Дымковские игрушки
учебно-методическое пособие (подготовительная группа)

Железнякова Лидия Борисовна

Дымковские игрушки

 «В слободе Дымково, пригороде Вятки, издавна занимались лепкой и росписью глиняных игрушек. Эти игрушки известны не только в нашей стране, но И 3а рубежом Промысел возник очень давно. В 1811 году на берегу реки Вятки издавна проводился праздник Свистопляски, где продавались глиняные вятские игрушки. Глиняные игрушки расписывали различными знаками, которыми Люди заклинали Ярилу-солнце, чтобы оно не иссушало реки, не выжигало посевы и пастбища. Позднее праздникстал называться Свистунья. ДО настоящего времени в Вятке проводятся ямарки — Свистуньи. Мастера-игрушечники продолжают лепить все более разнообразные глиняные игрушки-свистульки. Вятский художник И. А. Деньшин посвятил народной игрушке такие строки:

Мультфильм https://disk.yandex.ru/i/FbEdhtS2h4nKzQ

https://disk.yandex.ru/i/aqUn_5IbHHvuwA

Скачать:


Предварительный просмотр:

Волшебная дымка

Дымковские игрушки

 «В слободе Дымково, пригороде Вятки, издавна занимались лепкой и росписью глиняных игрушек. Эти игрушки известны не только в нашей стране, но И 3а рубежом Промысел возник очень давно. В 1811 году на берегу реки Вятки издавна проводился праздник Свистопляски, где продавались глиняные вятские игрушки. Глиняные игрушки расписывали различными знаками, которыми Люди заклинали Ярилу-солнце, чтобы оно не иссушало реки, не выжигало посевы и пастбища. Позднее праздникстал называться Свистунья. ДО настоящего времени в Вятке проводятся ямарки — Свистуньи. Мастера-игрушечники продолжают лепить все более разнообразные глиняные игрушки-свистульки. Вятский художник И. А. Деньшин посвятил народной игрушке такие строки:

Завелась неведомая птица —

Всякий ей дивится:

НЕ поет и не летает,

Вся горит и полыхает.

Далеко по белу свету

Знают все пичугу эту,

Эта птица не простая,

Расписная, золотая.

Просто диво — безделушка,

Зовут ее народная игрушка.

Неширокая спокойная речка течет возле самого села, и в синей ее глади отражаются лес и белые облака, которые порой удивительно похожи т0 на причудливую птицу, то на коня или оленя. Такими же белоснежными, как облака, бывают дымковские игрушки до того, как на них ложится узорчатая роспись. Берега реки густо заросли травой, среди которой то там то здесь встречаются рыжие проталины глины, и3 которой дымковские мастера и лепят свои игрушки. После того как уточки, копи, олени, важные барыни вылеплены, они несколько дней сушатся на деревянных столах и подоконниках. Затем игрушки обжигаются в жарком огне русской печи. «ворота» печи широкие, в ней очень просторно и может разместиться очень много игрушек. Оттого что в печи бушует огонь, а в ее дверцы проникает холодный воздух, игрушки начинают звенеть на разные голоса, как колокольчики. От огня они становятся Ярко-красными, затем покрываются сизым налетом и кажутся прозрачными. После обжига игрушки делаются очень прочными и легкими. Как только они остынут, мастерицы покрывают их ровным слоем разведенного в молоке мела и ставят сушиться на сквознячок. Затем игрушки раскрашивают темперными красками. Для того чтобы укрепить красочный слой и сделать его немарким, игрушки после росписи покрывают тонким слоем яичного желтка. В росписи присутствуют самые разнообразные цвета и всего пять элементов: круг, прямая и волнистая линии, точки горошины и клетки. Несмотря на небольшое количество элементов, мастера придумывают самые разнообразные узоры и украшают Свои изделия очень ярко, празднично и декоративно. Белый фон игрушек никогда не закрашивается целиком, а всегда активно участвует в росписи, заставляя особенно ярко звучать цвета красок. Иногда мастер дополняет роспись золотыми вкраплениями. (см. коллекцию)

Картотека игр по теме

«Знакомство с дымковским промыслом».

Игра «Составь узор».

1 вариант

Содержание: Дети делятся на две команды. Каждой команде выдаются элементы узора (рис1). По команде дети переворачивают свои элементы, и составляют узор. Побеждает команда, которая выстроит правильно.

2 Вариант.

Содержание: Составить различные варианты орнаментов из имеющегося набора элементов.

Рис.1 Орнамент

ИГРА  «Что не свойственно дымковскому промыслу?»

Содержание: Перед игроком раскладываются карточки с признаками характерными для той или иной росписи или промысла: материал (глина, дерево, ткань, солома и т.д.), элементы росписи, цветовые сочетания, вид изделий (игрушки, посуда, вышитые изделия и т.д.), мотивы (изображения людей, животных, птиц и т.д.).

