Влияние личностных особенностей воспитателя на нравственное развитие дошкольников
статья

Самохина Анна Игоревна
В статье рассматривается вопрос влияния личностных качеств воспитателя на развитие нравственных компонентов в дошкольном возрасте;
даётся анализ личностных качеств воспитателей, способствующих успешной профессиональной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПИТАТЕЛЯ НА НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Костюшина Е. В.

старший преподаватель кафедры педагогики и психологии

ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ, г. Мичуринск, Россия;

Самохина А. И.

 обучающаяся 2 курса магистратуры

ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ, г. Мичуринск, Россия;

Аннотация. В статье рассматривается вопрос влияния личностных качеств воспитателя на развитие нравственных компонентов в дошкольном возрасте; даётся анализ личностных качеств воспитателей, способствующих успешной профессиональной деятельности.

Ключевые слова. Нравственное развитие, компоненты нравственного развития, личностные качества, самоактуализация личности, локус контроля.

1Костюшина Елена Владимировна е-mail: elena-kostyushina@yandex.ru

Самохина Анна Игоревна е-mail: samokhina-anna.89@mail.ru


Дошкольный возраст считается важным этапом в становлении личности и формировании компонентов нравственного развития ребенка. Именно в этот период он осваивает окружающий его мир, учится взаимодействовать в социуме, проходит начальные этапы в своем нравственном развитии. Важность этого этапа в жизни ребёнка, его роль в социализации дошкольника отмечали в своих работах Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, В.К. Котырло, С.Г. Якобсон.

Как известно, гармоничное развитие личности ребёнка возможно только в социуме в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками. На наш взгляд, особая роль в этом процессе отводится именно педагогу: он способствует созданию микросреды, которая благоприятно влияет на детей, их психическое развитие, на их взаимоотношения как со взрослыми, так и сверстниками. По этому поводу К.Д. Ушинский писал: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер» [5, с.177].

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что на сегодняшний день проблема влияния личностных особенностей педагога на нравственное развитие дошкольника остаётся мало изученной.

В психологии и педагогике есть ряд работ посвящённых изучению личностных и профессиональных качеств педагога, его стиля взаимодействия с воспитанниками (Б.Г. Ананьев, Н.В. Кузьмина, А.А. Бодалев, Е.А. Панько).

В этих исследованиях изучаются личностных качеств педагога, такие как эмоциональность, общительность, пластичность поведения, любовь к детям, эмпатия, социальная зрелость личности и другие.

Нет единой точки зрения, на вопрос какие качества воспитателя влияют на развитие личности ребёнка, становление нравственности и её компонентов в дошкольном возрасте.

Одни учёные утверждают, что определяющим является стиль общения воспитателя с воспитанниками, другие считают, что условием успешности деятельности педагога в нравственном воспитании является его направленность на межличностные взаимоотношения с детьми.

Е.А. Панько выделяет три группы воспитателей детского сада по степени сформированности у них педагогической социальной перцепции или другими словами по уровню понимания воспитанников [3, с.78]. К низкому уровню относятся педагоги, которые характеризуются выделением отдельных черт, внешней картины поведения ребенка без проникновения в его мотивационную сферу. Для них в ребёнке важными являются качества, связанные с легкостью управления им. Для воспитателей, относящихся к среднему уровню понимания воспитанников, важным является поведение ребенка в значимых видах деятельности, адекватная оценка его развития, его социальный статус в группе. Для высокого уровня характерна точная оценка уровня развития ребенка, глубокое проникновение в его познавательную, волевую, мотивационную сферы, отражение индивидуальных особенностей воспитанника.

Н.И. Рейнвальд говорит о пяти базовых свойствах личности педагога: во-первых, коллективизм как учет прав и интересов других людей, готовность к содействию; во-вторых, трудолюбие, проявляющееся в поиске возможностей полезного приложения своих сил; в-третьих, любознательность; в-четвёртых, способность видеть прекрасное в окружающем; в-пятых, организованность как целесообразное планирование и самоконтроль [4, с.96].

По мнению Е.И. Рогова, личность в педагогической деятельности определяется не каким-то набором качеств или характеристик, а уровнем личностной активности, способствующим передачи социального опыта своим воспитанникам.

Мы также придерживаемся мнения, что основой профессионализма является мотивация деятельности педагога, удовлетворение потребности в признании социальной значимости их деятельности.

Для изучения личностных особенностей воспитателей были использованы методики 16PF Р. Кеттелла, самоактуализационный тест (CAT), а также методика экспресс-диагностики эмпатии и опросник для диагностики стиля взаимодействия воспитателей с детьми (автор В.П.Симонов). В исследовании приняли участие 10 воспитателей, работающих в 5 разных по возрасту группах.

Анализ данных по методике CAT показал, что высокие результаты были получены у 50% воспитателей, участвующих в исследовании по шкалам: Представления о природе человека и Синергии. Средний уровень самооактуализации у педагогов был выявлен по шкалам: Поддержки – 50% воспитателей, Ценностных ориентаций – 40% воспитателей, Гибкости поведения – 60%, Самоуважения – 50%, Познавательных потребностей и Креативности – 50% воспитателей. И низкий уровень самоактуализации личности был выявлен по следующим шкалам: Компетентности во времени – 50% исследуемых педагогов, Сензитивности к себе – 40%, Спонтанности – 30%, Самопринятия – 50%, Принятия агрессии – 50%.

