Мастер-класс «Народные традиции в семейных праздниках».
методическая разработка (средняя, старшая группа)

Зорина Любовь Николаевна

Всем известно, что на Руси у всех семей были свои традиции, которые объединяли, делая их сильными и крепкими. Но многие традиции были упразднены, как народные, так и семейные. Часть, конечно, осталось - трансформировавшись, часть канули в небытие, ну и, конечно же появились новые. Также изменились и взгляды на понятие "семьи", на верность в семье, на воспитание детей. Многие традиции, которые делали семью - семьёй, были потеряны.

Поэтому, традиции - это основа уклада семьи, семьи - дружной крепкой, у которой есть будущее. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель:

  Расширять знания родителей о народных традициях в семейных праздниках.

Задачи:

  • Знакомить родителей с народными традициями и русским искусством, отражающим национальный характер и мировосприятие русского человека.
  • Формировать устойчивый интерес и понимание их необходимости и ценности в современной жизни.
  • Вспомнить с родителями народные игры, обряды, праздники, привлечь к участию в них.
  • Повысить компетентность родителей в области истории и культуры русского народа, формировать чувство причастности к наследию своего прошлого.

 Наше прошлое-это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. В наш век глобализации, информатизации, ускорения темпа жизни, когда деформируются семейные ценности, разрушается сама структура семьи, теряется связь поколений, как никогда нужна нравственная основа, которая позволит родителям черпать силы и мудрость для воспитания детей. Такой основой могут стать наши народные праздники, традиции, в том числе традиции семейного воспитания в которых сосредоточены народная мудрость, ценности. Они оттачивались и сохранялись веками. Поэтому взрослым мы рекомендуем не забывать о великом значении самобытности русского народа, о русском костюме, о быте, о жизни и труде простых людей, о национальных традициях и культуре, огромном значении народных праздниках, игр, забав, которые из глубины веков дошли до нас. И огромном воспитательном значении фольклора: потешек, закличек, прибауток, небылиц и других форм, используемых людьми на народных праздниках.

– А какие вы знаете, народные праздники? (Рождество, Крещение, Колядки, Святки, Масленица, Пасха, Троица, Ивана-купала…)

Всем известно, что на Руси у всех семей были свои традиции, которые объединяли, делая их сильными и крепкими. Но многие традиции были упразднены, как народные, так и семейные. Часть, конечно, осталось - трансформировавшись, часть канули в небытие, ну и, конечно же появились новые. Также изменились и взгляды на понятие "семьи", на верность в семье, на воспитание детей. Многие традиции, которые делали семью - семьёй, были потеряны.

Поэтому, традиции - это основа уклада семьи, семьи - дружной крепкой, у которой есть будущее. Поэтому и нужно возрождать народные традиции, семейные традиции. Хорошо, если они будут по нраву всем членам семьи, ведь они способны сближать, укреплять любовь, вселять в души взаимоуважение и взаимопонимание, то, чего так сильно не хватает большинству современных семей. Семейные традиции – большая редкость в наши дни. Между тем ничего так не сплачивает семью, как традиции. Благодаря им в доме формируется благоприятный психологический климат, добрые взаимоотношения между всеми членами семьи. Учитывая это, задача развития и возрождения традиций должна стать общей для родителей и педагогов. Ведь именно традиции выступают основой воспитания детей.

Раскрывая роль народных традиций в воспитании подрастающего поколения, мы берём в качестве отправной точки народную мудрость: «Без большого корня древа не бывает».

В каждой семье существуют различные традиции, которые мы соблюдаем из года в год. В каждой семье они свои…

Какие традиции существуют в вашей семье?

Традиции живы, пока её чтут, берегут. Нельзя допустить их полной утраты и забвения. Мы - потомки и духовные наследники людей, заложивших основу  великой культуры, должны её сохранить и передать нашим детям

Народные традиции, передаваемые из поколения в поколения, создают в себе разнообразные средства и формы воспитания. Неотъемлемой частью каждого народного праздника являются игры, забавы, в которых ярко проявляется весёлый, удалой, задорный характер русского человека. Поэтому родителям необходимо помнить насколько русские народные игры ценны в воспитательном отношении, оказывают большое влияние на развитие умственных способностей, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка. Создают определённый духовный настрой, интерес к жизни своего народа. Безусловно, эти игры – национальное богатство, и важно, чтобы дошкольники их знали и любили.

Народные игры настолько значимы в человеческой судьбе, что по ним можно судить о личности, характере, интересах, склонностях, способностях, установках человека.

Игры не пустое занятие. Это первая школа для ребёнка.

«С первых младенческих лет

он привык вверх ногами ходить,

Он привык в недетские игры играть,

 Он как воин воспитан был».