Игрок должен выбрать и убрать карточки с теми признаками, которые не свойственны данному промыслу. Играть можно одному игроку или командами на скорость (количество комплектов карточек соответствует количеству команд; у каждой команды может быть свой вид промысла или росписи).

ИГРА «Что перепутал художник?»

Содержание: Игроку необходимо выявить и назвать в предлагаемом изображении признаки или детали не характерные для данного промысла (вида изделия, предмета) рис.2.

Например, изображение дымковской игрушки  у которой фон под роспись не белый, а желтый или крупные элементы узора выполнены черным цветом, а мелкие разными цветами, или в росписи присутствуют только два цвета, какой-то элемент в росписи игрушки не соответствует традиции, игрушка выполнена в дымковской традиции, но сам мотив не свойственен (самолет, слон, дом) и т.д.

Рис.2 Что перепутал художник

ИГРА «Подбери нужный элемент»

Содержание: К предлагаемому орнаменту, в котором отсутствует элемент нужно подобрать подходящий из нескольких элементов похожих друг на друга по форме, но имеющих некоторые различия (цвет, мелкая деталь или их количество, размер). Чем старше ребенок, тем сложнее ставится задача.

ИГРА «Выпавший кусочек»

Правила: В «полотне узора» отсутствует фрагмент. Игроку нужно подобрать правильный вариант из предложенных фрагментов.

ИГРА «Подбери к силуэту пару»

1 вариант.

Содержание: К силуэтному изображению необходимо подобрать игрушку или её цветное воспроизведение. Среди предлагаемых вариантов могут быть игрушки с отличающимися деталями, но с одинаковым орнаментом.

2 вариант.

Содержание: Подобрать соответствующее цветное изображение к контурному или силуэтному. (рис.3)

Водоноска дымковская игрушка раскраска. Традиции дымковской росписи:  основные этапы и цвета

Рис.3 Силуэт

ИГРА «Половинка»

Цель: развивать зрительное восприятие, сравнительный анализ, внимательность.

Содержание: Необходимо к имеющейся половинке изображения игрушки подобрать вторую половинку из предложенных вариантов (силуэт, детали и узор половинок должны совпадать полностью если изображение симметричное (барышня), если несимметричное (олень, конь, баран), то должны соответствовать образу).

ИГРА «Прятки»

Содержание: В орнаменте «спрятался» элемент, который не подходит по форме, цвету или деталям (в дымковском орнаменте мелкие элементы внутри большого не совпадают с остальными подобными элементами орнамента). Нужно найти этот элемент и назвать чем он отличается, и какой элемент должен быть на его месте.

ИГРА «Ну-ка повтори»

Содержание: Игрок должен из элементов выложить узор аналогичный предложенному образцу. Орнамент может совпадать полностью или сохранять структуру (чередование по цвету, форме, величине), построение (рядами, в шахматном порядке, радиально, свободно).

Игра «Угадай-ка»

Содержание: Ведущий показывает изображения изделий (игрушек) разных промыслов (или виды росписи разных промыслов). Дети выполняют определенное действие (хлопают) если видят изображение дымковской игрушки (или дымковский орнамент), в других случаях остаются без движения.

ИГРА «Собери картинку»

Содержание: Нужно собрать по кусочкам целое изображение дымковской игрушки. Если игроков несколько это задание можно выполнять на скорость (см. коллекцию).

ИГРА «Реставратор»

Содержание: Воспитатель рассказывает о работе реставраторов. Уточняет, в чем она заключается. Показывает «поврежденную» дымковскую игрушку и предлагает ребятам её восстановить. Задача каждого реставратора – определить какой фрагмент росписи утрачен и «возродить» рисунок (см.коллекцию).


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказ о дымковской игрушке «В мастерской дымковской игрушки»

Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф...

"Дымковский конь" (роспись дымковской игрушки)

Конспект занятияс детьми старшего дошкольного возраста"Дымковский конь"роспись дымковской игрушки...

Конспект занятия по рисованию с детьми 2 средней группы на тему конек – дымковская игрушка Конек – дымковская игрушка

Составила Боричевская Наталья Викторовна. ГБДОУ № 69 Конек Дымковский:Цель: - воспитывать желание рассматривать народные игрушки (лошадка)- понимать настроение, выраженное в народной игрушке;- уч...

Памятки для родителей "Дымковская глиняная игрушка", "Как познакомить ребёнка с Дымковской игрушкой"

Дымковская глиняная игрушка – один из самый ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. Зародился промысел в вятской заречной слободе Дымково, отсюда и название игрушки. Первыми дымковскими и...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Дымковская игрушка».(роспись дымковской игрушки)

Конспект занятия по кружковой деятельности«Дымковская игрушка».(роспись дымковской игрушки)....

Рассказ о дымковской игрушке для дошкольников «В мастерской дымковской игрушки»

Рассказ о дымковской игрушке для дошкольников «В мастерской дымковской игрушки»...