Данные результаты свидетельствуют о том, что педагоги не всегда чётко осознают свои потребности и чувства и, как следствие, не склонны к их открытому проявлению. У них заниженная самооценка, дефицит самоуважения, они видят в себе много недостатков и не стремятся к саморазвитию и самосовершенствованию. Они испытывают трудности в установлении контактов с новыми людьми, но в тоже время считают, что большинство людей хорошие и добрые.

Таким образом, в целом по данной группе испытуемых, можно говорить о среднем уровне развития самоактуализации.

Анализ личностных качеств воспитателей, способствующих успешной профессиональной деятельности, показал, что 40% обследованных педагогов имеют высокий уровень эмпатии, т.е. они способны к пониманию и переживанию эмоционального состояния, настроения окружающих их детей, принятию точки зрения ребенка, доброжелательному отношению к нему, чуткости, заботливости, тактичности. В то же время, большая часть воспитателей (60%) имеют средний уровень эмпатии, что проявляется в недооценке значимости, ценности чувств и желаний воспитанников. Такие воспитатели при взаимодействии с детьми не всегда учитывают их индивидуальные особенности, что приводит к нарушению контакта между взрослым и ребенком, росту чувства тревожности у последнего.

При изучении стиля взаимодействия педагогов с детьми было установлено, что 30% предпочитают авторитарный стиль взаимодействия. Для них характерным является жесткий контроль за выполнением установленных правил, ограничение инициативы и самостоятельных действий детей, стремление подчинить их себе. В общении с детьми чаще всего используют приказной тон, преобладают указания, поучения, упреки.

Демократический стиль взаимодействия с детьми наблюдается у 20% воспитателей. Они в каждом ребёнке видят личность, уважительно относятся к его мнению, желаниям, чувствам, предоставляют ему необходимую самостоятельность, стремятся создать благоприятную среду для полноценного развития ребенка в условиях детского сада.

Либеральному стилю взаимодействия с детьми отдают предпочтение 30% педагогов. Таких воспитателей отличает безынициативность, невмешательство в дела группы. Они непоследовательны в требованиях, предъявляемых детям, их оценка детей зависит от настроения. Дети часто предоставлены сами себе, что воспитатели объясняют самостоятельностью дошкольников.

Выявленные личностные характеристики воспитателей, бесспорно, оказывают большое влияние на формирование личности воспитанников. Эмоционально положительное отношение со стороны воспитателя есть одно из условий развития таких важных социально-нравственных качеств, как гуманность, общительность, доброжелательность, сочувствие, взаимопомощь. Раздражительность, отчуждение и невнимание со стороны воспитателя приводят к тому, что ребенок стремится избегать отрицательных эмоций и замыкается. Это может привести к развитию таких отрицательных качеств у дошкольника, как агрессивность, лживость, льстивость, угодничество и покорность.

Проведя сопоставительный анализ личностных характеристик воспитателей с уровнем развития нравственных компонентов (когнитивный, эмоциональный, поведенческий) дошкольников было установлено, что дети из групп, в которых воспитатели, имеют высокий уровень самоактуализации личности характеризуются более высоким уровнем развития эмоционального компонента, но более низким уровнем – поведенческого компонента нравственности.

Таким образом, такие личностные характеристики педагогов как внутренний локус контроля, способность гибко решать проблемные ситуации в группе, принятие себя и своих воспитанников, способность выражать свои эмоции и чувства, устанавливать контакт с окружающими людьми способствуют развитию эмоционального компонента, но препятствуют формированию поведенческого компонента, социально одобряемых форм поведения.

Список литературы

1. Бодалев А.А. О качествах личности, нужных для успешного общения. // Личность и общение: Избранные психологические труды. – М. Изд. «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 256 с. [Электронный ресурс] URL: http://www.many-books.org/auth/3892/ book/11392/bodalev_aa/psihologiya_obscheniya/read (дата обращения 20.12.2019)

2. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. – 1978. – № 2. – № 4. – С. 24-28. [Электронный ресурс] URL: https://ebooks.grsu.by/psihologia/bozhovich-l-i-etapy-formirovaniya-lichnosti-v-ontogeneze.htm (дата обращения 20.12.2019)

3. Панько Е. А. Воспитатель дошкольного учреждения: Психология: пособие для педагогов дошк. учреждений: 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Зорны верасень, 2006. – 264 с. [Электронный ресурс] URL: https://elib.bspu.by/bitstream/doc/3382. pdf (дата обращения 20.12.2019)

4. Рейнвальд Н.И. Психология личности – М.: изд. Ун-та Дружбы народов, 1987. – 196 с.

5. Ушинский К.Д Три элемента школы / Педагогическая психология. Хрестоматия. – СПб.:Питер, 2016. – С. 177-193.


INFLUENCE OF PERSONAL FEATURES OF THE TEACHER ON THE MORAL DEVELOPMENT OF PRESCHOOLERS

Kostushina Elena Vladimirovna1

Senior Lecturer, Department of Pedagogy and Psychology

Samokhina Anna Igorevna

2-year student

Social and Pedagogical Institute

Michurinsky State Agrarian University

Michurinsk, Russia

Annotation. The article considers the issue of the influence of the personal qualities of the educator on the development of moral components in preschool age; the analysis of personal qualities of educators, contributing to successful professional activities.

Keywords. Moral development, components of moral development, personal qualities, self-actualization of personality, locus of control.

1Kostyushina Elena Vladimirovna е-mail: elena-kostyushina@yandex.ru

Samokhina Anna Igorevna е-mail: samokhina-anna.89@mail.ru