Итак, игры - не пустое занятие. Это первая школа для ребенка. Не случайно и сегодня представители старшего поколения - бабушки и дедушки, - обладающие большим жизненным опытом предостерегают не в меру строгих родителей: «Не мешайте детям играть!»

-Давайте вспомним народные игры:

 Семья – это тот родник, из которого мы черпаем силы всю свою жизнь. Так будьте добрее и внимательнее к своим близким, как это было на Руси из покон веков!

Приложение

Русские народные игры:

«Кумушка»

Игра способствует развитию внимания, ловкости.

Правила игры: четверо игроков встают по углам (можно нарисовать большой квадрат, можно использовать верёвку) а пятый водит. Игроки перебегают. Меняются местами, а задача водящего занять освободившийся угол.

Водящий подходит к любому «уголку» и говорит занимающему этот «уголок» ребёнку: «Кумушка, дай от дома ключи!» Ему отвечают: «Пойди, вон там поищи!» После чего все остальные дети меняются местами, а водящий пытается их опередить. Кто не успел занять «уголок», тот Вода.

«Ручеёк»

Цель этой игры - обучение в игровой манере ходьбе, внимательности, игре в коллективе.

Описание: Дети становятся парами, взявшись за руки. Руки надо поднять кверху таким образом, чтобы получился «домик». Пары детей становятся друг за другом, постепенно передвигаясь вперёд. Формируется что-то вроде «ручейка», который течёт. Один человек заходит в начало этого ручейка, проходит под поднятыми руками игроков и выхватывает из основной массы одного из игроков за руку, уводя его за собой в конец ручейка, вставая последним его звеном. На освободившееся место встаёт следующая пара игроков и проделывает то же самое.

«Игра с платочком».

Масленица играет с детьми. Дети идут, держась за руки, по кругу, Масленица движется им навстречу по внутреннему кругу. Напевает:

А я Масленица,

Я не падчерица,

Со платочком хожу,

К вам сейчас подойду.

Дети останавливаются, а Масленица произносит, становясь между двумя детьми:

На плече платок лежит,

Кто быстрее пробежит?

Дети, между которыми остановилась Масленица, обегают круг (внешний), возвращаются на свои места, берут платок. Выигрывает тот, кто добежит до Масленицы быстрее.

«Карусель».
Цели: Обучение детей умению двигаться в соответствии со словами.
Содержание: Дети образуют круг, держась за руки, и идут по кругу сначала медленно, потом быстрее, переходя на бег.

Воспитание интереса к хороводным играм.

Продолжаем мы веселье,

Все бегом на карусели.
«Еле - еле, еле - еле,
Закружились карусели,
А потом кругом, кругом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише - тише, не спешите!
Карусель остановите!
Раз - два, раз - два
Вот и кончилась игра!»
Затем сменить направление и продолжить игру.

«Заря – зарница».
Цели: Обучение детей умению четко произносить слова. Развитие силы бега. Воспитание интереса к игре.
Содержание: Один из детей держит шест с прикрепленными на конце лентами. Все играющие берут по одной ленте. Один из участников - водящий - стоит вне круга. Дети идут по кругу с лентами в руках со словами:
«Заря - зарница
Красная девица
По полю ходила,
Ключи обронила
Ключи золотые
Ленты голубые
Раз - два, не воронь,
А беги как огонь».
С последними словами водящий дотрагивается до одного игрока. Они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, победитель, а неудачник становится водящим.

Игра «Горелки»

Играющие выстраиваются парами друг за другом – в колонку. Дети берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Последняя пара проходит «под воротами» и становится впереди, за ней идет следующая пара. «Говорящий» становится впереди, шагов на 5-6 от первой пары, спиной к ним. Все участники поют или приговаривают:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят:

-Динь-дон, динь-дон,

Выбегай скорее вон!

По окончании песенки двое ребят, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

«Горящий» старается догнать бегущих. Если игрокам удается взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает «горящий», то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т.е. «горит». А если «горящий» поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.

 «Перетягивание каната»

Цель: Развивать ловкость, выносливость, проявлять выдержку. Воспитывать волю и стремление к победе.

На площадке проводится черта. Играющие делятся на две команды и встают по обе стороны черты, держа в руках канат.

По сигналу водящего «Раз, два, три- начни!» каждая команда старается перетянуть соперника на свою сторону. Чья команда сумеет это сделать, та считается победительницей.

Правила игры. Начинать перетягивание каната можно только по сигналу. Команда, перешагнувшая черту, считается побежденной.

