостить его конфетой, рассказать сказку, а затем уже сделать укол.);

- К врачу пришел старик, который не согласен с тем, как врач его лечит. (Вариант решения: врач должен внимательно выслушать его, спокойно высказать свое мнение, а затем показать книги по медицине, которые подтверждают правильность выбранного лечения, и предложить ему прочесть их.);

-Перед кабинетом врача ругаются несколько больных;

- Медсестра часто опаздывает на работу;

-Медсестра плохо моет медицинские инструменты.

Пусть ребенок выберет одну ситуацию и придумает небольшую сценку-диалог, которую вы разыграете вместе.

 Добрая сказка

Попросите ребенка представить, что однажды во всех сказках герои стали хорошими, совершающими добрые поступки. Пусть он выберет две известные сказки и составит из них одну таким образом, чтобы отрицательные персонажи двух сказок совершали в общей сказке только добрые поступки (например, сказку о Красной Шапочке и сказку про трех поросят). Однажды Красная Шапочка пошла к бабушке. По дороге она встретила волка, который работал лесным врачом. Волк рассказал ей, что идет в домик к поросятам, потому что они заболели гриппом.
Красная Шапочка тоже захотела навестить поросят, и пошла к ним вместе с Волком. Волк дал поросятам лесную микстуру из ягод малины и листьев мяты, и им стало лучше. Затем Волк предложил Красной Шапочке проводить ее к бабушке, потому что было уже темно. Бабушка очень волновалась, что Красной Шапочки долго нет. Она думала, что ее внучка заблудилась в лесу, и от волнения у нее началось сильное сердцебиение. Когда Волк и Красная Шапочка пришли, Волк дал бабушке несколько мятных таблеток, чтобы она успокоилась. Потом они вместе стали пить чай с пирожками и брусничным вареньем.
На прощание бабушка подарила Волку банку вкуснейшего джема и попросила отнести в подарок трем поросятам вкусных пирожков.
Окно
Игра начинается со слов: "Перед тобой окно с очень толстым стеклом, через которое не проникают звуки. Ты хочешь что-то сказать товарищу. Заранее реши что. Можно артикулировать губами, писать воображаемые буквы на стекле, объяснять на пальцах". Второй участник игры, которым можете быть и вы сами, должен его понять и ответить тем же способом.

Путешествие
Цветным мелом на полу рисуется несколько пересекающихся "тропинок" разного цвета. Игроки (команда из четырех-пяти человек), выбрав свою "тропинку", стараются как можно быстрее добраться до конца пути, не сбив при этом соседей.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание привычек и культуры поведения за столом у детей дошкольного возраста

Пожалуй, каждый педагог и родитель задумывается над этим вопросом, ведь организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом. Знакомство с ним позволяет ребенку быть уверенным в себе, пр...

"Развитие навыков экологической культуры поведения в природе у детей дошкольного возраста"

В работе содержится краткое обобщение опыта по теме самообразования педагога...

Семинар-практикум "Как формировать культуру поведения за столом у детей дошкольного возраста"

Данный материал поможет закрепить знания педагогов по формированию у детей культуры поведения за столом....

ВОСПИТАНИЕ ПРИВЫЧЕК И КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ВОСПИТАНИЕ ПРИВЫЧЕК И КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАОрганизация детского питания напрямую связана со столовым этикетом.Знакомство с ним позволяет ребенку быть уверенным в себ...

Реабилитационная программа: "Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста"

Формирование культурно-гигиенических навыков (КГН) и навыков самообслуживания являются одним из важнейших направлений социальной реабилитации детей....

ВОСПИТАНИЕ ПРИВЫЧЕК И КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Обучать правилам поведения за столом можно как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи. Завтракая и обедая вместе с детьми, воспитатель должен демонс...

Дополнительная образовательная программа по реализации духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации программы «Социокультурные истоки» для детей компенсирующей направленности от 6 лет до ооо 2021-2022 уч.года

Дополнительная образовательная программа по реализации духовно – нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста от 6 лет до окончания образовательных отношений  в условиях р...