«Алёнушка и Иванушка»

Выбирают Аленушку и Иванушку, завязывают им глаза. Они находятся внутри круга. 
Играющие встают в круг и берутся за руки. 
Иванушка должен поймать Аленушку. 
Чтобы это сделать, он может звать ее: «Аленушка!» Аленушка обязательно должна откликаться: «Я здесь, Иванушка!», но сама она не очень-то торопится встретиться с Иванушкой и, чувствуя его приближение, отбегает в сторону. 
Движения водящих комичны и иногда неожиданные. 
Случается, Иванушка принимает за Аленушку кого-то из стоящих рядом и скорее хватается за него. Ему объясняют ошибку. 
Как только Иванушка поймал Аленушку, их место занимают другие ребята и игра начинается сначала.

«Жмурки»

Скок-поскок, скок-поскок,

Зайка прыгнул на пенёк,

В барабан он громко бьёт,

В жмурки всех играть зовёт.
Дети часто и охотно играют в жмурки, в особенности малолетние, так как игра эта очень проста. Местом для нее избирают большую, просторную комнату или чистый двор.
Дети выбирают из своей среды одного, накладывают ему на глаза повязку, пользуясь чистым носовым платком или т. п. По данному сигналу, участвующие в игре бросаются в разные стороны, а мальчик с повязкой на глазах, стоящий среди двора или комнаты, старается поймать кого-нибудь из бегущих.
Попавшийся меняется с ним ролями, т. е. ему накладывают повязку на глаза и он, в свою очередь, старается также поймать кого-нибудь из товарищей.
Дети должны во время бега все-таки следить, чтобы тот из них, у которого глаза завязаны, не наткнулся на какой-нибудь предмет; при виде опасности они предупреждают криком: "огонь"!

«Мячик кверху»

 Участники игры встают в круг, водящий идет в середину круга и бросает мяч со словами: "Мячик кверху!" Играющие в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: "Стой!" Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный становится водящим. Если же он промахнулся, то остается вновь водящим: идет в центр круга, бросает мяч кверху - игра продолжается. Правила игры. Водящий бросает мяч как можно выше. Разрешается ловить мяч и с одного отскока от земли. Если кто-то из играющих после слова: "Стой!" - продолжал двигаться, то он должен сделать три шага в сторону водящего. Играющие, убегая от водящего, не должны прятаться за встречающиеся на пути предметы.

Считалки

Вдаль бежит река лесная,

Вдаль неё растут кусты,

Всех в игру я приглашаю,

Мы играем-водишь ты!

Белки зайцев угощали

И морковку подавали,

Все орешки сами съели,

А тебе водить велели!

Заклички

Едет Масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая,
На саночках расписных,
На кониках вороных.
Живёт Масленица семь деньков.
Оставайся, Масленица, семь годков

Ясна-красна!

Приди, Весна!

С голубою далью,

С Иваном да Марьей!

На снег с теплом,

На всю зиму с помелом!

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №29 «Пчёлка»

Семинар для родителей «Школа семьеведения».

Мастер-класс

«Народные традиции в семейных праздниках».

                                       

                                                       

                                       

                                                              Подготовила: воспитатель Зорина Л.Н.

г. Серпухов

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по работе с родителями «Семейные традиции» ( по программе "Истоки" и "Воспитание на социокультурном опыте")

«Семейные традиции»Занятие проводится на основе книги 5 для развития детей 6-7 лет «Семей­ные традиции» ЗадачиПрисоединение  родителей к  отечественным  традициям.Оказание родител...

Мастер - класс "Возрождаем народные традиции. Изготовление куколок из ниток"

Изготовление куколок из ниток. Знакомство  с историей появления кукол - оберегов....

Мастер-класс по работе с родителями «Семейные традиции» ( по программе "Истоки" и "Воспитание на социокультурном опыте")

Занятие проводится на основе книги 5 для развития детей 6-7 лет «Семей­ные традиции» Задачи1.     Присоединение  родителей к  отечественным  традициям.2....

Мастер-класс "Русские народные традиции"

Народные традиции и обычаи представляют собой уникальную связь, эдакий «мост времен», связывающий далеко прошлое с настоящим. Некоторые из них уходят своими корнями в языческое прошлое рус...

Мастер-класс для родителей и педагогов «Семейные традиции: чтение как увлекательная игра детей и взрослых»

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов и повышение педагогической компетенции родителей.Задачи:- показать родителям ценность домашнего чтения;- показать значение доброго, тёплого общен...

Мастер класс" Русские народные традиции", по изготовлению новогодней игрушки и плетению кос.

Материал подразумевает развитие познавательной активности детей и родителей в процессе ознакомления с русскими народными традициями; сплочение коллектива воспитанников и родителей....